Дидактическая цель: создать условия для осмысления учащимися нравственного содержания повести А. Лиханова «Солнечное затмение» средствами технологии проблемного обучения.
Цели:
- Образовательная: способствовать пониманию и осмыслению учащимися идейного содержания и авторской позиции в повести «Солнечное затмение»;
- Развивающая: развивать у учащихся умение формулировать и высказывать собственное мнение по волнующим проблемам, аргументировать его, сравнивать с мнением одноклассников, принимать или отвергать чужую позицию.
- Воспитательная: воспитывать у учащихся понимание того, что они несут ответственность за счастье своей будущей семьи.
Методы:
- частично-поисковый;
- проблемный.
Средства обучения:
- текст художественного произведения;
- иллюстративный ряд;
- интерактивная доска;
- музыкальное сопровождение.
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Осознание проблемы, вскрытие противоречия |
Читает стихотворение И.А. Бунина Работает со словом Предлагает ответить на вопрос «Какая проблема вытекает из темы и эпиграфа урока?» |
Слушают стихотворение, настраиваются на урок. |
Формулирование гипотезы |
Формулирует гипотезу: «Верно ли, что у счастливых родителей вырастают счастливые дети, а у несчастных – несчастливые?» |
Обсуждают в группах, высказываются, «за» и «против» |
Доказательство гипотезы |
Предлагает обратиться за помощью к повести А. Лиханова « Солнечное затмение». Каждой группе предлагает выразить с помощью цветовой гаммы настроение после прочтения книги и объяснить его. |
Выполняют задания учителя. Объясняют смысл названия повести. |
Общий вывод |
Просит сформулировать вывод
Предлагает учащимся обменяться талисманами на счастье. Задает домашнее задание по уровням:
|
Приходят к выводу: |
Рефлексия |
Предлагает учащимся продолжить фразу «Человек создан для счастья…» |
Продолжают фразу и зачитывают по желанию. |
Приложение
Задания для самостоятельной работы при подготовке к уроку
- Подобрать фотографии на тему «Счастливые моменты жизни моей семьи»
- Подобрать цитаты, афоризмы, стихотворения, раскрывающие основную мысль повести.
- Объяснить смысл названия повести, обратившись к тексту произведения.
- Написать творческую работу «Секреты счастья моей семьи».
- Приготовить талисман – оберег для одноклассника, объяснив его смысл и значение.
Возможные эпиграфы урока
- Человека делают человеком светлые воспоминания детства. (Ф. Достоевский)
- Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно (А. Макаренко)
- Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей. (А. Макаренко)
- Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! (Ф. Достоевский)
- В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить. (Сократ)
- У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье. (И. Тургенев)
- Человек создан для счастья, как птица для полета,… только счастье не всегда создано для него. (В. Короленко)
Стихотворение И. Бунина «Вечер»
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Уроки нравственности Альберта Лиханова
- Не пасовать перед жизненными трудностями
- Жить сердцем, а не умом
- Не проходить мимо чужой беды
- Делить в своей семье и радости и печали
- Оставаться человеком в любой ситуации