Цели:
- Обзор и обсуждение содержания романа
- Анализ особенностей композиции романа
- Выявление новаторства Лермонтова
- Доказательство того, что произведение является первым психологическим романом в русской литературе.
Задачи: Развитие навыков анализа художественного произведения Развитие навыков монологической речи.
К уроку должен быть прочитан роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», а также статья учебника под редакцией В.Я. Коровиной «О романе «Герой нашего времени».
Ход урока
Эпиграф: «История души человеческой <.. .> едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она.. .следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
История создания романа. Сообщение учителя.
Работа над данным произведением шла с 1838 год по начало 1840 года. В 1839 году Лермонтов начал печатать свой роман еще до его завершения. Так, с марта 1839 года по февраль 1840 в журнале «Отечественные записки» были опубликованы как самостоятельные произведения три повести: «Бэла», «Тамань», «Фаталист». В мае 1840 года отдельной книгой выходит первое издание этого произведения у: как романа под названием «Герой нашего времени». В него были включены главы «Княжна Мери», «Максим Максимыч», а также «Предисловие» к «Журналу Печорина». В издание 1841 года Лермонтов добавляет предисловие.
Жанр романтической поэмы и его трансформация у Лермонтова.
Роман «Герой нашего времени» построен на основе традиционного для начала 19 века жанра романтической поэмы. Этому жанру свойственна «вершинная композиция». Что это такое?
Ответы учащихся:
Вершинная композиция не дает развернутого описания жизни героя в ее хронологической последовательности. Автор берет отдельные, наиболее яркие эпизоды из жизни героя, моменты наивысшего драматического напряжения, в которых раскрываются те или иные черты характера героя.
На что направлена такая композиция? Какова ее цель?
Ответы:
Яркие, запоминающиеся эпизоды усиливают занимательность сюжета, поддерживая интерес читателя.
Что меняет Лермонтов в традиционной вершинной композиции?
Писатель намеренно снимает напряжение с происшествий, случающихся с главным героем, т.е. с внешней событийности, перенося акцент на внутреннюю жизнь героя усилив внимание читателя к ней. Приведите примеры.
Например, эпизод дуэли Печорина с Грушницким. Читателю всегда интегасен исход дуэли, однако напряженность этого эпизода Лермонтов снимает тем, что у: до дуэли сообщает (в «Предисловии к «Журналу Печорина») о смерти Печорина, возвращавшегося из Персии. Читатель заранее знает, что Печорин останется жить и напряжение к этому важному эпизоду снижено. Можно привести и другие примеры нарочитого снижения внимания к событийности сюжета (эпизод в лодке из повести «Тамань» и т.д.).
Что меняет в романе такое смещение акцентов?
Предметом изображения у Лермонтова становится не сюжет, а внутренний мир героя. Это принципиальное отличие от традиции, в этом состоит новаторство Лермонтова.
Учитель:
Вторая черта романтической поэмы заключается в статическом изображении героя. В соответствии с ней Печорин не меняется на протяжении романа, от одного эпизода к другому. Внутренний мир героя одинаков на протяжении всего произведения, но раскрывается в эпизодах, углубляется, и эта глубина беспредельна.
Третья черта романтической поэмы состоит в том, что герой дается в одном - авторском - освещении. Лермонтов, опираясь на жанр романтической поэмы, преобразует его в соответствии со своими задачами.
Чтобы продолжить анализ произведения, обратимся к таким литературоведческим понятиям, как фабула и сюжет.
Фабула - совокупность событий произведения в их хронологической последовательности.
Сюжет - та же совокупность событий, но в их авторской, композиционной последовательности. Выстроим фабульную последовательность повестей «Героя нашего времени».
Ответы учащихся:
Начинает событийный ряд повесть «Тамань» (приезд Печорина и история; с «ундиной»), далее повесть «Княжна Мери», где произошла дуэль с Грушницким, которую Печорин и был отправлен в отдаленную крепость, в которой происхода; события повести «Бэла». Во время одного из отъездов из крепости совершаются события «Фаталиста». Наконец встреча Печорина с Максим Максимычем во Владикавказе в повести «Максим Максимыч», а также «Предисловие к «Журналу Печорина», из которого мы узнаем о смерти главного героя.
Итак, фабульное расположение частей таково: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина.
Лермонтов же дает иное композиционное расположение повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист».
Учитель:
Что дает такая композиция романа? Какова ее цель?
Автор постепенно раскрывает читателю душу главного героя. Каким образом?
В романе о Печорине рассказывают разные персонажи, характер главного героя раскрывается читателю с разных точек зрения, в том числе и с позиции самого героя. Подобная смена углов зрения позволяет автору глубже раскрыть внутренний мир героя, именно его сделать предметом изображения.
Проанализируем, как меняются повествователи.
Ответы учащихся:
В повести «Бэла» рассказ о Печорине ведется Максим Максимычем – человеком другого поколения, другого сознания, не понимающего главного героя, хотя и отечески любящего его. Повесть «Бэла» скорее задает нам вопросы о характере Печорина, ответы на них мы найдем дальше.
Кстати, о новизне и необычности главного героя говорит и тот факт, что Никрколай, читая роман, принял именно Максима Максимыча за героя времени – старого верного служаку, в котором воплощено здоровое народное начало.
В следующей повести «Максим Максимыч» мы видим Печорина глазами странствующего офицера, современника главного героя, человека одного с ним круга. Именно он дает развернутый психологический портрет Печорина, в котором за внешними чертами пытается разглядеть черты внутренние.
Что представляют собой следующие три повести?
Журнал Печорина.
Какие синонимы к слову «журнал» можете подобрать?
Дневник.
Что это такое?
В дневнике человек сам рассказывает о своих поступках, мыслях, чувствах, раскрывает мотивацию своих действий, какой бы неприглядной она ни была, анализирует происходящее. Форма дневника, или журнала, служит для более полного раскрытия характера героя. В повести «Фаталист», завершающющей журнал, Печорин пытается осмыслить свое предназначение и свою судьбу.
Вывод:
Итак, Лермонтов создал роман, в котором предметом изображения является внутренний мир героя, его душа. Такой роман называется психологическим. Именно по пути психологического романа и будет развиваться русская проза в дальнейшем, а лучшие ее образцы второй половины 19 века в мире назовут «золотым веком русской прозы».