Эпиграф:
-Что ты ищешь, Диоген, днем с фонарем? - спрашивали его афиняне.
-Я ищу человека, - отвечал он.
-Кого именно? Меня? Его?
-Ищу человека, - повторял мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан, и продолжал свой путь по городской площади.
(И.Кузьмичев. Литература и нравственное воспитание личности.)
Воспитанию человека, добрых чувств в нем посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юшка».
Цели урока:
- Образовательные: углубить представление юных читателей о А.Платонове, раскрыть художественный мир писателя на примере рассказа «Юшка».
- Развивающие: постичь нравственную основу платоновского героя, развивать логику мышления, умение анализировать прозаический рассказ.
- Воспитательные: воспитывать детей в традициях христианского гуманизма: добро, милосердие, сострадание, ценность жизни человека и любовь к ближнему.
Оборудование: выставка книг А.Платонова, портрет писателя, учебник 7 класса, иллюстрации учащихся, тетради по литературе.
Стенд “К уроку” с материалами, приготовленными учениками, по теме «Блаженные» в искусстве»:
1) репродукция картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»,
2) картины Боголюбова А.П. «Храм Василия Блаженного»,
3) репродукция картины М.В.Нестерова «Видение отроку Ворфоломею»,
Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж.
4) Роман Гюго «Собор Парижской богоматери», герой- блаженный Квазимодо. Он тоже внешне неприятный, но добрый, как Юшка. Никто не знает, какую боль и душевные терзания пришлось ему пережить ради любви к Эсмеральде.
ХОД УРОКА.
Слово учителя.
Учитель: Андрей Платонов - замечательный писатель. По словам А.И.Солженицына, «неслыханной глубины и красоты поразительной».
Все необычно, непохоже ни на что в мире А.Платонова. Его интересует смысл явления, состояние природы, состояние человеческой души.
Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах, киносценариях всегда был верен своему голосу художника и, несмотря на порой сокрушительную критику, описывал жизнь, её трагические стороны так, как он видел и считал правильным.
Его герои - это мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты, «сироты» по своему духовному состоянию... О них писал А.Платонов «тихо», вслушиваясь не в звучание фраз, а в сложные мысли, созерцая и осмысливая мир, о котором рассказывал. Он как бы стыдился гулких и цветистых, но бездушных слов. Он, кажется, всегда помнил об одном: «Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания...»
А.Платонов всегда собеседник, который обращается к отдельному человеку. Он весь - «у человеческого сердца». «У человеческого сердца» - так хотел назвать А.Платонов свою лучшую книгу. Он говорит всем и каждому человеку в отдельности - чужого горя не бывает; человек - это первое и, вероятно, главное имя.
Найдите в тексте вступительной статьи учебника ключевую фразу, поясняющую проблему не только рассказа «Юшка», но и всего творчества.
Ученик: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человека или, по крайней мере, пробудить его к действию».
Учитель: Что хотел сказать А.Платонов своим рассказом «Юшка» мы и попытаемся определить. А для этого нам нужно будет всмотреться в каждую строчку рассказа.
Ученик: Прочитав «Юшку», я испытал смущение и смятение. Рассказ Платонова вызывает чувство грусти и удивления.
Рассказ называется по имени главного героя «Юшка». Юшкой его называют, но настоящее его имя Ефим Дмитриевич. Об этом мы узнаем только в конце рассказа. Почему?
Ефима Дмитриевича называли Юшкой потому, что его никто не уважал, все смеялись и издевались над ним.
Учитель: Кто такой был Юшка? (Вопросы по теории литературы. портретная характеристика
Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн, … делал всякую другую работу, которую надо было делать».
Учитель: Какая внешность была у Юшки?
«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».
(творческие работы учащихся - комментирование учениками своих рисунков)
Учитель: Могла ли нравиться людям такая внешность Юшки?
Не могла.
Учитель: В какой одежде он ходил?
Ученик: «Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару».
Учитель: Где Юшка жил и чем питался?
«Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье - 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...»
Учитель: Как Юшка работал?
Он работал с утра до ночи. «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон Юшка уж спать пошел».
Учитель: Как относились к Юшке дети и подростки?
Ученик: «Увидев тихо бредущего старого Юшку, дети переставали играть на улице и бежали за Юшкой и кричали:
Вон Юшка идет! Вон Юшка! Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку».
Учитель: Как вел себя Юшка?
Он не обижался на детей и даже не закрывал своего лица.
Учитель: А что делали дети?
Они снова бросали в него комья земли, толкали, ударяли его.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому что он был не такой, как все взрослые, которые погнались бы за ними с хворостиной. Потому что детям нужно было, « чтоб он отозвался им злом и развеселил их», потому что им было скучно.
Учитель: Но почему Юшка не сердился на детей, а даже радовался?
Ученик: «Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви и поэтому терзают его».
Учитель: Любят ли дети Юшку на самом деле?
Ученик: Нет. Потому что у них в сердце было только зло. Зло для детей - проявление нормы и естества жизни человека. Более того, зло - источник радости и веселья. Им хочется, чтобы Юшка “отозвался им злом и развеселил их”.
Учитель: А почему дети не умеют любить человека? Почему они не умеют любить никого?
Ученик: Их никто не учил любить. И с Юшкой они обращались так потому, что взрослые относились к нему жестоко. Они и детям говорили: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! Вырастешь, будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»
Взрослые относились к Юшке еще хуже, чем дети. Если детские сердца были наполнены злом, то сердца взрослых - лютой яростью. Лютая ярость - это гнев, причиняющий мучения. Взрослые мучили и били Юшку потому, что считали, что он виноват в том, что им плохо. Они вымещали на Юшке свое горе и обиду. Но почему Юшка всегда кротко переносил побои и никогда не возражал своим мучителям?
Он был уверен, что народ его любит. «Он меня без понятия любит», - говорил Юшка. Прокомментируйте эти слова
Учитель: Но любил ли его народ?
Нет. Люди «не разрешали ему ходить улицей и тело калечили». Но почему люди мучили Юшку, «потешались над ним и терзали его»?
Ученик: Юшка был незлобный, терпеливый, кроткий. Людей раздражало, что он не был похож на них. «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? Ты живи просто и ясно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь жить, как надо? - говорил взрослый человек Юшке. Взрослый же человек называл Юшку «животное такое», «Божье чучело», «юрод негодный».
Словарная работа: выяснение лексического значения слов: юрод и блаженный.
Юрод – блаженный человек – аскет, обладавший, по мнению верующих, даром прорицания.
Юродивые на Руси в народе почитались святыми. Целью аскетизма в христианстве может быть соучастие в «страданиях» Христа.
Знакомство с материалами, приготовленными учениками, по теме «Блаженные» в искусстве».
Ученик (защита домашнего задания): Издавна на Руси было много блаженных. Люди, желавшие принять на себя подвиг юродства, раздавали свое имущество бедным и нищим и уходили из дома. Им негде было приклонить голову, и они обычно ночевали в открытом поле. Ходили босые, полураздетые летом и зимой. На репродукции картины «Боярыня Морозова» на переднем плане справа вы видите юродивого. На нем рваная рубаха, через ее распахнутый ворот видны рубцы, натертые железной цепью вериг. Поджав босые ноги, юродивый сидит прямо на снегу, не замечая ни холода, ни тяжести вериг. Он добровольно обрек себя на физические страдания ради духовного подвижничества ради Христа.
Так же выглядел Василий блаженный, живший во времена Ивана Грозного. Василий блаженный родился в крестьянской семье около 1564 года. Когда ему исполнилось 16 лет, он ушел из родного дома и от мастера, у которого обучался сапожному делу. Стал жить на московских площадях и улицах, среди шума и крика толпы, стараясь быть ближе к обездоленным людям, нищим и калекам. Зимой и летом ходил он нагим и притворялся лишенным дара речи. «Если зима люта, то сладок рай», - говорил он. Сам царь любил и почитал Василия блаженного, а когда блаженный умер, то нес его гроб до могилы. Подвиг юродства Василия блаженного продолжался 72 года. В народе его звали чудотворцем. Мощи блаженного были положены в Васильевском приделе Московского Покровского собора. Но собор этот более известен как собор Василия Блаженного. Великую память заслужил Василий блаженный.
Учитель: Является ли таковым Юшка?
Ученик: Да. Юшка ведёт жизнь аскета и творит милостыню тайно, как учил Господь. Платонов показывает в Юшке христианскую сущность. Юшка в ответ на удар подставит свою щеку.
(Чтение из Библии Нагорной проповеди Иисуса Христа).
Учитель: Можно ли назвать Юшку сильным?
Ученик: Юшка не может противостоять людской злобе, гордыне, невоспитанности. Но его можно назвать сильным благодаря той силе добра, которую он вложил в воспитание девочки.
Учитель: В каком уже пройденном произведении встречаются юродивые герои?
Ученик: В повести Л.Н.Толстого «Детство» встречается юродивый и странник Гриша.
Никто не знал, откуда он, кто его родители, какую он вел странническую жизнь. Один из героев сказал: «Трудно поверить, что он, несмотря на свои шестьдесят лет, зиму и лето ходит босой и, не снимая, носит под платьем вериги в два пуда весом, и не раз отказывался от предложений жить спокойно и на всём готовом»
Учитель: Люди разного звания и общественного положения становились юродивыми. Николай Матвеич Рынин происходил из купеческой семьи. Он также раздал свое имущество и стал нищим. Он не имел крова и скитался с места на место. Ходил с большим посохом в руке, зимой и летом без шапки, в синем холщовом балахоне, на ногах - кожаные опорки. За ним толпами гонялись ребятишки и швыряли в него каменьями, которые ранили ему голову, бросали песок с дороги, и пыль попадала ему в глаза, как и Юшке. Но Николай Матвеич обладал любвеобильным сердцем и смиренно терпел все обиды. Однажды мужик, издеваясь над ним, просил посеять ему ржи. Бросая семена, Андрей произнес: «Пропало, замерло!» и на этом поле не выросло ни одного колоса. А когда Андрей обсеял поле другого крестьянина, который верил, что Андрей угоден Богу - у него родился невиданный урожай.
Люди часто смеялись над юродивыми за старую изношенную одежду. Юродивый Глебушка (из рассказа В.А. Никифорова-Волгина «Юродивый Глебушка»), тоже купеческий сын, ходил зиму и лето в кафтанчике синего поблекшего сукна, опоясанный веревкой. На голове был подаренный кем-то в насмешку высокий дырявый цилиндр, на ногах тяжелые опорки от мужицких сапог. Глебушка говорил: «Меня Христос обнимает, как своего сродственника... Все, которые кругом, ничего про меня не знают... Они только дурость мою замечают, а вот что со мной ангелы по ночам беседуют, и хлеб-соль мы вместе разделяем, про то люди не ведают! Приходят они тихие-тихие... белые, как церква наша... и блесткие, как батюшкины пасхальные ризы... придут и сядут со мной рядом...» Ангелы приходили к Глебушке в поле, где нет людей. В поле, беседуя с ангелами, Глебушка не скрывал своих чувств.
Учитель: А где не скрывал своих чувств Юшка? Почему он не показывал людям, что любит их?
Ученик: Люди опять стали бы издеваться над ним. А не скрывал он своих чувств, когда уходил из города. «В июле или в августе месяце, Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел в белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору деревьев и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки, работающие кузнечики издавали в траве веселые звуки, поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».
Ученик: Я представляю Юшку таким, который любит подолгу смотреть на солнце, помышляя о «праведном солнце».
Учитель: Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом? Чем похож Юшка на юродивых?
Ученик: У Юшки, как и у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь. Он с кротостью сносил издевательства над собой и так же любил тех, кто над ним издевался. И он так же отказывал себе в еде и одежде. Он отказывал себе в еде и одежде для того, чтобы его приемная дочь могла учиться и пить чай с сахаром.
Учитель: Мог ли Юшка так же, как и Глебушка, сказать, что « Христос его обнимает, как своего сродственника»?
Ученик: Мог. Потому что он любил тех, кто его обижал, бил и издевался.
Учитель: Как вы думаете, прав был Юшка, перенося побои и издевательства молча?
Ученик: Потому что его били бы еще больше, и тогда его приемная дочь не закончила бы школу и университет. Юшка говорил: «Мне нельзя умирать».
Учитель: Стали бы когда-нибудь уважать Юшку, если бы он не умер от удара веселого человека?
Ученик: Наверное, стали бы, потому что он вырастил хорошую дочь. Она и внешне была похожа на Юшку: «Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно. Словно они готовы были вот-вот наполниться слезами».
Ученик: Я думаю, что люди сейчас, после его смерти, захотят называть Юшку по имени и отчеству. Ведь проститься пришли все люди, которые знали его: «старые и малые, весь народ, который знал Юшку». Ефим Дмитриевич. Так красиво звучит его имя, а кузнец в конце рассказа даже удивился: «У нас такого сроду тут не было». А мне грустно. Какой-то прохожий назвал Юшку «уродом», а односельчане стали повторять эту кличку, желая унизить простого, безобидного человека.
Сообщение ученика: Имя Ефим означает благочестивый, благожелательный, священный. Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
Когда Юшка уходил из города, люди думали, что «в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как и отец». Но оказалось, что она стала самым необходимым человеком в городе. Почему?
«Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь облегчать страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».
Она лечила людей и любила их, так же, как Юшка. Но Юшку она любила «всем теплом и светом своего сердца». С ней в городе стало лучше. Юшкино бескорыстие проявилось в том, что девушка, ставшая врачом, «ни с кого не брала платы за труд». И с Юшкой в городе тоже было лучше, потому что когда он умер, «.. вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними...» Только Юшка безответно терпел всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство. Люди не понимали, что надо жить любя Друг друга, как любили друг друга Юшка и его приемная дочь - «больше всего на свете и всем теплом и светом своего сердца...»
Учитель: Кстати, Андрей Платонов, отец писателя, тоже был известен в родном городе Воронеже как талантливый инженер, который готов был многое сделать для родного города.
Ребята, этот рассказ – последний рассказ писателя, который он писал, уже будучи тяжело больным. Он подарил его девочке Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание. Обычно люди завещают своим детям материальные ценности.
Что же хотел сказать своим рассказом А.Платонов? -
Ученик: Надо любить людей «всем теплом и светом своего сердца», «Любить людей всем теплом и светом своего сердца» - так назвали мы свой урок.
Учитель: Равнодушным людям, окружавшим Юшку, хочется сказать, что в жизни есть бедные, но добрые люди. Человек, по словам Чехова, «как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
(обращение к эпиграфу урока)
-Что ты ищешь, Диоген, днем с фонарем? - спрашивали его афиняне.
-Ищу человека, - повторял мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан, и продолжал свой путь по городской площади.
Возвращаясь к ключевой фразе, выбранной нами в начале урока, акцентируем проблему сострадания и уважения к человеку. Сделаем вывод урока словами А. Платонова: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…»
Использованная литература:
- А.Трифонов. «Святые жены Руси», М., издательство «Энциклопедия российских деревень»,1994.
- Евангелие от Матфея «Нагорная проповедь».
- «Российский энциклопедический словарь».
- Повесть Л.Н.Толстого «Детство».
- Георгий Федотов «Святые Древней Руси», М.:ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Методические рекомендации к учебнику «Литература» по программе В.Я.Коровиной, 2007
- Московский патерик. Издательство «Столица», 1991.