Цель:
- Пробудить интерес к чтению книг Е. Носова
- Развивать умения сопоставлять и сравнивать
- Развивать монологическую и диалогическую речь
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам
- Формировать речеведческую, коммуникативную, учебно-познавательную компетенции.
Оборудование:
- Портрет Е. Носова
- Музыка П. Чайковского " Щелкунчик"
- Презентация " История создания куклы"
- Песня куклы в исполнении Витаса
- Отрывки из произведений Короленко, Гюго
- Выставка игрушек учащихся
Ход урока
1. Оргмомент.
Слово учителя: Мы продолжаем работать по произведениям Е. Носова и сегодня на нашем уроке погорим ещё произведении писателя "Кукла". Совершим небольшое путешествие в мир кукол, поговорим о том, что значит кукла (игрушка) для каждого человека, как к ним относятся люди. Тема нашего урока звучит : (по рассказу Е.Носова " Кукла"). Основную тему урока определим и озвучим в конце урока.
(Тему могут предложить учащиеся в конце урока после работы над произведением).
2. Прослушиваем отрывок из произведения Чайковского "Щелкунчик".
(Ребята слушают музыку и после прослушивания записывают свои ассоциации.
Это могут быть слова праздник, восторг, карнавал, радость, кукла:)
Музыка настроила на позитивные эмоции, мы погрузились в мир детства. Игрушка - приятное воспоминание раннего детства. Вспомним о своих игрушках, какие моменты связаны с этими вещами?
3. Сообщение о своих игрушках.
Учащиеся рассказывают о своих любимых игрушках. Для них это яркие воспоминания, море положительных эмоций. Игрушка приносит большую радость, является украшением жизни.
4. Работа с презентацией.
А какие были куклы в далеком прошлом, и как к ним относились их хозяйки?
(презентация " История создания куклы".) Учащиеся заранее нашли материал из истории создания кукол. (Приложение 1)
Кукла появилась задолго до письменности. Тряпичная кукла неплохо сохранилась, ей больше 2000 лет. Её хозяйка жила в Древнем Риме за 300 лет до н. э. На территории Сибири нашли множество игрушек, выточенных из мягкого камня или из бивня мамонта. Много детских игрушек ученые нашли в Италии, раскапывая город Помпеи, засыпанный пеплом после извержения вулкана Везувия. Самая древняя кукла найдена в египетской гробнице. Она сопровождала в последний путь своего маленького хозяина. Кукла была сделана из дерева. У неё великолепные кудри из глиняных бус, но нет ног. Древние египтяне боялись, что кукла оживет и убежит от своего владельца. В африканском племени карамоджей кукол вырезали из священного дерева мбуру и дарили детям на третьем году жизни. Кукол старательно наряжали: считалось, что чем красивее кукла, тем краше будет её хозяйка. Куклы для мальчиков держали в руках копья. Чем сильнее кукла, тем отважнее станет будущий воин. Кукол любили, берегли, передавали по наследству.
Столицей кукольного царства является Сергиев Посад. Сергий Радонежский в монашеском уединении вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детишек, которых приводили с собой богомольцы. Расходились по свету деревянные фигурки, прозванные Троицкими. К концу X_Х века Сергиев Посад стал столицей игрушечного промысла России.
Яркая матрешка стала кукольным символом России - ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Был он вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство вставленных одна в другую фигурок. Изображал божество счастья и долголетия. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С.В. Малютин и тут же набросал русский вариант на бумаге. Токарь В.П. Звездочкин выточил для нее форму, а Малютин её расписал. Так появилась Матрена.
В 1709 г. немецкий химик И.Ф. Бетгер разгадал секрет изготовления фарфора и открыли фабрику по производству фарфоровых кукольных головок. Эти головки пришивали или прибивали к деревянному или тряпичному туловищу. Фарфоровые куклы созданы по портрету жены Наполеона, английской королевы Виктории.
Кукла Барби родилась в1959 году. Рост её был 29 см, вес 135 гр. На голове красовался " лошадиный хвост", глазки были подведены, ногти покрыты красным лаком. В 1980 году в магазинах появилась Барби.
Учитель: Мир меняется, но девочки играли, играют и будут играть в куклы, а мальчики гонять мяч и пускать кораблики. История куклы, машинки, кораблика ещё не закончилась. Какие они будут завтра, зависит от нашей фантазии.
5. Беседа по прочитанным произведениям Короленко, Гюго.
Куклы были описаны и в произведениях Короленко, Гюго.
- Как выглядела кукла Казеты?
- Какую роль она сыграла в жизни Маруси, Казеты?
(учащиеся находят и зачитывают отрывки)
- "Это была радость. Болезнь на время отступила. Кукла подарила им радость. Это первые настоящие куклы в их бедной жизни. Кукла для них казалась чудом." - Как авторы изобразили кукол? Это было как живое существо.
- Всегда ли мы бережно относимся к своим игрушкам, украсившим наше детство, научившим нас любить.
6. Аналитическая беседа по рассказу.
Рассказ начинается с описания природы.
- Что изменилось в природе за несколько лет? (учащиеся находят художественные средства, используемые в описании природы.)
- Кто такой Акимыч? Чем он занимается? (когда-то работал на перевозе, заядлый рыбак, фронтовик. Сейчас садовник, сторож, сидеть без дела не может)
- Куда же держит путь Акимыч?
7. Работа в группах.
Учитель зачитывает отрывок описания речной луговины. (Учащиеся разделены на 2 группы. Одни находят звуковую характеристику, другие - цветовую характеристику.
После исследования, учащиеся делают вывод, что показано светлое, доброе начало в природе.
- В природе все прекрасно, а в мире людей? Куда нас привел Акимыч? (зачитать описание куклы)
- Знакома ли вам такая картина? Как вы относитесь к такой картине?
- Есть ли сходство описанной куклы и куклы Казеты и Маруси?
- Как Акимыч относится к этому событию? А как отнеслись к случившемуся люди?
(Акимыч потрясен жестокостью людей, безразличием, он не может смотреть на такие бесчеловечные поступки)
- Найти слова, характеризуют состояние Акимыча. (..Вот гляди: Так мне нехорошо видеть это: Сердце комом сожмемся. Колотит всего..)
- Почему у Акимыча такое отношение к кукле? (Растерзанные куклы напоминают об ужасах войны, о тяжело раненых, оставшихся без рук и без ног)
К сожалению, сейчас так много жестокости, что мы не замечаем, привыкаем к ней, как к повседневности.
8. Работа с графиком.
(Ребята работают с карточкой. Нужно расположить героев согласно их нравственного выбора).
0
Расположение героев может быть разным: от неизвестного до рассказчика.
9. Чтение стихотворения Случевского. ( Выразительно читает подготовленный ученик)
- Что общего в стихотворении и в рассказе?
(Большое зло начинается с малого. Родителям с малых лет важно учить своих детей бережному отношению к игрушкам)
10. Творческая работа "Всего не закопать!.."
Как вы понимаете эти слова? (учащиеся работают самостоятельно)
11. Звучит песня в исполнении Витаса " Кукла"
Носов предлагает читателю " кинуть взор" вокруг себя и посмотреть на то, что он уже уничтожил и подумать о том, что нужно сделать, чтобы сохранить то, что ещё осталось. Бороться с жестокостью, отсутствием милосердия, сострадания. Но бездействие пагубно: сорняк растет быстро.
12. Работа над темой.
Вернуться к началу урока и назвать тему. (варианты разные: "Это все в руках
Человека", "Остановитесь, люди!" и др.)
13. Домашнее задание.
1. Прочитать рассказ Казакова " Тихое утро".
2. Написать письмо от имени игрушки.