Литература
-
Урок по литературе на тему "Фольклорные традиции в "Прологе" поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" 2009
Урок-исследование по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» направлен на раскрытие своеобразия таланта и художественного мастерства поэта в изображении необычайно богатого духовного мира простого крестьянина, воспитание интереса к народным истокам, традициям русского народа. Урок посвящен исследованию народных фольклорных мотивов в поэме через языковое своеобразие.
-
Урок по литературе на тему: "Гармония природы и души". 10-й класс 2007
Введение регионального компонента Федерального образовательного стандарта по литературе создает условия для формирования внутренней потребности личности изучать литературу родного края. Задача уроков литературного краеведения – сформировать представление о литературе родного края, обогатить учащихся новыми знаниями по литературе Прикамья, наглядно продемонстрировать связь литературы с жизнью, помочь сформировать у учащихся литературно-теоретические понятия, образно представлять себе личность писателя.
-
Урок по литературе на тему: "Прощание с героями Тургенева" (по повести Тургенева "Ася") 2007
Открытый урок "Прощание с героями И.С. Тургенева" (по повести "Ася") проводится в 8-м классе Это заключительный обобщающий урок в системе уроков по повести "Ася", где продолжается работа над образом "тургеневской девушки" с привлечением репродукций портретов молодых девушек художников XIX века, в форме диспута рассматривается вопрос: "Почему не состоялась любовь главных героев?", решается проблема ответственности человека перед другими людьми и перед собой.
-
Урок по литературе на тему: "Хроника кровавых злодеяний, или История страстной женской натуры" (По произведению Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2007
Урок "Хроника кровавых злодеяний, или История страстной женской натуры", посвященный изучению произведения Н.С. Лескова, занимает в системе игровых уроков особое место. Он требует от учащихся не только грамотно, убедительно, аргументировано излагать свою точку зрения, но и приводить доводы, вовсе не близкие учащемуся, но соответствующие роли, которая им исполняется ("обвинение", "защита"). Решение проблемных вопросов урока. (Можно ли оправдать героиню очерка, совершившую не одно "кровавое злодеяние"? Смог бы оправдать ее автор? Что для Н.С. Лескова важнее, рассказать о преступлении или описать "страстную женскую натуру"?) позволяет продолжить обучение определять замысел автора и видеть его реализацию в общем виде и в деталях, формировать умение понимать проблему художественного произведения с учетом времени его создания.
-
Урок по литературе по произведению Е.Носова "Кукла" 2009
Урок-мастерская по рассказу Е.Носова "Кукла". На уроке звучит песня "Кукла" в исполнении Витаса. История создании куклы представлена презентацией.
-
Урок по литературе по теме "Бардовская песня. Игорь Тальков". Литературно-музыкальная композиция "Тальково поле" 2009
Морально-этические, нравственные проблемы современности тесно переплетаются с проблемой исторической памяти. Учащиеся имели возможность на примере бардовской песни увидеть непростой путь русского народа через призму веков, сопоставить исторические факты и обобщить их через творчество И.Талькова.
-
Урок по литературе по теме "Лев Николаевич Толстой. Очерк жизни и творчества" 2009
Цель урока - познакомить с особенностями биографии и мировоззрения писателя; совершить заочное путешествие в усадьбу Ясная Поляна. Жизненное кредо Толстого "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость". На уроке используется презентация, учащиеся работают с дневниковыми записями писателя.
-
Урок по литературе по теме "Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов" 2009
Учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности. Основной задачей занятия является создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития индивидуальных особенностей. Учащиеся работают в трех группах: поэзия, проза, публицистика 20-х годов.
-
Урок по литературе по теме "Преступление и наказание". История создания, смысл названия. 2009
Вступительный урок дает возможность учащимся более подробно разобраться в мировоззрении писателя, раскрывает историю создания романа, смысл названия. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников. Используются отрывки кинофильмов "Преступление и наказание" (режиссер Л.Кулиджанов), "Идиот" (режиссер В.Бортко).
-
Урок по литературе по теме "Творческая мастерская" 2009
Разработка представляет творческую работу детей на уроках литературы над темой "Сюжет. Портрет. Пейзаж". Приводятся примеры с уроков-практикумов.
-
Урок по литературе по теме «Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французкого"» (6-й класс, программа Коровиной В.Я) 2008
Данная работа содержит конспект урока по предмету литература по теме "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского"" (6-й класс, программа В.Я. Коровиной), с использованием ИКТ-технологий (компьютерная презентация, созданная в программе Power Point). Специфика содержания и структура предмета требует широкого применения методов, которые способствуют активизации мышления учащихся, развитию их познавательных способностей и самостоятельности, умения применять знания на различных этапах обучения.
-
Урок по литературе по теме Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Особенности композиции романа». 9-й класс 2018
Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа; анализ особенностей композиции романа; выявление новаторства Лермонтова; доказательство того, что произведение является первым психологическим романом в русской литературе.
-
Урок по литературе с использованием открытых образовательных технологий "Историческая обусловленность характера Онегина" 2012
Урок призван обучать составлению двухчастного дневника, как одной из технологий развития критического мышления, знакомить с героем романа Пушкина через комментированное чтение 1-й главы, с особенностями воспитания, образования, светской жизни молодых дворян начала XIX века, готовить к дальнейшему восприятию событий романа.
-
Урок по литературе с использованием технологии французских мастерских "Под небом голубым есть город". Н.Гоголь "Ревизор" 2010
На уроке учащиеся обобщают знания по комедии Гоголя "Ревизор", воспитывают чувство гражданственности, ответственности; развивают навык анализа художественного текста.
-
Урок по литературе"Великая сила любви" (по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет") 2009
Урок является следующим после изучения биографии писателя. Это урок изучения нового материала, урок-беседа, на котором обучающиеся выявляют своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна. Тема рассчитана на 2 часа. В ходе урока используются эвристический, частично-поисковый метод, самостоятельная работа, КМД.
-
Урок по литературе, 7-й класс. "Детский фольклор" 2008
Урок знакомит учащихся с жанрами детского фольклора, развивает творческие способности, расширяет кругозор, воспитывает интерес к изучению творческого наследия русского народа.
-
Урок по литературе. 10-й класс. Л.Н. Толстой "Война и мир" как психологический роман 2008
Работа по изучению романа Л.Н. Толстого «Война и мир» может проходить как в группах (4 группы), так и вместе с учителем. Предлагаемый материал может быть скомпонован как самостоятельно спланированные уроки по отдельным темам. Важную роль в этом вопросе играют и второстепенные моменты: портрет, интерьер, природа, сны.
-
Урок по литературе. 8-й класс. "Жанры литературы и их многообразие" 2008
Работа по овладению новыми литературными жанрами как вид "обратной связи с учеником".
-
Урок по литературе. М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта". Мечты о вольности 2008
Поэзия Лермонтова отличается ярко окрашенной активностью. Она мятежна и беспокойна по духу. Лирический герой Лермонтова — не заурядный представитель века, а человек, идущий впереди и порой чувствующий себя одиноким. Одиночество его было исторически неизбежным, часто порождало грусть и тоску, окрашивающую многие стихотворения поэта.
-
Урок по литературе. Развитие связной речи. Обучение-рассуждению на тему "Картина жизни города N в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»" 2021
Цель урока: отработать умение построения сочинения-рассуждения на литературную тему обобщающего характера; отработать навыки по составлению плана сочинения; совершенствовать навыки подбирать эпиграф, вводить в сочинение цитаты.
-
Урок по литературе. Тема "Почувствуйте вкус слова "доброта" по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2010
Откуда берется в человеке злоба, заносчивость, желание обидеть другое живое существо, причем более слабое и беззащитное? Почему мы часто не задумываемся о последствиях своего поступка, творим зло? Ответы на эти вопросы мы сможем найти в произведении К.Г. Паустовского.
-
Урок по литературе «Изображение войны 1812 года в романе-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир"» 2020
Цели занятия: проследить изображение Отечественной войны 1812 года, исходя из взглядов Толстого на историю, показать историческое значение Бородинской битвы, партизанского движения. Сравнить исторический и литературный материал и выяснить, совпадают ли точки зрения историков и Л.Н.Толстого на события.
-
Урок по литературному краеведению в 6–7-м классе на тему: "Борись, и умирая, борись!" (По книге Г.А. Федосеева "Последний костер") 2006
Урок по литературному краеведению в 6-м классе. Один из уроков раздела "Литература Приамурья". Урок знакомит с творчеством Г.А.Федосеева; воспитывает любовь к малой Родине; совершенствует умения анализа текста.
-
Урок по литературному краеведению в 8-м классе "Тамбовская муза Г.Р. Державина". Презентация к уроку 2010
Задача урока – выявить литературное наследие Державина тамбовского периода, особенности поэтического мастерства Г.Р. Державина, воспитывать чувства любви к истории родного края. Уроки проводятся по учебнику «Литературное краеведение» для 8-х классов общеобразовательных учреждений под ред. Поляковой Л.В. и др.
-
Урок по литературному чтению «С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"». 4-й класс 2016
Урок по литературному чтению в 4-м классе знакомит с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова, обогащая словарный запас учеников, воспитывая любовь и уважение к родителям. На уроке отрабатываются навыки выразительного чтения, выборочного пересказа.
-
Урок по литературному чтению в начальной школе "Русские писатели" 2011
На уроке учащиеся работают с произведениями: чтение стихов или отрывков наизусть, чтение произведения по ролям, индивидуальная работа с отрывками басен на карточке, устная работа по викторине. Работа учителя чередуется с выступлениями учащихся, постоянно меняются формы подачи материала. Небольшая театрализованная сценка с необходимыми декорациями, костюмами украшает урок и дает возможность почувствовать атмосферу того времени.
-
Урок по литературному чтению на тему "Добрые дела вчера, сегодня и завтра" по повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда". 3-й класс 2021
Цель урока: сформировать у учащихся представление о толерантности. Задачи: продолжить изучать понятия, связанные с проблемой толерантности; формировать нравственные качества у учащихся; познакомиться с жизнью и творчеством А.П.Гайдара; развивать толерантное мышление; учить размышлять на философские вопросы жизни на основе произведения и поступков героев представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий; учить принимать различия между людьми как положительный факт; воспитывать культуру общения, взаимоотношений, умения прийти на помощь, быть благородными в жизни; способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
-
Урок по мотивам творчества Ф. Абрамова "Между нами полвека" (из опыта работы факультативного курса) 2006
<p>Данная программа апробирована и успешно применяется мною в течение 10 лет. Время вносит коррективы, но цели и задачи курса не меняются.<br> Идея создания программы: наши бабушки и дедушки являются свидетелями великих исторических событий. У нас есть счастливая возможность «увидеть» прошлое глазами очевидцев, взять лучшее, избежать ошибок в будущем благодаря опыту и мудрости стариков.<br> Предлагаемый вариант урока – пример личностного осмысления времени. В данном случае попытка социально-психологической характеристики образа Дарьи Леонидовны помогает учащимся понять замысел произведения и соотнести его с собственным мировоззрением.<br> С помощью индивидуальных информационно-исследовательских листов отрабатываются навыки краткого оформления и отслеживания «прироста» знаний, а через выбор дифференцированных заданий развиваются способности к самооценке.<br> Лексическая работа с текстом произведения не только помогает понять замысел писателя, но и формирует у учащихся навыки личностного осмысления прочитанного, а также художественный вкус.<br> Прилагаемый список произведений Абрамова носит рекомендательный характер и способствует осуществлению идеи – возобновить традиции семейного чтения.
-
Урок по повести А.И. Куприна "Яма" 2010
Урок является уроком внеклассного чтения и продолжает разговор о творчестве А. И. Куприна. Повесть "Яма" - это плод раздумий писателя над проблемой продажной любви, ее социальными, нравственными и психологическими аспектами. Она обращена к вечным проблемам добра и зла, нравственной чистоты и порочности.
-
Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе 2008
В ходе урока обучающиеся постигают важнейшие особенности платоновского героя, определяют специфику пространственно-временной организации текста. Ученики обращаются к важнейшим этическим категориям, философским размышлениям автора, которые были для него вечной загадкой, вечной мукой.