Урок по мотивам творчества Ф. Абрамова "Между нами полвека" (из опыта работы факультативного курса)

Разделы: Литература


Из опыта работы факультативного курса

Из опыта работы факультативного курса «Семь-Я»

Бабушка, бабушка!
Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям...
Непосильная это работа...
Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказываю о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя  и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта.
В.П. Астафьев

Здравствуйте!

Я Неганова Валентина Григорьевна. Мне немало лет, но я до сих пор помню бабушкины слова о том, что у каждого человека за плечами два ангела: добра и зла. Кого из них послушать? За кем пойти?

Пионерка, активистка, атеистка, я словно заново увидела себя и бабушку. Я знала, что она, родившаяся на рубеже веков, – круглая сирота. Знала, что во время войны ей, матери шестерых детей, поручили руководить колхозом.

Слова об ангелах были совершенно не уместны во времени, они не вписывались ни в бабушкин, ни в мой образ жизни. И именно поэтому запомнились навсегда.

К сожалению, в повседневной суете мы редко говорим по душам с теми, кто с любовью и надеждой, не требуя ничего, наблюдает за нами и просит у невидимого Бога спасти и сохранить нас от того, что выпало на долю им.

Известно, что в современной школе приоритеты направлены на образование. Критерием личностно-ориентированного подхода, о котором так много мы говорим, выступает динамика изменений в учебном и личностном росте учащихся. Это отслеживается по положительной динамике качественной успеваемости, по результатам контрольных срезов знаний, ЕГЭ и поступаемости. Воспитание же отдано безраздельно в руки классного руководителя и организатора внеклассных дел. Вот только смогут ли дойти эти руки до каждого ребенка? Конечно, на уроках гуманитарного цикла мы говорим о духовности и нравственных качествах литературных персонажей и исторических деятелей. Но это в целом. Местный патриотизм становится непопулярным. О стариках вспоминают чаще всего по «красным» датам. Из Нелюбина на войну ушло 150 человек. Сегодня из них в живых один! А из 45 малолетних тружеников тыла – наших односельчан – сегодня живы только 5 человек.

Уходят живые свидетели истории, очевидцы одной из самых страшных войн человечества. Вместе с ними уходят традиции и целая эпоха. Конечно, о прошлом можно узнать из кинофильмов, прочитать в книге. Но ангел добра услышан будет лишь тогда, когда обращаются именно к тебе, и не через экран или книгу, а воочию. Наши бабушки и дедушки не могут ждать.

Так появилась идея создания факультативного курса «Семь-Я».

Цели его, помимо обучающей, – привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятиями «уважение», «ответственность», «патриотизм», «традиции отцов»; воспитать гордость за свою фамилию, свой край и ответственность за будущее своей семьи и страны в целом через развитие интереса к прошлому своей страны и своей семьи.

Данный курс включает в себя три этапа, что обусловлено его задачами:

– знакомство с летописными и фольклорными жанрами родного края;
– составление собственного генеалогического древа на основе семейных архивов и легенд;
– знакомство с жизнью и бытом наших бабушек, которым в суровые военные и послевоенные годы было столько же, сколько их внукам сегодня. (На основе изучения литературных произведений В. Астафьева, Ф. Абрамова и рассказов очевидцев)

Идея применяемой мною технологии обучения заключается в избирательном подходе к учебному материалу и «погружении» в проблему, «примеривании ее на себя». Срабатывает, как я называю, принцип «приближения». В качестве анализируемого материала предлагаю ученикам онтологическую прозу, которая очень многогранна и доступна для любого возраста. Пытаюсь донести до учащихся мысль, что причина гармонического сознания деревенского жителя в единении с природой. Эта мысль близка целям и задачам курса. В соединении с элементами технологии РКМЧП и личностно-ориентированным подходом это дает неплохие результаты.

Творческим результатом данной работы явилась серия сочинений обучающихся на темы: «История моей фамилии на земле сибирской» и «След войны в моей семье».

В данном случае перед учениками помимо общих целей были поставлены и частные:

– развивать творческие способности и исследовательские навыки;
– вырабатывать умение сравнивать и совершенствовать написанное;
– продолжить формирование навыков лексической работы.

Но главное достижение, на мой взгляд, в том, что изменились в лучшую сторону взаимоотношения бабушек и внуков. Удалось найти точки соприкосновения интересов двух поколений, в результате исчезает высокомерие младших, а бабушки охотнее стали рассказывать о военном и послевоенном прошлом, не опасаясь насмешек и непонимания.

В беседах с учениками постоянно акцентирую внимание на культурных традициях села, источниках его нравственного здоровья, напоминаю о военных и трудовых подвигах односельчан.

Беречь можно лишь то, чем гордишься. А нелюбинцам есть чем гордиться! И дети должны об этом знать.

Предлагаю Вашему вниманию разработку урока-конференции по мотивам творчества Фёдора Абрамова.

Творческим итогом работы факультативного курса и подобных встреч стал сборник «Между нами полвека, между нами война», выпущены й в этом году в издательстве «Курсив».

Урок – конференция для учащихся 5-6 классов «Детство, опалённое войной»
(по мотивам творчества Фёдора Абрамова)

Цели урока:

– знакомство с биографией писателя и его творчеством;
– на основании литературных источников, рассказов очевидцев и творческих работ учащихся, написанных по воспоминаниям бабушек, показать драматизм судеб детей – подростков в военное и послевоенное время;
– помочь почувствовать учащимся гордость за своих предков, пробудить желание сохранить и приумножить традиции своей семьи;
– дать представление о плане-схеме и его соответствии композиции;

Задачи:

– развитие способности соотносить обсуждаемые на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни;
– развитие навыков аналитического чтения и исследовательских способностей;
– обогащение словарного запаса учеников.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийное сопровождение, набор фотодокуметов «Ф. Абрамов», выставка книг писателя, анкетки «Три вопроса по делу», список книг, рекомендованных для самостоятельного чтения, стенд с красочно оформленными сочинениями и фотографиями бабушек, валенки, сувениры для гостей

На экране слова:

Я уверен, что придёт время, когда будет воздвигнут памятник мирному подвигу русской бабы...
Фёдор Абрамов

В зале на почётных местах сидят приглашённые бабушки.

На сцене старые растоптанные валенки, горбушка чёрного хлеба – паёк военной поры для взрослых.

Учитель:

– Нас ждёт сегодня необычный урок. Он родился не только в связи с изучением творчества Фёдора Абрамова, но и благодаря нашим бабушкам, чьи детство и молодость пришлись на суровые военные и послевоенные годы. Низкий поклон тем из них, которые смогли сегодня прийти в этот зал. (Предложить детям представить гостей)

В подготовке сегодняшнего урока принимало участие 5 групп. Слово исследователям-биографам творчества Ф. Абрамова.

На экране слайды с фотоснимками из жизни писателя, с видами северной деревни, откуда он родом. Учащиеся сопровождают показ рассказом о жизни и творчестве писателя.

– Какой главный критерий творчества Ф. Абрамова?

Ребята делают вывод, что главное для Фёдора Абрамова – правда, пусть и некрасивая, иногда даже жестокая.

–  Такую ничем не приукрашенную правду мы видим в рассказе Ф. Абрамова «Валенки». Вспомним сами и познакомим наших гостей с произведением, которое и послужило причиной нашей сегодняшней встречи.

Подготовленный ученик выразительно читает начало рассказа до слов «Мне четырнадцать годков было...»

Беседа по содержанию произведения:

– Что заинтересовало рассказчика среди всего этого нехитрого крестьянского достатка?

– Вспомним, как достались хозяйке эти валенки.

– Ну, подумаешь, сгорели. С кем не бывает. Почему Дарка босиком бежит к начальнику лесопункта?

– Как вы объясните, что начальник угрожает девочке судом? Ведь нам ясно, что её вины тут нет. Может, это вымысел Фёдора Абрамова, чтоб заинтересовать читателей, и автор сгущает краски? Давайте спросим об этом наших гостей.

Бабушки рассказывают о работе во время войны, о строгих законах военного времени.

Учитель:

– Поблагодарим выступающих и вернёмся к содержанию нашего рассказа.

Кто помог Дарке, спас её от беды?

Вывод: в трудные военные годы люди помогали друг другу чем могли. Это единение помогло выстоять и дождаться Победы!

– Закончим чтение рассказа.

Подготовленный ученик читает финал произведения.

Учитель:

– Как вы думаете, почему Дарья Леонтьевна до сих пор хранит эти валенки?

– Можно ли по рассказу судить о том, какие человеческие качества ценит в людях Дарья Леонтьевна? Подтвердите ответы текстом.

(Примечание:

Группа ребят-«теоретиков» по ходу урока на доске составляет план рассказа «Валенки», параллельно класс рассматривает ключевые моменты (элементы композиции)

Учитель:

– В произведении есть слова, значение которых в наше время не всем ясно.

Ребятам, которые работали в лексической группе, предлагается дать своё толкование слов: ударник, нары, барак, полушалок и др. С помощью бабушек устанавливается лексическое значение этих слов в соответствии со временем.

Учитель:

– Ваши сверстники военной поры... Они рано повзрослели из-за войны. Вместо того, чтобы сидеть за партами, играть, встречать праздники за щедро уставленным столом, ваши бабушки помогали, чем могли, фронту. «Всё для фронта, всё для Победы!» – таков лозунг того времени. И само слово «победа» ассоциировалось у них с изобилием, «когда всего будет досыта». Вот как об этом рассказывает ещё одна героиня Фёдора Абрамова из литературной миниатюры со знаковым названием «Вкус Победы».

Выразительное чтение рассказа «Вкус Победы».

– 60 лет прошло, как окончилась война. Всё меньше и меньше остаётся в живых ветеранов войны. Но, к счастью, живы ещё ваши бабушки, живые свидетели истории. А это значит, что мы можем прикоснуться к той поре не только по книгам, но и в жизни. Трудно поверить, но вашим бабушкам когда-то тоже было столько же лет, как и вам. Послушаем сочинения о ваших сверстниках, чьё детство опалено войной.

Учащиеся читают творческие зарисовки различных жанров о своих бабушках.

– Для наших гостей, русских женщин, которых Ф. Абрамов назвал мерилом духовной силы, нравственной красоты и чистоты, звучит стихотворение Вероники Тушновой «Россия».

Под аудиозапись песни «Бабушки» в исполнении группы «Любэ» учащиеся вручают сувениры гостям.

Примечание. Итоги конференции целесообразнее подвести на следующем уроке.

 

 

Анкета по итогам урока
«Три вопроса по делу»

 
1. Узнали ли вы что-нибудь новое на этом уроке?  
2. Появилось ли у вас желание прочитать еще какие-нибудь произведения Федора Абрамова?  
3. Хотите ли вы на следующих уроках участвовать в разработке и защите тем для исследовательских проектов, посвященных нашим бабушкам?  
4. Ваши пожелания и замечания.  

Приложение №1

Словарь малознакомых слов
по рассказу Фёдора Абрамова «Валенки»

Барак – временное деревянное жильё
Бурки – сапоги из войлока
Лесозаготовки – лесные деляны, где заготавливали древесину
Лесопункт – место, где находились лесные деляны
Нары – дощатый настил, иногда в два яруса, для сна
Отрез – кусок ткани
Полушалок – небольшая шаль или большой платок
Робить – работать (диалектное)
Скорестить – сшить, смастерить (тоже диалектное слово)
Ударник – передовой работник, перевыполняющий положенную норму
Шони – самодельная обувь (диалектное слово)

Приложение №2

Словарь малознакомых слов,
составленный учащимися при работе
над сочинениями исследовательского характера о своих бабушках

Куртук –  озеро в с. Нелюбино
Обласок –  маленькая лодка, выдолбленная из дерева.
Письмоноска –  почтальон
«Под комендатурой» –  так называли ссыльных, которые должны были регулярно отмечаться в комендатуре.
Пучки –  растения со съедобными стеблями.
Чистина –  заливные луга.
Шахтёрские калоши –  резиновая обувь, которую подвязывали верёвками.
Щёлок –  зола, опущенная в воду.
Примечание: объяснения записаны со слов бабушек.

Приложение №3

Список произведений Фёдора Абрамова, которые мы рекомендуем почитать ученикам, их бабушкам и родителям

  1. «Валенки»
  2. «Пелагея»
  3. «Алька»
  4. «Безотцовщина»
  5. «Деревянные кони»
  6. «О чём плачут лошади»
  7. «Дом»
  8. «Пряслины»
  9. «Братья и сёстры»
  10. «Трава – мурава»