Литература
-
Урок литературы «Есенин – самый "русский" поэт». 11-й класс 2015
Урок, посвященный поэзии Сергея Есенина, выявляет особенности художественного мира поэта, воссоздает характер лирического героя Сергея Есенина. Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути. Урок формирует информационную и коммуникативную культуру.
-
Урок литературы «Идеал человека в понимании Н.А. Некрасова». 10-й класс 2015
Цель урока: дать представление об идеале человека в понимании Н.А. Некрасова; воспитывать уважительное отношение к подвигу передовых людей: В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского.
-
Урок литературы «Искусство, культура и поэзия Японии». 7-й классе 2015
Урок знакомит учащихся с искусством, культурой, поэзией (трехстишиями хокку) Японии. Воспитывает толерантное отношение к культуре, языку Японии. Материалы урока могут быть использованы во внеклассной работе по литературе, МХК.
-
Урок литературы «На это слово не ложатся тени» (образ матери в стихотворениях Н.А.Некрасова и Р.Гамзатова) 2019
Цели урока: познакомить учащихся с лирикой Н.А.Некрасова и Р.Гамзатова, посвященной матери; сопоставить женские образы героинь; углубить представление о соотношении лирического героя и биографии автора в стихах.
-
Урок литературы «Обсуждение повести В. Кондратьева "Сашка"». 11-й класс 2015
Урок литературы посвящен обсуждению повести В. Кондратьева «Сашка» с целью вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.
-
Урок литературы «Опять поминальный приблизился час…» (А. Ахматова «Реквием»). 11-й класс 2015
Цель урока: поговорить о том, что было явной былью и что забывать никак нельзя, ибо, как сказал А.С. Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Поможет комментарий и анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием». Урок включает работу в группах, чтение поэмы под музыку.
-
Урок литературы «Пейзаж и "святая прелесть" молитвенного слова в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива", "Молитва"». 7-й класс 2015
Урок расширяет представления о поэтическом мире М.Ю. Лермонтова и своеобразии его пейзажных картин. Поставленная цель достигается в создании лексической ассоциативной цепочки с указанием изобразительных средств.
-
Урок литературы «Писать надо так, чтобы слова рвались, как патроны в костре». Творчество Василия Макаровича Шукшина 2021
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством В.М.Шукшина, писателя, драматурга; показать лучшие нравственные качества русского народа, которые видел Шукшин, сам впитал в детстве, показал в произведениях; развить творческие способности учащихся, учить выразительному чтению, умению инсценировать текст; воспитывать нравственные качества: доброту, трудолюбие, любовь к малой родине.
-
Урок литературы «По праву памяти» (Анализ стихотворений «Хотят ли русские войны?» Е.Евтушенко, «Я убит подо Ржевом» А.Твардовского) 2020
Тема урока определяет его неразрывную связь с историей Отечества. Актуальность методической разработки заключается в том, что учащиеся постигают на уроке духовно-нравственную категорию память через анализ произведений о Великой Отечественной войне. Кроме того, учатся осмысливать события современной истории, видеть актуальность и анализировать проблематику произведений классики.
-
Урок литературы «Религиозное осмысление романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"». 10-й класс 2015
Урок литературы помогает осмыслить роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» как образец высокохудожественного произведения, в котором утверждаются незыблемые христианские ценности.
-
Урок литературы «Смоленская робинзонада Михаила Пришвина». 9-й класс 2015
Есть в русской литературе писатели, открыть которых для себя можно в любом возрасте – в детстве, юности, будучи зрелым человеком. Один из таких художников – М.М. Пришвин. Много прекрасных мгновений запечатлено в слове на страницах его книг. Среди них особое место занимает произведение «Школьная робинзонада». Часть биографии писателя связана со Смоленским краем.
-
Урок литературы «Сонет Серебряного века». 11-й класс 2015
Цель урока: дополнение знаний о поэзии Серебряного века, знакомство с сонетами В. Брюсова, К. Бальмонта, О. Мандельштама, И. Северянина и И. Бунина.
-
Урок литературы «Судьба народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Размышления у парадного подъезда"». 7-й класс 2015
Урок знакомит с творчеством Н.А. Некрасова; обозначается главная тема некрасовской поэзии; учащиеся находят в стихах поэта авторское отношение к проблеме.
-
Урок литературы «Устное народное творчество. Обрядовый фольклор». 6-й класс 2015
Цель урока: знакомство с устным народным творчеством, формирование устойчивых знаний о истории русского фольклора.
-
Урок литературы «Христианские мотивы в романе Достоевского "Преступление и наказание" и в рассказе Солженицына "Матрёнин двор"» 2018
Что такое духовность, нравственность? Как учитель может воспитать духовно-нравственную личность? Конечно, своей личностью и средствами предмета, особенно если этот предмет – литература. Материал представленной разработки объемный, но рассчитан на один урок. Поэтому подготовка к нему ведется на протяжении нескольких уроков, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования Евангельских текстов, подбора цитатного материала.
-
Урок литературы «Что значит быть счастливым?» (по сказке Г.Х.Андерсена «Чайник») для 6-го класса с использованием методического приема «Чтение с остановками» 2022
Цель урока: привлечение внимания детей к осмысленному чтению с использованием технологии развития критического мышления.
-
Урок литературы в 1-м1 классе "Мужество и боль Чернобыля" (по роману Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва") 2008
Данную разработку можно использовать не только при изучении творчества С.Алексиевич, но и для проведения вечера памяти, посвященного трагедии в Чернобыле, необходимо только дополнить фрагментами из романа.
-
Урок литературы в 10 классе. Тема: Разнообразие функций пейзажа в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" 2005
Данный урок не только помогает закрепить изученный ранее материал, но и углубляет понятие о пейзаже в литературном произведении, развивает эстетический вкус учащихся. Кроме того, он является одним из составляющих в системе многолетней работы учителя над методической темой "Эстетическое воспитание учащихся на уроке русского языка и литературы".
-
Урок литературы в 10-м классе 2010
Урок, построенный в форме культурно-лингвистического анализа текста, предполагает работу с произведениями малого жанра и содействует формированию у учащихся навыка работы в группе, навыка публичного выступления. Он дает хорошую возможность подробного и глубокого анализа литературного произведения, способствует формированию умения делать самостоятельные выводы, строить доказательные умозаключения, задуматься над такими нравственными проблемами, как милосердие, сострадание.
-
Урок литературы в 10-м классе "В каком уставе есть закон иль право на ненависть и месть?" 2010
Урок литературы в 10-м классе построен в соответствии с учебной программой под редакцией А.Г. Кутузова с применением новой технологии – технологии французских мастерских. В ходе урока идет формирование нравственных понятий: толерантности, прощения, отрицательного отношения к мести как к непродуктивному действию.
-
Урок литературы в 10-м классе "В сомнениях, человек, воздержись?!" (по рассказу А.П. Чехова "О любви") 2009
На уроке частично используется технология формирования правильного типа читательской деятельности: работа с текстом после чтения. Цель - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Результатом беседы на уроке становится понимание авторского смысла.
-
Урок литературы в 10-м классе "Вечные вопросы". Рассказ В.Крупина "Мария Сергеевна" 2008
Автор данного произведения пытается вновь ответить на такие извечные вопросы, как: Кому на Руси жить хорошо? Кто виноват? Что делать? Быть или не быть? Своим произведением он утверждает: чем больше будет в мире людей, похожих на героиню рассказа, тем очевиднее будет победа добра над злом. Главное – оставаться всегда человеком!
-
Урок литературы в 10-м классе "Все теперь не так…" по мотивам рассказа В.Распутина "Женский разговор" 2009
Урок-исследование. Основные цели и задачи урока – формирование у школьников ключевых компетенций в познавательной деятельности, умение применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературного произведения; совершенствовать приемы работы по анализу произведения с опорой на сюжетно-композиционные особенности рассказа; формировать навыки "контекстного" рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей (умение сопоставлять литературные факты; продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.
-
Урок литературы в 10-м классе "Дорога чести" князя Андрея Болконского" 2011
Главная цель и задача урока: обучение анализу художественного текста. В ходе урока учащиеся, отвечая на вопросы учителя, работая с текстом романа «Война и мир», просматривая иллюстрации к произведению и отрывки из одноименного художественного фильма, отвечают на проблемный вопрос и делают выводы и умозаключения.
-
Урок литературы в 10-м классе "Иван Флягин – грешник или праведник?" 2008
Тема праведничества является сквозной в русской литературе XIX–XX веков. Урок-диспут позволяет выявить основные черты характера человека-праведника, каковым является Иван Флягин.
-
Урок литературы в 10-м классе "Имя Россия" 2009
Предлагаемый вариант урока рассматривает взаимоотношения (личные и творческие) И.С. Тургенева и его современников (А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, В.Г. Белинского).
-
Урок литературы в 10-м классе "Интеллигентнейший человек России" (очерк жизни и творчества А.П. Чехова) 2007
Задачи урока: вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П. Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произведениях писателя; развивать мышление учащихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие; воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни писателя.
-
Урок литературы в 10-м классе "Кто виноват в случившемся" (по повести В.Распутина "Живи и помни") 2010
В ходе проведения урока показаны причины нравственной неустойчивости и падения Андрея Гуськова и деревенской женщины Настены, которой трудно жить без опоры, без ясного понимания и оправдания своего поведения и поведения мужа Андрея.
-
Урок литературы в 10-м классе "О! Кто ты?" (М.Ю. Лермонтов. Поэма "Демон", 2 часа) 2008
Урок литературы в 10-м классе – один из возможных вариантов изучения поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», вошедшей в стандарт по литературе для старшей школы на профильном уровне. Двухчасовое занятие с домашним творческим заданием расширяет знания о творчестве М.Ю. Лермонтова, а также помогает понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве (при изучении поэмы используются иллюстрации картин М.А. Врубеля, аудиозапись оперы Р.Вагнера).
-
Урок литературы в 10-м классе "Особенности русского национального характера в рассказе И.С .Тургенева «Певцы» 2009
Именно циклом рассказов «Записки охотника» И.С. Тургенева предопределяются на многие десятилетия традиции русской литературы, русского романа: эпос Л.Н. Толстого, психологизм Ф.М. Достоевского, лиризм Н.А. Некрасова, продолжение темы народа в творчестве Н.С. Лескова.