Литература
-
Урок-размышление "Время – жить, время – любить" по рассказу С.П. Кучеренко "Последний день волчицы" 2012
Актуальность методической разработки связана с проблемой духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Новизна урока связана с переносом акцентов на психологический анализ художественного произведения, на его оценку с точки зрения нравственных ценностей.
-
Урок-размышление "Две судьбы: А.Блок и Д.Менделеев" 2013
Александр Блок и Дмитрий Менделеев – величайшие гении начала ХХ столетия. Несмотря на разность возраста, виды деятельности, у этих двух гениев оказалось много общего. Автор расширяет знания учащихся, показав многогранность личностей двух великих гениев. Воспитывает патриотизм.
-
Урок-размышление "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") 2010
Урок предназначен для учащихся 9–10-х классов. Это урок изучения нового и обобщения знаний учащихся. Групповая форма работы позволяет формировать у учеников умение высказывать свою точку зрения, выполнять задания творческого характера. Компьютерная презентация помогает определить стиль писателя, особенность речи героев, проникнуть во внутренний ритм рассказа «Женский разговор».
-
Урок-размышление "Есть ли чудо в рассказе А.Куприна "Чудесный доктор"?. 5-й класс 2007
Урок позволяет закрепить понятие "милосердие", дает оценку таким нравственным понятиям, как сочувствие, сострадание, вера, долг, понимание которых искажено в наше время. Чудо может исходить от участия обыкновенного человека в судьбе обездоленных. Дети приходят к пониманию того, в чем состоит святость.
-
Урок-размышление "Житие Сергия Радонежского". Идеальный герой русской литературы 2012
Учащиеся знакомятся с жанром жития; изучают текст жития. Духовному воспитанию учащихся способствует экскурсия в Воскресенский храм, беседа с настоятелем храма, знакомство с иконой Сергия Радонежского. Все это помогает понять текст жития.
-
Урок-размышление "Корабль мятущейся души…" 2010
Задача школьного обучения – формирование цельной, гармонической личности. Интегрированные уроки способствуют развитию фантазии, формированию художественного вкуса. И если урок выстроен правильно, каждый ученик включается в самостоятельную творческую, исследовательскую работу и делает для себя открытие в уже знакомом материале.
-
Урок-размышление "Можно ли назвать Печорина фаталистом?" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") 2011
Урок-размышление поможет учащимся разобраться в психологических особенностях главного героя романа и целого поколения. Задуматься над такими понятиями, как судьба, рок, фатализм, предопределение, над смыслом жизни. Способствует навыку анализа произведения через работу с текстом, лексический разбор слов, составление сравнительной таблицы. Проблемные вопросы способствуют активизации мышления, умению связно отвечать, доказывать свою точку зрения.
-
Урок-размышление "Россия в сказках Салтыкова-Щедрина" 2009
Используя сказки Салтыкова-Щедрина, выстраиваем новый образ России. Сказки обличают обывательщину, паразитизм, трусость, невежество, произвол и пустословие; углубляют понятие об условности в искусстве; о сатире. Урок формирует у учащихся общечеловеческие нравственные качества; чувство любви к России.
-
Урок-размышление "Тема маленького человека в рассказах В.М. Шукшина" 2010
Цель урока - показать учащимся на основе изучения рассказов «Чудик», «Как помирал старик», «Крепкий мужик», что самое большое богатство человека - доброта, совестливость, умение сострадать; помочь учащимся подойти к пониманию возможностей и духовных ценностей человека.
-
Урок-размышление "Ты одна мне помощь и отрада, / Ты одна мне несказанный свет…" 2012
Цель урока: развивать умение анализировать текст, четко выражать свои мысли, аргументировать их, формировать мышление учащихся, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать в детях отзывчивость, доброту, внимание к людям, любовь к родным и близким.
-
Урок-размышление "Человек спасается достоинством" (по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича") 2005
Наш сегодняшний урок это дань памяти тем миллионам расстрелянных, не проживших и половины своей жизни, умиравших от голода и непосильного труда. Это дань памяти тем людям, которые работали за миску баланды и кусок хлеба, людям, потерявшим свои имена и взамен получившим только безликий номер.
-
Урок-размышление "Чистый свет добра…" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 2003
Предлагаю описание урока-размышления "Чистый свет добра…" по рассказу Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор". Урок поможет учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть; задуматься над смыслом жизни человеческой.
-
Урок-размышление "Что есть истина?" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2010
Урок литературы в 10-м классе по роману Ф.М.Достоевского является уроком обобщения и систематизации изученного материала. Развивающие функции обучения проявляются в целесообразности и разнообразии используемых средств обучения и их сочетании, использовании индивидуального и дифференцированного подхода.
-
Урок-размышление "Чтобы слышать боль каждого…" (По произведениям В.Астафьева). 10–11-й классы 2010
Для урока учениками были прочитаны произведения Виктора Астафьева, которые помогают старшеклассникам задуматься над нравственными понятиями: добро и зло, честь и бесчестие, правда и ложь. А самое главное, ответить на вопросы. Кто я? Зачем я? Что я сделал, чтобы меньше было зла?
-
Урок-размышление "Я жив не единым хлебом…" 2014
Урок посвящен творчеству В.Шаламова и анализу рассказа "Апостол Павел". В центре обсуждения звучат вопросы, на который каждый должен ответить, потому что проблемы, которые ставит в своем произведении автор вечны.
-
Урок-размышление «"Один или один из" — мучительный путь к самому себе» (по роману Е.Замятина "Мы") 2010
Урок в 11-м классе предполагается в рамках изучения темы «Литература 20-х годов». Основная проблема урока - поиск самого себя как личности в тоталитарном государстве, соотношение «я» и «мы» в русской культуре, литературе. Особенности русского характера, гуманистическая направленность литературы – вопросы для размышления.
-
Урок-размышление «Это страшное слово… война» (война на севастопольской земле в произведениях русских и современных писателей) 2016
Сравнивая военные события в «Севастопольских рассказах», проводя параллель с событиями, происходящими на 35-й батарее в годы Великой Отечественной войны, в книге Ю.Падалки “Пароль: «Севастополь»”, учащиеся невольно обращают свое внимание на героическое прошлое своего родного города – Севастополя.
-
Урок-размышление в 11-м классе по повести П.Проскурина "Азъ воздам, Господи" 2010
Данный урок, показывая сложный мир современности, учит умению анализировать, формирует нравственные ценности, помогает выбору жизненного пути, самоопределению человеческой личности.
-
Урок-размышление в 9-м классе на тему: "Пока в России Пушкин длится…" 2006
Сегодняшним девятиклассникам бывает очень непросто понять и принять некоторые идеи великого Пушкина. Урок-размышление по литературе в 9-м классе "Пока в России Пушкин длится..." подводит ребят к признанию Пушкина - поэта и человека - своим современником, к пониманию того, что к автору "Евгения Онегина" можно всегда прийти за поддержкой, за советом, за мудростью. Анализируя пушкинские строки, учащиеся приходят к выводу: и сегодня, как никогда, востребован Пророк, который должен жечь наши сердца словом, чтобы люди помнили о человеческом в человеке.
-
Урок-размышление на тему "Проблемы доброты и милосердия на страницах рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" 2014
Урок знакомит с жанровыми особенностями святочного рассказа. Учащиеся анализируют прозаическое произведение, используют полученные ранее знания в проблемной ситуации, развивается речь и творческие способности. В ходе урока воспитываются нравственные качества в приобщении к классической литературе, слову, цвету и т. д.
-
Урок-размышление на тему "Человек и общество" (по рассказу Н.С. Лескова "Старый гений") 2013
Урок пробуждает познавательный интерес у учащихся; подбор вопросов и заданий к уроку развивает умение критически осмысливать полученную информацию в анализе текста. В ходе беседы ученики учатся самостоятельно обобщать и делать выводы.
-
Урок-размышление на тему: "Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом" (Роберт Бёрнс стихотворение "Честная бедность") 2005
Роберт Бернс - поэт огромного дарования, доискивался до правды во всем: в сфере чувств и в мире социальных отношений. Центральным лирическим героем песен Бёрнса был простой человек. Значение слов честь и достоинство. Смешные строчки в стихотворении. Метафоры. Прием антитезы. Роберт Бёрнс воплощал в своем творчестве мечту лучших людей народа о светлом будущем. В IXX веке песню Бёрнса называли "английской Марсельезой". "Бёрнс - это чистый родник поэзии" - так отзывался о творчестве поэта И. С. Тургенев.
-
Урок-размышление на тему: "Я не поэт, а гражданин" 2003
Вместе с учащимися мы пытаемся поразмышлять над социально-нравственными категориями "гражданин", и "патриот", проанализировав произведения К. Рылеева, выяснить, как эстетический идеал гражданина представлен в творчестве поэта-декабриста. На таком уроке идёт формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления событий.
-
Урок-размышление над книгой Джеймса Крюса "Тим Талер, или Проданный смех" 2005
Думаю, что мой урок заинтересует не только учителей, работающих в классах с углубленным изучением экономики. В повести решаются проблемы взаимоотношений между людьми. Прекрасный материал, на котором воспитываются чувства товарищества, отзывчивость, умение преодолевать жизненные невзгоды. Урок проводится в 8-м классе. Рассчитан он на два часа. Многообразие методов, которые используются на уроке, делают его живым и интересным. Ученики с удовольствием читают произведение и анализируют его.
-
Урок-размышление по главе из книги В.П. Астафьева "Последний поклон": "Ангел-хранитель" 2011
Урок по главе из книги В.П. Астафьева «Последний поклон» («Ангел-хранитель») может быть реализован в рамках программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Литература Красноярского края». На примере произведений автора воспитывается стремление к деятельному добру, любовь к животным. Учащиеся приобретают навыки художественного анализа текста.
-
Урок-размышление по литературе в 10-м классе по повести В.Быкова "Сотников". Тема: "Цена жизни…" 2012
Урок литературы по повести В. Быкова «Сотников» предназначен для преподавания в старших классах. Даёт возможность учащимся подумать над вопросами истинного и ложного, вечного и суетного. Предлагает взглянуть на повесть с иной точки зрения. Рассчитан на 2 часа.
-
Урок-размышление по литературе в 11-м классе по теме: "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Царь-рыба" и повести Э.Хемингуэя "Старик и море" 2007
В 11-м классе я провела урок-размышление по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Царь-рыба" и повести Э.Хемингуэя "Старик и море", цель которого - способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализа, обобщения; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений учащихся. В ходе урока-размышления старшеклассники показали способность к обсуждению актуальных проблем эпохи в связи с изученными произведениями. В конце урока появились пятистишия - синквейны, которые формируют у школьников умения в рамках жестких правил давать характеристику героя, явления и определять свое к этому отношение, подбирать наиболее значимые, емкие слова.
-
Урок-размышление по литературе в 11-м классе: «Человек и природа в рассказе А.Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В.Астафьева «Царь-рыба» 2022
Цели урока: формировать умение анализировать текст художественного произведения, развитие коммуникативных умений и навыков, формирование у обучающихся умения реализации новых способов действия, умения систематизации большого по объему материала, умения сопоставлять и сравнивать художественные произведения.
-
Урок-размышление по литературе в 9-м классе "В.Ф. Одоевский «Последний квартет Бетховена»" (Программа Ладыгина М.Б.) 2008
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством Одоевского, Бетховена, приобщает ребят к миру прекрасного.
-
Урок-размышление по литературе по теме: "Трагедия жизни Печерина и его поколения" (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени", повесть "Фаталист") 2008
Урок призван содействовать формированию у учащихся умения разбираться в психологии личности. Помочь учащимся понять причину трагической обреченности Печорина и его поколения. Осмыслить сюжетно композиционную роль повести «Фаталист». Способствует активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно – проблемных вопросов.