Урок по литературе с использованием технологии французских мастерских "Под небом голубым есть город". Н.Гоголь "Ревизор"

Разделы: Литература


Эпиграф к уроку:

Мне нравится здешний городок.
Конечно, не так многолюдно – ну что ж
Ведь это не столица. Не правда ли,
ведь это не столица?
Хлестаков (4 действие, 4 явление).

Цели урока:

1) обобщить знания учащихся по комедии Гоголя “Ревизор”
2) воспитывать у учащихся чувство гражданственности, ответственности.
3) развивать навык анализа художественного текста

Ход урока

1. Индуктор.

Учитель демонстрирует слайды, на которых изображены городские пейзажи.

Учитель: Вы посмотрели слайды, на которых изображены виды русских городов.

а) Какие чувства у вас возникли?

Конечно, вы не являетесь городскими жителями. Но в будущем, может быть, кто-то из вас будет жить и работать в городе. Но я думаю, что любовь к своему селу, к своей малой Родине вы сохраните в своих сердцах на всю жизнь. Давайте представим на минуту, что вы живете в городе.

2. Самоконструкция.

Напишите небольшое сочинение – рассуждение (предложений 5-7) на тему “В каком городе я хотел(а) бы жить?” Не нужно указывать конкретно какой-то город, вы просто отметьте те “черты”, “качества” города, какими, на ваш взгляд, он должен обладать.

3. Социализация в группе.

Прочитайте друг другу свои сочинения, выберите одно.

4. Социализация в классе.

Чтение выбранных от группы сочинений. Назовите ключевые слова в ваших работах, отмечающие “качества” городов.

Учитель записывает “качества” города, которые отмечают дети. Делается вывод: каким должен быть город, в котором нам хочется жить?

Учитель: Не так давно на уроках литературы мы познакомились с комедией Н.В.Гоголя “Ревизор”. Сегодня мы вновь обратимся к этому бессмертному творению великого писателя, тем более, что многие проблемы, которые затронул Гоголь в своем произведении, существуют и сейчас

На страницах комедии Гоголя “Ревизор” перед нами тоже предстают образы городов. Каких? ( уездного города , в котором непосредственно разворачивается действие, и образ

города Петербурга, куда стремятся попасть и с которым связывают свои мечты разные герои комедии)

Уездный город удален от центра, не зря Городничий замечает: “Да отсюда хоть три года скачи , ни до какого государства не доедешь”.

Мы читаем комедию, и постепенно из мелких деталей и черточек перед нами возникает образ города.

Как вы думаете, почему Гоголь не дает конкретное название этому уездному городу?

Прежде, чем выполнить следующее задание, я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент из художественного фильма “Инкогнито из Петербурга”, снятого по комедии “Ревизор”

5. Социоконструкция.

Используя цитаты, которые лежат у вас на столах, нарисуйте часть “гоголевского” города. Если вам затруднительно нарисовать картинку, нарисуйте предмет, символизирующий город, напишите слово, которое ассоциируется у вас с этим городом (см. Приложение № 1)

6. Социализация в группе.

Продемонстрируйте друг другу свои работы, выберите одну.

7. Социализация в классе.

Афиширование работ. Может быть, кто-нибудь ещё хочет представить свою работу.

Учитель: Итак, таков образ уездного города.

“Мне нравится здешний городок. Конечно, не так многолюдно –ну что ж ! Ведь это не столица. Не правда ли, ведь это не столица?” – восклицает Хлестаков. Так перед нами проступает образ столицы, прекрасного города Петербурга. Мы знаем из текста, что многие стремятся попасть в Петербург. Почему туда стремится Городничий? Анна Антоновна?

8. Сообщение ученика “Образ Петербурга в комедии” (см. Приложение № 2)

Учитель: Но пока жизнь в Петербурге для многих героев – несбыточная мечта. Это как красивая сказка. А реальная жизнь – вот она. Почему же в этом уездном городе людям живется плохо, нерадостно. Кто повинен в этом? Конечно, большая доля вины лежит на градоправителях. Они не хотят добросовестно выполнять свои обязанности, они погрязли во взяточничестве, лени.

Задание: У вас на столах лежат имена персонажей, чиновников уездного города, и список “пороков”, которые у них проявляются. Соотнесите имя персонажа , его должность и цитаты ( см. Приложение № 3, карточки должны быть предварительно разрезаны).

Напишите “рецепт”, как изменить ситуацию в уездном городе?

9. Социализация в группе.

Дети прочитывают друг другу свои “рецепты”.

10. Социализация в классе.

Афиширование работ. Проверка на тренажере

11. Работа с культурным аналогом.

Прочитайте тексты, выберите один, который произвел на вас большое впечатление. Какие чувства у вас возникли? Почему вы выбрали именно этот отрывок? (см. Приложение № 4)

Цитата из Гоголя ( см. Приложение № 5)

Вывод: самый главный ревизор есть совесть человека, и перед этим ревизором ничего не укроется.

Предлагаю вам посмотреть ещё один отрывок из фильма “Инкогнито из Петербурга”. Какой фрагмент комедии изображен?

12. Рефлексия.

Напишите сочинение на тему “Уездный город в комедии Гоголя и город моей мечты”.

Приложения