Цели урока:
- Создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся посредством проблемной ситуации.
- Повторение и систематизация знаний по теме.
- Применение полученных знаний на практике.
Задачи урока:
- Усвоение способов самостоятельной деятельности.
- Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Технология: проблемное обучение.
Полная картина человеческой жизни.
Полная картина тогдашней России.
Полная картина того, в чем люди полагают
свое счастье и величие, свое горе и унижение.
Вот что такое “Война и мир”.
Н.Страхов.
“Дребедень многословная…”
“Война и мир” мне отвратительна вся!”
Л.Н.Толстой
Вопрос к классу:
- Как вы понимаете это высказывание?
- Какое из высказываний вам ближе и почему?
- Какая, на ваш взгляд, проблема в романе Л.Н.Толстого является важной и почему?
- Необходимо ли изучение романа Л.Н.Толстого в наши дни? Какую пользу оно может принести современной молодёжи, современному поколению?
- Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современности вы обнаружили в романе Л.Н.Толстого?
Класс разбивается на 4 группы, и каждая группа получает задание, в котором предлагается теоретическое обоснование вопроса, представленное в виде схемы или таблицы, а затем отвечает на вопросы, предложенные для анализа.
Основным выводом на уроке будут являться ответы учащихся на вопрос: “Какие же приёмы в романе дают возможность утверждать, что произведение Л.Н.Толстого является психологическим романом?”
1 группа
Система персонажей - способ выражения идейного и художественного замысла автора. Во взаимодействии персонажей, в их сопоставлении, сравнении, противопоставлении проявляется взгляд писателя на созданный им художественный мир, на самих героев, их слова и поступки и, в конечном счете, на окружающую действительность.
Чем сложнее, масштабнее творческая задача, решаемая художником, тем труднее построить стройную систему персонажей, тем хуже она подчиняется систематизации. Однако на основные тенденции можно указать.
В зависимости от критерия, положенного в основу классификации, системы персонажей могут быть:
Ответьте на следующие вопросы:
- Как характеризует прочитанный вами пять эпизодов персонажей романа?
- Какие черты портретных характеристик персонажей вам запомнились?
- Похожи ли друг на друга семьи, описанные в романе?
- Показывает ли Толстой серьёзный конфликт “отцов” и “детей” в какой-либо из семей?
- Какие семьи Толстой описывает как приятные, хорошие, а к каким относится недоброжелательно? Как он это показывает читателям?
- В каждой из семей родители проявляют заботу о будущем своих детей. В чём она выражается?
- В каких семьях царят истинные, подлинные чувства, а в каких – фальшивые, чисто внешние?
- В некоторых семьях, изображённых Толстым, есть люди, не разделяющие общего духа этой семьи, чуждые ей. Какие примеры вы можете привести?
- Какую роль играют в этих семьях матери? Каковы взгляды Толстова на назначение женщины?
- К каким семьям, описанным в романе “Война и мир”, могут относиться перечисленные свойства?
Строгость
Гостеприимство
Притворство
Карьеризм
Благородство
Приспособленчество
Искренность
Безнравственность
Расчётливость
Эмоциональность
Сдержанность
Простота
Корыстолюбие
ЛицемериеРостовы
Болконские
Друбецкие
Курагины
2 группа
Портрет в художественном мире Толстого
Для того, чтобы создать художественный образ, писателю – реалисту необходимо использовать множество изобразительных средств. И, пожалуй, один из самых распространённых приёмов создание образа – описание внешнего облика персонажа.
Внешний облик не так важен, как внутренний мир, - эта мысль тоже одинаково близка и Пушкину, и Толстому. Поэтому при создании портрета действующего лица у них появляются детали. Говорящие о движениях, мимики, жестов, речи персонажа. Так и Лермонтов, изображая своего Печорина, хочет показать, что его походка говорит о скрытости, что его глаза не смеются, когда он смеётся. Выразить движение души через внешность – это цель психологического портрета.
Итак, Толстой в своём романе развивает традиции Пушкина (лаконизм, тщательно отбор деталей) и Лермонтова (психологизм). Но, создавая свой очень масштабный по замыслу роман, автор не оставляет в стороне и опыт натуральной школы, понимая как много могут рассказать о персонаже детали его внешности и костюма.
Так, например, князь Василий впервые описывается как “вошедший князь в придворном шитом мундире в чулках, башмаках и звёздах с светлым выражение плоского лица”. Описание костюма явно затмевает невыразительную внешность, а сам костюм не только переносит читателя в другую историческую эпоху (чулки, башмаки), но и подчёркивает высокое положение вошедшего при дворе.
Напудренный парик старого князя Болконского – тоже не случайная деталь. Князь подчёркнуто сохраняет верность моде времён Екатерины, не желая принимать в расчёт происходящие изменения. В этом проявляется и старческое упрямство – но в то же время и некоторое фрондерство и недовольство современными порядками. Вспомним, что, в отличии от старого Болконского, у князя Василия – “надушенная и сияющая лысина”. Этот герой идёт в ногу со временем и с общественным мнением.
Ответьте на следующие вопросы:
1. У неприятных Толстому персонажей, неизменными оказываются то жесты, то улыбки, то интонации.
2. Чем важнее духовная жизнь персонажа, тем меньше неизменных деталей портрета.
Приведите примеры, иллюстрирующие эти два тезиса.
Вспомните, какому из персонажей романа “Война и мир” принадлежат перечисленные ниже детали внешности:
зеркальные глаза
исплаканное лицо
тонкие руки
губка с усиками
лучистые глаза
полные, красивые плечи
светлые наглые глаза
напудренный парик
чёрные взлохмаченные усы
жирные ляжки
большие красные рука
надушенная и сияющая
толстая чёрная косакняжна Марья
Наполеон
старый князь Болконский
Сперанский
Анна Михайловна
Наташа Ростова
княгиня Болконская
Элен
Долохов
Денисов
Пьер Безузов
лысина Соня
Князь Василий
3. Попробуйте вспомнить, как выглядела Татьяна Ларина, Обломов и Штольц.
Определите, какие художественные приёмы используют авторы. В чём состоит новаторство Толстого?
3 группа
Интерьер
Интерьер, как средство характеристики персонажа практически не использовался в литературе классицизма и романтизма. Однако писатели – реалисты (вслед за Пушкиным) поняли, как много вещь может рассказать о своём владельце. Первоначально освоение интерьера как средство характеристики персонажа шло по пути увеличения детализации описания. Позже (вторая половина 19 века) к отбору деталей стали подходить строже. Описание сократилось – роль художественной детали возросла.
Интерьер может характеризовать:
- Социальный статус (богатство – бедность, аристократизм – мещанство, образованность – невежество).
- Черты характера (самостоятельность – стремление к подражанию).
- Сферу интересов и взглядов (западничество – славянофильство, любовь к чтению – безразличие к нему, род деятельности – бездеятельность).
Интерьер может быть представлен:
Ответьте на следующие вопросы:
- Какие черты характера строгого князя Болконского вы можете назвать?
- Как он относился к воспитанию своих детей?
- Царит ли в семье Болконских мир и взаимопонимание?
- Есть ли в этой семье конфликт поколений?
- Помогает ли описанный автором интерьер лучше понять характер хозяина кабинета?
- Зачем старый князь обучает дочь математике? Нравится ли это княжне Марье?
4 группа
Пейзаж в русской реалистической литературе
Описание природы, окружающего нас мира является, безусловно, необходимой частью почти любого художественного произведения. Какие бы творческие и идейные задачи ни ставил перед собой автор, природа или городской пейзаж сопутствуют его героям.
По мере развития реализма художественные функции пейзажа менялись: из места действия, фона он превращается в средство раскрытия душевного состояния персонажа или в способ выражения собственных чувств автора.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Какую роль в раскрытии характера князя Андрея играют два эпизода, связанные с дубом?
2. Кто из перечисленных персонажей часто описывается на фоне природы, а кто лишь иногда обращает внимание на её красоту и совершенство? Кого из них невозможно представить в связи с описанием природы?
- Анна Павловна Шерер;
- Наташа Ростова;
- княжна Марья;
- Пьер Безухов;
- Николай Ростов;
- Князь Андрей;
- Борис Друбецкой;
- Князь Василий;
- Элен.
3. С какими персонажами ассоциируется:
- описание природы у Энского моста;
- описание поля Бородина;
- ночь в Отрадном;
- описание охоты;
- Святочная ночь;
- описание кометы;
- описание Аустерлицкого неба?
4. Какие новые, неожиданные мысли и чувства появляются у героев романа в связи с этими пейзажами?
5. Что произошло с князем Андреем между его двумя “встречами” с дубом?
6. Как связаны пейзажи в романе с раскрытием внутреннего мира героев?
7. Что вы можете сказать о мастерстве Толстого-психолога? Вспомните эпизоды, в которых для раскрытия душевного состояния героев автор использует:
- описание интерьера;
- описание внешности, мимики, жестов, интонаций;
- описание природы;
- внутренний монолог и авторский пересказ прямой речи.