Из опыта работы факультативного курса «Семь-Я»
Бабушка, бабушка!Виноватый перед тобою, я пытаюсь
воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе
людям...
|
Здравствуйте!
Я Неганова Валентина Григорьевна. Мне немало лет, но я до сих пор помню бабушкины слова о том, что у каждого человека за плечами два ангела: добра и зла. Кого из них послушать? За кем пойти?
Пионерка, активистка, атеистка, я словно заново увидела себя и бабушку. Я знала, что она, родившаяся на рубеже веков, – круглая сирота. Знала, что во время войны ей, матери шестерых детей, поручили руководить колхозом.
Слова об ангелах были совершенно не уместны во времени, они не вписывались ни в бабушкин, ни в мой образ жизни. И именно поэтому запомнились навсегда.
К сожалению, в повседневной суете мы редко говорим по душам с теми, кто с любовью и надеждой, не требуя ничего, наблюдает за нами и просит у невидимого Бога спасти и сохранить нас от того, что выпало на долю им.
Известно, что в современной школе приоритеты направлены на образование. Критерием личностно-ориентированного подхода, о котором так много мы говорим, выступает динамика изменений в учебном и личностном росте учащихся. Это отслеживается по положительной динамике качественной успеваемости, по результатам контрольных срезов знаний, ЕГЭ и поступаемости. Воспитание же отдано безраздельно в руки классного руководителя и организатора внеклассных дел. Вот только смогут ли дойти эти руки до каждого ребенка? Конечно, на уроках гуманитарного цикла мы говорим о духовности и нравственных качествах литературных персонажей и исторических деятелей. Но это в целом. Местный патриотизм становится непопулярным. О стариках вспоминают чаще всего по «красным» датам. Из Нелюбина на войну ушло 150 человек. Сегодня из них в живых один! А из 45 малолетних тружеников тыла – наших односельчан – сегодня живы только 5 человек.
Уходят живые свидетели истории, очевидцы одной из самых страшных войн человечества. Вместе с ними уходят традиции и целая эпоха. Конечно, о прошлом можно узнать из кинофильмов, прочитать в книге. Но ангел добра услышан будет лишь тогда, когда обращаются именно к тебе, и не через экран или книгу, а воочию. Наши бабушки и дедушки не могут ждать.
Так появилась идея создания факультативного курса «Семь-Я».
Цели его, помимо обучающей, – привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятиями «уважение», «ответственность», «патриотизм», «традиции отцов»; воспитать гордость за свою фамилию, свой край и ответственность за будущее своей семьи и страны в целом через развитие интереса к прошлому своей страны и своей семьи.
Данный курс включает в себя три этапа, что обусловлено его задачами:
– знакомство с летописными и фольклорными жанрами родного края;
– составление собственного генеалогического древа на основе семейных архивов и легенд;
– знакомство с жизнью и бытом наших бабушек, которым в суровые военные и послевоенные годы было столько же, сколько их внукам сегодня. (На основе изучения литературных произведений В. Астафьева, Ф. Абрамова и рассказов очевидцев)
Идея применяемой мною технологии обучения заключается в избирательном подходе к учебному материалу и «погружении» в проблему, «примеривании ее на себя». Срабатывает, как я называю, принцип «приближения». В качестве анализируемого материала предлагаю ученикам онтологическую прозу, которая очень многогранна и доступна для любого возраста. Пытаюсь донести до учащихся мысль, что причина гармонического сознания деревенского жителя в единении с природой. Эта мысль близка целям и задачам курса. В соединении с элементами технологии РКМЧП и личностно-ориентированным подходом это дает неплохие результаты.
Творческим результатом данной работы явилась серия сочинений обучающихся на темы: «История моей фамилии на земле сибирской» и «След войны в моей семье».
В данном случае перед учениками помимо общих целей были поставлены и частные:
– развивать творческие способности и исследовательские навыки;
– вырабатывать умение сравнивать и совершенствовать написанное;
– продолжить формирование навыков лексической работы.
Но главное достижение, на мой взгляд, в том, что изменились в лучшую сторону взаимоотношения бабушек и внуков. Удалось найти точки соприкосновения интересов двух поколений, в результате исчезает высокомерие младших, а бабушки охотнее стали рассказывать о военном и послевоенном прошлом, не опасаясь насмешек и непонимания.
В беседах с учениками постоянно акцентирую внимание на культурных традициях села, источниках его нравственного здоровья, напоминаю о военных и трудовых подвигах односельчан.
Беречь можно лишь то, чем гордишься. А нелюбинцам есть чем гордиться! И дети должны об этом знать.
Предлагаю Вашему вниманию разработку урока-конференции по мотивам творчества Фёдора Абрамова.
Творческим итогом работы факультативного курса и подобных встреч стал сборник «Между нами полвека, между нами война», выпущены й в этом году в издательстве «Курсив».
Урок – конференция для учащихся 5-6
классов «Детство, опалённое войной»
(по мотивам творчества Фёдора Абрамова)
Цели урока:
– знакомство с биографией писателя и
его творчеством;
– на основании литературных источников,
рассказов очевидцев и творческих работ учащихся,
написанных по воспоминаниям бабушек, показать
драматизм судеб детей – подростков в военное и
послевоенное время;
– помочь почувствовать учащимся гордость за
своих предков, пробудить желание сохранить и
приумножить традиции своей семьи;
– дать представление о плане-схеме и его
соответствии композиции;
Задачи:
– развитие способности соотносить
обсуждаемые на основе прочитанного
литературного текста проблемы с актуальными
вопросами современной жизни;
– развитие навыков аналитического чтения и
исследовательских способностей;
– обогащение словарного запаса учеников.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийное сопровождение, набор фотодокуметов «Ф. Абрамов», выставка книг писателя, анкетки «Три вопроса по делу», список книг, рекомендованных для самостоятельного чтения, стенд с красочно оформленными сочинениями и фотографиями бабушек, валенки, сувениры для гостей
На экране слова:
Я уверен, что придёт время, когда будет воздвигнут памятник мирному подвигу русской бабы...Фёдор Абрамов |
В зале на почётных местах сидят приглашённые бабушки.
На сцене старые растоптанные валенки, горбушка чёрного хлеба – паёк военной поры для взрослых.
Учитель:
– Нас ждёт сегодня необычный урок. Он родился не только в связи с изучением творчества Фёдора Абрамова, но и благодаря нашим бабушкам, чьи детство и молодость пришлись на суровые военные и послевоенные годы. Низкий поклон тем из них, которые смогли сегодня прийти в этот зал. (Предложить детям представить гостей)
В подготовке сегодняшнего урока принимало участие 5 групп. Слово исследователям-биографам творчества Ф. Абрамова.
На экране слайды с фотоснимками из жизни писателя, с видами северной деревни, откуда он родом. Учащиеся сопровождают показ рассказом о жизни и творчестве писателя.
– Какой главный критерий творчества Ф. Абрамова?
Ребята делают вывод, что главное для Фёдора Абрамова – правда, пусть и некрасивая, иногда даже жестокая.
– Такую ничем не приукрашенную правду мы видим в рассказе Ф. Абрамова «Валенки». Вспомним сами и познакомим наших гостей с произведением, которое и послужило причиной нашей сегодняшней встречи.
Подготовленный ученик выразительно читает начало рассказа до слов «Мне четырнадцать годков было...»
Беседа по содержанию произведения:
– Что заинтересовало рассказчика среди всего этого нехитрого крестьянского достатка?
– Вспомним, как достались хозяйке эти валенки.
– Ну, подумаешь, сгорели. С кем не бывает. Почему Дарка босиком бежит к начальнику лесопункта?
– Как вы объясните, что начальник угрожает девочке судом? Ведь нам ясно, что её вины тут нет. Может, это вымысел Фёдора Абрамова, чтоб заинтересовать читателей, и автор сгущает краски? Давайте спросим об этом наших гостей.
Бабушки рассказывают о работе во время войны, о строгих законах военного времени.
Учитель:
– Поблагодарим выступающих и вернёмся к содержанию нашего рассказа.
Кто помог Дарке, спас её от беды?
Вывод: в трудные военные годы люди помогали друг другу чем могли. Это единение помогло выстоять и дождаться Победы!
– Закончим чтение рассказа.
Подготовленный ученик читает финал произведения.
Учитель:
– Как вы думаете, почему Дарья Леонтьевна до сих пор хранит эти валенки?
– Можно ли по рассказу судить о том, какие человеческие качества ценит в людях Дарья Леонтьевна? Подтвердите ответы текстом.
(Примечание:
Группа ребят-«теоретиков» по ходу урока на доске составляет план рассказа «Валенки», параллельно класс рассматривает ключевые моменты (элементы композиции)
Учитель:
– В произведении есть слова, значение которых в наше время не всем ясно.
Ребятам, которые работали в лексической группе, предлагается дать своё толкование слов: ударник, нары, барак, полушалок и др. С помощью бабушек устанавливается лексическое значение этих слов в соответствии со временем.
Учитель:
– Ваши сверстники военной поры... Они рано повзрослели из-за войны. Вместо того, чтобы сидеть за партами, играть, встречать праздники за щедро уставленным столом, ваши бабушки помогали, чем могли, фронту. «Всё для фронта, всё для Победы!» – таков лозунг того времени. И само слово «победа» ассоциировалось у них с изобилием, «когда всего будет досыта». Вот как об этом рассказывает ещё одна героиня Фёдора Абрамова из литературной миниатюры со знаковым названием «Вкус Победы».
Выразительное чтение рассказа «Вкус Победы».
– 60 лет прошло, как окончилась война. Всё меньше и меньше остаётся в живых ветеранов войны. Но, к счастью, живы ещё ваши бабушки, живые свидетели истории. А это значит, что мы можем прикоснуться к той поре не только по книгам, но и в жизни. Трудно поверить, но вашим бабушкам когда-то тоже было столько же лет, как и вам. Послушаем сочинения о ваших сверстниках, чьё детство опалено войной.
Учащиеся читают творческие зарисовки различных жанров о своих бабушках.
– Для наших гостей, русских женщин, которых Ф. Абрамов назвал мерилом духовной силы, нравственной красоты и чистоты, звучит стихотворение Вероники Тушновой «Россия».
Под аудиозапись песни «Бабушки» в исполнении группы «Любэ» учащиеся вручают сувениры гостям.
Примечание. Итоги конференции целесообразнее подвести на следующем уроке.
|
Анкета по итогам урока |
|
1. | Узнали ли вы что-нибудь новое на этом уроке? | |
2. | Появилось ли у вас желание прочитать еще какие-нибудь произведения Федора Абрамова? | |
3. | Хотите ли вы на следующих уроках участвовать в разработке и защите тем для исследовательских проектов, посвященных нашим бабушкам? | |
4. | Ваши пожелания и замечания. |
Приложение №1
Словарь малознакомых слов
по рассказу Фёдора Абрамова «Валенки»
Барак – временное деревянное жильё
Бурки – сапоги из войлока
Лесозаготовки – лесные деляны, где
заготавливали древесину
Лесопункт – место, где находились
лесные деляны
Нары – дощатый настил, иногда в два
яруса, для сна
Отрез – кусок ткани
Полушалок – небольшая шаль или большой
платок
Робить – работать (диалектное)
Скорестить – сшить, смастерить (тоже
диалектное слово)
Ударник – передовой работник,
перевыполняющий положенную норму
Шони – самодельная обувь (диалектное
слово)
Приложение №2
Словарь малознакомых слов,
составленный учащимися при работе
над сочинениями исследовательского характера о
своих бабушках
Куртук – озеро в с. Нелюбино
Обласок – маленькая лодка,
выдолбленная из дерева.
Письмоноска – почтальон
«Под комендатурой» – так называли
ссыльных, которые должны были регулярно
отмечаться в комендатуре.
Пучки – растения со съедобными
стеблями.
Чистина – заливные луга.
Шахтёрские калоши – резиновая
обувь, которую подвязывали верёвками.
Щёлок – зола, опущенная в воду.
Примечание: объяснения записаны со слов бабушек.
Приложение №3
Список произведений Фёдора Абрамова, которые мы рекомендуем почитать ученикам, их бабушкам и родителям
- «Валенки»
- «Пелагея»
- «Алька»
- «Безотцовщина»
- «Деревянные кони»
- «О чём плачут лошади»
- «Дом»
- «Пряслины»
- «Братья и сёстры»
- «Трава – мурава»