Цели урока:
- Познакомить учащихся с личностью писателя, содержанием его повести.
- Помочь учащимся осознать важность экологической проблемы, поднятой автором.
- Выявить связь между экологической и нравственной проблемами.
Оборудование:
- портрет писателя,
- мультимедийная презентация – «Кадры кинофильма» (Приложение 1),
- запись песни «Улетайте, птицы» в исполнении А. Пугачёвой,
- запись Сонаты № 3 Бетховена,
- ноутбук,
- проектор.
Класс: 7.
Ход урока
На экран выводится слайд 1 с названием урока.
Звучит запись песни «Расскажите, птицы».
Ученики читают наизусть стихотворение А. Вознесенского «Сон».
Ученик:
Я шел по берегу Оби,
Я селезню шел параллельно.
Я шел по берегу любви.
И вслед деревья мне ревели.
И параллельно плачу рек,
Лишенных лаянья собачьего,
Финально шел двадцатый век,
Крестами ставни заколачивая.
И в городах и хуторах
Стояли Инги и Устиньи.
Их жизни, словно вурдалак,
Слепая высосет пустыня.
Кричала рыба из глубин:
«Возьми детей моих в котомку,
Но только реку не губи!
Оставь хоть струйку для потомства».
Ученица:
Я шел меж сосен голубых,
Фотографируя их лица,
Как жертву, прежде чем убить,
Фотографирует убийца.
Стояли русские леса,
Чуть-чуть подрагивая телом.
Они глядели мне в глаза,
Как человек перед расстрелом.
Дубы глядели на закат.
Ни Микеланджело, ни Фидий,
Никто их краше не создаст,
Никто их больше не увидит.
«Окстись, убивец – человек!»
Кричали мне, кто были живы.
Через мгновение их всех
Погубят ядерные взрывы.
Окстись, палач зверей и птиц,
Развившаяся обезьяна.
Природы гениальный смысл
Уничтожаешь ты бездарно.
Учитель: Почему мы начали урок с этого стихотворения?
Ответы учащихся.
– Кто такой Кир Булычёв? (слайд 2)
Ученица кратко рассказывает биографию писателя. (слайд 3)
Кир Булычёв (Можейко Игорь Всеволодович), доктор исторических наук, писатель, сценарист. Родился в 1934 году в Москве. После окончания переводческого факультета Института иностранных языков работал в Бирме переводчиком на строительстве. В 1982 году защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме». (слайд 4) Автор нескольких монографий, ряда научно-популярных книг, в том числе «Другие 37 чудес», «В Индийском океане». С 1966 года пишет фантастические произведения. Первая публикация – «Девочка, с которой ничего не случается» – вышла в сборнике «Мир приключении» за 1966 год. Опубликовал более 10 фантастических книг как для детей, так и для взрослых. Наиболее известны: «Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», «Миллион приключений», «Чудеса в Гусляре», «Поселок». С 1976 года работает в кино. Написал сценарии к ряду фильмов: «Через тернии к звездам», «Тайна третьей планеты», «Слезы капали», «гостья из будущего», «шанс», «Лиловый шар». Удостоен государственной премии в 1982 году за сценарии к фильмам «Через тернии к звездам» и «Тайна третьей планеты». Скончался 5 сентября 2003 года.
Слайд 5 (название произведения)
Учащиеся кратко передают содержание повести (на экран выводятся соответствующие слайды 6–12 – «Кадры кинохроники»).
1-й кадр. В небольшой провинциальный город по приглашению местного общества «Знание» из Москвы приезжает журналист-международник Юрий Сергеевич Шубин.
Во время приема в Горисполкоме Шубину случайно стало известно о готовящемся экологическом митинге в городе и о решении властей не допустить этот митинг.
2-й кадр. После очередной лекции Шубин знакомится с группой молодых людей из общества «зеленых», от которых узнает, что химзавод и комбинат «Биокорм» отравляют воздух и воду. В городе сложилась экологически опасная ситуация.
3-й кадр. Молодые люди просят Шубина передать в правительство письмо, где предупреждают о возможности предстоящей экологической катастрофы. Сами они этого сделать не могут, так как есть указание: порочащую информацию из города не выпускать.
4-й кадр. В это время власти пытаются спровоцировать драку, чтобы обвинить журналиста в хулиганских действиях и пошатнуть его репутацию в Москве. Но Шубину с помощью его новых друзей удается пока избежать ареста.
5-й кадр. В гостинице Шубин встречает Элю, шофера из общества «Знание». За нарушение правил гостиничного распорядка (Шубин пригласил в номер гостью после 11 часов вечера) его все же арестовывают и ведут в участок. Когда журналист и Эля в сопровождении милиционера спускаются в холл гостиницы, они обнаруживают, что люди, находившиеся на первом этаже, погибли от действия желтого тумана. Пешеходы и водители, люди в домах и на улицах, на вокзале и привокзальной площади, – погибли все, кто в момент выброса газа находился ниже второго этажа.
Шубин, милиционер Коля, представитель главка Спиридонов, директор химзавода, которые тоже случайно оказались в гостинице, будят людей, эвакуируют их со второго этажа, так как в любую минуту газ может подняться выше. В это время гаснет свет, из крана прекращает идти вода, наверное, потому что люди, работающие на станции, тоже погибли. В такое страшное время находятся мародеры, которые грабят покинутые жильцами номера. Спиридонов пытается остановить их, но получает удар ножом и умирает от потери крови. От неловкого движения опрокидывается керосиновая лампа, начинается пожар, который практически невозможно потушить.
6-й кадр. Единственное безопасное место – крыша. Туда поднимаются все оставшиеся в живых люди. Они надеются, что скоро ветер переменится и унесет смертоносный газ. Лишь немногим удалось спастись. Начальство эвакуируют на вертолете, а Шубин, Коля и Эля спускаются по пожарной лестнице, охваченной пламенем.
7-й кадр. Утро. Готовятся к приезду начальства из Москвы. Поспешно расчищена главная улица от трупов. Солдаты сложили мертвые тела штабелями в туалете вокзала. Выясняются причины аварии. Всё делается для того, чтобы не напугать начальство. Шубин идёт к вокзалу, так как там штаб, там, возможно, потребуется его помощь. Но в нем видят лишь журналиста, который обо всем увиденном может доложить в Москве. Его вновь начинают преследовать. Обвинив в убийстве Спиридонова, его пытаются задержать в городе. Но при помощи Коли и Бориса Шубину удалось перехитрить преследователей и покинуть город.
Беседа по прочитанному.
Учитель: (на экран по одному высвечиваются вопросы (слайд 13)).
– Повесть названа фантастической. Что в ней фантастика, а что – реальность?
– Город, в котором происходит действие, без названия. Случайно ли это? Почему?
– Почему город не столичный, а провинциальный?
– Есть ли в книге эпизоды, которые с позиции сегодняшнего дня кажутся нелепыми, страшными, смешными?
– Кто из героев повести вам показался страшным? А кто – привлекательным? Почему?
– Почему у Гронского, Николаева, Силантьева не срабатывает инстинкт самосохранения, ведь они и их семьи тоже травятся?
– Какую роль в повести играет «шестерка» Плотников? Кто такой «шестерка»?
– Можно ли еще кого-нибудь назвать в повести «шестеркой»?
– Характер человека ярче проявляется в экстремальной ситуации: Руслан, милиционер Коля, Шубин, Спиридонов, мародеры, воры, Гронский. Почему одни люди становятся героями, а другие – подлецами?
– Эля говорит: «Дурачьё они. Только злят начальство, а лучше не будет». Права ли она? Что бы было в мире, если все люди на свете поддерживали бы такое мнение?
– Вспомните катастрофу и её причины. Явление это чисто отечественное или это может произойти в любой стране? Почему?
Ответы учащихся.
– Повесть фантастическая, но мы пойдем дальше: вообразим еще большую фантастику. Представьте, что письмо доставлено в Москву и виновных будут судить, в городе состоится открытый процесс. Кого можно обвинить? Кто свидетели? Кто пострадал? Вы должны вынести решение: виноваты или нет? Если виноваты, то в чем?
Ролевая игра (на время игры экран гасится).
Обвинитель и учащиеся задают заранее подготовленные вопросы героям.
Вопрос Гронскому: Из каких побуждений вы скрывали прогнозы Бруни?
Возможный ответ: Не хотел сеять панику среди населения. Тем более, за последнее время аварийных сбросов не было. Положение стало нормализоваться. Начали строить очистные сооружения. Принятые меры должны были оказаться действенными.
Вопрос учащимся: А как вы ответите на этот вопрос? Виноват ли Гронский?
Возможный ответ: Виноват!. Не думает о людях, думает только о себе, своей карьере. Боялся, что не позволят пустить новую очередь на заводе без очистных сооружений. Завод не выполнит плана – значит не будет обещанного перевода в Москву. Хочет уехать победителем.
Вопросы Василию Григорьевичу Силантьеву: Неужели для вас орден или перевод в Москву ценнее человеческих жизней? Или вы искренне считаете, что всё обойдется и это – паника? Как вы оцениваете методы преследования Бориса, Бруни?
Возможный ответ: Конечно, нет! Орден или перевод в Москву – это, конечно, неплохо. И стране нужна химия, очень нужна. Но не за счет здоровья людей. Моя позиция на этот счет бесспорна.
Вопрос: Вы искренне считали, что все обойдется и это – паника?
Возможный ответ: Да! Ученые-химики, которые занимались этим вопросом, утверждали, что опасность сильно преувеличена, зараженность не растет. Необходимо было избежать паники среди населения.
Вопрос: Как вы оцениваете методы преследования Бориса? Бруни?
Возможный ответ: Не было никакого преследования! Кроме Бруни и Бориса этой проблемой занимались и другие ученые. Мы придерживались их точки зрения. Никаких угрожающих прогнозов с их стороны не было.
Вопрос учащимся: Виноват в трагедии?
Возможный ответ: Виноват! Думает не о городе, а себе. Обещали дать орден.
Возможный ответ: Боялся, что не доработает до пенсии.
Возможный ответ: Идет на поводу. Не замечает, закрывает глаза на отсутствие очистных сооружений. Городской бюджет зависит от прибыли завода и биохимкомбината.
Шубину: Если бы вы не стали свидетелем и участником драматических событий, вы бы отнесли письмо в правительство?
Возможный ответ: Честно говоря – не знаю
Вопрос: Это письмо может спасти город?
Возможный ответ: Да, я считаю, что да. Иначе зачем же я так рисковал.. Сначала мне казалось, что мои новые друзья похожи на заговорщиков, что они склонны к преувеличениям. Когда говорят о масштабах опасности (городов, где плохой воздух и вонючая вода, немало на свете). Но потом, когда я испытал на себе все ужасы катастрофы, я изменил свое отношение к проблеме и приложил все усилия, чтобы доставить письмо по назначению.
Вопрос: Почему в последнюю встречу с Силантьевым вы не скрыли своих мыслей? Не хотели или не могли?
Возможный ответ: Я уже не мог молчать. Да и не хотел. Меня возмутило то, что даже после страшной трагедии Силантьев, правя «мертвым городом», пытается скрыть масштабы катастрофы от начальства, чтобы и дальше травить жителей города.
Вердикт учащихся: Не виноват.
Спиридонову: Какую позицию вы заняли, если остались жить?
Николайчику: Несёте ли вы долю ответственности за то, что произошло в городе?
Борису: Что вами движет, почему вы пытаетесь что-то делать, не молчите?
Эле: Изменили ли вы свою точку зрения после того, что произошло?
Ответы.
Учитель:
– Почему я сказала в начале процесса, что это фантастика?
– Почему эта повесть особенно близка нам, уфимцам?
– Почему в начале 21 века экология стала одной из центральных проблем в мире?
Ответы детей.
Звучит Патетическая симфония. (на экран выводится слайд 14)
Учащиеся зачитывают сообщения:
- Сегодня 20% населения нашей страны живет в зонах экологического бедствия, а еще 35-40% – в экологически неблагоприятных условиях.
- Причиной 70% раковых заболеваний человека и животных является нарушение взаимодействия организма с окружающей средой.
- Стала уже международной проблема чистого воздуха. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленность и транспорт, от которого в воздух поступают 100 млн. тонн вредных веществ.
- Сернистый газ во влажном воздухе образует серную кислоту. Выпадая с дождем, она разъедает не только легкие человека, но и металлы, краски и даже камень. ТЭЦ средней мощности выбрасывает в сутки около 400 тонн золы и 120 тонн сернистого газа.
- В водные объекты ежегодно сбрасывается более 150 млрд. куб. метров сточных, коллекторно-дренажных и других вод, с которыми в водоемы поступает более 30 млн. тонн загрязняющих веществ. Многие внутренние водоемы загрязнены биогенными веществами, минеральными удобрениями, пестицидами.
- Около 80% заболеваний связано с недоброкачественной водой.
- За последние 60 лет в мире исчезло 76 видов животных. Около 1000 видов сегодня находятся под угрозой гибели. Ежедневно погибает 1 вид растений, ежегодно – 1 вид животных.
Ученик наизусть читает стихотворение:
Мы нашу землю мало бережем.
О люди, люди!
Безумие! Заржавленным ножом –
По материнской груди!
М. Дудин
Ученица:
И потому. Не голубые росы,
А горькие слезинки на ветвях –
Ночами плачут белые березы!
Не о себе, о наших сыновьях,
Как будто знают,
Что сегодня людям
Вопрос,
Но и ответ необходим:
Чьим воздухом живем?
Чей хлеб едим?
Что с внуками и правнуками будет?
В.Фурсов
Ученик:
Чтобы себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы
И ввести
Непогрешимый культ природы!
Звон колоколов. (слайд 15)
Учитель: Помните, в повести, когда начинают погибать люди от ядовитого газа, звучит набат, потом он замолкает. Не то звонарь погиб, не то арестовали местные власти, чтобы он не создавал паники.
Пусть этот набат всегда звучит для нас, пусть он будит всех, заставляет встать и охранять самое беззащитное – природу и всё живое на земле.
Использованная литература:
- Ю.И.Сохранов «Природа и человек. Знание № 12, 1990 г.
- «Когда мне было 12 лет». Юный техник № 6, 1989 г.