Цель: познакомить с особенностями биографии и мировоззрения писателя; заочное путешествие в усадьбу Ясная Поляна; нравственное воспитание учащихся.
Метод: лекция в сочетании с эвристическим методом, сообщение учащихся с элементами беседы.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, медиапроектор, презентация
Эпиграф к уроку
Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. (Л.Н.Толстой)
1. Вступительное слово учителя с записью тезисов учениками:
Прежде всего, нужно сказать о Л. Толстом, что он - гениальный художник и гениальная личность. С одной стороны, Л. Толстой поражает своей органической светскостью, своей исключительной принадлежностью к дворянскому быту... С другой стороны, тот же Толстой с небывалой силой отрицания и гениальностью восстает против "света", не только в узком, но и в широком смысле слова, против безбожия и нигилизма не только всего дворянского общества, но и всего "культурного" общества... А вот еще толстовская антиномия. С одной стороны, поражает своеобразный материализм Толстого, его апология животной жизни, его исключительное проникновение в жизнь душевного тела и чуждость его жизни духа... И тот же Л. Толстой оказывается сторонником крайней духовности, отрицает плоть, проповедует аскетизм...
Та нравственная высота, которую достиг Толстой - человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость - на эти недостатки указывает сам Толстой).
Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.
Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость".
1. Доклады учащихся с использованием медиапрезентации.
(в процессе рассказа учащиеся получают задание составить план-конспект урока)
А) Л.Н.Толстой родился 09.09 1828года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии. Род Толстых очень древний, ведущий свое начало с 16 века. Пращур Толстого был сподвижником Петра I, дед по материнской линии - генералом-аншефом при Екатерине I. Отец, Николай Ильич, подполковник, был участником Отечественной войны. Мать, урожденная княгиня Мария Волконская, скончалась, когда мальчику не исполнилось и двух лет. Воспитательницей Льва Николаевича, его трех старших братьев и младшей сестры стала дальняя родственница Т.А.Ергольская. Писатель получил хорошее домашнее образование. В 1841 году семья переезжает в Казань, где будущий писатель, намереваясь стать дипломатом, поступает на факультет арабско-турецкой словесности, а затем переходит на юридический факультет, с которого он, не окончив курса уходит в 1847 году.
Весной 1847 годы Л.Н.Толстой ненадолго попал в больницу Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении , во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе.. Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений. Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти.
Б. Работа с дневниковыми записями писателя.
Напечатанные материалы с заданием и текстами записей на каждом столе.
Задание.
Прочитать выдержки из дневников, сгруппированные по годам и проанализировать их по вопросам:
- Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?
- Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого?
- Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?
Из дневниковых записей.
1847 год (Толстому 19 лет).
17 марта... Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.
17 апреля.... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной...
18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:
№ I. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.
1848 год.
1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
2. Довольствоваться настоящим.
3. Искать случаев делать добро
Правила исправления:
Бойся праздности и беспорядка... Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли... Не верить мыслям, родившимся в споре... Не повторять чужих мыслей.
1849 год.
1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончат тельного экзамена в университете.
2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3) Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
5) Изучить историю, географию и статистику.
6) Изучить математику, гимназический курс.
7) Написать диссертацию.
8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9) Написать правила.
10) Получить некоторые познания в естественных науках.
11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.
Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!
1854 год.
2 ноября. ... Одесса... Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных... 20 ноября.
Когда же, когда, наконец, перестану. Без цели и страсти своей век проводить, И в сердце глубокую чувствовать рану, и средства не знать, как ее заживить.
1855 год.
18 марта. ... вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, - быть деятельным, рассудительным и скромным.
2 августа... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны.
Б) В течение четырех лет Толстой занимается поисками жизненного пути: он пытается улучшить быт крестьян в Ясной поляне, собирается сдавать экзамены на степень кандидата прав в Петербурге, служить в Тульском губернском правлении.
Весной 1851 года Толстой отправляется на Кавказ в станицу Старогладковскую к старшему брату Николаю. Здесь было написано "Детство", ставшее первым печатным произведением Льва Николаевича. Толстой показывает основные этапы духовного развития личности. Главным объектом художественного исследования автора становится мир человеческой души. Впервые в русской литературе была показана диалектика человеческой души во всей ее сложности и глубине. Вслед за "Детством" вышли "Отрочество" (1854) и "Юность" (1857). Трилогия поразила читателей глубоким проникновением в психологию человека.
В 1851-1853 годах Толстой участвовал в войне с горцами, был отправлен в Дунайскую армию, а затем, в связи с начавшейся Крымской войной, переведен в Севастополь, на знаменитый четвертый бастион. События, очевидцем и непосредственным участником которых он был, легли в основу Кавказских рассказов и "Севастопольских рассказов", в которых писатель поднимает не новую для русской литературы тему войны, однако она предстает в новом ракурсе. Писателя интересует проблема поведения человека в экстремальных обстоятельствах. Основным художественным принципом писателя становится отказ от "парадности" в изображении войны, которую рисует "В:настоящем выражении - в крови, в страданиях, в смерти".
В 1855 году, приехав после падение Севастополя, в Петербург, толстой знакомится с Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым, И.А.Гончаровым, тесно сближается с литературным кругом "Современника". Осенью 1856 года, охладев к военной службе, писатель выходит в отставку и совершает первое заграничное путешествие.
На рубеже 60-х годов, разочаровавшийся в жизни светского общества и неудовлетворенный творчеством, Толстой уезжает в Ясную Поляну, а затем совершает большое путешествие за границу (1860-1861), где изучает постановку педагогического дела, посещает школы, слушает лекции Диккенса о воспитании.
Вернувшись на родину, толстой начинает издавать педагогический журнал "Ясная Поляна", а в качестве приложения - книжки для детского и народного чтения. Не ограничиваясь яснополянской школой, писатель открывает и другие школы для крестьянских детей. Он служит в должности мирового посредника Крапивенского уезда и, вызывая недовольство дворян, разрешает тяжбы в пользу крестьян.
В 1862 году Толстой женится на дочери врача придворного ведомства Софье Андреевне Берс и, чувствуя себя счастливым мужем, а впоследствии - отцом многочисленного семейства, живет безвыездно в своем имении Ясная Поляна.
В) Показ презентации "Ясная Поляна"
Толстой работает над романом "Война и мир" (с 1863 по 1869 годы). Роман сочетает в себе признаки исторического, философского, семейного, биографического романов.
Над следующим романом "Анна Каренина" Толстой работает с марта 1873 по апрель 1887 годов. Семидесятые годы были для писателя временем мучительных социально-философских и этических исканий. В мировоззрении и творчестве великого писателя назрел перелом.
Коренной перелом произошел в мировоззрении Толстого к началу восьмидесятых годов. "Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только опротивела мне, но и потеряла всякий смысл: Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь. Новое мироощущение наиболее полно выразилось в произведениях "Исповедь" (1882) и "В чем моя вера?" (1882). Личная враждебность Толстого к "образованным классам" сочетается с резким протестом против государства и казенной церкви. По мнению писателя, объединить людей идеями любви и всепрощения сможет лишь новое христианское учение, очищенное от искажений и церковных обрядов. Отвергая политическую и революционную борьбу, Толстой видит единственно верный путь к объединению человечества - индивидуальная духовная работа и нравственное самосовершенствование.
Последние годы Толстого были безрадостными: тяготясь бытом помещичьей жизни, изнемогая от непонимания самых близкий людей, писатель мучительно старался привести свой образ жизни в соответствие со своими убеждениями.
Домашнее задание: Записать свои впечатления от услышанного. Каким вам представляется Лев Николаевич Толстой?