Цель урока:
- закрепить понятие “ род литературы”, “литературное направление”, “жанр литературы”,
- обобщить знания о жанрах, познакомиться с новыми литературными жанрами;
- научиться давать нестандартную характеристику литературным героям, применять новые литературные приемы;
- развивать коммуникативные навыки учащихся, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, умение видеть и выделять главное;
- формировать качества нравственной личности и любовь к родной литературе, воспитывать уважение к авторскому творчеству, совершенствовать умение выделить прекрасное, нравственное начало в литературном герое.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: групповая (каждая группа выполняет работу на специальном листке, который сдается в конце урока).
Оформление доски:
Жанры литературы и их многообразие
До безумной гордости волнует не только обилие талантов…, как поражает разнообразие их
М. Горький
З – знаю
Х – хочу узнать
У – узнаю
1) синквей
2) диаманта
1) письмо по кругу
2) цзацзуань (плохо..когда..когда..)
3) танкетка (2+4, 4+2, 3+3, стихи украли ночь)
4) текст на одну букву
5) стихотворение по названию:
- – по вкусу
- – по запаху
- – по внешности
- – по звуку
- – переживание героев
Оборудование: портреты писателей, выставка книг для иллюстрирования жанров литературы.
Ход работы:
I. Организационный момент
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, т.к. вы будете выступать не только в роли читателя, слушателя, критика, но и в роли автора.
Давайте прочитаем слова, являющиеся эпиграфом к нашему занятию, и попытаемся их прокомментировать.
- Чтение эпиграфа учащимся про себя, затем
выразительно вслух.
- Как вы понимаете слова нашего замечательного
русского писателя?
- О каких талантливых писателях и поэтах говорит
М. Горький?
- Можно ли считать это высказывание своеобразным
посланием к нам, потомкам?
Почему?
Итак, сегодня мы с вами тоже будем творить, будем волновать друг друга нашими талантами и поражать разнообразием форм, доступных авторов XXI века.
II. Определение целей урока
Внимательно прочитайте тему урока, записанную на доске, и, пользуясь уже известной нам аббревиатурой ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), попробуйте определить цели урока
III. Повторение пройденного (реализация домашнего задания)
К сегодняшнему урока нужно было повторить, какие роды литературы, жанры литературы и литературные направления мы уже знаем, привести примеры на основе изученных произведений, выявить характерные черты и особенности каждого литературного жанра (у каждой группы к уроку было свое задание).
- Какие роды литературы нам известны? (вопрос к 1 группе)
- Назовите особенности эпоса, лирики, драмы. (вопрос к 1 группе)
- Дайте характеристику эпическим жанрам: эпопее, эпической поэме, роману повести, рассказу, повести (вопрос ко 2 группе)
- Дайте характеристику лирическим жанрам: оде, песне, элегии, посланию, сонету, эпиграмме, сатире (вопрос к 3 группе), поэме, стихотворению.
Дайте характеристику жанрам драматургии: трагедии, комедии, драме (вопрос к 4 группе).
IV. Изучение нового материала
Мы с вами знаем, что литература не стоит на месте, авторы находятся в постоянном поиске новых тем, сюжетов, форм, слов.
- Вспомните, что мы говорили о литературных направлениях, и докажите что это так (17-18 в.в. – классицизм, 18-19 в.в. – романтизм, 18 в. – сентиментализм, 19 в. – натурализм, 19-20 в.в – реализм, 20 в.- символизм).
Современный автор находится в поиске нового оформления своих мыслей, вот и мы попробуем приобщиться к “литературной кухне”.
Для знакомства с новыми жанрами я выбрала произведения, о котором мы говорили совсем недавно – рассказ М.Горького “Челкаш”. Анализируя поступки героев, мы писали эссе (учащиеся сами предлагали проблемные темы), заполняли сравнительную таблицу “Челкаш и Гаврила”, составляли синквей и диаманту. Давайте вспомним, что же у нас получилось.
- Чтение синквейнов “Челкаш” и “Гаврила”.
- Чтение диамант “добро – зло”, “преступление –
наказание”.
- Чтение стихотворений по теме, написанных
учащимися заранее.
Молодцы, а теперь пришло время для знакомства с новыми литературными жанрами.
1. Письмо по кругу
Я предлагаю тему: Это рассказ о …
Каждый из вас дописывает на листе свою фразу, прочитав предыдущие, листок движения по часовой стрелке (учащиеся выполняют работу в группах, читают написанное и анализируют работу).
2. Цзацзуань
Этот термин пришел к нам из литературы Китая и означает “заметки о разном”. Авторы: Су Щи (1037-1101 г.г.), Ли Шань – Инь (812-858 г.г.), Одно слово выносится в начало строки, ниже следует изречения, дополняющие и поясняющие заголовок.
I группа – о чем думал Челкаш после ссоры с
Гаврилой;
II группа о чем думал Гаврила после покушения на
Челкаша;
III группа о чем думал автор, когда работал над
произведением;
IV группа – о чем, по мысли М. Горького, должен
задуматься читатель после прочтения
рассказа.(Учащиеся выполняют работу в группах.,
читают написанное и анализируют).
3. Танкетка
Это лаконичный жанр, близкий к любимой нами “SMS – ке”, к рекламной реплике, появился в начале 2003 года – 6 слогов о главном. Стихотворение состоит из двух строк, по сумме это 6 слогов: 2+4, 4+2, 3+3; слова тянутся с маленькой буквы, нет знаков препинания (например, стихи украли ночь, не люби не меня). Учащиеся выполняют работу в группах, читают написанное и анализирует.
4. Текст на одну букву.
Составить предложение, характеризующие кого- либо из героев, но все слова в тексте должны начинаться с одной и той же буквы. (Например: “Никто не найдет нас ночью на небосклоне несбывшихся надежд”).
5. Стихотворение по названию.
Это нерифмованное стихотворение из 6-ти строк. В начало каждой строки выносится название произведения:
1 Строка – ассоциация по цвету
2 Строка – ассоциация по вкусу
3 Строка – ассоциация по запаху
4 Строка – ассоциация по внешности
5 Строка – ассоциация по звуку
6 Строка – ассоциация по переживанию
Учащиеся выполняют работу в группах, затем читают написанное и анализируют.
V. Подведение итогов урока
- Какой теме посвящено было занятие?
- Какие цели мы поставили перед собой и достигли
ли их?
- Продолжите фразу: литература – это …..
(творчество, сложное, но интересное, не для меня,
движение мысли и т. д.).
VI. Домашние задание
Спасибо всем за работу!
А в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать отзыв о нашем уроке в понравившемся вам новом литературном жанре (синквейн, диаманта, цзацзуань, танкетка, текст на одну букву, стихотворение по названию).