Цели:
- знакомство с писателем В. Кондратьевым; размышления не только о герое, об авторе, но и о себе;
- представление о необычном подходе писателя к изображению войны;
- подготовка к раскрытию проблем, связанных с войной на примере повести Кондратьева на выпускном экзамене.
Оборудование: книги о Великой Отечественной войне, иллюстрации, песни о Великой Отечественной войне, видеофильм по повести «Сашка».
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Давид Самойлов.
ХОД УРОКА
I. Вступление
Эпиграф – ключ к человеческой и писательской
судьбе Кондратьева.
Тема нашего сегодняшнего урока «Я вам жизнь
завещаю» по повести нашего современника
Вячеслава Леонидовича Кондратьева – фронтовика,
очевидца, участника описываемых им военных
событий.
Военная тема – одна из традиционных на выпускном
экзамене, поэтому материал сегодняшнего урока
будет вам полезен. Для вас, сегодняшних
школьников, война – это далёкая история. Дома вы
должны были подготовить ответы на вопросы: «Как
отразилась война в судьбе твоей семьи, твоих
близких, родных?» Чем больше проходит лет после
Великой Отечественной войны, тем больше мы
осознаём величие народного подвига. Но мы ещё
очень многого не знаем о войне, об истинной цене
победы. Наверное, в этом нам и помогают писатели,
говорящие нам настоящую правду.
Вот что говорил Василь Быков – один из тех писателей, которые в полной мере знают, что такое та война: «В той войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок... Единственное, чего не жалели, – так это людей»
Также не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, её участник, писатель Виктор Астафьев сурово оценивает сделанное: «... к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне... Полуправда нас измучила». (Вопросы литературы. 1988 – №7. с. 13.)
Если вспомнить ранее написанные произведения: «Сын полка» Катаева, « Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Русский характер» Толстого – есть в них нечто общее: не трагедия войны, а её преодоление становится главным в этих произведениях.
А вот трагический и страшный лик войны показан в книгах Быкова, Бондарева, Бакланова, Кондратьева и др.
Среди книг, способных взволновать, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть Кондратьева «Сашка». Писатель хочет показать, что подвиг может быть совсем не броским, незаметным, когда сначала и не подумаешь, что это он, этот самый подвиг, и есть.
2. Сообщение о писателе
1-й учащийся. Константин Симонов сумел сказать об авторе «Сашки» коротко, но ёмко. Мы узнаём, что Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию, верил Симонов, он большой писатель. В 1939 г. с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как помните, у героя повести такая же судьба. В декабре 41-го после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев под Ржевом. О тяжести доставшихся там бойцам боев мы можем судить по тому, что только первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод. Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают «Я убит подо Ржевом...» Твардовского.
2-й учащийся читает наизусть «Я убит подо Ржевом...» под музыку «От героев былых времен»
1-й учащийся (продолжает). Убит – эта
чаша миновала автора «Сашки», на его долю
досталось ранение и медаль «За отвагу» – за
отвагу под Ржевом. После отпуска по ранению снова
фронт, служба в железнодорожных войсках,
разведке. В конце 43-го года тяжелое ранение,
полгода в госпитале, после – ограниченная
годность, инвалидность. «До Берлина не дошел, но
свое дело на войне сделал», – так заканчивается
повествование Симонова о военной судьбе
писателя-фронтовика В. Кондратьева.
Повесть «Сашка» написана в 1979 году. Как же
случилось, что в немолодые уже годы Кондратьев
вдруг взялся за повесть о войне?
3-й учащийся. Писатель признавался: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни». Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой». Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг. Может, такие же воспоминания мучили автора песни «Друзья-однополчане»
4-й учащийся. И вот «поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал 20 километров пехом до самой своей бывшей передовой. Увидел ту истерзанную, всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки... торчали еще оперения невзорвавшихся мин. Увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню – пшёнку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».
Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» – «лишь малая толика того, что нужно рассказать о солдате, солдате-победителе».
Судя по всему, бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Причины этого ясны. Итак, что можно было узнать об этих событиях из истории?
5-й учащийся. В воспоминаниях Жукова приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них – норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска переутомлёны, ослаблены. Командирование просит остановить невозможное в таких условиях наступления, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1942 года Верховный главнокомандующий отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Нам понятно теперь, что сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет, что только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии.
Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и под Ржевом: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов, танков остались единицы... Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».
3. Работа по повести
– Чтобы перенестись в то время и на ту землю, о
которой узнали по воспоминаниям военачальников,
обратимся к 1 заданию, которое было дано на
предыдущем уроке, но сначала ответьте на вопрос:
Сколько времени воюет Сашка? (два месяца ) Два
месяца на передовой, это много или мало?
(Найдите разговор Сашки с капитаном о том,
сколько погибло людей за это время? с.41).
Вывод: т. е. из 150-ти – 16! Значит, за два месяца из каждых 10-ти погибли девять. И однополчан-дальневосточников осталось 1-2 на роту (с.32). У вас было домашнее задание «Два месяца на передовой. Быт войны».
На доске: быт – общий жизненный уклад,
повседневная жизнь (из толкового словаря
Ожегова)
(Это очень важно, для того чтобы увидеть какую
тяжесть нес на плечах рядовой русский солдат,
чтобы увидеть, что такое жизнь на войне (с 19, 20, 21,
23, 24, 29, 30, 33)).
(« С хлебом плохо. Навару никакого. Ощущение
пустоты в желудке. Нет курева. Нет боеприпасов.
Грязь, вши. Ржавая, набухшая кровью земля.
Незахороненные останки солдат. Шалашики,
окопчики и т. д.». И это изо дня в день. Таким
образом, бои не составляют основную часть,
главное – повседневный быт.)
Выводы. Почему мы обратились именно к быту войны? Вы уже знакомы с «Обелиском», «Сотниковым» Василия Быкова, «Судьбой человека» Шолохова. Но, скорее всего, очень трудно было понять, что же такое жизнь на войне. Жизнь, которая, естественно, включает в себя бои, но которая, по свидетельствам очевидцев, к боям не сводятся, больше того – в которой бои составляют не главную её часть. А главное – неимоверно трудный повседневный быт войны. Итак, в повести, по словам критика Игоря Дедкова, писатель выразил то, «что можно было бы назвать глубочайшим... трагическим прозаизмом войны».
Мастерство писателя в том, что он смог показать тяжелую, изнуряющую, повседневную жизнь.
– Какие же события выбрал автор из двухмесячной Сашкиной фронтовой жизни? Почему именно к ним привлёк наше внимание.
1) Сашка добывает валенки для ротного;
2) Сашка берёт в плен немца и отказывается его
расстрелять;
3) Сашка под огнём возвращается в роту проститься
и отдать автомат;
4) Сашка ведёт санитаров к раненому;
5) Встреча с Зиной;
6) Сашка выручает лейтенанта Володю.
Вывод: Именно в этих эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и как боец. Автор доказывает, что бесчеловечность войны так и не смогла обесчеловечить Сашку.
– Что вы можете сказать о характере героя?
Какой он – Сашка?
(Он вызывает симпатии, уважение к себе своей
добротой, участливостью, гуманностью.
Война не обезличила, не обесцветила Сашкин
характер. Он любознателен и пытлив).
– Что он хотел спросить у немца? (с 32).
Это человек, который за все чувствует
ответственность (с 20, на самого себя надежда). Как
бы в подтверждение этого ответьте на вопрос:
– Почему, например, рискуя собой, Сашка добывает
валенки для ротного?
Сжато перескажите этот эпизод, (с. 21)
– Автор провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Рассмотрим, как выдержал Сашка эти испытания. Очень важный эпизод, который мы проанализируем, история с пленным. Но вначале расскажите, как Сашке удалось взять «языка».
Выводы: Сашка проявляет отчаянную
храбрость – берёт немца голыми руками: патронов
нет, диск отдал ротному. Но он не колеблется, так
как «столько ребят полегло за «языка».
– Историю с пленным мы просмотрим по видео, (отрывок
из х/ф «Сашка»)
4. Беседа по просмотренному отрывку
– Если вы были внимательны при просмотре, то
заметили, что не всё было передано средствами
кино. Чего не было в фильме? Например,
Сашкины размышления о власти, о своей правоте.
– Когда Сашка почувствовал свою власть над
другим человеком? Как он относится к этой власти?
(Зачитайте выразительно этот отрывок , с.33).
Выводы: Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком. Он понял, какой страшный может стать эта власть над жизнью и смертью.
– Почему Сашка ослушался приказа и так отстаивает жизнь пленного? Что же было написано в листовке (с. 31).
Выводы: Самое главное, почему Сашка
ослушался приказа – немца в расход – он
объясняет немцу: «Мы не вы. Пленных не
расстреливаем (с. 30)... Потому как люди мы! А вы
фашисты!» (с. 31, 38-39)
– Прочитайте диалог капитана и Сашки (с. 41) о том,
почему Сашка не может выполнить приказ: немца в
расход («И ты этого гада жалеешь?»).
– Прочитайте мысленный разговор Сашки и немца,
когда Сашка идёт исполнять приказание, (с. 46)
– Сашка не выполнил приказ. У него своя точка
зрения на события.
– Сравните жизненные принципы Сашки и Толика, (с.
42)
– На чьей вы стороне? Почему? Если рядовой,
значит, дело телячье? (выслушиваются мнения
учащихся). В любой момент нужно оставаться
человеком.
– Зачитайте отрывок, в котором Сашка
убеждается в своей правоте (с. 49 «И секундной
вспышкой», «Но Сашка не сник...»)
– Как вы можете объяснить такое отношение Сашки
к «своему» немцу, ведь все поля в наших, он должен
за это отомстить (с. 111. О честном слове).
Сашка не может стрелять в безоружного, он ему
пообещал, руководствуясь тем, что было написано в
листовке. Он не может обмануть, ненависть у Сашки
на этого немца не распространяется, (с. 38 «Понимал
он...»)
– Что на ваш взгляд, повлияло на решение комбата
отменить приказ о расстреле пленного?
Выводы: Наверное, он понял Сашкину правоту,
осознал, что погорячился, что они не похожи на
фашистов, которые со своими пленными не
церемонятся.
(Можно попросить ребят вспомнить, как относились
к нашим пленным немцы)
5. Испытание любовью
Мы продолжим разговор о доброте и чуткости Сашки, его отклике на добро и зло, обсуждая два других важных эпизода.
– Итак, встреча с Зиной, испытание любовью. Что значит Зина в Сашкиной жизни? (Выступление учащихся с. 59, 62)
– Это первая Сашкина любовь. Он так ждёт встречи! А ею движет только жалость: «миленький, родненький».
– Как отнесся Сашка к предстоящей вечеринке,о которой говорит Зина (с.65)
Вывод: Умом понимает, а душой принять не может, потому что война, каждый день гибнут ребята. Слова «все поля в наших» даны в повести в разрядку. Это «все поля в наших» – один из главных мотивов повести. Вячеслав Кондратьев, в отличие от многих наших писателей, избежал поэтизации и возвеличивания войны как войны. Война, хоть она и Отечественная, священная, это смерть и горе.
– Когда Сашка узнает об отношениях Зины и лейтенанта, как он поступает? (Он уходит). Противоречит ли это его решение вашему мнению о его характере или, наоборот подтверждает уже сложившееся представление о нем (выслушивание мнений).
Выводы: Тяжелую ночь переживает Сашка (с. 81). Ему горько, больно. И все-таки приходит он в конце концов к тому, что «неосудима Зина... Просто война...» Сашка остаётся Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх. (Можно зачитать с. 81 «А Сашке не до болтовни...»).
– А ваше мнение, отношение к поступку Сашки, измене Зины?
Выводы: Сашка не считает себя вправе мешать. Он подумал не о себе, а о ней. Он по-другому не может поступить. Наверное, это и есть настоящая любовь, которая помогает и понять, и простить любимого человека и не даёт сделать ему плохо, больно.
6. Испытание дружбой
– Восстановим эпизоды, связанные с испытанием дружбой. Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.
Рассуждения о командире и рядовом (с. 94).
Сашка, по его поступкам судя, чувствует
ответственность за всё, что происходит на войне.
Особенно обратить внимание на случай в
эвакогоспитале (с. 108-112), когда майор приходит
утихомирить недовольных солдат: две ложки пшёнки
выдали на ужин. На справедливые требования и
гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и...
полетела в него тарелка, брошенная Володей. Он
рассудил, что лейтенанту это с рук не сойдёт –
трибунал в военное время суров, а его, рядового,
быть может, не накажут строго.
– Осуждаете ли вы Сашку за этот поступок или оправдываете его?
7. Итоги урока (Проблемный вопрос)
В одной из статей критика Дедкова написано, что « герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчинись категоричному «надо», думают и действуют сверх надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать». Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного.
– Как вы считаете, Сашка все делает сверх?
Выводы: Вячеслав Кондратьев изнутри раскрывает, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Именно он и его товарищи – решающая сила армии. И еще: в бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком. Это для писателя – главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.
8. Домашнее задание. Сочинение по теме урока