Цели и задачи урока:
- Обучать составлению двухчастного дневника, как одной из технологий развития критического мышления;
- Знакомить с героем романа Пушкина через комментированное чтение 1 главы, с особенностями воспитания, образования, светской жизни молодых дворян начала 19 века;
- Готовить к дальнейшему восприятию событий романа.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок по теме «Историческая обусловленность характера Онегина», которую мы записываем в тетради, будет построен на основе составления двухчастного дневника. Для этого мы делим тетрадный лист на 2 части и начинаем работу с 1 главой романа (учитель всю работу проводит на доске).
1) Ради чего герой собирается унижаться перед умирающим дядей. | Ради наследства |
2) Какое воспитание и образование получил Евгений. | «сперва Madam за ним ходила, потом Monsieur её сменил...», «Monsieur Abbe ... учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой...», «Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал...», «Он знал довольно по-латыни, Чтоб эпиграммы разбирать», «...читал Адама Смита...», «...и был глубокий эконом...» |
3) Какую науку знал тверже всех | «Была наука страсти нежной....» |
4) Как обычно проходил день Онегина | «Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе...», «К Talon помчался... И трюфли, роскошь юных лет, французской кухни лучший цвет...», «Онегин полетел к театру...», «Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал», «Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова» |
II. Просмотр презентации ученика «День светского человека».
5) Отношение к театру Онегина. | «...на сцену В большом рассеянье взглянул, Отворотился-и зевнул. И молвил: «Всех пора на смену...», «Театра злой законодатель, Непостоянный обожатель Очаровательных актрис, Почетный гражданин кулис». |
6) Был ли счастлив Онегин | «...русская хандра Им овладела понемногу...», «Ничто не трогало его, Не замечал он ничего». |
7) Как пытался выйти из порочного круга | «Онегин дома заперся... Хотел писать... Читал, читал, а все без толку». |
8) Что привлекает автора в Онегине |
«Мечтам невольная преданность, |
III. На основе составленного двухчастного дневника учащиеся делают самостоятельные выводы об образе главного героя пушкинского романа.
Учитель подводит итоги урока.
Таким образом, характер героя возник не на пустом месте, Онегин — типичный герой своего времени, а, значит, его характер исторически обусловлен.
Д/З: читать 2 главу романа, составить подобный двухчастный дневник по образу Ленского.