Цели урока:
1. | Образовательная: | формировать навыки анализа мотивов поведения главного героя; |
2. | Развивающая: | развивать навыки выразительного чтения текста и устной речи; объяснять понятия автобиографии, антитезы (при сравнении пейзажных зарисовок); |
3. | Воспитательная: | воспитывать на примере главного героя нравственные качества по отношению к самому себе: чувство собственного достоинства, честность, ответственность. |
Задачи:
Учащиеся должны знать:
- содержание рассказа;
- историю его создания;
- особенности жанра;
- детали произведения.
Учащиеся должны уметь:
- отвечать на вопросы учителя;
- выразительно читать текст;
- сравнивать пейзажные зарисовки и соотносить их с внутренним состоянием героя.
Оборудование:
1) АРМ учителя;
2) учебник-хрестоматия “Литература 6 класс”;
3) раздаточные карточки с кроссвордом;
4) видеофильм “Уроки французского”.
Методические приёмы:
1) беседа по вопросам,
2) решение проблемных ситуаций,
3) просмотр видеофрагмента,
4) работа с текстом.
ПЛАН УРОКА
- Оргмомент: мотивация учащихся к уроку (сообщение цели и темы урока).
- Первичная проверка и обобщение знаний (установление осознанности усвоения учащимися нового материала).
- Основная часть (анализ и осмысление изученного).
- Закрепление (обобщение и систематизация изученного).
- Итоги урока (анализ, оценка знаний).
ХОД УРОКА
I часть: Оргмомент.
1. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы урока. (Презентация)
Слайд 1.
II часть: Первичная проверка и обобщение знаний с целью установления осознанности усвоения учащимися нового учебного материала.
Беседа по вопросам учителя:
– В чём особенность жанра данного произведения?
(Рассказ АВТОБИОГРАФИЧЕН)
Слайд 2.
– Кому посвящается рассказ?
(Анастасии Прокопьевне – матери драматурга Александра Вампилова)
Слайд 3.
Проверка знания учащимися содержания произведения:
– Учитель зачитывает вопросы кроссворда, который ученики заполняют коллективно.
Слайд 4.
– Оценка выполненного задания.
Слайд 5.
III часть: Основная – анализ изученного с целью осмысления материала.
Решение проблемных ситуаций:
Устная речь учеников.
– Почему рассказчик начинает играть на деньги?
(Он очень голодает, так как Федька ворует у него продукты, а помощи ему ждать неоткуда)
Работа с текстом.
– Прочитайте выразительно два описания той полянки, на которой ребята играют на деньги:
1-й отрывок со слов: “Федька повёл меня за огороды…”
до слов “Мы подошли”.
2-й отрывок со слов: “За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулся…”
до слов “Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня”.
Устная речь учеников.
Сравните два описания той полянки, на которой ребята играют на деньги:
– Чем отличаются эти картины между собой?
Как эти картины связаны с настроением и состоянием рассказчика?
(Эти два описания передают различные внутренние состояния рассказчика: ясная и сухая погода, синее небо, приветливое солнце противопоставлены чёрной крапиве, жёлтой сухой траве)
Комментарии учителя: На данном примере хорошо видно, как пейзажные зарисовки, её детали помогают охарактеризовать героя. Антитеза (противопоставление) – это художественный приём характеристики героя в эпическом произведении: сначала рассказчик счастлив от того, что у него есть деньги на молоко, а потом он испытывает обиду и боль от человеческой несправедливости.
Устная речь учащихся и работа с текстом.
– Почему рассказчик не сдержал слово, данное учительнице, и вернулся к играющим на деньги, избившим его ребятам?
(Голод, воровство Федьки привели его снова к игре)
– Найдите ответ в тексте.
Устная речь учащихся.
– Зачем учительница стала играть с ним в “замеряшки”?
(Из-за гордости, чувства собственного достоинства рассказчик отказывался от её способов подкормить его)
Просмотр видеофрагмента к/ф “Уроки французского”.
Слайд 6.
Устная речь учащихся.
– Согласны ли вы с такой оценкой директора поступка Лидии Михайловны?
Комментарии учителя:
– во-первых, директор проявил неуважение к учительнице, войдя в её комнату без разрешения;
– во-вторых, директор должен был знать о бедственном положении своего ученика и постараться помочь ему.
Однако он действовал только карательными методами.
IV часть: Закрепление знаний учащихся с целью обобщения и систематизации изученного материала.
Беседа по вопросам учителя:
– Почему рассказ назван “Уроки французского”?
– Какие нравственные проблемы поднимает в нём В. Г. Распутин?
(Эти уроки оказываются “уроками доброты”)
Выразительное чтение учеником эпизода получения 2-й посылки.
Слово учителя:
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала “другую жизнь” (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным “лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни”), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал “красные яблоки”, о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
Слайд 7.
V часть: Подведение итогов урока и выставление оценок.