Урок литературы "Человек создан для счастья…". Нравственный урок по повести А.Лиханова "Солнечное затмение". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Дидактическая цель: создать условия для осмысления учащимися нравственного содержания повести А. Лиханова «Солнечное затмение» средствами технологии проблемного обучения.

Цели:

  • Образовательная: способствовать пониманию и осмыслению учащимися идейного содержания и авторской позиции в повести «Солнечное затмение»;
  • Развивающая: развивать у учащихся умение формулировать и высказывать собственное мнение по волнующим проблемам, аргументировать его, сравнивать с мнением одноклассников, принимать или отвергать чужую позицию.
  • Воспитательная: воспитывать у учащихся понимание того, что они несут ответственность за счастье своей будущей семьи.

Методы:

  • частично-поисковый;
  • проблемный.

Средства обучения:

  • текст художественного произведения;
  • иллюстративный ряд;
  • интерактивная доска;
  • музыкальное сопровождение.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осознание проблемы, вскрытие противоречия

Читает стихотворение И.А. Бунина
 «Вечер»

Работает со словом

Предлагает ответить на вопрос «Какая проблема вытекает из темы и эпиграфа урока?»

Слушают стихотворение, настраиваются на урок.
Выходят на тему урока,  эпиграф к нему.
Записывают их в тетрадь.
Приходят к выводу о том, от кого и от чего зависит будущее счастье  человека.

Формулирование гипотезы

Формулирует гипотезу: «Верно ли, что у счастливых родителей вырастают счастливые дети, а у несчастных – несчастливые?»

Обсуждают в группах, высказываются, «за» и «против»

Доказательство гипотезы

Предлагает обратиться за помощью к повести А. Лиханова « Солнечное затмение». Каждой группе предлагает выразить с помощью цветовой гаммы настроение после прочтения книги и объяснить его.
 Организует работу с текстом повести: смысл названия, анализ эпизода солнечного затмения, рассказ о семьях Федора и Лены.

Выполняют задания учителя. Объясняют смысл названия повести.
Анализируют эпизод и слова Лены: «Все беды – это солнечные затмения, а жизнь – само солнце».
Говорят о «Солнечных затмениях» в семьях героев, желающие – и в своей семье.

Общий вывод

Просит сформулировать вывод

 

 

 

Предлагает учащимся обменяться талисманами на счастье.

Задает домашнее задание по уровням:

  1. ВЫПИСАТЬ ИЗ ПОВЕСТИ ЦИТАТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА;
  2. СФОРМУЛИРОВАТЬ УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ А. ЛИХАНОВА;
  3. НАПИСАТЬ СТРАНИЧКУ ДНЕВНИКА «ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ? ЭТО КАЖДЫЙ ПОНИМАЕТ ПО-СВОЕМУ…»

Приходят к выводу:
«Семьи героев живут трудно. Но считать Федора и Лену несчастными нельзя. Они строят счастье своими руками. Их встреча помогает Федору осознать, что его беды по сравнению с болезнью Лены – ерунда, что он ответственен за счастье своей семьи…»
Записывают вывод в тетрадь.
Обмениваются, объясняя смысл своего подарка-оберега

Рефлексия

Предлагает учащимся продолжить фразу «Человек создан для счастья…»
Возвращается к началу урока, к стихотворению И. Бунина «Вечер»
«Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Продолжают фразу и зачитывают по желанию.


Приложение

Задания для самостоятельной работы при подготовке к уроку

  • Подобрать  фотографии на тему «Счастливые моменты жизни моей семьи»
  • Подобрать цитаты, афоризмы, стихотворения, раскрывающие основную мысль повести.
  • Объяснить смысл названия повести, обратившись к тексту произведения.
  • Написать творческую работу «Секреты счастья моей семьи».
  • Приготовить талисман – оберег для одноклассника, объяснив его смысл и значение.

Возможные эпиграфы  урока

  • Человека делают человеком светлые воспоминания детства.  (Ф. Достоевский)
  • Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно (А. Макаренко)
  • Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей. (А. Макаренко)
  • Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! (Ф. Достоевский)
  • В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить. (Сократ)
  • У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье. (И. Тургенев)
  • Человек создан для счастья, как птица для полета,… только счастье не всегда создано для него. (В. Короленко)

Стихотворение И. Бунина «Вечер»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Уроки нравственности Альберта Лиханова

  • Не пасовать перед жизненными трудностями
  • Жить сердцем, а не умом
  • Не проходить мимо чужой беды
  • Делить в своей семье и радости и печали
  • Оставаться человеком в любой ситуации