Цели урока:
- познакомить учащихся со стихотворениями Г. Р. Державина, написанными в Тамбове;
- показать особенности его поэтики поэта;
- отработать навыки выразительного чтения и анализа поэтических текстов;
- воспитывать чувства любви к родному краю.
Оборудование урока:
- Портрет Г.Р.Державина.
- Выставка книг, посвященных творчеству поэта,
- Сборник стихотворений Г.Р.Державина.
- Презентация материала к уроку.
Эпиграф урока:
Так! – весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселена будет чтить.
Г.Р.Державин
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя. (Приложение 1. Слайд 2) Имя Г. Р. Державина вновь стало популярным. Через два века Державин из истории литературы возвращается в нашу современность. К его личности и творчеству обращаются поэты и прозаики, критики и литературоведы. О нем пишут Андрей Вознесенский, Олег Чухонцев, Олег Михайлов, Владимир Гусев, Алексей Шеметов. М. Эпштейп говорит о современном восприятии творчества Державина. Вновь издан написанный почти полвека назад роман Юрия Домбровского «Державин». (Приложение 1. Слайд 4)
«Книжная судьба В. Ходасевича на родине после шести с лишним десятилетий перерыва продолжается не сборником стихов или воспоминаний, не книгой «О Пушкине», а биографией Державина». (Приложение 1. Слайд 3)
Вышли прекрасно переизданные «Сочинения»
Державина – в Москве, «Оды» – в Санкт-Петербурге.
Немного раньше вышла «Избранная проза».
Как тут не вспомнить слова А.
С. Пушкина из письма A.А. Бестужеву в мае
–июне 1825 года (Приложение 1.
Слайд 5) «Кумир Державина 1/4 золотой, 3/4
свинцовый доныне еще
не оценен». Или B.Г. Белинского: «Никого
у нас не хвалили так безусловно, как Державина, и
никто доселе не понят менее его». (Приложение 1. Слайд 6)
...Интерес к творчеству Державина
закономерен. Русская классическая
литература всегда современна, а за последние
годы духовные и художественные искания
советской литературы особенно активно,
опираются пи традиции классики.
Но какие бы работы о Державине мы ни изучали, сам
о себе и своем творчестве он сказал неизмеримо
больше – в своих сочинениях, записках,
комментариях.
Из всех работ о Г. Р. Державине своей
фундаментальностью по-прежнему выделяются
работы исследователя прошлого века Я.К.Грота,
академика русской филологии и истории,
тамбовского помещика. (Приложение 1. Слайд 7, 8)
Прошло более 250 лет со времени приезда Г. Р.
Державина в Тамбов. Принято считать (с легкой
руки опять-таки Я. К. Грота), что в Тамбове
Державин много сделал как губернатор и мало как
поэт.
В Державине всю его жизнь боролись два чувства:
стремление на государственной службе быть
полезным обществу и вдохновенная любовь к музе
поэзии. И там и здесь он добился больших успехов:
солдат гвардии из наибеднейших дворян несчетным
числом взлетов и падений стал министром юстиции
и великим поэтом XVIII столетия.
Этот второй путь и был по существу его первым
путем, хоть, как сам не раз подчеркивал, занимался
он поэзией «от должности в часы свободны».
Литературное наследие Державина тамбовского
периода разнообразно и в идейном, и в жанровом
отношении. Тамбовская тема по-своему обогатила
художественную палитру поэта. За три года
Гаврила Романович написал «Пролог на открытие в
Тамбове театра», шуточное стихотворение
«Желание Зимы», оды «На смерть графини
М.А.Румянцовой» и «Осень во время осады Очакова»,
которую В.Г.Белинский высоко оценил, назвав самым
лучшим произведением поэта. Впервые ода под
названием «Осень в Зубриловке» была напечатана в
тамбовской типографии. Обратимся к этой оде.
2. Сообщение ученика. (Приложение 1. Слайд 9)
Зубриловка – саратовское имение близких
друзей Гаврилы Романовича – Голициных. На берегу
Хопра они построили дворец и часто наезжали сюда
из Петербурга. Хозяйка В.В.Голицина была
образованной женщиной, дружила с передовыми
людьми своего времени. Муж ее С.Ф.Голицин любил
театр, сам выступал на сцене и в любительских
спектаклях. Домашним учителем Голициных был
И.А.Крылов.
Осенью 1788 года С.Ф.Голицин находился в армии,
осаждавшей турецкую крепость Очаков. Его жена,
жившая в Зубриловке, долгое время не получала
писем от мужа. Чтобы как-то утешить В.В.Голицину,
Гаврила Романович послал ей оду. Русские войска
взяли Очаков 6 декабря1788 года. С.Ф.Голицин приехал
в Зубриловку, где Державин поздравил его с
победой.
3. Знакомство с жанром оды
1) Работа со словарем Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева
«Словарь литературоведческих терминов» – стр. 251
2) Запись в тетради определения «Ода (греч.–
песня) – торжественное, патетическое
стихотворное произведение».
4. Словарная работа (лексическое толкование слов)
Эол – царь эолиских островов,
получивший власть над ветрами.
Борей – в греческой мифологии сын
Астрея и Эос (звездного неба и утренней зари,
олицетворение северо-восточного ветра).
Нимфы – в греческой мифологии
олицетворение стихийных сил в виде девушек;
изображаются с длинными волосами, с обнаженными
руками и ногами.
Марс – бог войны у римлян.
Стикс – в греческой мифологии
подземная река, через которую Харон, перевозчик
душ умерших, перевозит души людей в подземное
царство Аида.
Царство Митридата – « т.е. в Тавриде, в
Крыму».
Летает и темнит луну… «т.е. побеждает
турок».
Выжлиц – гончие псы
5. Выразительное чтение оды и частичный анализ произведения
– Можно ли это стихотворение назвать одой?
Почему? (Посвящено историческому событию)
– Какому историческому событию посвящено данное
произведение? (Взятие крепости Очаков.
Разгромив турецкую гребную флотилию, адмирал
Ушаков помог суворовской пехоте прочно
блокировать Очаков, укреплённый турками при
помощи французских инженеров; русские солдаты и
матросы взяли крепость 6 декабря 1788 года.)
– Какова его тематика? (Военно-патриотическая)
– Теме военно-патриотической поэт оставался
верен всю свою жизнь, и дороги ему были дружеские
встречи с Суворовым, лестно было получить
благодарственное письмо за подписью князя
Кутузова-Смоленского. Более всего вдохновляли
Державина блестящие победы и слава русского
оружия. С волнением сердца следя за событиями
русско-турецкой войны 1787-1791 годов, он воспел
штурм Очакова (Ода «Осень во время осады
Очакова» 1788) и взятие Измаила («На взятие
Измаила» 1791).
– Какова основная мысль данного стихотворения? (Поэт
воспел героические подвиги суворовских
пехотинцев, сражавшихся в тесном взаимодействии
с матросами адмирала Ушакова).
– Какова композиция оды? (Оду условно можно
разделить на три части.
В первой части – реалистическое описание
картины тамбовской природы в пору осени и
прихода зимы. (Чтение отрывка со слов «Уже
румяна Осень носит…» до слов «…Природы взор
оцепенел»).
Вторая часть оды воспевает доблесть русских
солдат и храбрость полководцев.
В третьей части оды – изображение
поэтического образа жены, ожидающей своего мужа
из боя. (Чтение отрывка со слов «Спеши, супруг, к
супруге верной…» до слов «…То страх ее смущает
кровь»).
– Для стиля русской классической оды
характерно использование таких приемов, как
метафоры, сравнения, употребление образов
античной мифологии, архаичных слов и выражений,
олицетворений, использование высокой,
торжественной лексики, русские разговорные
слова, которые были характерны для низкого стиля.
Найдите данные приемы в оде.
Работа в группах и заполнение кластера (Приложение 1. Слайд 10)
1 гр. – метафоры, сравнения, образы античной
мифологии, архаичные слова; олицетворения;
2 гр. – использование высокой, торжественной
лексики;
3 гр. – русские разговорные слова,
которые были характерны для низкого стиля.
Вывод: В своей оде Державин смело раздвигал границы поэтики классицизма, ввел картины природы, доступные тогда преимущественно русской народной песне, мастерски смешивает разные речевые стили и разные языковые слои.
6. Чтение и беседа по содержанию стихотворения «Желание Зимы»
– А теперь обратимся к стихотворению «Желание
Зимы».
(Выразительное чтение данного стихотворения).
– Скажите, чем отличается это произведение
от оды «Осень в Зубриловке»?
(Шуточное стихотворение «Желание Зимы» посвящено
П. М. Захарьину. (Приложение
1. Слайд 11) В нем поэт рассказывает о
приходе зимы. Если в поэзии
Державина справедливо считается новым для
истории литературы и литературного языка
внесение просторечия в книжный стиль, то это
стихотворение целиком соткано из тех
слов и выражений, которые М. В. Ломоносов,
предшественник Державина в поэзии, почел бы
«низкими». Просторечие и устно-поэтическая речь
здесь сливаются воедино. Слова «вяха»,
«нюни», «рожа», «дурак» сочетаются с такими
поэтическими формами, как
Под белым покрывалом
Бореева кума
Катит в санях Зима.
Кати, кума драгая,
В шубеночке атласной.
Кати к нам, белолика,
Кати, Зима младая... )
Вывод: По своей тематике произведения,
написанные Державиным, разнообразны. Отступая от
знаменитых «правил» классицизма, поэт создает
«забавный русский слог», помогавший ему
раскрывать во всем, о чем бы он ни написал, свою
личность.
И это совершенно справедливо позволяет говорить
о Державине как о великом поэте XVIII столетия.
7. «Записки» Г.Р.Державина (Сообщение учащегося)
Но Г. Р. Державин был и замечательным прозаиком,
и его проза, показывающая нам, что писатель шел
верной дорогой к реализму, до сих пор по существу
остается неисследованной.
В литературном наследии Державина особое место
занимают «Записки» – воспоминания о своей жизни
от рождения до 1812 года. Подготовив собрание своих
стихотворений в 5-ти томах, поэт решил написать
воспоминания. «Записки» рассказывали о
головокружительной карьере в сословном
государстве. Но подлинное их содержание –
раскрытие духовного развития Державина,
оказавшегося свидетелем и участником крупнейших
событий политической истории России (переворот
1762 года, пугачевское восстание, царствование
Павла и Александра, приблизивших к себе поэта).
«Записки состоят из восьми отделений. В
отделении, которое называется «С определения его
в губернаторы до удаления его от оного звания и
возведения в вышние государственные чины и
должности», Гаврила Романович рассказывает о
своем пребывании в Тамбове.
( Пересказ содержания отрывка из «Записок» со
слов «По приезде в Тамбов в исходе марта или в
начале апреля (1786) нашел сию губернию по бывшем
губернаторе Макарове…» до слов « Но в течение
сего же года открылось уже явное неудовольствие
против губернатора»).
8. Итог урока (Приложение 1. Слайд 12)
– Итак, драматические произведения для местных
спектаклей (в частности, «Пролог»), две
замечательные оды, вошедшие в историю
отечественной литературы, в историю одического
жанра как оды новаторские, из строгости
классической эстетики смело шагнувшие в мир
реалистических образов и бытия, речь для П. М.
Захарьина, стихотворение, посвященное ему же.
Много это или мало? И можно ли о творчестве судить
по количеству созданных произведений?
Никоим образом.
Даже если мы отвлечемся (что совершенно
невозможно) от необычайно плодотворного и
бурного губернаторства Г. Р. Державина, так много
сделавшего для нашего края, для нашего Тамбова,
можно смело сказать, что Тамбовская Муза
великого поэта не молчала. Державин оставил
богатое и значительное поэтическое наследство
сменившим его поколениям поэтов. Его творчество
возбуждало живейший интерес среди поэтов начала
19 века как огромный шаг вперед после эпохи
Ломоносова и ценилось как крупнейшее явление в
истории развития русской поэзии.
– Вернемся к эпиграфу урока. Какими пророческими оказались слова самого поэта, которые мы взяли эпиграфом к сегодняшнему уроку. Как вы понимаете эти слова поэта? (Державин считает высшей наградой за свои труды быть услышанным своим народом, выражает надежду, что будущие поколения оценят и смелую правдивость, и сердечную искренность, и «проповедь» миролюбия, и жизнеутверждаемость его поэзии).
– Судьба Г.Р.Державина, его творчество находит отклик в сердцах современных читателей и вдохновляет их к творчеству. Примером может служить стихотворение выпускницы 2008 года МОУ СОШ №28 Чернышовой Эльвиры (Приложение 1. Слайд 13)
9. Домашнее задание:
1. Записи в тетради
2. Найти и выписать приемы, характерные для
классической оды на примере оды Г.Р.Державина «На
смерть графини М.А.Румянцевой».