Урок по литературе, 7-й класс. "Детский фольклор"

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели:

  • познакомить с жанрами детского фольклора,
  • развивать творческие способности,
  • расширять кругозор,
  • воспитывать интерес к изучению творческого наследия русского народа.

Оборудование:

  1. выставка книг по теме “Фольклор”,
  2. книжки-самоделки,
  3. иллюстрации к фольклорным произведениям,
  4. звукозапись,
  5. раздаточный материал,
  6. медали.

Ход урока

1. Фронтальная беседа.

- Что обозначает слово фольклор в переводе с английского?

(Народоведение, народознание)

- Какое определение дается в словаре Ожегова?

(Фольклор - народное творчество: совокупность народных обрядовых действий).

- Кто такой фольклорист? (Собиратель фольклора)

- Как называется наука, изучающая фольклор? (Фольклористика)

- Какие произведения устного народного творчества можно отнести к детскому фольклору?

2. В тетради записывается число, тема урока и заголовок “Жанры детского фольклора”.

3. По ходу урока дети записывают в тетрадь название жанров.

4. Обзор выставки книг, подобранных учителем и детьми.

Учитель или подготовленный ученик:

Родился в семье ребенок,
Мама песню запоет,
И ребеночек под песню
Сладким, крепким сном уснет.

- Какие же песни поют мамы детям? (Учащиеся читают подобранные дома песни или рассказывают наизусть, если есть желающие, то могут спеть, по возможности можно прослушать звукозапись).

5. Учитель:

- Но ребёнок подрастал, час пестушечек настал.

- Что такое пестушка? Потешка? (От слова пестовать (нянчить), то есть забавлять, развлекать, развивать, чаще всего сопровождаются выполнением определенных движений).

Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.

(Дети предполагают какие могли выполнять при этом движения).

Скок, скок-поскок!
Молодой дроздок.
По водичку пошел,
Молодичку нашел.

Молодичечка, невеличечка,
Сама с верошок,
Голова с горшок
Шу-вы! Полетели!
На головку сели.

Дети читают свои примеры.

6. Учитель:

Вот Ванюшки, Тани, Вани,
Пети, Миши, Гены, Ани
Прибежали на лужок
Приговорок есть мешок.

- Объясните происхождение слова приговорки.

- Какова их роль в жизни детей?

Чтение приговорок.

Уж дождь – дождем, Радуга-дуга!
Поливай ковшом, Не давай дождя!
Ситом, решетом, Давай солнышка!
Целым ушатом, Колоколнышка

 Дети приводят свои примеры.

7. Учитель:

Вот и дождик перестал
Час считалочек настал.

- Зачем нужны считалки? (Дети объясняют)

К доске приглашается группа детей, и они приводят примеры нескольких считалок.

8. Учитель:

- Есть считалка - значит должна быть игра.

- Какие русские народные игры вы знаете, в какие играете или играли? (Дети называют игры, если есть время можно сыграть в одну из известных игр или разучить новую)

9. Учитель:

Наигрались и устали.
В избу к Ваньке нас позвали,
Чтоб в избе нам не скучать,
Надо что-то рассказать.

- Что же могли рассказывать дети, сидя вечерком или в холодный день за столом или забравшись на теплую печку? (Сказки).

- Какое произведение называют сказкой?

- Назовите признаки сказки.

10. Конкурс “Кто больше знает названий русских сказок?”

(Можно провести конкурс на лучшего рассказчика эпизода или небольшой сказки, или инсценирование).

- Какие бывают сказки? (Бытовые, о животных, волшебные, докучливые).

- Какие докучливые сказки вы знаете?

11. Творческое задание. Придумать с соседом по парте докучливую сказку и рассказать.

12. Проверка задания.

13. Что еще могли рассказывать для развлечения дети?

- Скороговорки.

- Что такое скороговорка?

14. Игра “Мешок скороговорок”. Дети вытаскивают из мешочка карточку со скороговоркой и пробуют ее произнести.

  • Два дровосека, два дровокола, два дроворуба в лесу дрова рубят.
  • Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  • Сидели свистели семь свиристелей.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • Карл Кларе подарил кораллы.
  • Клара Карлу принесла клорнет.

15. Прибаутки. (Примеры детей)

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

16. Небылицы.

В парах или индивидуально самим придумать короткую небылицу (можно конкретно ограничить количество предложений).

Чтение или рассказывание придуманных небылиц.

17. Учитель:

Хватит, хватит, хватит врать
Пора загадку загадать.

- Дайте определение загадке.

Загадывание загадок. (Детей заранее следует предупредить, чтобы подбирали загадки, которые раньше в классе не отгадывали, чтобы было интересно разгадывать).

18. Учитель:

Мы устали от загадок.
Лучше песенку споем.

Дети поют песню, которую знают.

Как у наших у ворот муха песенки поет.
Ай, люли, вот поет, ай, люли, вот поет.

Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.
Ай, люли, позвала, ай, люли, позвала.

Муравейко, милый мой! Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, ты со мной, ай, люли, ты со мной.

Я и рад бы поплясать, да устал я, мне не встать.
Ай, люли, мне не встать, ай, люли, мне не встать.

19. Какой смысл заключен в слове головоломка?

- Какие головоломки вы знаете? (1-2 учащихся заранее подбирают дома)

20. Какие произведения устного народного творчества вызывают смех? (Анекдоты).

21. Привести примеры детских анекдотов. (Сразу говорим о том, что не следует рассказывать некорректных).

22. Почему дети любят страшилки?

- Когда их чаще всего рассказывают? (Примеры).

23. Какие жанры можно еще отнести к детскому фольклору?

- Дразнилки.

- Нужны ли они? В чем их смысл? (Обидные дразнилки не нужны, а шуточные помогают поднимать настроение, развивают речи, расширяют словарный запас, мышление).

Если есть время можно зачитать 1 – 2 дразнилки.

Ванька-встанька карапуз, Настя – Настенька,
Надевай большой картуз, Шубка красненька,
Каравай съешь хлеба, Шапка боброва,
Вырастешь до неба! Сам черноброва.

24. Что такое школьный фольклор?

Примеры.

Часть речи,
которая упала с печи,
ударилась о пол,
называется глагол.

Для запоминания падежей:

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.

(Читаем по первым буквам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

25. Дети, изготовившие лучшие книжки-малышки представляют их одноклассникам.

26.. Итог урока.

Подсчитать сколько разновидностей детского фольклора записали в тетрадь.

- Что нового узнали? Что повторили?

- Что больше всего понравилось?

- Какое значение имеет детский фольклор в жизни ребенка?

Учитель отмечает самых активных, комментирует оценки, вручает медали “Лучшему знатоку фольклора”, остальным детям можно вручить медаль “Знаток фольклора”.

(По ходу урока учитель обращает внимание детей на иллюстрации и рисунки детей, расположенные на доске или в конце урока просит определить соответствие иллюстраций произведениям. В зависимости от подготовленности класса некоторые моменты урока могут быть сокращены).