Урок по литературе с использованием открытых образовательных технологий "Историческая обусловленность характера Онегина"

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  • Обучать составлению двухчастного дневника, как одной из технологий развития критического мышления;
  • Знакомить с героем романа Пушкина через комментированное чтение 1 главы, с особенностями воспитания, образования, светской жизни молодых дворян начала 19 века;
  • Готовить к дальнейшему восприятию событий романа.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний урок по теме «Историческая обусловленность характера Онегина», которую мы записываем в тетради, будет построен на основе составления двухчастного дневника. Для этого мы делим тетрадный лист на 2 части и начинаем работу с 1 главой романа (учитель всю работу проводит на доске).

1) Ради чего герой собирается унижаться перед умирающим дядей. Ради наследства
2) Какое воспитание и образование получил Евгений. «сперва Madam за ним ходила,
потом Monsieur её сменил...»,
«Monsieur Abbe ... учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой...»,
«Он по-французски совершенно
мог изъясняться и писал...»,
«Он знал довольно по-латыни,
Чтоб эпиграммы разбирать»,
«...читал Адама Смита...»,
«...и был глубокий эконом...»
3) Какую науку знал тверже всех «Была наука страсти нежной....»
4) Как обычно проходил день Онегина «Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе...»,
«К Talon помчался...
И трюфли, роскошь юных лет,
французской кухни лучший цвет...»,
«Онегин полетел к театру...»,
«Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал»,
«Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова»

II. Просмотр презентации ученика «День светского человека».

5) Отношение к театру Онегина. «...на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился-и зевнул.
И молвил: «Всех пора на смену...»,
«Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис».
6) Был ли счастлив Онегин «...русская хандра
Им овладела понемногу...»,
«Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего».
7) Как пытался выйти из порочного круга «Онегин дома заперся...
Хотел писать...
Читал, читал, а все без толку».

8) Что привлекает автора в Онегине

«Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий охлажденный ум».

III. На основе составленного двухчастного дневника учащиеся делают самостоятельные выводы об образе главного героя пушкинского романа.

Учитель подводит итоги урока.

Таким образом, характер героя возник не на пустом месте, Онегин — типичный герой своего времени, а, значит, его характер исторически обусловлен.

Д/З: читать 2 главу романа, составить подобный двухчастный дневник по образу Ленского.