Литература
-
Урок по теме "От жадности и скупости к деградации личности". Скупой рыцарь из одноименной трагедии А.С. Пушкина и Плюшкин из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2008
Скупой рыцарь, из одноименной трагедии А.С. Пушкина и Плюшкин, из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души". Что объединяет их?
-
Урок по теме "П.Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка". 5-й класс 2019
Данная методическая разработка урока позволяет познакомить учащихся с географическими особенностями Урала, о котором пишет П.П.Бажов. В ходе анализа сказа "Медной горы хозяйка" обучающиеся смогут выяснить отличие жанра сказа от сказки. Используя метапредметные связи литературы и природоведения, пятиклассники узнают, что такое малахит, для чего используется этот природный материал, в каких известных архитектурных сооружениях мы встречаемся с малахитовыми массивами.
-
Урок по теме "Пусть зацветет сакура" (В.Г. Шулбаева "Когда цвела сакура") 2010
Урок подготовлен на основе предшествующего материала. Десятиклассники изучали и анализировали драматические произведения Н.А. Некрасова, А.Н. Островского. Имя Шулбаевой В.Г. не всем знакомо, но учитель надеется, что в дальнейшем на уроках линия изучения творчества хакасского драматурга продолжится.
-
Урок по теме "Пушкинский идеал служения музе в поздней лирике С.А. Есенина" 2012
Представлен урок-семинар, на котором сообщения групп, беседа чередуются с показом презентаций в музыкальном сопровождении о музах поэта. В ходе анализа произведений Есенина о любви 1923–1925 годов (цикл «Любовь хулигана» и цикл «Персидские мотивы», поэма «Письмо к женщине») учащиеся придут к выводу, что любовь к женщине у поэта – это часть его большой любви к Родине. В своём творчестве поэт продолжает пушкинские традиции поклонения музе.
-
Урок по теме "Родион Раскольников и его двойники". "Свидригайлов: загадка" 2008
Говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Как оказалось, что теория, явившаяся ответом на несправедливость и жестокость мира и призванная его спасти, превращается в теорию его же уничтожения? В какой момент порядочный человек, желающий добра людям, отделяет себя от них и примыкает к тем, кого сам считает воплощением зла?
-
Урок по теме "Роль эпизода "Встреча Чичикова с Собакевичем" в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"". 9-й класс 2013
Урок проводится по УМК под редакцией В.Я. Коровина, учит писать сочинение, обозначить последовательность, композицию высказывания на тему. На уроке вырабатывается умение объяснять микротекст художественного произведения, определять значение эпизода, в малой части видеть главное, большое, значимое. После устного анализа эпизода учащиеся анализируют эпизод "Чичиков у Собакевича" письменно.
-
Урок по теме "Слово о Маяковском. Ранние стихотворения В.Маяковского как отражение души поэта". 10-й класс 2008
Урок ставит целью познакомить учащихся с личностью Владимира Маяковского, его поэзией. Урок сопровождается показом слайдов, используются записи песен в исполнении Елены Камбуровой на стихи Владимира Маяковского.
-
Урок по теме "Становление личности в эпохе. (Образ Петра I)" 2014
Цель урока: помочь учащимся проникнуть в новый для них мир чувств, мыслей, образов; познакомить с проблемами, поставленными писателем; эмоционально воспринимать произведения и более глубоко понимать его идейное содержание.
-
Урок по теме "Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа" 2010
Цели урока: познакомить учащихся с различием стихотворной и прозаической речи; добиться усвоения учащимися таких понятий, как ритм, рифма, стопа; стимулировать развитие творческих способностей учащихся формировать интерес к слову; воспитывать чувства взаимопомощи и коллективизма.
-
Урок по теме "Страницы биографии А.С. Пушкина" 2008
Урок литературы в начальной школе по технологии проектной деятельности. Используется учебник О.В.Джежелей «Чтение и литература». Школьники выполняют проекты, учатся работать в команде и больше узнают о биографии Александра Сергеевича Пушкина.
-
Урок по теме "Тебе в залог я сердце оставляю" 2009
Автор статьи знакомит учащихся с творчеством русского поэта С.А. Есенина. Показывает разнообразие основных тем лирики поэта и воспитывает любовь к родине, к Отечеству.
-
Урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь" 2009
Изучая и анализируя роман Тургенева "Отцы и дети" на уроках литературы, мы традиционно выдвигаем на первый план социальные проблемы, конфликт поколений, споры главных героев. Однако не только социальные вопросы волнуют автора и нас, читателей. В романе раскрываются и проблемы вечные, не связанные с конкретным временем: проблемы семьи, любви, дружбы. Они в наше время актуальны.
-
Урок по теме "У Лукоморья…" 5-й класс 2012
Занятие знакомит учеников с историей создания пролога к поэме "Руслан и Людмила", отношением Пушкина к устному народному творчеству. Формируется умение анализировать лирическое произведение.
-
Урок по теме "Ф.И. Тютчев — певец гармонии и красоты. Пейзажно-философская лирика" 2008
Федор Иванович Тютчев не изображает природу со стороны, как наблюдатель или фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа Тютчева – это живое, разумное существо. Язык Ф.И.Тютчева часто поражает читателя счастливой смелостью и пушкинской красотой своих оборотов. Природа у Тютчева – это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а Космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания.
-
Урок по теме "Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество". 10-й класс 2013
Данный урок в интересной форме знакомит учеников с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского, элементы театрализации погружают учащихся в мир личных переживаний писателя. Уроку предшествует индивидуальная и групповая работа по подготовке сообщений.
-
Урок по теме "Фольклор. Зимние народные праздники и обрядовая поэзия". 6-й класс 2012
На уроке ребята узнают, как народ в старину праздновал Новый год, Рождество и некоторые другие праздники, знакомятся с понятиями "колядки", "славление", "ряженые", "вертеп" и др., слушают рождественские песенки-колядки и подблюдные песенки, выученные заранее подготовленными учащимися, а также выполнят творческое задание.
-
Урок по теме "Художественная культура Древнего Египта" 2013
На уроках мировой художественной культуры я стараюсь не только развивать детей эстетически, нравственно, но и готовить их к ЕГЭ по русскому языку. Для «путешествия» по древним цивилизациям, использованы приемы учителя русского языка и литературы, показано своеобразие той или иной культуры (например, Древнего Египта) и дан учащимся прекрасный материал для сдачи выпускных экзаменов. Разработка урока «Художественная культура Древнего Египта» служит тому подтверждением.
-
Урок по теме "Художественное своеобразие "Песни о вещем Олеге" А.С. Пушкина" 2010
Урок коммуникативно-развивающего типа с элементом телепередачи. Для организации урока была организована мини-исследовательская работа для отдельных учащихся. Автор считает, что материал, предложенный для урока, поможет не только понять содержание «Песни...», но и увидеть художественное своеобразие, окунуться в мир истории, искусства и летописания.
-
Урок по теме "Художественный мир русской поэзии начала ХХ века. Поэзия Серебряного века как эстетический феномен" 2010
Данный урок позволяет создать условия для формирования у учащихся представления о художественном мире русской поэзии начала XX века, воспитать толерантное отношение к творчеству поэтов, создавших новую концепцию мира и человека в этом мире.
-
Урок по теме «Лагерная проза в русской литературе на примере произведения А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» 2015
Представленные материалы использованы на уроке литературы к циклу уроков «Проза А.И. Солженицына». Особенность книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» состоит в том, что автор показывает «противостояние человека силе зла – как внешнего, так и захватывающего самое сердце, – историю падения, борьбы и величия духа…» Автор создает памятник в Слове погибшим и замученным в Архипелаге. Трагедия народа должна обернуться очищением и прозрением, послужить уроком следующим поколениям.
-
Урок по теме «Память» 2015
Открытый урок по творчеству А. Твардовского посвящен 105-летию со дня рождения писателя. Урок-исследование поднимает проблемы: понятие «память», какое содержание имеет это понятие в стихотворениях А. Твардовского. Урок соответствует требованиям новых ФГОС. Акцент на уроке делается на нравственной стороне понятия памяти.
-
Урок по теме «Поэма А.Блока "Двенадцать" - пророчество о XX веке» 2009
Анализ поэмы А.Блока «Двенадцать» через жанровое своеобразие позволяет проследить за особенностями стилистической реализации стихии революции, определить роль образов-символов и художественных деталей; показать полемический характер поэмы; оценить провидческий характер поэмы; понять многозначительность финала; осознать мироощущение Блока через его вершинное произведение – поэму «Двенадцать». Урок сопровождается презентацией по поэме.
-
Урок по теме: "Нравственная сила добра как идея рассказов Б.Васильева". "Вы чье, старичье?", "Холодно, холодно" 2003
Урок призван способствовать становлению духовного мира старших школьников через развитие их представления о главных нравственных понятиях: добре, честности, верности и др. - через проблемное обсуждение идеи, образов и языка художественных произведений с опорой на жизненный опыт учащихся. Постижение авторской точки зрения на роль нравственности в современном мире - залог умения выпускников школ вести продуктивный диалог и отстаивать свою позицию.
-
Урок по теме: "Поэзия О.Мандельштама, Б.Пастернака, А.Ахматовой". 11-й класс 2003
Урок-пролог к изучению поэзии данных поэтов; литературное расследование. На таких уроках решаются не только познавательные поэтические проблемы, но и стимулируется нестандартный подход к восприятию художественного произведения учащимися.
-
Урок по теме: "Путешествие по Мещерской стороне". 5-й класс 2007
Данный урок – один из уроков по работе над жанрами художественных произведений. На уроке ребята познакомятся с ярким образцом русского очеркового творчества – циклом К.Г. Паустовского "Мещерская сторона". В процессе знакомства учащиеся почувствуют: автор стремится помочь читателю осознать себя частью природы, слиться с ней воедино, ощутить всю прелесть и "все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы". Учащиеся познакомятся с художественным миром очерков писателя, проявят внимание и наблюдательность, повторят изобразительно-выразительные средства. Важнейшим моментом урока должно стать желание совершить путешествие вслед за автором, узнать много нового и неведомого, пройти таинственными тропами обыкновенной земли, имя которой – Мещерская сторона. Все это позволит увидеть красоту родной природы и подготовить материал для своего будущего очерка.
-
Урок по теме: «Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич» 2010
В центре обсуждения предлагаемых уроков по образам помещиков – проблемный вопрос: почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова, а заканчивает его Плюшкиным? Приемы и методы работы: анализ образов помещиков, групповая работа, анализ эпизода, аналитическая беседа.
-
Урок по теме: «Образ Петра в романе А.Н. Толстого "Петр Первый"» 2010
Урок посвящен изучению образа Петра в романе Алексея Толстого «Петр Первый». Важно дать представление об изменениях взглядов автора на роль петровских преобразований, выявить идейно-художественную задачу А.Н. Толстого – показать Петра I как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью; выявить роль художественных средств в создании образа Петра.
-
Урок по философской сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2013
Урок по философской сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На изучение сказки по программе В.Я. Коровиной в 6-м классе отводится 2 часа. Урок (второй) – проблемный, изучения нового материала, который строится на основе работы с текстом с групповой формой работы и ИКТ.
-
Урок по чтению в 6-м классе по теме "Лесная кормушка" (2-й урок) 2010
На данном уроке дети продолжают работу с рассказом Веры Чаплиной "Лесная кормушка", закрепляют знания по прочитанному тексту, учатся его анализировать. Через упражнения на уроке развивают устную речь и мышление. Учатся выделять главное, сопоставлять, рассуждать.
-
Урок по чтению В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница" 2022
Цель урока: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.