Цели:
- Закрепить понятие о басне как жанре литературы.
- Способствовать расширению литературоведческого словаря: басня, мораль, аллегория, олицетворение.
- Учить, анализировать басню (язык, поступки героев, особенности построения).
- Воспитывать уважительное отношение к писателю и его творчеству, вызвать желание читать басни Крылова и других баснописцев.
- Воспитывать высокие нравственные качества, непримиримое отношение к человеческим порокам: глупость, невежество, наглость, лицемерие.
- Развивать артистические навыки, учить в игре передавать характерные черты героев.
- Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование:
1. Выставка рисунков
2. Маски для инсценировки
3. Портрет писателя
Оформление доски
- Уроки дедушки Крылова
- Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И.Крылов
- В Какие уроки даёт нам в своих баснях И.А.Крылов?
Ход урока
I. Вступительная беседа
СЛАЙД 1
Крылов! Это имя нам дорого с детства.
И знает Крылова любой человек.
Дедушка нам оставил наследство,
Которое светит из века в век.
В.А. Лебедев-Кумач
СЛАЙД 2
Сегодня на уроке у нас новая встреча с баснями замечательного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. А назовем мы наш урок: "Уроки дедушки Крылова"
( учащиеся записывают тему)
Запишем также слова самого Крылова, который признавался: "Люблю, где случай есть, пороки пощипать:"
- Как вы понимаете высказывание И.Крылова? (порок - недостаток, отрицательное качество)
Основной вопрос урока:
Какие уроки даёт нам в своих баснях И.А.Крылов?
А сейчас давайте вспомним то, о чем мы говорили на прошлом уроке. Ещё раз вглядимся в портрет И.А.Крылова, выполненный художником К.Брюлловым, и скажем:
- Что вы знаете о великом баснописце? Почему ему одному из первых среди писателей был установлен памятник в Летнем саду Петербурга? (СЛАЙД 3) Почему "дедушка Крылов"?
(В 13 лет работал, трудная, полная лишений жизнь, труженик, разносторонний человек, видел несправедливость, грамотный, умный, долго (29 лет) работал в библиотеке.)
Обобщение учителя:
Крылов прожил долгую, интересную жизнь - 75 лет. Написал около 200 басен. Но не все знают, что Крылов увлеченно создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы и даже либретто для оперы "Илья Муромец". Один из знакомых писал: "В этом человеке были заложены зародыши всех видов искусств". ПРИРОДА СКАЗАЛА ЕМУ: "ВЫБИРАЙ ЛЮБОЕ!".
Крылов мог стать замечательным актером, выдающимся художником и музыкантом, он прекрасно играл на скрипке, любил театр. Мог стать математиком, был учителем.
Сегодня на уроке вы попробуете себя в роли литературных критиков, в роли грамотных читателей, в роли актеров, мастеров художественного чтения. Уже хорошо проявили себя в роли иллюстраторов (учитель обращает внимание на выставку рисунков)
Попробуем приблизиться к творческому гению И.А.Крылова. Мы снова в гостях у дедушки Крылова.
II. Работа с терминами. Запись словаря урока. СЛАЙДЫ4-6
- БАСНЯ
- АЛЛЕГОРИЯ
- МОРАЛЬ
- ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Самым любимым жанром в литературе для Крылова была басня. На прошлом уроке мы говорили о басне.
- Что такое басня? (короткий иносказательный рассказ, с нравоучением.)
Аллегория - иносказание-изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы.
Олицетворение - наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.
III. Инсценирование басни "Свинья под Дубом". СЛАЙД 7
Задание: Какие черты характера присущи героям?
Удалось ли передать их нашим "актёрам"?
Какой урок дает нам дедушка Крылов?
Чему учит его басня?
IV. Беседа.
1. Прочитайте слова - описание Свиньи
"Свинья под дубом вековым:"
2. Какие чувства вызывает этот персонаж басни? Что вы о нем можете сказать?
(Свинья - прожорливая, противная, глупая, никаких добрых чувств не вызывает; неблагодарная, самоуверенная и злая, эгоистичная, думает только о собственном удовольствии)
3. С помощью каких слов автор высказывает свое отвращение?
(грубые, просторечные слова - наелась до отвала, продравши, рыло).
4. А что означают выражении "поступать по-свински", "подложить свинью"? (совершить подлость, на добро ответить злом)
4. Что можно сказать о положительных героях герои (дуб, ворон)? В каких строчках мы читаем об истинном просвещении? (слова ворона)
Почему автор взял ворона? (символ мудрости)
5. Прочитайте строчки, в которых заключена мораль басни.
Словарная работа СЛАЙД 8
Как понимаете слова "бранит, вкушает плоды", "невежда"?
Невежда- неуч, малообразованный, малознающий человек, к тому же часто самоуверенный.
Невежа- грубый, невоспитанный человек.
Можно ли Свинью назвать и невежей, и невеждой? Почему?
Запомните эти слова и употребляйте их в своей речи, не путайте. К сожалению и в наше время встречаются такие люди: невежи, невежды. Хотелось бы, чтобы их было меньше. Я желаю, чтобы вам с такими людьми сталкиваться не приходилось.
6. Какова мораль басни? В каких жизненных случаях можно использовать эти строки?
7. Приведите пословицу, иллюстрирующую мораль басни. (Не руби сук, на котором сидишь).
8. Какой урок даёт дедушка Крылов в этой басне?
(Стыдно, плохо, отвратительно быть невежей и невеждой, неблагодарным человеком, малознающим, наглым и самоуверенным).
V. Чтение в лицах басни "Ворона и лисица". (СЛАЙД 9-10) Беседа.
- Охарактеризуйте героев басни.
- Как вы понимаете слово "лесть"? В чём заключается лесть лисицы?
- Какими словами автор описывает состояние вороны, которая слышит льстивые слова?
- Кого высмеивает автор: Ворону или Лисицу? Как он передаёт своё отношение?
- Какие качества осуждает автор? (жадность, хитрость, глупость, наивность)
- Как изображены персонажи на иллюстрации Е.Рачёва? Какой намёк содержит такое изображение? (чинопочитание, падок на лесть подчинённых)
- Какой урок снова даёт нам мудрый дедушка Крылов?
(Плохо лицемерить и обманывать, смешно быть наивным и верить любому льстецу, обладая высоким самомнением)
VI. Анализ художественных особенностей басен. СЛАЙД 11
Мы уже сказали, что основной особенностью басен является аллегория (иносказание). В каком жанре УНТ используется этот же прием? (в сказках)
- С какими сказками можно сравнить басни? (сказки о животных, бытовые)
Мы знаем, что язык сказок богат и разнообразен, в них есть эпитеты, олицетворения, сравнения, пословицы и поговорки.
Также богат и вместе с тем прост язык басен И.А.Крылова. Многие талантливые писатели высоко оценили мастерство И.Крылова.
В.Г.Белинский: "Кто хочет изучать русский язык вполне, тот должен познакомиться с Крыловым".
Н.В.Гоголь: "Всё так сказано метко, так найдено верно:"
- Как вы понимаете эти слова? О каких достоинствах языка басен говорит Н.В.Гоголь? (меткие фразы, короткие, но ёмкие).
Крыловские строки, взятые писателем у народа, снова ушли в народ, превратившись в пословицы и поговорки. Создавая свои басни, Крылов опирался на язык, мудрость народа, и в свою очередь его слова стали пословицами и поговорками. Многие употребляя пословицы; не всегда знают, что многие - из басен Крылова.
Работа с учебником. С.56
Прочитайте отрывки из басен Крылова, ставшие афоризмами, и объясните их смысл.
VII. Мини-викторина "Крылатая мудрость". СЛАЙДЫ 12 -13
Прочитать афоризм, объяснить смысл, назвать басню.
VIII. Викторина "Что это за басня?" СЛАЙДЫ 14-18
IX. Выводы.
- Какие уроки преподал нам сегодня дедушка Крылов? Чему ещё много-много лет будут учиться у него дети и взрослые?
Учит жить среди людей, уважительно к ним относится, быть умным, добрым и справедливым. Учит любить и уважительно бережно относиться к нашему русскому языку, прекрасному, богатому, красивому.
Крылов смеется над глупостью, невежеством, самодовольством, местью и угодничеством, жестокостью. В баснях встает на защиту умных и порядочных людей, у которых есть чувство справедливости, трудолюбие, талант. Нужно быть к себе самокритичным. Стараться учиться, чтоб не быть Свиньёй под Дубом.
Х. Домашнее задание.
Выучить наизусть одну из басен в учебнике
Дополнительные задания.
1. Викторина: СЛАЙД 19
Из какой басни, объясни смысл?
Когда так говорят:
1. Чем кумушек считать, :.
2. А вы, друзья :
3. А воз и ныне:
4. Хоть видит око:
5. Избави бог нас:
6. Ай, моська:
7. У сильного:
2. Укажи басню, в которой высмеиваются такие пороки: СЛАЙД 20
Плутовство
Невежество
Наглость
Жестокость
Легкомыслие
3. Обзор иллюстраций
Обратите внимание на рисунки ребят к басням Крылова.
Рисунки какого художника перед вами? Книга басен Е.Рачева
Что вы можете о его рисунках сказать?
(Рачев рассказывает, что раз басня, как ясное зеркало, отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения, то в рисунках не просто обычные животные. Художник наделяет героев человеческими позами, мимикой, одеждой того времени.)