Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе

Разделы: Литература


Цель урока:

  • Постичь важнейшие особенности платоновского героя;
  • Определить специфику пространственно-временной организации текста.

Учитель: “Фома Пухов не одарён чувствительностью: он на гробе жены варёную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки…”

Первая фраза повести заставляет задуматься о герое, осмыслить его поступки. Кто же он “сокровенный человек” Платонова?

Какую характеристику даёт себе сам герой?

Ученики: “Придурковатый мужик”, “Смутный человек”, Я – природный дурак”, “Я – человек облегчённого типа”. (Запись появляется на доске)

Учитель: Сегодня мы попытаемся понять особенности платоновского героя, особенности его миросозерцания и миропонимания.

Писатель любил слово “сокровенный”, в котором одновременно слышатся и кров, и кровь, и откровенность, и покров, и сокровище.

Сегодня на уроке мы с вами приоткроем покровы с тайного в человеке.

Учитель: Каково значение слова “сокровенный”?

Ученик: Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый в глубине души, заветный. Данное определение мы находим в словаре русского языка. В словаре В.И. Даля читаем следующее определение: “Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого”. (Ученик подготовлен заранее. Запись на доске)

Учитель: Что стоит за понятием сокровенного в человеке?

Ученик: Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину.

Учитель: Как автору удаётся раскрыть тайное, сокровенное в человеке?

Ученик: Через портрет героя, отношение к другим людям, поступки, отношение к себе…

Учитель: Рисует ли нам автор портрет героя?

Ученик: В повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности. Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…

Учитель: Как в повести раскрывается сущность Фомы Пухова?

Ученик: Через отношение героя к труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства…”

Учитель: В записной книжке Андрея Платонова было записано: “Труд есть совесть”. Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия “совесть”.

Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю. Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе.

Ученик: Сущность героя раскрывается через отношение к революции. В рассказе мы читаем: “Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен”.

После смерти жены “почуял – куда и на какой конец света идут все революции”.

“Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком”.

Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции.

Учитель: Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой.

Ученик:(подготовлен заранее) Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу “увидеть, значит поверить”, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.

Учитель: Но наиболее ярко образ Фомы раскрывается через его отношение к машине. Как автор показывает эту неразрывную связь?

Ученики:

  • “Ему лишь бы машина была, там он считал себя дома…”
  • “Близ машины он всегда был добродушен…”
  • “Писал рапорты о болезнях машины…”
  • “Переделал двигатель по своему пониманию…”

Учитель: Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения – принцип его поведения.

По отношению к машине Платонов создаёт свою философию, философию техники. В чём её сущность?

Ученик: Она живое существо. “День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце”.

Учитель: Машина для Платонова - особая субстанция. “Людей много, машин мало; люди живые и сами за себя постоят, а машина - нежное, беззащитное, ломкое существо…” - продолжит автор в “Чевенгуре”. Рядом с машиной Фома словно выпускает спрятанные чувства, потаённые где-то в душе заботу, любовь, доброту. Изначально полноту и радость жизни Фома ощущает только в общении с машиной, ибо видит в отлаженном механизме гармоничное сочетание частей.

Что ещё кажется Пухову гармоничным? Что даёт ощущение счастья?

Ученик: Мир природы, пространство, движение.

  • “Пухов всегда удивлялся пространству…”
  • “Чувствовал землю…
  • “Неиспытанное чувство полного удовольствия…”

Учитель: Как же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?

Ученик: Перед нами чувствующий герой. Автор постоянно подчёркивает это: “осунулся от сочувствия к лошади”, “бессильно сочувствовал к людям, тонущим на “Марсе”, горевал о жене…

Учитель: Андрей Платонов указывает иную причину поступка Пухова: он проголодался. Жест эксцентричного человека. В первой фразе повести обнаруживается ключевая оппозиция: жизнь и смерть, единство вечного и повседневного, бытового о бытийного. Герой показан не только через его отношение к природе, людям, но и через движение, путь, проделанный им самим. Ученик представляет карту странствий Фомы Пухова.

Учитель: Перемещения Пухова весьма хаотичны, логически не мотивированы: “почти бессознательно он гнался за жизнью по всяким ущельям земли”. У героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла, поэтому дорога у Платонова теряет своё пространственное значение, становясь синонимом духовного поиска.

Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема пути выступает метафорически, как обозначение линии поведения, особенно духовного. Для структуры архетипа пути характерно испытание. Постоянное и неотъемлемое свойство пути – его трудность. Путь строится по линии всё возрастающих трудностей, опасностей, поэтому преодоление пути есть подвиг. Отмеченность начала и конца пути как двух крайних точек – состояний выражается предметно – изменением статуса персонажа, достигшего конца.

Каким мы видим героя в конце пути?

Ученик: Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу.

Учитель: Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: “Главное – сеять души в людях”.