Урок по литературному чтению «С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"». 4-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

  • познакомить с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова;
  • обогащать словарный запас; воспитывать любовь и уважение к родителям;
  • отрабатывать навыки выразительного чтения; учить давать характеристику героев;
  • делать выборочный пересказ.

Задачи:

  • Обучающие: познакомить с жизнью и творчеством Аксакова, учиться по плану передавать последовательность своего рассказа, отрабатывать навыки выразительного чтения, получать информацию о писателе, торговцах, купцах, раскрывать лексическое значение устаревших слов, отвечать на вопросы по ходу текста.
  • Развивающие: пополнять и развивать кругозор учащихся, словарный запас учеников, развивать точность и полноту выражения своих мыслей, развивать умение работать по плану.
  • Воспитывающие: уважение к Руси, к жителям, к истории нашей страны, уважение к семье, любовь к природе, терпимость к людям, умение видеть свои ошибки, умение сдерживать свои слова.

Планируемые результаты:

Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; отвечать на вопросы по ходу текста.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Метапредметные:

  • Регулятивные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Познавательные – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.
  • Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
  • Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, к родным, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т. Аксакова.

Оборудование: слайды – презентация, портрет С.Т.Аксакова, информация о купцах, слайды о них, слова с раскрытием их лексического значения, доклады учеников о творчестве С.Т. Аксакова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка целей урока

– О ком сегодня пойдет речь? (Мы поговорим о писателе С.Т.Аксакове и его творчестве).

– Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку. Как она называется? («Аленький цветочек»)

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством С.Т.Аксакова.

Ребята по плану рассказывают о творчестве писателя. (Работа с тетрадью).

2. Аксаков писал о купце и его семье. Кто же такие купцы? (Рассказ учителя о купцах).

Рис.2

Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. в Древней Руси употреблялись два термина — «купец» (горожанин, занимавшийся торговлей) и «гость» (купец, связанный торговыми операциями с другими городами и странами). С XIII в. появляется третий термин — «торговец». Стальная масса купеческого сословия, состоявшая из ремесленников, товаропроизводителей, мелких торговцев, образовала сословие мещан, т.е. податное сословие из бывших посадских людей: ремесленников, домовладельцев, торговцев, объединенных по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления.

Рис.3

Профессия купца известна ещё в древней Руси, в IX — XIII веках. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. В древней Руси огромное значение тут играла система рек, покрывающая всю Русь, а та же моря, куда отправлялись купцы за чужеземным товаром и отвозили свои. Так происходил товарообмен. Именно на реках возникли самые ранние русские города — та же как и греческие полисы, одновременно и крепости и центры торговли.

Рис. 4

В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки (шаровары) заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску.

Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма.

Рис. 5

В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и цилиндры. Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например, «Товарищество А. Ф. Второва с сыновьями».

Рис.6

После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями.
Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15 — 16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги.

3. Название сказки.

Рис. 7

4. Словарная работа.

Рис.8

Рис.9

Рис.10

Рис.11

Рис.12

– Раскрываем лексические значения слов.

Пригорок мураватый – поросший мягкой и сочной травой.
Яства сахарные – яства – еда, кушанье.
Вся посуда золота червонного – червонный – красный, алый.
Червонное золото – золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
Опочивать легла – спать легла.
Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет.
Обо мне николи не услышишь – никогда не услышишь.
Напала на нее тоска неусыпная – не теряющий бдительности.
Челядь дворовая – слуги дворовые.

Рис. 13

IV. Чтение учителем текста из учебника литературное чтение для 4 класса

1. Для стр. 196.

Рис.14

2. Для с.197.

Рис.15

3. Для с.198.

Рис.16

Учитель задает вопросы по ходу чтения произведения.

V. Интрига текста

Что могло произойти с купцом? Стр.198. Чтение учеников.

Рис.17

VI. Рефлексия

Чем занимались на уроке?
– С какой сказкой познакомились?
– Что интересного узнали?
– Оцените свою работу на уроке. Что удалось выполнить?

VII. Подведение итога урока

VIII. Домашнее задание. Прочитать текст на с.193-204.