Литература
-
Урок по сказке Р. Киплинга "Художественный мир сказки «Кошка, гулявшая сама по себе»". Методический анализ урока. 5-й класс 2009
На примере проведения урока по сказке Р. Киплинга продемонстрирована работа с текстом произведения.
-
Урок по сказочной повести А. Де Сент-Экзюпери "Маленький принц" по теме "Зорко бывает одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь" 2007
Урок литературы по произведению А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» рассчитан на учеников 5–8-х классов. Кроме аналитической беседы и работы с текстом на уроке используются элементы театрализации, работа с макетами планет, изготовленных учениками (защита мини-проекта), музыкальное оформление. Цели урока: познакомить ребят с философской сказкой А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц», развивать творческие способности, речь учащихся, формировать навык работы над словесным портретом героя.
-
Урок по современной литературе в 11-м классе. Рассказ Бориса Екимова "Фетисыч" 2010
Ведущей темой писателя Бориса Екимова стала тема современной деревни. Писать начал с 1965 года (рассказ "Товарищи красноармейцы"). Б.Екимова интересует народная жизнь, сильные характеры. По словам В.Астафьева, проза писателя "серьезная, вдумчивая", герои екимовских рассказов нравственно стойкие, цельные люди. Что же такого в рассказах Екимова, что заставляет их читать и перечитывать, сопереживать героям, задумываться самых разных читателей?
-
Урок по спецкурсу "Развитие психосоциальной компетенции учащихся на основе интеграции литературы и психологии" "Герменевтика заголовка, или Как научиться принимать решение" (по рассказу Л.Петрушевской "Подснежник") (6-й класс) 2010
Анализ рассказа Л.Петрушевской «Подснежник» и психологические тренинги, представленные в памятке, призваны помочь шестиклассникам развить психосоциальные компетенции, в частности умения не поддаваться дурному влиянию и умения принимать решения в непредсказуемых ситуациях.
-
Урок по татарской литературе 2009
Мухаммадьяр жил накануне падения ханства. В своих произведениях он выступил как патриот, который глубоко переживал надвинувшуюся на страну опасность, как гуманист. Мухаммадьяр сочувствовал трудной доле простых людей, предназначая «доброе слово обездоленным», провозглашал равенство всех независимо от их имущественного и сословного положения. Он считал, что общество должно быть устроено на началах справедливости, которая «всех молитв важнее».
-
Урок по творческой биографии и лирике Б.Л. Пастернака. Тема: «Концепция мира и человека в лирике Б.Л. Пастернака» 2014
Статья знакомит учащихся с основными событиями жизни поэта, повлиявшими на его мировоззрение и особенности творчества; комментируя и анализируя звучащие на уроке стихотворения, обращается внимание учащихся на своеобразие лирики Б.Пастернака, на его концепцию мира и человека в поэзии.
-
Урок по творчеству А.Грина «Гриновские чтения "Крылатые мечты"» 2013
Гриновские чтения знакомят школьников с личностью А.Грина и его произведениями, расширяют кругозор, развивают творческие способности, навыки слушания и выразительного чтения. На уроке используются различные средства работы с учащимися: агитбригада, чтение наизусть, представление произведений, инсценирование эпизодов, викторина.
-
Урок по творчеству А.С. Пушкина 2011
Урок-ринг по творчеству А.С. Пушкина в 6-м классе ставит целью углубление и расширение знаний учащихся по творчеству А.С. Пушкина, повышение интереса к личности поэта, воспитание любви и уважения к творчеству. Урок проведен в нетрадиционной форме с применением компьютерной технологии.
-
Урок по творчеству А.С. Пушкина "Друзья мои, прекрасен наш союз" 2014
Сценарий литературной гостиной посвящен лицейским годам А.С. Пушкина.
-
Урок по творчеству В.Токаревой "Возрождение потерянной души в рассказе "Я есть"" 2013
Урок знакомит учащихся с творчеством Виктории Токаревой, формирует навыки анализа прозаического произведения, воспитывает чувства сострадания, сопереживания, доброго, чуткого отношения к близким.
-
Урок по творчеству М.И. Цветаевой 2011
Урок знакомит выпускников с жизнью и творчеством поэтессы. Оказывает сильное эмоциональное воздействие на школьников, с целью пробудить у них интерес к личности автора и его произведениям. Помогает развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией.
-
Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова "Так жизнь скучна, когда боренья нет…" 2008
Урок по творчеству М.Ю.Лермонтова знакомит с основными мотивами лирики поэта. Учащиеся включены в активную деятельность по анализу, осмыслению произведений М.Ю.Лермонтова. Рабочая карта позволяет учителю «видеть» процесс работы, а индивидуальные задания максимально дифференцируют процесс обучения. Вместе с тем они позволяют ребенку попробовать свои силы в постижении художественного мира произведения.
-
Урок по творчеству Н.В. Гоголя "Что значит быть живыми душами?" 2012
Урок систематизации, обобщения знаний и умений развивает собственное «прочтение» произведений Н.В. Гоголя. Цель урока – самостоятельный анализ текста, формирование навыков работы с произведением для представления взаимосвязи литературы с будущей профессией.
-
Урок по творчеству О.Мандельштама "Улица Мандельштама" (судьба и творчество поэта) 2010
Материал урока знакомит учащихся с драматической судьбой поэта, со сложным периодом жизни поэта в Воронеже; помогает проанализировать стихи разных периодов его творчества. Рассказывает о последних годах жизни и гибели Мандельштама.
-
Урок по творчеству С.А. Есенина 2012
В ходе урока учащиеся расширяют представления о личности С.Есенина, истоках его творчества; стараются понять внутреннюю логику творческого пути поэта и тех противоречий, которые определили драматизм есенинской лирики. Учитель готовит школьников к восприятию мировоззрения Есенина.
-
Урок по творчеству С.Есенина на тему "Жизнь, творчество, личность С.А. Есенина. Лирика" 2013
Данный урок является стимулом интереса к учебе, приобщение учащихся к лирике С.А. Есенина и биографическим материалам о нём. Урок строится как урок-размышление учителя и учащихся с использованием карточек-заданий с припоминанием сведений из русского языка. Учащиеся, обратившись к дополнительной литературе, зачитывают суждения критиков, новые факты биографии С.А. Есенина.
-
Урок по творчеству С.Есенина на тему: "Звериных стихов моих грусть…". 8-й класс 2006
Среди произведений, выражающих есенинскую концепцию природы и человека, одно из самых видных мест занимают стихотворные новеллы о животных. Цель урока - показать животный мир в стихах С.Есенина как часть живой природы, одушевлённой, разумной, развивать навыки анализа лирического произведения.
-
Урок по творчеству хакасского поэта Анатолия Кыштымова 2021
Цель урока: знакомство с творчеством поэта; формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков; формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся; создание условий для творческого самовыражения учащихся.
-
Урок по тексту русской народной сказки "Сказка – ложь, да в ней намек". 6-й класс 2011
Урок проводится по тексту русской народной сказки "По щучьему велению", является связующим звеном в восприятии фольклорной и авторской сказки. Используется методика "Развитие критического мышления через чтение и письмо", для этого необходимо время не менее 90 минут с учетом прочтения текста непосредственно на занятии.
-
Урок по теме ""Ревизор" – бессмертное произведение Н.В. Гоголя" 2013
Задача учителя литературы – воспитать серьезных, вдумчивых читателей. Ученики знакомятся с миром Гоголя в младших классах. В 8-м классе необходимо открыть школьникам живую стихию гоголевского смеха, обнаружить, что каждая фраза писателя, по точному выражению А.Н. Островского, "уже есть комедия", и она требует пристального анализа стиля Гоголя.
-
Урок по теме "А.Блок и М.Врубель. Тема "демона"". 11-й класс 2012
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством художника Серебряного века М.А.Врубеля; углубить понятие об образе-символе в искусстве символизма; совершенствовать навык сопоставительного анализа, коммуникативные умения учащихся.
-
Урок по теме "А.С. Пушкин "Анчар". Философская проблематика стихотворения" 2010
Урок литературы в 9-м классе по стихотворению А.С. Пушкина "Анчар". На уроке используется интерактивная доска, учащиеся развивают навыки работы с поэтическим текстом, работают над развитием приемов словесного рисования.
-
Урок по теме "А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге" и ее летописный источник". Тема "судьбы" в произведении с ИКТ. 7-й класс 2012
Урок литературы знакомит учащихся с понятием "баллада" на примере произведений А.С. Пушкина. К уроку ученики получили задание прочитать балладу, сделать карточки со значениями незнакомых слов: песнь, волхвы, жрец, вещий, праща и перевести древнерусский текст летописи. Индивидуальные задания: сообщение о князе Олеге, выразительное чтение фрагмента летописи (перевод).
-
Урок по теме "А.Экзюпери "Маленький принц" 2022
Цели урока: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя; совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения; подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность.
-
Урок по теме "Анализ I части поэмы «Русские женщины» как первый опыт анализа произведения в единстве формы и содержания в 7-м классе" 2008
Урок литературы в 7-м классе по теме “ Анализ I части поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» как первый опыт анализа произведения в единстве формы и содержания “.
-
Урок по теме "Антон Чехов. Рассказ «Хамелеон»" 2009
Основные моменты урока – путешествие по литературным местам Чехова, словарная работа, ответы на вопросы, разгадывание кроссвордов, суд над Очумеловым – всё это способствует повышению активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
-
Урок по теме "Б.Житков "Николай Исаич Пушкин"". 4-й класс 2014
Урок знакомит с новым произведением «Николай Исаич Пушкин», интересными фактами из жизни писателя. Учащиеся узнают, что морской капитан – непростая профессия, требующая высокой ответственности за людей, пароход; что главное в жизни морского офицера – честь, достоинство, доброе имя.
-
Урок по теме "Братья наши меньшие" 2008
Экологическое воспитание и экологическое просвещение должны стать приоритетными, начиная с детства, со школьной скамьи. Школа уже сегодня несёт ответственность за воспитание людей, готовых держать в своих руках экологическое будущее страны.
-
Урок по теме "В Петербурге Ф.М. Достоевского" 2013
Урок помогает учащимся увидеть лик Петербурга – города странного и города страшного, увидеть тупик, в котором оказались герои, жизнь «униженных и оскорбленных», подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и отрицаемым им миром; совершенствовать навыки анализа художественного текста, конспектирования, воспитывать чувство сострадания, милосердия, человеколюбия.
-
Урок по теме "Вверх, до самых высот!" 7-й класс 2013
Задача урока литературы состоит в воспитании учащихся, прежде всего внимательного отношения к слову. Осмысленное чтение способно вызывать зрительные образы, развивать эстетические чувства. Учащиеся формируют навыки и умения отличать прекрасное от безобразного, доброе от дурного, свободно высказывать свои суждения, творческие способности. Знакомство с японской поэзией не только расширяет кругозор ребенка, но и учит видеть малое в великом и великое в малом, учит чуткому отношению ко всему живому.