Литература
-
Урок литературы в 10-м классе по рассказам "Маленькой трилогии" А.П. Чехова на тему "Что же мешает человеку быть человеком?" 2010
Данная работа рекомендуется для учащихся общеобразовательных и гуманитарных классов, рассчитана на 2 академических часа. Имеет целью приобщение учащихся к творчеству Чехова.
-
Урок литературы в 10-м классе по рассказу А.П.Чехова "Черный монах". Тема: "А вдруг прогневаются боги?" 2009
Представлен конспект урока одного из сложнейших в философском плане произведений А.П. Чехова. Цели урока: помочь учащимся постичь философский смысл произведения, создать свою версию прочитанного; дать учащимся знание евангельских сюжетов в литературе и искусстве и обогатить их духовный мир приобщением к осмыслению вечных истин. Выбрана следующая модель урока: работа с текстом – рассуждения учащихся – презентация. Презентация позволяет познакомить учащихся со своеобразием стиля.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2009
Представленный урок предназначен для 10-го класса общеобразовательной школы. Это 3–4 уроки по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов».
-
Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2012
В ходе работы учащиеся используют разнообразные источники, например статью Д.И. Писарева "Базаров", опираются на знание текста романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". В ходе урока ребята составляют опорный конспект, работают в группах, проводят анализ ключевых сцен, отвечают на вопросы, делают выводы, заполняют таблицы. В заключение, анализируя разговор Базарова с Аркадием, подводят итог: перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема: "Базаров и его родители" 2005
В старших классах особенно актуальна на уроках литературы проблема семьи, проблема отношений в семье. Семья - основа нравственного благополучия во все времена. Проблема взаимоотношений в семье имеет множество аспектов. Одним из направлений в решении вопросов семейных взаимоотношений является литература. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" явился ответом на решение данной проблемы. Базаров - человек дела, между ним и его родителями нет духовного родства, но их объединяет наличие душевных качеств: любовь, искреннее дружелюбие, уважение. Горе родителей, потерявших своего сына, беспредельно. Дети ответственны за душевный покой своих родных людей. Их долгая жизнь - в руках сыновей и дочерей.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" на тему "В Петербурге и в Москве" 2010
В основе урока лежит интерактивная технология и технология эвристической образовательной ситуации, что позволяет выявить личностные качества, эмоционально-ценностное отношение к миру каждого ученика.
-
Урок литературы в 10-м классе по стихотворению А.А.Блока "Шаги Командора" 2018
Урок по стихотворению А.Блока проводится после изучения трагедии А.С.Пушкина «Каменный гость». При изучении трагедии Пушкина заходит разговор о вечных темах и образах в литературе. Учащиеся узнают о том, что каждый писатель, обращаясь к образу Дон Жуана, создает особый характер, показывает свое видение и понимание героя, акцентирует внимание на тех проблемах, которые интересны ему, актуальны в его эпоху. Еще одна важная цель – установление связей между двумя веками русской литературы.
-
Урок литературы в 10-м классе по творчеству русского поэта Ф.И. Тютчева "Кто отроку, мне дал парение орла!.." 2011
Цели урока: формирование опыта творческого общения; развить творческие способности учащихся; познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Был ли иной путь у Катерины?" 2007
Урок развивает общие умений коммуникации, воспитывает культуру толерантности и уважения к человеческому достоинству.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Жизнь сердца" героев романа "Война и мир"" 2012
Тема входит в цикл уроков, посвященных жизни и творчеству Л.Н. Толстого. Цель урока – раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "И.С. Тургенев. Обзор творчества" 2010
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с целью расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; познакомить с историей создания романа «Отцы и дети», начать сбор материала для создания проекта учащимися, составить конспект в течение урока по биографии писателя.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Споры вокруг романа" 2009
Урок проводится с целью организации исследовательской деятельности учащихся 10-го класса по восприятию, осмыслению и первичному усвоению знаний о творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», а также знаний о спорах вокруг романа. Использование информационных технологий на уроке призвано формировать исследовательскую компетенцию учащихся.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "И.С. Тургенев. Слово о писателе" 2009
Урок призван ввести учащихся в атмосферу внутренней жизни и творчества писателя; развивать познавательную активность, творческие способности учащихся, умение анализировать художественное произведение; вызвать интерес к личности писателя и к его творчеству.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Любовная лирика в творчестве Н.Некрасова" 2008
Творчество Н.Некрасова в школьной программе 10-го класса представлено только произведением "Кому на Руси жить хорошо". Данный урок направлен на то, чтобы сформировать полное представление о творчестве Н.Некрасова.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты" 2008
Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда останутся его прекрасные произведения, его стихи.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Необычная судьба Ф.И. Тютчева — человека и поэта" 2008
Урок знакомит с биографией Ф.И. Тютчева, выявляет особенности жизненного пути поэта, которые повлияли на характер его творчества и личность; пробуждает интерес к судьбе и творчеству поэта.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Нигилизм и его последствия" 2009
Урок проводится после изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». На уроке раскрывается понятие «нигилизм», сопоставляются взгляды Базарова. Ребята ищут ответ на вопрос, зависит ли судьба человека от его убеждений, размышляют о том, есть ли нигилизм в наше время и каковы его последствия.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Отчего на свете доброе не ладится?" (по произведению Х.К. Андерсена "Путь к свету") 2008
Предстален конспект урока литературы в 10-м классе по теме "Отчего на свете доброе не ладится" по произведению Х.К. Андерсена "Путь к свету".
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Петербург Ф.М. Достоевского (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")" 2011
Урок помогает учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, но и проникнуться к страдающим людям сочувствием; урок дает представление о неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, приводит к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого героя возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Примите исповедь мою: себя на суд вам отдаю…" (автор в романе "Евгений Онегин") 2008
Цель урока – доказать, что А.С.Пушкин – действующее лицо в романе, и увидеть Пушкина-поэта и человека. Это возможно только при очень скрупулезной и вдумчивой работе с текстом (анализируются лирические отступления в романе «Евгений Онегин»). У учащихся формируются навыки исследовательской деятельности, воспитывается неформальное отношение к поэтическому творчеству. Работа на уроке и выполнение творческого задания после него позволит каждому ученику «обрести» своего Пушкина, и если не полюбить, то хотя бы попытаться понять Поэта и Человека.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Твой милый образ, незабвенный…" (по любовной лирике Ф.И. Тютчева) 2008
Урок проводится в форме устного журнала. Целью урока является расширение и углубление представлений учащихся о лирике Фёдора Ивановича Тютчева. Вводится понятие лирического цикла. На уроке продолжается обучение учащихся всем аспектам анализа лирического произведения, работа над выразительностью речи.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в "петербургских углах" 2008
Представлен конспет урока литературы в 10-м классе по теме "Теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в "петербургских углах"".
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»" 2009
Данный урок - повторение и закрепление знаний. Он апробирован и дополнен в течение нескольких лет преподавания в школе. С помощью проблемного изложения материала обучающиеся анализируют содержание ключевых сцен, при этом формируются их познавательные и коммуникативные компетенции.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "…Безумная душа поэта ещё любить обречена …" (Любовная лирика Ф.И. Тютчева)" 2010
Урок посвящен обучению анализу лирического произведения — стихотворению Ф.И. Тютчева "Накануне годовщины 4 августа 1864 г.". Эмоциональное начало, индивидуальные задания, небольшой поэтический концерт из произведений поэта — все это способствует созданию условий для активной деятельности обучающихся.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме «Конфликт поколений» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») 2021
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства; выяснить, что может привести к конфликту между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить из конфликтной ситуации.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме «Обзор русской литературы XVIII – начала XIX века. Ломоносов. Державин, Карамзин» (УМК под ред. Ю.В.Лебедева. Базовый и профильный уровень) 2018
Если уровень изучения предмета базовый, то в планировании отводится на данную тему один час, если профильный – шесть часов. Этот урок в работе любого уровня. Учащимся предлагается работа по атрибутированию текстов трех поэтов: Державина, Ломоносова, Карамзина. Проводится лингвистический и смысловой анализ текста. Рассматриваются также стихотворения Анакреонта и В.Хлебникова.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме «Образ Обломова» по 1-й части романа И.А.Гончарова «Обломов» 2022
Цель урока – раскрыть секрет романа, исследовать его критическим взглядом с позиции прошлого и настоящего и найти в нем то, что является актуальным для сегодняшнего дня.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Тени сизые смесились…" (Восприятие. Истолкование. Оценка). Обучение сочинению 2006
Заключительный урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Подробно анализируется лирическое произведение и, в результате совместной деятельности учащихся и учителя, создается коллективное сочинение.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти" 2006
Урок литературы в 10-м классе "Базаров перед лицом смерти" с применением интерактивных средств обучения. Форма: урок-реквием.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Бородинское сражение как композиционный центр романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" 2006
Данный урок направлен на развитие умений проблемного анализа психологического портрета героев литературного произведения; особенное внимание уделяется внутреннему миру человека, соотнесенности его судьбы с судьбой Отечества. Свою воспитательную задачу учитель видит в совершенствовании позитивных установок для формирования нравственных позиций учащихся.