Я убеждена в том, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что подчас они не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые, – педагоги, родители, все кто окружает ребёнка.
По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Часто учителя, особенно филологи, отмечают тот факт, что ощущают какую-то внутреннюю преграду, затрудняющую “обратную связь”: вроде и говоришь то, что нужно, вроде и отвечает ученик, как должно, а удовлетворения, глубинного взаимопонимания нет. Пытаясь разрушить этот барьер, я в каждом классе, в котором работаю, предлагаю написать сочинение на темы непривычные, неожиданные для урока литературы, стараясь увести ребят от стереотипа (“Люблю – ненавижу”, “Чтобы я сделал, если бы?”, “Моё самое – самое”… и т.д.). В этих сочинениях ребята любого возраста раскрываются так интересно, что порой за один час узнаёшь то, что могло скрываться годами, а могло вообще не раскрыться никогда. И сам учитель, с другой стороны, своей заинтересованностью, тактом, желанием понять, интересом к его внутреннему миру по-новому открывается ученику. Видя огромные возможности, заложенные в таком виде работы, я занимаюсь проблемой нравственного воспитания через литературное творчество.
Убеждена, что разбуженное творческое начало в одной области непременно послужит импульсом к многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе. Я отнюдь не ставлю перед собой цель сделать своих учеников писателями, а просто учу на уроках литературы образному видению и логическому осмыслению увиденного, учу стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди людей.
Например, в 5-м классе, закончив самостоятельное чтение сказки “Снегурочка”, дети выполняют творческую работу – сочиняют сказку по собственному сюжету. Каноны сказки, при соответствующей подготовительной работе, легко усваиваются и передаются ребятами, поскольку каноничность (правила) являются и условием любой игры. Творческие ошибки типичны для их возраста. Ребенок в данном возрасте воспринимает мир в динамике, и творческие приемы, требующие созерцательности, пока ему не даются. Главная учебная цель этого периода – усвоение сказочного стиля, использование элементов и мотивов народной волшебной сказки в авторском произведении. Творческим является и домашнее задание: записать вопросы, которые ты хотел задать ребятам и учителю по этой сказке.
На уроке “Представление сказки”: учащиеся знакомят одноклассников со своим любимым сказочником, любимой сказкой, выразительно читают эпизод. Проводим также игру-конкурс “Путешествие в сказку”, построенную на преодолении тех препятствий, которые выпадают на долю сказочных персонажей.
Следующий урок-практикум “Как стать писателем-сказочником”, на нем готовлю к сочинению этюда-сказки. Дома ребята должны выбрать сюжет для своей сказки.
На третьем уроке выясняем значение слов этюд, эскиз, набросок. Сочинение сказочного этюда – задача нашей творческой работы. Останавливаемся на особенностях этюда, на приемах создания характера в сказке, предупреждаем ошибки, которые допустили ребята в предшествующих работах. Затем учащиеся самостоятельно работают над своими сказками.
Заключительный урок посвящен доработке и переработке этюдов, .превращению их в законченные произведения. Знакомлю детей со знаками редакторской правки и анализирую работы двух-трех учащихся. Затем провожу редактирование сюжета, обращая внимание на
Финалы сказок.
Начатое на уроке редактирование этюдов дети выполняют дома.
Заканчивая изучение повести А.С.Пушкина “Барышня – крестьянка”, провожу урок-конкурс творческих пересказов “Как я познакомился с вашей матушкой” (рассказ Алексея детям). Почему я решила разыграть тугильского барина и что из этого вышло” (рассказ Лизы) .И заканчиваю
мероприятием “Я вас любил...”.
Ещё один вид творческой работы – это одновременно и урок-практикум на тему: “Сюжет. Портрет. Пейзаж” и в то же время урок-подготовка к творческому изложению. Последовательно учащиеся выполняют следующие задания:
- “Исправление” цитатного плана (конкурс). (“Неправильный” план предложен).
- Понятие о портрете в литературном произведении. Отбор для описания “Портрет Дины”.
- Понятие о пейзаже в литературном произведении. Значение пейзажа (комментирование фрагментов 6 главы).
- Устный этюд на темы: “Моя первая встреча с Диной” (рассказ Жилина), “как я первый раз увидела Ивана” (рассказ Дины).
Домашнее задание: составить план рассказа Жилина о дружбе с Диной (для мальчиков) и рассказ Дины (для девочек).
На следующем уроке проводится творческая работа в форме письменного изложения: пересказ с изменением лица.
Работу над портретом я продолжаю и в старших классах, постепенно усложняя задания. Сначала предлагаю угадать героя по его описанию: “Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький, несколько приглуповат и , как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими…”
Конечно же, ученики, прочитавшие произведение Н.В.Гоголя “Ревизор”, легко узнают Хлестакова.
Затем несколько усложняю задание.
Вопрос: Прочитайте описание внешности героя. Чей это портрет? Что можно сказать о человеке, познакомившись с его описанием?
“Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротеньких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами”.
Ответ: Портрет Валека, героя рассказа В.Г.Короленко “Дети подземелья”. Из этого описания мы узнаем возраст мальчика, рост, во что он одет. Все говорит о том, что он беден, лишен материнской заботы и внимания…
Домашнее задание развивает задачи и цели урока: нарисуйте портрет своего товарища, не оставив без внимания его лицо, фигуру, одежду. Постарайтесь отметить, как во внешности этого человека проявляется его характер.
Следующий вид заданий – определение характера героя через описание его жилища. Вот одно из заданий.
Вопрос: как и что интерьер комнаты, в котором живет героиня, говорит о её хозяйке? Кто она?
“Она отворяла голубой сундук, на крышке которого снутри – как теперь помню – были наклеены крашеное изображение какого-то гусара, картинка с помадной баночки и рисунок Володи…”
Аналогичное задание на основе восприятия пейзажа.
Вопрос: Можно ли через восприятие. героем пейзажа определить душевное состояние, характер, дальнейшую судьбу персонажа?
“День был ясный и холодный. Осенние листья падали с деревьев. При выходе из рощи увидели кистеневскую деревянную церковь и кладбище, осененное старыми липами.
Он шел не разбирая дороги: сучья поминутно задевали и царапали его, ноги поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал…”
Ответ: Это Владимир Дубровский. Я считаю, что пейзаж полностью передает не только состояние героя, дополняя его портрет, но и предсказывает будущее героя. День ясный и холодный. Владимир похоронил отца, на душе у него холод. Мрачные мысли Владимира и осенний холодный пейзаж подготавливают нас к тому, что вся эта история имеет печальный конец.
Домашнее задание было следующим: подберите интерьер или пейзаж, соответствующий описанию портрета вашего друга или учителя.
Забавно было прочитать в одной из работ, на фоне какого пейзажа они представляли меня: “открытая поляна, залитая солнечным светом, на которой много цветов. Здесь и нежные ромашки, и яркие маки, и совсем незаметные полевые цветы. Окружена поляна высокими деревьями, под которыми можно скрыться от жары. В густой тени притаился ручеек. Сам ручеек очень веселый, говорливый. Если возьмешь его воду в ладони, она еще долго шумит в них. Пить её быстро нельзя, она обжигает душу и наполняет радостью…”
Вывод: меня радует, что мои ученики смогли увидеть во мне человека, с которым им тепло и светло, но и моя энергия, активность нашли свое отражение в их эпитетах (“яркие цветы”, “веселая музыка”, “говорливый ручеёк”). И особенно меня радует тот факт, что я могу ещё “обжигать душу и наполнять радостью”. Именно это дает учителю силы работать, творить.