Урок литературы «В лермонтовских Тарханах». 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Тип урока: урокзаочное путешествие.

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии писателя; ввести их в особый эмоциональный мир, оживить воспоминания, создать своеобразный «эффект присутствия».
  • Развивающая: развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы.
  • Воспитательная: воспитывать чувство толерантности, ответственности,   коллективизма через работу в группе.

Методы: метод творческого чтения – приемы: слово учителя, выступления учащихся с выразительным чтением отрывков из стихотворений поэта, воспоминаний современников.

Виды учебной деятельности: выступления учащихся с сообщениями; комментированное чтение отрывков из воспоминаний; запись отдельной информации в тетрадь.

Оборудование: портреты Лермонтова М.Ю., компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран, компьютерная презентация.

В ходе подготовки данного занятия учитель разработал план путешествия и дал группам учеников опережающее задание: найти материал (содержательный и наглядный), соответствующий пунктам плана.
Перед уроком вычерчивается маршрут заочного путешествия «Лермонтовские Тарханы»: «По залам Тарханской усадьбы» – «Домовая церковь Марии Египетской» – «У могилы Лермонтова»; оформляется выставка портретов Лермонтова и другого иллюстративного материала, подготовленного к уроку.
От каждой группы в ходе путешествия выступают 1-2 ученика (один из них выступает с сообщением о М.Ю.Лермонтове, другой – читает стихи поэта, отрывки из произведений и воспоминаний современников о нем).

ХОД УРОКА

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребёнком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.

М.Ю.Лермонтов.

I. Организационный момент. 1 мин. (1ЭОР)

Приветствие учащихся. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по лермонтовским местам.

II. Изучение нового материала. 35 мин.

Знакомство с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, создание «эффекта присутствия», формирование умения выбирать наиболее важную информацию, развитие речи.

1. Вступительное слово учителя. (Демонстрация слайдов № 1,2) Рассказ с последующей постановкой цели урока. (3ЭОР)
Лермонтов, как Пушкин и Некрасов, входит в нашу жизнь с детства и с той поры сопровождает каждого из нас. Он один из тех, кого народ признал своим и кому навеки отдал свое сердце.
Красота и человечность лермонтовских строк пленяют своей силой. Читаешь и тут же запоминаешь стихи и об одинокой сосне, и о листочке дубовом, и об утесе, и о золотой тучке, и, конечно же, об одиноком парусе, зовущем умчаться в море.

То был Лермонтов детства. Потом был Лермонтов недолгого отрочества и ранней юности, когда стихи его властно и просто сливались с жаждой подвига во имя счастья Родины, питали бурное отрицание Бога — Демон! – рождали первые мечты о будущей, обязательно необыкновенной и странной любви – вновь Демон! А решение стать настоящим, профессиональным революционером-поэтом уверенно опиралось на образ лермонтовского поэта-свободолюбца — кинжала — колокола
Самые первые, а потому и самые прочные впечатления Михаила Юрьевича Лермонтова – это скромный, прелестный пейзаж Пензенской губернии: дубовые рощи, обрывистые берега степных рек, непыльные проселочные дороги, кое-где березы, белеющие среди полей, и далеко-далеко, как волны ,синеют холмы. Воспроизведение эпиграфа к уроку. (2 ЭОР)
(Демонстрация слайда №3)...Вокруг дома – аллеи старинного сада, за садом – спящий пруд, затянутый сетью трав, а напротив усадьбы – в два ряда дымные, черные избы и белая церковь – это село Тарханы.
Итак, мы отправляемся в заочное путешествие по лермонтовским местам. Вначале познакомимся с прошлым и настоящим лермонтовских Тархан.

2. Выступления учащихся по группам, чтение стихов. (3 ЭОР)

1-й ученик. Тарханы – большое старинное село раскинулось в междуречье Волги и Дона, на юго-западе Пензенской области. В течение двух столетий оно сменило несколько названий. Сначала именовалось «Никольское, Яковлевское тож», потом «Яковлевское, Долгоруково тож», на карте Пензенского наместничества (1792) значилось как Яковлевское. Название Тарханы (под этим названием село получило широкую известность) появилось в начале XIX века. И вот теперь это Лермонтово, с которым неразрывно связано имя великого русского поэта, который провел здесь почти половину своей короткой жизни.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве, но скоро его семья переехала в имение бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы не были родовой вотчиной предков поэта. В начале XVIII века служилые люди Петра I поселились на необжитых землях Пензенской губернии. Среди поселян был и стольник Михаил Аргамаков, дочь которого Анна вышла замуж за князя Долгорукова, а после смерти своего мужа продала село Настасье Александровне Нарышкиной. У Нарышкиных и купила Тарханы Елизавета Алексеевна Столыпина, в замужестве Арсеньева, бабушка поэта.
В одном старинном документе записано: село располагалось «по обе стороны вершины речки Милорайки, на коей пруд, и при большой дороге из города Чембара в Пензу церковь Николая Чудотворца и дом господский деревянный». По ревизским спискам, в 1800 году в имении числилось около 900 крепостных, а по данным 1831 года, эта цифра увеличилась до 1300 душ.
Нарышкинская усадьба не понравилась госпоже Арсеньевой, и она решила реконструировать поместье. На берегу пруда за восточной стороной села были разбиты парк и сады, а также построен одноэтажный господский дом. Особняк простоял недолго, по распоряжению Елизаветы Алексеевны его разрушили, так как с ним были связаны тяжелые воспоминания. В этом доме покончил жизнь самоубийством муж Арсеньевой и умерла от скоротечной чахотки ее единственная дочь Мария Михайловна, мать поэта.
Неподалеку от прежнего места построили деревянный дом с мезонином. Рассказ ученика сопровождается демонстрацией слайда №.4
В память о М. М. Лермонтовой в 1820 году была открыта домовая церковь. В 1817 году бабушка Михаила Юрьевича составила завещание, согласно которому ее достояние должно перейти к единственному внуку, но после гибели его она сделала новый документ, в соответствии с которым имение досталось ее брату Афанасию Алексеевичу Столыпину. Впоследствии Тарханы доставались его сыну, дочери и внучке. Сами наследники в имении не жили, все хозяйственные дела поручали управляющим. Естественно, усадьба ветшала и разрушалась, перестраивались отдельные постройки, делали перепланировку парка. В ночь с 13 на 14 июня 1908 года в имении случился пожар, который уничтожил лермонтовский дом.
Однако тарханская усадьба не осталась без внимания передовой русской общественности. В журнале «Пантеон» (1853 г.) было напечатано письмо одного пензенского жителя, в котором
говорилось: «Село Тарханы в последнее время приобрело известность, и часто бывает украшена свежими цветам гробница поэта». В других газетах появились очерки о Тарханах. Село посетили первые биографы Лермонтова – В. X. Хохряков и П. А. Висковатый. 15 июля 1891 года, в день 50-летия со дня гибели поэта, в Тарханах состоялось чествование М. Ю. Лермонтова и был торжественно открыт его бюст.
После Октябрьской революции имение было национализировано, а 30 июля 1939 года при огромном стечении народа был открыт дом-музей М. Ю. Лермонтова. Музейный комплекс реставрировали так, как было при жизни поэта, и сейчас в него входят памятники в Тарханах и вблизи них.

ПО ЗАЛАМ ТАРХАНСКОЙ УСАДЬБЫ

2-й ученик. Старая арсеньевская усадьба – одна из важнейших частей заповедника в Тарханах. Лермонтову так запомнилась она: «От барского дома по скату горы до самой реки расстилается фруктовый сад. С балкона видны дымящиеся села, синеющие степи и желтеющие нивы... Барский дом был похож на все барские дома, был обстроен длинными одноэтажными флигелями... и обведен валом, на котором качались и сохли жидкие ветлы...». В лермонтовских стихах находим приметы тарханского пейзажа, о которых вспоминает поэт в 1837 году, находясь под арестом и ожидая своей участи за мятежные стихи на смерть Пушкина: (4 ЭОР)

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой...
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле.
1837г.

Родители Лермонтова переехали из Москвы в Тарханы зимой 1815 года. Здесь, среди русских просторов, прошли первые тринадцать лет его жизни. Планировка дома, в котором Миша провел детство и отрочество, полностью сохранилась со времен Лермонтова. На первом этаже особняка с западной стороны три комнаты: зала и гостиная служили для приема гостей, третья комната обставлена как столовая. В комнатах мебель лермонтовской эпохи, подлинная обстановка не сохранилась. Все в доме напоминает о том времени: ампирные кресла карельской березы с лепными спинками и вышитыми узорчатыми сиденьями в зале, мягкая мебель черного лакированного дерева с золочеными деталями и голубой обшивкой под цвет обоев в гостиной, мебель в стиле жакоб, горки с посудой, со старинным фарфором, художественные канделябры и настенные бра.(Демонстрация слайда №5)
На стенах - старинные портреты всех домочадцев. Гордая, исполненная достоинства и уверенности хозяйка дома – сама Е. А. Арсеньева, лицо ее написано в теплых тонах и смягчается улыбкой. Хрупкой, мечтательной, с тонкой душой запечатлена на портрете ее дочь – Мария Михайловна. Зять Юрий Петрович Лермонтов выглядит красивым, привлекательным, добрым мужчиной. Маленький Миша одет в белое платьице, в руке он держит лист бумаги и карандаш. Таким изобразил его художник. С раннего детства мальчик увлекался рисованием. На втором портрете (он относится к 1822—1824 гг.) Миша выглядит иначе: это уже повзрослевший ребенок. Художник М. Меликов вспоминал: «В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой, глаза эти
с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны».

3-ий ученик. Все начиналось счастливо. Бабушка не чаяла души в своем внуке, он был для нее «единственным предметом услаждения остатка дней... и совершенного успокоения горестного своего положения». Елизавета Алексеевна ничего не жалела для своего Мишеля. Зимой непременно устраивалась елка, на святки приходили ряженые, на Пасху мальчик с дворовыми девушками катал яйца. Бабушка хотела дать внуку хорошее образование. О взаимоотношениях внука и бабушки в 1840 году поэтесса Варвара Аненкова рассказала в своем стихотворении:

Утешь ее, утешь! Явись во мраке ночи,
Когда смыкаются задумчивые очи,
Когда создание почиет в тишине,
Явись, страдалице, утешь ее во сне,
Когда наводит взор полуночи светило.
Своим явлением напомни то, что было!
И первый лепет твой, младенческий язык,
И будто тихо на грудь ее приник,
И милой бабушке высказываешь снова
Урок младенческий; и вот! Забыл ты слова,
И вот она тебя с улыбкою бранит.

Атласы, карты, учебники и другие учебные принадлежности экспонируются в классной комнате дома-музея. На видном месте – книга «Описание военных действий Александра Великого, царя Македонского». Юный Лермонтов с увлечением занимался лепкой из крашеного воска слонов, колесниц, украшал их стеклярусом и фольгой. (Демонстрация слайда №6)
Однако счастливая пора детства была омрачена семейной трагедией. Мальчику не исполнилось и трех лет, как умерла его мать. Она запомнилась ему доброй, нежной и ласковой. Мария Михайловна нередко садилась за фортепиано, которое и теперь стоит в зале, и напевала маленькому сыну задушевные песни. Однако эти воспоминания были смутными, мальчик помнил лишь похороны матери.
После этого начался семейный конфликт. Бабушка категорически отказалась отдавать внука отцу по причине якобы бедности Юрия Петровича, с одной стороны, другой довод – согласие Елизаветы Алексеевны отдать все состояние Мишелю, если он до полного совершеннолетия останется с ней. О семейных неурядицах Лермонтов напишет в своих юношеских драмах «Люди и страсти» и «Странный человек».

4-ый ученик. В 1827 году Лермонтов покинул Тарханы. Сначала он учился в Московском университетском благородном пансионе, затем в Московском университете и Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Получив отпуск «по семейным обстоятельствам», только в декабре 1835 года Михаил Юрьевич приехал к бабушке. «Что я чувствовала, увидя его, я не помню и была как деревянная, – писала Е. А. Арсеньева своей знакомой, – но послала за священником служить благодарный молебен. Тут начала плакать и легче стало».(Демонстрация слайда №7)
Лермонтов много работал в своем кабинете. Радовался, что из-за сильных метелей не могут приехать соседи, он не очень жаловал гостей. Однажды ему посчастливилось быть свидетелем кулачного боя, и гвардейский офицер щедро одарил его участников. Возможно, тогда-то и возникла у него мысль написать «Песнь про купца Калашникова» – поэму о русском национальном характере.
В тарханском доме Лермонтов занимал две смежные комнаты, окна которых выходили на юг, в парк. В ремарке к 4-му акту драмы «Два брата» читаем: «Большая заброшенная комната. С левой стороны виден коридор, освещенный в окна луной, в коридоре спускается лестница; направо две ступени и дверь, в середине стеклянная дверь на балкон». В стихотворении «Первая любовь» поэт вспомнит о желтых обоях своих комнат.
Обстановка в комнатах, где проживал Михаил Юрьевич, создает «эффект его присутствия» в тарханском доме. В шкафу красного дерева много книг, на особом месте издание сочинений Байрона, 2 февраля Лермонтов сделал свой вольный перевод «Умирающего гладиатора». На стене
литография – портрет английского барда. В комнате собраны мемориальные вещи. Родственники передали в музей трубку в золотой оправе с янтарным мундштуком. Черную жестяную папиросочницу с изображением собаки сеттера Лермонтов получил от своего товарища по полку А. Г. Реми. Простая фарфоровая чернильница с фигуркой льва, и тут же шкатулка орехового дерева, которая была с Мишелем в Пятигорске. Она как горькая память о погибшем поэте. И, конечно же, в комнатах особняка экспонируются лермонтовские картины.
Комната Е. А. Арсеньевой расположена по другую сторону узкого коридора и обставлена мебелью екатерининской эпохи. Две реликвии особенные: комод, принадлежащий матери Лермонтова, и два парадных платка с искусной вышивкой и отделкой кружевами – работа самой госпожи Арсеньевой. (Демонстрация слайда №8)
До гибели Лермонтова в переднем углу комнаты висела икона старинного письма «Спас нерукотворный», когда-то Елизавета Алексеевна ею была благословлена еще своим отцом, потом этому образу ежедневно молилась о здравии своего внука. Узнав о его смерти, Арсеньева приказала отнести икону в большую каменную церковь, произнеся при этом: «И я ли не молилась о здравии Мишеньки этому образу, а он все-таки его не спас». Потом икону снова вернули в тарханский музей. На рабочем столе помещицы раскрыт номер журнала «Библиотека для чтения». В нем была напечатана поэма Лермонтова «Хаджи-Абрек». Бабушка трепетно относилась к сочинениям внука: «Стихи твои, мой друг, я читала бесподобные, а всего лучше меня утешило, что тут нет нонешней неистовой любви... Стихи твои я больше десяти раз читала...».

ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

5-ый ученик. (Демонстрация слайда №9) Домовая церковь была построена в 1820 году в память о Марии Михайловне Лермонтовой. Это красивое и стройное здание в стиле ампир, с колоннами и портиками, – одна из достопримечательностей тарханской усадьбы. Изначально церковь предназначалась только для семьи Елизаветы Алексеевны, но с 1826 года по 1840 год в ней совершалась служба для всего прихода, потому что в селе не было другой церкви. Само здание сохранилось с лермонтовских времен, интерьер же восстановлен по фотографии 1825 года.
В церкви разная церковная утварь. Интересна икона Архангела Михаила, облик которого имеет большое сходство с лермонтовским, с недвусмысленной надписью: «Обличие Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова, работы художника Будкина».

В небольшой витрине размещены метрические книги, в которых часто встречается имя Лермонтова. Он был крестным нескольких детей дворовых.

У МОГИЛЫ ЛЕРМОНТОВА

6-ый ученик. В1840 году была освящена и стала действовать церковь Михаила Архистратига. Архангел Михаил считался покровителем Лермонтова, поэтому в ней был установлен престол его имени вместо Николая Чудотворца, чье имя носила уничтоженная деревянная церковь. (Демонстрация слайда №10)
Небольшая кирпичная часовня – фамильный склеп Арсеньевых (демонстрация слайда №11) – находится рядом с церковью. Здесь поэт приобрел вечный покой:

Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, горесть начал знать;
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшися с землей,
Навеки прежний вид оставит свой. (5 ЭОР)

В конце 1941 года Е. А. Арсеньева добилась разрешения перевести прах Лермонтова из Пятигорска в Тарханы. Разрешение давалось с тем, «чтобы помянутое тело закупорено было в свинцовом и засмоленном гробу и с соблюдением всех предосторожностей, употребляемых на сей предмет». Так и сделали по прибытии в Пятигорск 27 марта 1842 года дядька поэта А. И. Соколов,
камердинер Иван Соколов и кучер Иван Вертюков. Прах Лермонтова был доставлен в Тарханы 21 апреля и через день, 23 апреля 1842 года, захоронен в фамильном склепе.
На стенах часовни – иконы святых Алексея и Марии, Кирика и Улиты, богоматери Скорбящей. На одной стороне купола изображен Бог Саваоф в окружении ангелов, на другой – Михаил Архистратиг с войском. По всему карнизу надпись: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот дарован». (Демонстрация слайда №12)
За железными оградами посредине часовни стоят три памятника. Среди них выделяется самый большой, черного мрамора, с белой мраморной урной и бронзовым крестом, что поставлен на могиле поэта. На лицевой стороне памятника простая надпись: «Михаиле Юрьевич Лермонтов», на левой – «Родился 1814 года, 3 октября», на правой – «Скончался 1841 года, 15 июля».
В одном ряду за памятником Лермонтову стоят памятники его деду и матери. Памятник М. М. Лермонтовой сделан из серого гранита и увенчан крестом и разбитым якорем, символом разбитых надежд. Над могилой же самой Е. А. Арсеньевой установлена белаямраморная доска с надписью: «Елизавета Алексеевна Арсеньева, рожденная Столыпина, скончалась 16 ноября 1845 года, 85 лет». В указании возраста была допущена ошибка: Арсеньева умерла в 73 года. В 1974 году в тарханскую усадьбу перенесли прах Юрия Петровича Лермонтова из родового поместья Кропотово.
Слева от часовни развесистый дуб, посаженный сразу же, когда М. Ю. Лермонтов навсегда вернулся в Тарханы.(4 ЭОР) Нескончаемый людской поток в эти памятные места – лучшее свидетельство бессмертия поэта. (Демонстрация слайда №13).

III. Подведение итогов. 2 мин.

– Что нового узнали на уроке?
– Захотелось вам побывать в Тарханах?

IV. Домашнее задание. 1 мин.

Выучить одно из лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова («Поэт», «Пророк», «Сон», «Любил и я в былые годы...»); прочитать информацию о средствах художественной выразительности.

V. Рефлексия. 1 мин.

– Испытывали трудности? В чём?
– Понравился урок?

Приложение 1