Цели:
- познакомить с жанрами детского фольклора,
- развивать творческие способности,
- расширять кругозор,
- воспитывать интерес к изучению творческого наследия русского народа.
Оборудование:
- выставка книг по теме “Фольклор”,
- книжки-самоделки,
- иллюстрации к фольклорным произведениям,
- звукозапись,
- раздаточный материал,
- медали.
Ход урока
1. Фронтальная беседа.
- Что обозначает слово фольклор в переводе с английского?
(Народоведение, народознание)
- Какое определение дается в словаре Ожегова?
(Фольклор - народное творчество: совокупность народных обрядовых действий).
- Кто такой фольклорист? (Собиратель фольклора)
- Как называется наука, изучающая фольклор? (Фольклористика)
- Какие произведения устного народного творчества можно отнести к детскому фольклору?
2. В тетради записывается число, тема урока и заголовок “Жанры детского фольклора”.
3. По ходу урока дети записывают в тетрадь название жанров.
4. Обзор выставки книг, подобранных учителем и детьми.
Учитель или подготовленный ученик:
Родился в семье ребенок,
Мама песню запоет,
И ребеночек под песню
Сладким, крепким сном уснет.
- Какие же песни поют мамы детям? (Учащиеся читают подобранные дома песни или рассказывают наизусть, если есть желающие, то могут спеть, по возможности можно прослушать звукозапись).
5. Учитель:
- Но ребёнок подрастал, час пестушечек настал.
- Что такое пестушка? Потешка? (От слова пестовать (нянчить), то есть забавлять, развлекать, развивать, чаще всего сопровождаются выполнением определенных движений).
Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.
(Дети предполагают какие могли выполнять при этом движения).
Скок, скок-поскок!
Молодой дроздок.
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодичечка, невеличечка,
Сама с верошок,
Голова с горшок
Шу-вы! Полетели!
На головку сели.
Дети читают свои примеры.
6. Учитель:
Вот Ванюшки, Тани, Вани,
Пети, Миши, Гены, Ани
Прибежали на лужок
Приговорок есть мешок.
- Объясните происхождение слова приговорки.
- Какова их роль в жизни детей?
Чтение приговорок.
Уж дождь – дождем, | Радуга-дуга! |
Поливай ковшом, | Не давай дождя! |
Ситом, решетом, | Давай солнышка! |
Целым ушатом, | Колоколнышка |
Дети приводят свои примеры.
7. Учитель:
Вот и дождик перестал
Час считалочек настал.
- Зачем нужны считалки? (Дети объясняют)
К доске приглашается группа детей, и они приводят примеры нескольких считалок.
8. Учитель:
- Есть считалка - значит должна быть игра.
- Какие русские народные игры вы знаете, в какие играете или играли? (Дети называют игры, если есть время можно сыграть в одну из известных игр или разучить новую)
9. Учитель:
Наигрались и устали.
В избу к Ваньке нас позвали,
Чтоб в избе нам не скучать,
Надо что-то рассказать.
- Что же могли рассказывать дети, сидя вечерком или в холодный день за столом или забравшись на теплую печку? (Сказки).
- Какое произведение называют сказкой?
- Назовите признаки сказки.
10. Конкурс “Кто больше знает названий русских сказок?”
(Можно провести конкурс на лучшего рассказчика эпизода или небольшой сказки, или инсценирование).
- Какие бывают сказки? (Бытовые, о животных, волшебные, докучливые).
- Какие докучливые сказки вы знаете?
11. Творческое задание. Придумать с соседом по парте докучливую сказку и рассказать.
12. Проверка задания.
13. Что еще могли рассказывать для развлечения дети?
- Скороговорки.
- Что такое скороговорка?
14. Игра “Мешок скороговорок”. Дети вытаскивают из мешочка карточку со скороговоркой и пробуют ее произнести.
- Два дровосека, два дровокола, два дроворуба в лесу дрова рубят.
- Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
- Сидели свистели семь свиристелей.
- На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
- Карл Кларе подарил кораллы.
- Клара Карлу принесла клорнет.
15. Прибаутки. (Примеры детей)
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
16. Небылицы.
В парах или индивидуально самим придумать короткую небылицу (можно конкретно ограничить количество предложений).
Чтение или рассказывание придуманных небылиц.
17. Учитель:
Хватит, хватит, хватит врать
Пора загадку загадать.
- Дайте определение загадке.
Загадывание загадок. (Детей заранее следует предупредить, чтобы подбирали загадки, которые раньше в классе не отгадывали, чтобы было интересно разгадывать).
18. Учитель:
Мы устали от загадок.
Лучше песенку споем.
Дети поют песню, которую знают.
Как у наших у ворот муха песенки поет.
Ай, люли, вот поет, ай, люли, вот поет.Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.
Ай, люли, позвала, ай, люли, позвала.Муравейко, милый мой! Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, ты со мной, ай, люли, ты со мной.Я и рад бы поплясать, да устал я, мне не встать.
Ай, люли, мне не встать, ай, люли, мне не встать.
19. Какой смысл заключен в слове головоломка?
- Какие головоломки вы знаете? (1-2 учащихся заранее подбирают дома)
20. Какие произведения устного народного творчества вызывают смех? (Анекдоты).
21. Привести примеры детских анекдотов. (Сразу говорим о том, что не следует рассказывать некорректных).
22. Почему дети любят страшилки?
- Когда их чаще всего рассказывают? (Примеры).
23. Какие жанры можно еще отнести к детскому фольклору?
- Дразнилки.
- Нужны ли они? В чем их смысл? (Обидные дразнилки не нужны, а шуточные помогают поднимать настроение, развивают речи, расширяют словарный запас, мышление).
Если есть время можно зачитать 1 – 2 дразнилки.
Ванька-встанька карапуз, | Настя – Настенька, |
Надевай большой картуз, | Шубка красненька, |
Каравай съешь хлеба, | Шапка боброва, |
Вырастешь до неба! | Сам черноброва. |
24. Что такое школьный фольклор?
Примеры.
Часть речи,
которая упала с печи,
ударилась о пол,
называется глагол.
Для запоминания падежей:
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.
(Читаем по первым буквам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
25. Дети, изготовившие лучшие книжки-малышки представляют их одноклассникам.
26.. Итог урока.
Подсчитать сколько разновидностей детского фольклора записали в тетрадь.
- Что нового узнали? Что повторили?
- Что больше всего понравилось?
- Какое значение имеет детский фольклор в жизни ребенка?
Учитель отмечает самых активных, комментирует оценки, вручает медали “Лучшему знатоку фольклора”, остальным детям можно вручить медаль “Знаток фольклора”.
(По ходу урока учитель обращает внимание детей на иллюстрации и рисунки детей, расположенные на доске или в конце урока просит определить соответствие иллюстраций произведениям. В зависимости от подготовленности класса некоторые моменты урока могут быть сокращены).