Литература
-
Урок по профильному курсу "Технология перевода публицистических статей" по теме "Роль заголовков газетно-публицистического текста" 2010
Задачей данного урока «Разновидности заголовков газетно-публицистического текста» является рассмотрение основных проблем, с которыми сталкивается учащийся при чтении публицистики, и способах облегчения восприятия и перекодировки материала. Учащиеся знакомятся с понятием «формального плана» текста, который играет особенную роль, и графическими средствами выделения.
-
Урок по развитию речи в 5-м классе. Музыкальное сочинение по сказке Гофмана "Щелкунчик" на музыку П.Чайковского 2009
Театральный урок по сказке Э.Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король". На уроке звучала музыка П.Чайковского к балету "Щелкунчик". Возникла идея написать музыкальное сочинение, в котором ребята попытались ответить на вопросы: В каких сценах художественное слово соединилось с музыкой, гармонично совпадало с ней? Какие музыкальные темы появились?
-
Урок по рассказу А.Вампилова "Солнце в аистовом гнезде" с технологией критического мышления 2014
Цель: познакомить учащихся с разными приемами осмысления текста и переработки информации, обучающего письма, рефлексии; обучить способам добычи знаний; создать условия для личностного роста учащихся в школе, коллективе.
-
Урок по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". Тема: "Милосердие и сострадание в рассказе". 6-й класс 2014
Урок-беседа знакомит с жанром «святочного рассказа», темой, идеей, героями произведения А.И. Куприна «Чудесный доктор». Определяется композиция рассказа, основные проблемы, нравственные качества героев: милосердие, сострадание или равнодушие, сопоставляются характеры и поступки героев произведения и молодежи.
-
Урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор" 2011
Цели урока: познакомить учащихся с историей написания рассказа; в ходе аналитической беседы помочь понять и оценить поведение главных героев, разобраться в философском смысле рассказа; развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его; проверить знание содержания произведения.
-
Урок по рассказу А.И. Солженицына "Правая кисть" 2011
Цель урока: пробудить интерес к личности, творчеству и мировоззрению А.И. Солженицына; осмыслить авторскую позицию по отношению к насилию, лжи, «мертвым» идеям и схемам.
-
Урок по рассказу А.П. Платонова "Юшка" 2013
Предложенный урок является обобщающим по творчеству А.П. Платонова. Сначала ученики вспоминают факты из жизни писателя и основные его произведения. Словарная работа позволяет ученикам выделить основные понятия, которые помогут понять содержание рассказа, и служит переходом к его обсуждению. На основе обсуждения ученикам предлагается вывести свою формулу счастья. Проверить их знания по рассказу помогает викторина.
-
Урок по рассказу А.П. Чехова "Смерть чиновника" 2008
На представленном уроке продолжается работа по творчеству А.П. Чехова.
-
Урок по рассказу А.С. Грина "Зеленая лампа". 8-й класс 2011
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; остановившись на анализе и изучении рассказа "Зелёная лампа", рассмотреть систему образов, подчеркнуть особенности рассказа в композиционном плане и определить тему и идею рассказа "Зелёная лампа"; развивать умение анализировать художественное произведение: давать характеристику героям, сопоставлять факты и делать самостоятельно выводы.
-
Урок по рассказу В.Астафьева "Фотография, на кооторой меня нет" 2010
Рассказ В.Астафьева поднимает важнейшие нравственные проблемы: отношение к памяти, к близким и родным людям, к Великой Отечественной войне. Рассказ особенно актуален в наше время, когда в результате перестройки в душах людей поселились чёрствость, равнодушие.
-
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" 2008
Предлагаю заключительный урок по творчеству Астафьева. Целью урока ставлю анализирование сюжетно-композиционных особенностей, проблемно-тематического своеобразия произведения.
-
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро": "Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты" 2010
Урок проводится в 5-м классе перед изучением романа Д. Дефо "Приключения Робинзона Крузо" и направлен на создание условий для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком. В процессе обсуждения проблемных вопросов у младших подростков формируются нравственные понятия, появляется чувство сопричастности миру природы.
-
Урок по рассказу В.Токаревой «Самый счастливый день». Тема: «Счастье в тебе самом…». 8–9-е классы 2019
Это урок раздумья, размышления над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих? Какую роль в нашей жизни занимают наши родные и близкие? На представленном уроке поднимаются актуальные для всех нас проблемы семьи, любви, взаимопонимания.
-
Урок по рассказу Г.О. Куклина "У Прелой горы". Воспитание чувств. Наедине с природой, 5-й класс 2008
Урок литературы в 5-м классе - урок воспитания чувств. На уроке предлагается выразить чувства цветовыми решениями.
-
Урок по рассказу Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч») в 7-м классе 2010
В работе представлен конспект урока литературы в 7-м классе по рассказу Е.И. Носова «Кукла».
-
Урок по рассказу И.А. Бунина "Лапти" (7-й класс) по технологии РКМ 2010
Знакомство с рассказом И.А. Бунина, организованное по технологии развития критического мышления, способствует более глубокому осмыслению семиклассниками проблем, поднятых автором в тексте, и осознанию литературы как учебника жизни. Кроме того, такая работа способствует обучению обобщенным знаниям, умениям и способам мышления, поиску альтернативы.
-
Урок по рассказу И.Бунина "Кавказ" 2013
Урок-исследование формирует навык анализа литературного произведения, умение строить связный текст, расширяет знания о художественных особенностях произведений И.А. Бунина.
-
Урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" 2004
В разработке урока анализируются художественные особенности рассказа: мастерство писателя в изображении жизни и быта крестьян, его сочувственное отношение к обездоленным. Разбираются основные приёмы характеристики героя (портрет, интерьер, речь). Закрепляется понятие об основных сюжетных элементах. Уделяется внимание роли пейзажа в развитии действия, выразительным средствам языка.
-
Урок по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" 2014
Учащиеся размышляют над содержанием рассказа, поведением героев и стараются понять основную мысль рассказа, делают для себя определенные выводы.
-
Урок по рассказу Л.С. Петрушевской "Бедное сердце Пани" 2010
Данный урок помогает посредством медленного чтения с остановками понять основную мысль рассказа, выраженную в заглавии; заинтересовать учеников необычным стилем Л.С. Петрушевской.
-
Урок по рассказу Н.С.Устиновича "Лебединая дружба". Рассказ о дружбе, верности и преданности 2008
Урок соотнесен с программой по литературе Красноярского края на основе регионального стандарта. Задачи урока направлены на развитие эмоционального восприятия художественного текста, формирование навыков сравнительного анализа, творческого воображения, воспитание вдумчивого читателя.
-
Урок по региональному компоненту "Экологические проблемы в произведениях кузбасских поэтов" 2013
Урок знакомит с творчеством кузбасских поэтов. Воспитывает любовь к природе, родному краю.
-
Урок по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". 10-й класс 2011
Цель урока: познакомить учащихся с первой главой романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"; выделить главные образы первой главы; определить черты сходства и различия между Евгением Онегиным и лирическим героем романа (автором); познакомить учащихся с приемами анализа лиро-эпического произведения; формировать навыки синтеза и анализа литературно-художественного материала
-
Урок по роману Д.Дефо "Приключения Робинзона Крузо" 2009
Урок, конспект которого представлен в данной статье, является интерактивным. На уроке учащиеся используют знания, полученные на уроках литературы, МХК, философии, английского языка.
-
Урок по роману Л.Н. Толстого "Анна Каренина" "Мне отмщение и аз воздам" 2011
Цель урока: показать образ женщины из аристократического общества, обратить внимание на взаимоотношения Анны и Каренина, отношение ее к Сереже, любовную связь с Вронским. Проблема вины, осуждения и оправдания души человеческой.
-
Урок по роману М.А. Булгакова "Белая гвардия" "Разговор со временем наедине…" 2011
Главная цель урока – заинтересовать, оживить чувства, пробудить потребность поразмышлять вслух о времени и о себе. В течение всего урока идет тесное «общение» с художественным текстом, вопросы беседы нацелены на то, чтобы обострить читательское восприятие детей, возбудить желание вместе «прожить» жизнь любимых булгаковских героев. «Шкала ценностей» М.Булгакова – это попытка приблизиться к тайне личности писателя, вдохнуть новую жизнь в нравственно-ценностные ориентиры произведения.
-
Урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Образ Иешуа 2019
Урок поможет составить характеристику Иешуа – главного носителя общечеловеческих ценностей, воспетых писателем. Работа с текстом научит аргументировать ответ, описывать художественный образ, опираясь на первоисточник. Задача учителя показать не только бродячего философа, но и тонкого психолога, мудрого мыслителя, бесстрашного и образованного человека-провидца. Анализ стихотворения А.Ахматовой "Кого когда-то называли люди..." позволит провести учащимся параллели между стихотворением и романом.
-
Урок по роману М.Шолохова "Тихий Дон" 2010
Работа содержит набор вопросов о главных героях романа и набор принадлежащих им высказываниях.
-
Урок по роману М.Ю.Лермнотова "Герой нашего времени". Анализ эпизода "В погоне за Верой" 2017
Проблема прочтения текста является одной из центральных в филологическом образовании. Она становится все более актуальной, поскольку в обществе заметно снижается уровень культуры. Анализ эпизода требует от читателя большой творческой работы. Он должен воссоздать в своем воображении картины действительности, которую рисует автор с помощью поэтического слова, но при этом чувствовать присутствие автора, понимать его отношение к изображаемому, его мысли, чувства. На это и направлен урок литературы.
-
Урок по роману Т.Н. Толстой "Поэт и Муза" (анализ текста) 2011
Урок позволит получить дополнительную информацию о направлении постмодернизма в современной литературе, закрепить умение анализировать художественный текст, закрепить навыки работы с фрагментом текста по типу заданий ЕГЭ.