Литература
-
Урок по рассказу В.Астафьева "Фотография, на кооторой меня нет" 2010
Рассказ В.Астафьева поднимает важнейшие нравственные проблемы: отношение к памяти, к близким и родным людям, к Великой Отечественной войне. Рассказ особенно актуален в наше время, когда в результате перестройки в душах людей поселились чёрствость, равнодушие.
-
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" 2008
Предлагаю заключительный урок по творчеству Астафьева. Целью урока ставлю анализирование сюжетно-композиционных особенностей, проблемно-тематического своеобразия произведения.
-
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро": "Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты" 2010
Урок проводится в 5-м классе перед изучением романа Д. Дефо "Приключения Робинзона Крузо" и направлен на создание условий для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком. В процессе обсуждения проблемных вопросов у младших подростков формируются нравственные понятия, появляется чувство сопричастности миру природы.
-
Урок по рассказу В.Токаревой «Самый счастливый день». Тема: «Счастье в тебе самом…». 8–9-е классы 2019
Это урок раздумья, размышления над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих? Какую роль в нашей жизни занимают наши родные и близкие? На представленном уроке поднимаются актуальные для всех нас проблемы семьи, любви, взаимопонимания.
-
Урок по рассказу Г.О. Куклина "У Прелой горы". Воспитание чувств. Наедине с природой, 5-й класс 2008
Урок литературы в 5-м классе - урок воспитания чувств. На уроке предлагается выразить чувства цветовыми решениями.
-
Урок по рассказу Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч») в 7-м классе 2010
В работе представлен конспект урока литературы в 7-м классе по рассказу Е.И. Носова «Кукла».
-
Урок по рассказу И.А. Бунина "Лапти" (7-й класс) по технологии РКМ 2010
Знакомство с рассказом И.А. Бунина, организованное по технологии развития критического мышления, способствует более глубокому осмыслению семиклассниками проблем, поднятых автором в тексте, и осознанию литературы как учебника жизни. Кроме того, такая работа способствует обучению обобщенным знаниям, умениям и способам мышления, поиску альтернативы.
-
Урок по рассказу И.Бунина "Кавказ" 2013
Урок-исследование формирует навык анализа литературного произведения, умение строить связный текст, расширяет знания о художественных особенностях произведений И.А. Бунина.
-
Урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" 2004
В разработке урока анализируются художественные особенности рассказа: мастерство писателя в изображении жизни и быта крестьян, его сочувственное отношение к обездоленным. Разбираются основные приёмы характеристики героя (портрет, интерьер, речь). Закрепляется понятие об основных сюжетных элементах. Уделяется внимание роли пейзажа в развитии действия, выразительным средствам языка.
-
Урок по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" 2014
Учащиеся размышляют над содержанием рассказа, поведением героев и стараются понять основную мысль рассказа, делают для себя определенные выводы.
-
Урок по рассказу Л.С. Петрушевской "Бедное сердце Пани" 2010
Данный урок помогает посредством медленного чтения с остановками понять основную мысль рассказа, выраженную в заглавии; заинтересовать учеников необычным стилем Л.С. Петрушевской.
-
Урок по рассказу Н.С.Устиновича "Лебединая дружба". Рассказ о дружбе, верности и преданности 2008
Урок соотнесен с программой по литературе Красноярского края на основе регионального стандарта. Задачи урока направлены на развитие эмоционального восприятия художественного текста, формирование навыков сравнительного анализа, творческого воображения, воспитание вдумчивого читателя.
-
Урок по региональному компоненту "Экологические проблемы в произведениях кузбасских поэтов" 2013
Урок знакомит с творчеством кузбасских поэтов. Воспитывает любовь к природе, родному краю.
-
Урок по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". 10-й класс 2011
Цель урока: познакомить учащихся с первой главой романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"; выделить главные образы первой главы; определить черты сходства и различия между Евгением Онегиным и лирическим героем романа (автором); познакомить учащихся с приемами анализа лиро-эпического произведения; формировать навыки синтеза и анализа литературно-художественного материала
-
Урок по роману Д.Дефо "Приключения Робинзона Крузо" 2009
Урок, конспект которого представлен в данной статье, является интерактивным. На уроке учащиеся используют знания, полученные на уроках литературы, МХК, философии, английского языка.
-
Урок по роману Л.Н. Толстого "Анна Каренина" "Мне отмщение и аз воздам" 2011
Цель урока: показать образ женщины из аристократического общества, обратить внимание на взаимоотношения Анны и Каренина, отношение ее к Сереже, любовную связь с Вронским. Проблема вины, осуждения и оправдания души человеческой.
-
Урок по роману М.А. Булгакова "Белая гвардия" "Разговор со временем наедине…" 2011
Главная цель урока – заинтересовать, оживить чувства, пробудить потребность поразмышлять вслух о времени и о себе. В течение всего урока идет тесное «общение» с художественным текстом, вопросы беседы нацелены на то, чтобы обострить читательское восприятие детей, возбудить желание вместе «прожить» жизнь любимых булгаковских героев. «Шкала ценностей» М.Булгакова – это попытка приблизиться к тайне личности писателя, вдохнуть новую жизнь в нравственно-ценностные ориентиры произведения.
-
Урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Образ Иешуа 2019
Урок поможет составить характеристику Иешуа – главного носителя общечеловеческих ценностей, воспетых писателем. Работа с текстом научит аргументировать ответ, описывать художественный образ, опираясь на первоисточник. Задача учителя показать не только бродячего философа, но и тонкого психолога, мудрого мыслителя, бесстрашного и образованного человека-провидца. Анализ стихотворения А.Ахматовой "Кого когда-то называли люди..." позволит провести учащимся параллели между стихотворением и романом.
-
Урок по роману М.Шолохова "Тихий Дон" 2010
Работа содержит набор вопросов о главных героях романа и набор принадлежащих им высказываниях.
-
Урок по роману М.Ю.Лермнотова "Герой нашего времени". Анализ эпизода "В погоне за Верой" 2017
Проблема прочтения текста является одной из центральных в филологическом образовании. Она становится все более актуальной, поскольку в обществе заметно снижается уровень культуры. Анализ эпизода требует от читателя большой творческой работы. Он должен воссоздать в своем воображении картины действительности, которую рисует автор с помощью поэтического слова, но при этом чувствовать присутствие автора, понимать его отношение к изображаемому, его мысли, чувства. На это и направлен урок литературы.
-
Урок по роману Т.Н. Толстой "Поэт и Муза" (анализ текста) 2011
Урок позволит получить дополнительную информацию о направлении постмодернизма в современной литературе, закрепить умение анализировать художественный текст, закрепить навыки работы с фрагментом текста по типу заданий ЕГЭ.
-
Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" "Разрешение крови по совести" 2011
В работе представлен сценарий урока по роману Ф.М. Достоевского, который содержит типы заданий и учебных ситуаций, организующих поисковую деятельность учащихся, направленную на формирование культуры восприятия художественного текста.
-
Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников 2008
Проведение этого урока позволит школьникам более глубоко и полно понять основные проблемы романа, наиболее точно рассмотреть теорию Родиона Раскольникова. Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлова в романе, так как этот характер очень сложен и противоречив, принципиально важен в системе образов.
-
Урок по роману-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон" в методике критического мышления: "Душа стенить…" 2005
Любой мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает проблемная ситуация, когда мысль сталкивается с противоречием, когда появляется что-то, что расходится с имеющимся в наличном опыте знании. Там, где приходится находить пути решения возникающих проблем, а не только повторять чужие слова, пусть даже самые правильные, там рождается умение мыслить. В этом суть методики критического мышления. Урок "Душа стенить..." по роману-эпопее "Тихий Дон" М.А.Шолохова разработан в методике КМ и заставляет не только ещё раз пережить с героями произведения их чувства, но и искать ответы на животрепещущие вопросы. 200098. Урок "Душа стенить..." по роману - - эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон" - в методике критического мышления.
-
Урок по русской литературе "Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой" 2009
Урок, посвященный жизни и творчеству Цветаевой, проведен в нетрадиционной форме – урок открытых мыслей. Весь материал представляют студенты, выступая в роли биографов, критиков, декламаторов. Данный урок построен по технологии творческого развития, автором которой является А.З. Рахимов. Урок имеет поликультурную направленность: читаем стихотворения М.И. Цветаевой не только на русском языке, но и в переводе на марийский язык.
-
Урок по русской литературе "Тропинка к Есенину" (с применением элементов технологии. Технология развития критического мышления через чтение и письмо) 2006
В этом году страна отмечала 110-летие со дня рождения Сергея Есенина. После просмотра художественного фильма "Есенин" у ребят появились негативные мысли. Мы, взрослые, знаем, почему Сергей Есенин стал именно таким поэтом, поэтом умного и обнаженного сердца, поэтом большой нравственной чистоты и душевных срывов. Главная задача проведенного урока – привести учащихся к осмысленному восприятию личности поэта, движений его смятенной души через философские рассуждения учащихся. На уроке использовались элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
-
Урок по русской литературе в 8-м классе. Нравственные уроки рассказа А.С.Грина «Зеленая лампа» 2021
Цели урока: познакомить учащихся с рассказом А.Грина «Зеленая лампа» с помощью приёма «чтение с остановками»; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «сводная таблица»; способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.
-
Урок по русской литературе на тему: "Маленький человек" в мире абсурда (по повести Н.В. Гоголя "Шинель") 2006
Главный принцип работы с ОСК на уроках литературы – ориентир на учебный целостный анализ текста по определённому алгоритму действий. Собственный практический опыт работы по внедрению технологии ОСК убеждает меня в том, что более эффективно не расшифровывать готовые "формулы", а в процессе анализа создавать их, основываясь на главный принцип работы с ОСК – определение концепции (основной точки зрения автора на явления жизни, определение ведущего замысла). Задача учителя – помочь ученикам "видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей для решения творческих задач".
-
Урок по русской литературе по теме "Место человека в жизни" (По рассказу А.Платонова "Песчаная учительница") 2009
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа "Песчаная учительница".
-
Урок по сказкам М.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и Л.Петрушевской "За стеной" 2010
Данный урок позволяет выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX – конца XX века. Анализ предложенных произведений заставит учащихся задуматься над жизненными целями, которые определяют поведение героев, формируют ответственное отношение к тем, кого любишь.