Урок литературы "Ю.С. Рытхэу и его рассказ "Хранитель огня". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока: дать представление о личности известного чукотского писателя Ю.С. Рытхэу; помочь учащимся осознать нравственный смысл рассказа “Хранитель огня”.

Задачи.

Общебразовательные:

  • познакомить учащихся с фактами биографии и творчеством Ю.С. Рытхэу;
  • работать над выразительным чтением художественного текста;
  • развивать умения и навыки работы над анализом художественного текста;
  • формировать умение выражать своё отношение к прочитанному, формулировать выводы и обобщать.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство доброты, уважения, чуткого отношения к окружающим людям;
  • формировать представления о нравственных ценностях в жизни человека;
  • развивать культуру общения.

Развивающие:

  • развитие умения читать вдумчиво, рассуждать, вступать в диалог с учителем и друг с другом;
  • развитие умения делать умозаключения, развитие мышления, речи;
  • обучение корректному ведению диалога, дискуссии, безбоязненно отстаивать свою точку зрения.

Оформление: портреты Ю.С. Рытхэу.

Подготовка учащихся: индивидуальное задание: подготовка сообщений и оформление мультимедийной презентации “Слово о чукотском писателе Ю.С. Рытхэу”.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Я рада видеть     ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем  радость общения друг с другом. У нас сегодня гости, поприветствуем их!

II. Мотивация учащихся.

- Давайте откроем тетради и запишем название темы нашего сегодняшнего урока: “Ю.С. Рытхэу и его рассказ “Хранитель огня””.

(1 слайд. Презентация 1)

- Вдумаемся в название темы урока. О чём мы с вами будем сегодня говорить? (О писателе Ю.С. Рытхэу и его рассказе “Хранитель огня”).

- Как вы понимаете, что такое “нравственные качества” человека? (Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек).

- Правильно, ребята.

(2 слайд)

Нравственные (моральные) качества — это то, что еще древние греки именовали “этическими добродетелями”. Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, забота об окружающих, милосердие, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

- Ребята, что вы знаете о писателе Юрии Сергеевиче Рытхэу? Читали ли вы его произведения?

III. Постановка целей.

- Какие же цели урока мы перед собой поставим? Сформулируйте, пожалуйста, цели урока. (Познакомиться с творчеством известного чукотского писателя Ю.С. Рытхэу, прочитать его рассказ “Хранитель огня”, рассмотреть нравственный смысл рассказа “Хранитель огня”).

(3 слайд)

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с заданием А в учебнике на стр. 218.

- Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 218.

- Обратите внимание у нас урок внеклассного чтения.

- Давайте прочитаем задание уровня А, которое как обычно встречается нам перед текстом, оно помогает нам увидеть главное, обратить внимание на самое трудное:

• Перед чтением текста вспомни известных тебе русских и зарубежных писателей, которые начали создавать свои произведения после того, как прошли суровую школу жизни, попробовали себя во многих профессиях? (Николай Алексеевич Некрасов, Александр Степанович Грин, Джек Лондон, О Генри)

2. Предварительное задание.

- Ребята, сейчас вы познакомитесь с жизнью и творчеством Ю.С. Рытхэу. Во время рассказа девочек будьте внимательны и составляйте кластер в тетради:

Произведения – Герои – Автор. Напишите названия произведений Рытхэу, качества героев, качества личности Ю.С. Рытхэу.

3. Слово учителя: Дед-шаман дал ему настоящее шаманское имя, Рытхэу переводится как “Никто” или “Неизвестный”. Не связанный местом и временем, он легко и свободно перемещался из одного языка в другой, из речи в письмо, из культуры в цивилизацию. Его произведения – самый полный путеводитель по исчезающей под натиском Истории, скрывающейся в своем “времени снов” Чукотке. Его книги не памятник, не архив воспоминаний, а живой, огромный, другой мир.

Его мастерство сравнивают с творчеством Джека Лондона, называя его сегодняшним российским Лондоном. Юрий Сергеевич, отмеченный богом человек, наделенный особым даром чутко воспринимать окружающий мир и природу, и он сумел поведать об этом другим.

4. “Слово о чукотском писателе Ю.С. Рытхэу” Выступление с мультимедийной презентацией учениц 6А класса Дылгиной Ольги и Карамышевой Ирины (презентация подготовлена самостоятельно).

(1 слайд. Презентация 2)

Юрий Сергеевич Рытхэу (1930-2008)

Будущий писатель родился в посёлке Уэллен на Чукотке.

(2, 3, 4, 5 слайды)

Его дед был настоящим шаманом, а отец – охотником-зверобоем.

Детство Рытхэу прошло в традиционном чукотском поселении, где он окончил семилетнюю школу. Он мечтал учиться дальше, стать писателем, но путь к заветной цели растянулся на многие годы.

(6, 7 слайды)

Начался его долгий, продолжавшийся несколько лет, путь в Ленинград (в Санкт-Петербург). Надо было зарабатывать на жизнь и на проезд. Он плавал матросом по Берингову морю, ходил в горы с геологической экспедицией в качестве рабочего, участвовал в зверобойном промысле, был грузчиком гидробазы. Одному из учёных-геологов он обязан своим “русским” именем.

Дело в том, что в те годы паспортная система не признавала народных чукотских имён, поэтому своё имя писатель сделал фамилией, а по документам стал называться так, как его нарёк знакомый геолог, – Юрием Сергеевичем.

Рытхэу поступает в Анадырское училище, тогда же начинает писать по-чукотски. Здесь же в газете “Советская Чукотка” печатаются его первые очерки и стихи. Затем он перебирается в Ленинград.

(8, 9 слайды)

С 1949 года Рытхэу учится на литературном факультете Ленинградского университета, его произведения публикуются в чукотских и ленинградских изданиях, что крайне престижно для молодого автора. Еще студентом он печатается в журналах и газетах, а в 1953 году выходит первый сборник его рассказов “Люди нашего берега” (в переводе на русский А. Смоляна).

Первый литературный успех Рытхэу связан с переводами (перевел на чукотский произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, М. Горького).

После окончания университета в 1954 году Рытхэу уезжает вместе с женой и маленьким сыном в Магадан. В этом же году стал членом Союза писателей СССР. Изданный два года спустя в Магадане сборник “Чукотская сага” сделал его имя известным не только в России, но и за рубежом.

(10, 11 слайды)

А потом возвращается в Ленинград, где и прожил большую часть жизни. Это не означает, что писатель утратил связи со своей малой родиной – он всю жизнь посещал Чукотку, рассказывал о ней в своих произведениях, поднимал проблемы выживания малого народа. Долгий путь дал будущему писателю бесценный опыт жизни.

Автобиографическая трилогия Ю. С. Рытхэу “Время таяния снегов” (1958-67) рассказывает о судьбе целого поколения. В сборниках рассказов “Прощание с богами” (1961), романах “В долине Маленьких Зайчиков” (1963), “Айвангу” (1966), “Самые красивые корабли” (1968), в повестях “Волшебная рукавица” (1963), “Метательница гарпуна” (1973), “Полярный круг” (1977), сборнике повестей и рассказов “В тени айсберга” (1971) Рытхэу разрабатывает исторические и современные сюжеты, показывая многовековую жизнь чукчей, эскимосов и других народов Севера в суровых природных условиях Арктики как существование на пределе человеческих возможностей, раскрывает духовный и нравственный мир человека.

(12, 13, 14 слайды)

Были созданы романы “Сон в начале тумана” (1970), “Белые снега” (1975), “Конец вечной мерзлоты” (1977), “Магические числа” (1986), “Остров надежды” (1987).

В творчестве Рытхэу нашли своё отражение как непосредственные наблюдения автора над бытом современных ему чукчей, так и удивительный по красоте мир народных представлений, народной чукотской поэзии, фольклора. Писатель стремился создать художественную летопись своего племени, передать уникальность и своеобразие коренного населения Чукотки, мужественного, закалённого жизненными трудностями и одновременно детски-светлого и наивного в чём-то народа.

(15, 16, 17, 18, 19 слайды)

Произведения Рытхэу были переведены на 30 языков мира, удостоились международных премий. С творческими поездками, дружескими и культурными визитами Ю. С. Рытхэу побывал во многих странах мира.

Ещё при жизни писателя на Чукотке была учреждена литературная премия его имени, что вызвало неоднозначную реакцию писателя, не считавшего себя достойным подобной чести.

Вклад Рытхэу в развитие чукотской культуры, в её мировую пропаганду можно назвать неоценимым. Даже известные в России анекдоты про чукчей Рытхэу с юмором называл показателем величия его народа, потому что, по ему мнению, только подлинно великие нации оставляют свой след в фольклорной памяти, в анекдоте.

(20, 21, 22, 23, 24 слайды)

Рытхэу – потомок великих морских охотников Берингова пролива, эскимосов и береговых чукчей, жизнь которых ярко и с юмором, а иногда с печалью описана в его романах, повестях и рассказах. На первый взгляд эскимосы и чукчи кажутся наивными до глупости, их легко можно обмануть, они доверчивы и открыты, но потом, прожив какое-то время на Чукотке, приезжий человек начинает понимать, что без открытости, честности, правдивости и доверии на Севере не прожить.

(25, 26, 27 слайды)

- Спасибо большое нашим девочкам. (Оценивание работы).

5. Представление кластера – 1 ученик пишет на доске. (Оценивание работы)

Произведения Герои Автор
Сборники его рассказов “Люди нашего берега” “Чукотская сага”.

“Прощание с богами”.

Автобиографическая трилогия “Время таяния снегов”.

Романы “В долине Маленьких Зайчиков”, “Айвангу”, “Самые красивые корабли”.

Повести “Нунивак”, “Волшебная рукавица”, “Метательница гарпуна”, “Полярный круг”.

Сборнике повестей и рассказов “В тени айсберга”.

Романы “Сон в начале тумана , “Иней на пороге”, “Белые снега”, “Конец вечной мерзлоты”, “Магические числа”.

Мужественные,

закалённые жизненными трудностями и одновременно по-детски наивные в чём-то,

открытые,

доверчивые,

правдивые,

честные,

верные национальным традициям.

Удивительный рассказчик, целеустремлённый, внимательный ко всему окружающему,

с чувством юмора,

патриот своей Родины,

творческий,

талантливый,

искренний,

скромный.

6. Выполнение заданий В на стр. 219.

- Обратимся к заданиям уровня В на стр.219 и порассуждаем, выполняя их:

В1. Объясни, что помогло юноше из маленького чукотского посёлка стать известным писателем не только в России, но и за её пределами. (Его целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, он не побоялся трудностей и полагался только на свои силы, сила воли, самостоятельный, выносливый, физический и нравственно закалённый человек, настоящий житель Севера).

7. Чтение рассказа “Хранитель огня”.

- Я думаю, что вам уже очень хочется прочитать рассказ Ю.С. Рытхэу “Хранитель огня”. Читаем. (12 мин.)

8. Анализ рассказа “Хранитель огня”.

- Ребята, вам понравился рассказ?

- Обратимся к заданиям уровня А на стр. 219.

Работа в группах (обсуждение), затем готовый вариант ответа озвучивается для всех.

1. Вспомни, в каких известных тебе произведениях рассказывается о том, как герой борется с суровой природой. Что именно помогает герою справиться с испытаниями? (В.П. Астафьев “Васюткино озеро”, Джек Лондон “Сказание о Кише”.

Васютке помогли его смекалка, наблюдательность. Он вспомнил, чему его учили отец и дедушка, использовал те знания, которые пришли к нам от наших предков. Смог победить в себе чувство страха, обладает силой воли, выносливостью.

Кишу помогли бесстрашие, смекалка, наблюдательность, сила воли, чувство справедливости, ответственность перед соплеменниками. Торжество человеческой воли и ответственности. Север заставляет сражаться за существование. А для этого необходимы не только физическая сила и ясная голова, но непритупляющееся чувство милосердия и ответственности. Именно оно поднимает человека над суровой природой и дает ощутить себя ее частью и хозяином.)

2. Как бы ты определил жанр этого произведения: рассказ, сказка, легенда, притча? Обоснуй свою точку зрения.

(Рассказ – это малая эпическая форма. В основе сюжета рассказа лежит случай, событие, эпизод из жизни.

Сказка - жанр фольклора. Это история о том, чего не бывает в обычной жизни. В основе сказки лежит фантазия, а реальные события служат поводом к сочинению сказки. Сказка учит добру, мудрости и правильному поведению, воспитывает нас.

Легенда возникает на основе реального исторического факта, случая, события, который очень важен для людей, потом обрастает фантастическими подробностями и сохраняется в памяти поколений.

Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме.)

3. Перечитай описание тайги в самом начале текста. С какой целью автор приводит это описание? Зачем используется сравнение таёжных деревьев и людей?

- Ребята, как называется описание природы в художественном произведении? (Пейзаж)

(“Как прекрасна тайга! Даже редкая и мелкая, как здесь, на самой границе тундры. И деревья похожи на северных людей – коренастые, крепко держащиеся за землю. Попробуй выкорчуй вон ту иву! Придётся переворошить всю землю, долбить ломом вечную мерзлоту”.)

(Автор приводит описание природы как части реальной обстановки, в которой происходит действие. Описанием природы подчёркивается состояние души главного героя. Кэвэв “глубоко вдыхал свежий воздух, и лёгкая боль в груди была сладостной”. Он идёт проверить свой запас священных дров, для него это торжественный и важный момент, только он один знает, где хранится “склад погребальных дров”.

Таёжные деревья невысокие, но крепко вросли в землю, их не так-то легко выкорчевать, так и люди северные, коренастые, крепко стоят на земле, ничто не может помешать им жить и трудиться на этой суровой земле снежных ветров. Это люди физически закалённые, мужественные, не боящиеся трудностей, ощущающие себя единым целым с суровой природой).

3. Кто такой Кэвэв? Чем он занимался всю жизнь? Какие черты его характера ты бы выделил особо? Почему? (Пожилой человек из рода кереков. Он был охотником, лучшим добытчиком пушнины. Это очень наблюдательный человек, обладающий интуицией, что характерно для охотника. Он ценит красоту природы, ощущает себя частью её. Это человек верный национальным традициям, опытный, мудрый, милосердный, добрый, понимающий, что надо заботиться о других людях, а не только думать о себе).

4. Чем геолог Петров сумел завоевать расположение старика? Расскажи об этом, используя текст. (Геологи обращаются с Кэвэвом очень вежливо, называют “дедушкой”, разговаривают с ним “ласково” и уважительно. Кэвэв чувствует взволнованность и искренность геологов, сожаление о сделанном, они не знали о его национальном обычае).

Петров – молоденький паренёк, честно признаётся в своей вине: Один я виноват. Можешь меня наказывать как хочешь”.

Кэвэв понимает, что “священные дрова” “сожгли не из озорства, а по необходимости. Да и откуда русским знать древний их обычай”.

Петров пообещал восстановить весь запас дров и выполнил обещание. Кэвэву предложили поужинать. И он, верный традициям, не отказывается.

“Мысли мешались в голове. Он искал в душе обиду и досаду на этих ребят – и не находил. Да и думал он сейчас о другом. Он догадался, что группа Петрова из тех, что будут строить новую автомобильную дорогу через всю лесотундру на новые прииски”. Кэвэк осознаёт, что люди Петрова здесь делают очень важное дело для всей страны, а он тут со своими дровами! Его дрова оказались нужнее именно сейчас живым людям, а на его век дров хватит.

5. Можно ли считать, что Кэвэв предал традиции своего народа, разрешив геологам пользоваться священными дровами? Обоснуй свою позицию.

6. Объясни, как название произведения связано с его идеей. (“Хранитель огня” - человек, который охраняет огонь, бережёт его для людей, ждёт их, чтобы обогреть не только тело, но и согреть душу путников заботой, теплом сердца. Кэвэв сохраняет верность своим национальным обычаям, и прежде всего закон гостеприимства, он ждёт геологов, изыскателей, знает, что им очень нужно “тепло” его “священных дров”. Каждый раз Кэвэв зажигает “костёр жизни”, который утверждает торжество жизни в этом мире сурового северного края Чукотки!)

IV. Итоги урока.

- Каков нравственный смысл рассказа? (Автор утверждает нравственные качества человека: честность, верность народным традициям, уважение к старшим, забота об окружающих, милосердие, трудолюбие, патриотизм)

(4 слайд)

Оценивание работы учащихся на уроке.

V. Объяснение домашнего задания. (Домашнее задание  является естественным завершением анализа рассказа. Анализ рассказа на уроке можно считать подготовкой к нему)

(5 слайд)

- Напишите сочинение-миниатюру “О чём заставляет задуматься рассказ Ю.С. Рытхэу “Хранитель огня”?”