Литература
-
Урок литературы "Тема родины в поэзии Сергея Есенина". 11-й класс 2013
Цель урока: познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России, проследить эволюцию чувства к родине в лирике поэта, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики; исследовать творчество С.Есенина; отметить особенности изображения родной природы в стихотворениях; выяснить, какое место тема родины занимает в лирике поэта.
-
Урок литературы "Три типа художника в повести Н.В. Гоголя "Портрет" 2012
Цель урока: познакомить учащихся с повестью Н.В. Гоголя "Портрет", учить внимательно читать произведение, подмечая важные детали, выявить уровень читательского восприятия, дать почувствовать своеобразие гоголевской прозы, представить героев, проникнуться к ним сочувствием; выяснить гоголевские приёмы создания образов; показать, какую роль отводил Н.В. Гоголь искусству в жизни общества, каким должен быть истинный художник.
-
Урок литературы "Триумф Хлестакова" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"). 7-й класс 2010
Данный урок литературы является четвертым в системе занятий по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в 7-м классе. Основное его назначение – реконструкция внесценических эпизодов комедии, то есть анализ того текстового материала, который остается за кадром, но который так необходим для более полного и глубокого понимания идеи произведения. В центре урока 3-е действие комедии, сцена вранья. Ученики отвечают на основной вопрос: как удалось Ивану Александровичу Хлестакову подняться по лестнице величия, достичь такого успеха в провинциальном городке?
-
Урок литературы "У войны не женское лицо" 2008
Представлена разработка урока литературы. Перед уроком заранее ученикам даётся задание прочитать все вышеназванные произведения. Затем класс делится на четыре группы. Каждая группа должна подготовить материалы по определённому произведению, подготовиться к презентации. Большое место на уроке отводится музыкальному оформлению. Если позволяют технические средства, его можно сразу включить в презентацию.
-
Урок литературы "Уж не пародия ли?" Прием пародии в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. 10-й класс 2013
Урок-исследование входит в цикл, посвященный изучению творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Знакомит учащихся с главой из романа «История одного города», развивает аналитические способности школьников. Материал первой главы романа «История одного города» позволяет школьникам на примерах увидеть, как интертекстуальность становится приемом пародии.
-
Урок литературы "Уроки дедушки Крылова". 5-й класс 2011
Использование инсценированного чтения и чтения в лицах – необходимый атрибут подобных уроков. Формируются артистические навыки школьников среднего звена, ребята учатся в игре передавать характерные черты героев. Работа на уроке ориентирована на формирование у школьников общекультурных и литературоведческих компетентностей.
-
Урок литературы "Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки". 5-й класс 2012
Урок связан с фольклорными традициями народа. Работая с загадками, пословицами и поговорками, ребята развивают мышление, делают свою речь более образной, меткой, афористичной.
-
Урок литературы "Футуризм как литературное направление" 2010
При обзорном знакомстве с литературными направлениями Серебряного века учащиеся получили первоначальные сведения о футуризме и с удовольствием откликнулись на предложение о более глубоком изучении этого направления в искусстве и литературе. Для создания полной картины дети подбирали материал о живописи, музыке, поэзии той эпохи, готовили инсценированное выступление.
-
Урок литературы "Футуризм. Игорь Северянин. Велимир Хлебников. Авангардная живопись начала ХХ века". 11-й класс 2018
Урок литературы разработан для учащихся 11-го класса при изучении темы «Литература ХХ века. Художественный мир русской поэзии XX века». Тип урока –интегрированный урок. На уроке используются мультимедийные компьютерные презентации, звучит музыка, созданная в то время, представлены образцы авангардной живописи того времени, что делает урок ярким и увлекательным, и насыщенным информационно и эмоционально.
-
Урок литературы "Человек в огне Гражданской войны". 11-й класс 2012
Цель урока: дать обзор девяти рассказов романа из цикла «Конармия» И.Эм. Бабеля с учётом языка, художественных приемов и средств; показать человека в нечеловеческих условиях Гражданской войны, т. е. раскрыть главную тему бабелевских новелл, что высшей ценностью для художника остается человек «с большой буквы».
-
Урок литературы "Человек за все в ответе (по повести К.Булычева "Смерть этажом ниже")" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с личностью Кира Булычева, с содержанием его повести «Смерть этажом ниже», играют в ролевую игру «Суд над литературными героями». Урок призван помочь школьникам осознать важность экологической проблемы, выявить связь между экологической и нравственной проблемами, поднятыми автором повести.
-
Урок литературы "Человек создан для счастья…". Нравственный урок по повести А.Лиханова "Солнечное затмение". 10-й класс 2016
Урок литературы в 10-м классе по повести А.Лиханова «Солнечное затмение», на котором созданы условия для осмысления учащимися нравственного содержания повести средствами технологии проблемного обучения. Цель урока: развивать у учащихся умение формулировать и высказывать собственное мнение по волнующим проблемам, аргументировать его, сравнивать с мнением одноклассников, принимать или отвергать чужую позицию.
-
Урок литературы "Человек трудом славится" (по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"). 6-й класс 2015
Цель урока: исследовать связь образа Вакулы с темой труда в повести; показать, как в повести отразилась мечта Гоголя о сильной, гармоничной натуре, созданной для свободного, творческого труда; развивать умение следить за сюжетом, характеризовать литературного героя на основе его поступков, отношения к окружающему; отбирать нужные для анализа эпизоды; побудить к творчеству; воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда, творческое отношение к труду, эстетическое чувство.
-
Урок литературы "Чистота и святость пути человека, в чьем сердце – мама…" (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2012
Цель урока: закрепить навыки анализа эпизода (рассмотреть роль эпизода в раскрытии идеи романа, в композиционном своеобразии произведения); показать на основе ключевых слов отражение авторского замысла в раскрытии образов; помочь учащимся осмыслить проблему взаимоотношения родителей и детей; подвести учеников к восприятию идеи автора об опасности отпадения от семьи, материнской любви, от традиции почитания родителей.
-
Урок литературы "Ю.С. Рытхэу и его рассказ "Хранитель огня". 6-й класс 2013
Особенность урока состоит во включении в содержание урока вопросов и заданий, направленных на создание мотивации у обучающихся, предоставляющих возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, формулировать свою позицию и доказывать её. Тщательно осуществлён выбор содержания урока: факты биографии, творчества и характеристика личности Ю.С. Рытхэу; характеристика героев его произведений, жителей Чукотки; рассказ «Хранитель огня» как иллюстрация жизненных устоев людей северных народов.
-
Урок литературы "Я лиру посвятил народу своему…" (по творчеству Н.А. Некрасова) 2010
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта Н.А. Некрасова? Воспитание на примере Н.А. Некрасова и его поэзии высоких гражданских качеств.
-
Урок литературы «"Дубровский" — роман о благородном разбойнике» 2010
На данном уроке через анализ прозаического текста учащихся подводят к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа "благородный разбойник"; в течение урока ученики знакомятся с понятием "синквейн", составление которого помогает выразить свое отношение к герою.
-
Урок литературы «Братья в литературе» («Собратья по перу» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита») 2015
В основе урока литературы в 11-м классе – поисковая беседа по 5, 6, 13, 28-м главам. Цель: найти ответ на вопрос: «Соответствуют ли изображенные в романе литераторы высокому званию писателя-мастера?» Вывод по теме – вечные истины всегда остаются вечными. Конечный продукт – совместно составленный план по теме.
-
Урок литературы «В лермонтовских Тарханах». 9-й класс 2015
Цель заочного путешествия: познакомить учащихся с фактами биографии поэта; ввести в особый эмоциональный мир, оживить воспоминания, создать своеобразный «эффект присутствия»; развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы; воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма в групповой работе.
-
Урок литературы «Волшебный край» театра... (А.С.Пушкин и театр) 2020
В работе содержится материал о раннем проявлении интереса А.С.Пушкина к театру, его взаимоотношения с актерами театра; можно найти ответы на вопросы в исследовательских работах учеников: Почему люди ходили в театр? Какое место занимал театр в жизни людей XIX века? Каков дух театра XIX века? Цель урока: воспитание любви к искусству, к творчеству А.С.Пушкина, показать роль театра в личности, индивидуальности поэта, в жизни каждого русского человека.
-
Урок литературы «Есенин – самый "русский" поэт». 11-й класс 2015
Урок, посвященный поэзии Сергея Есенина, выявляет особенности художественного мира поэта, воссоздает характер лирического героя Сергея Есенина. Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути. Урок формирует информационную и коммуникативную культуру.
-
Урок литературы «Идеал человека в понимании Н.А. Некрасова». 10-й класс 2015
Цель урока: дать представление об идеале человека в понимании Н.А. Некрасова; воспитывать уважительное отношение к подвигу передовых людей: В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского.
-
Урок литературы «Искусство, культура и поэзия Японии». 7-й классе 2015
Урок знакомит учащихся с искусством, культурой, поэзией (трехстишиями хокку) Японии. Воспитывает толерантное отношение к культуре, языку Японии. Материалы урока могут быть использованы во внеклассной работе по литературе, МХК.
-
Урок литературы «На это слово не ложатся тени» (образ матери в стихотворениях Н.А.Некрасова и Р.Гамзатова) 2019
Цели урока: познакомить учащихся с лирикой Н.А.Некрасова и Р.Гамзатова, посвященной матери; сопоставить женские образы героинь; углубить представление о соотношении лирического героя и биографии автора в стихах.
-
Урок литературы «Обсуждение повести В. Кондратьева "Сашка"». 11-й класс 2015
Урок литературы посвящен обсуждению повести В. Кондратьева «Сашка» с целью вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.
-
Урок литературы «Опять поминальный приблизился час…» (А. Ахматова «Реквием»). 11-й класс 2015
Цель урока: поговорить о том, что было явной былью и что забывать никак нельзя, ибо, как сказал А.С. Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Поможет комментарий и анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием». Урок включает работу в группах, чтение поэмы под музыку.
-
Урок литературы «Пейзаж и "святая прелесть" молитвенного слова в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива", "Молитва"». 7-й класс 2015
Урок расширяет представления о поэтическом мире М.Ю. Лермонтова и своеобразии его пейзажных картин. Поставленная цель достигается в создании лексической ассоциативной цепочки с указанием изобразительных средств.
-
Урок литературы «Писать надо так, чтобы слова рвались, как патроны в костре». Творчество Василия Макаровича Шукшина 2021
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством В.М.Шукшина, писателя, драматурга; показать лучшие нравственные качества русского народа, которые видел Шукшин, сам впитал в детстве, показал в произведениях; развить творческие способности учащихся, учить выразительному чтению, умению инсценировать текст; воспитывать нравственные качества: доброту, трудолюбие, любовь к малой родине.
-
Урок литературы «По праву памяти» (Анализ стихотворений «Хотят ли русские войны?» Е.Евтушенко, «Я убит подо Ржевом» А.Твардовского) 2020
Тема урока определяет его неразрывную связь с историей Отечества. Актуальность методической разработки заключается в том, что учащиеся постигают на уроке духовно-нравственную категорию память через анализ произведений о Великой Отечественной войне. Кроме того, учатся осмысливать события современной истории, видеть актуальность и анализировать проблематику произведений классики.
-
Урок литературы «Религиозное осмысление романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"». 10-й класс 2015
Урок литературы помогает осмыслить роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» как образец высокохудожественного произведения, в котором утверждаются незыблемые христианские ценности.