Урок литературы "Уроки дедушки Крылова". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

  • Закрепить понятие о басне как жанре литературы.
  • Способствовать расширению литературоведческого словаря: басня, мораль, аллегория, олицетворение.
  • Учить, анализировать басню (язык, поступки героев, особенности построения).
  • Воспитывать уважительное отношение к писателю и его творчеству, вызвать желание читать басни Крылова и других баснописцев.
  • Воспитывать высокие нравственные качества, непримиримое отношение к человеческим порокам: глупость, невежество, наглость, лицемерие.
  • Развивать артистические навыки, учить в игре передавать характерные черты героев.
  • Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование:

1. Выставка рисунков

2. Маски для инсценировки

3. Портрет писателя

4. Презентация PowerPoint

Оформление доски

  • Уроки дедушки Крылова
  • Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И.Крылов
  • В Какие уроки даёт нам в своих баснях И.А.Крылов?

Ход урока

I. Вступительная беседа

СЛАЙД 1

Крылов! Это имя нам дорого с детства.
И знает Крылова любой человек.
Дедушка нам оставил наследство,
Которое светит из века в век.
В.А. Лебедев-Кумач

СЛАЙД 2

Сегодня на уроке у нас новая встреча с баснями замечательного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. А назовем мы наш урок: "Уроки дедушки Крылова"

( учащиеся записывают тему)

Запишем также слова самого Крылова, который признавался: "Люблю, где случай есть, пороки пощипать:"

- Как вы понимаете высказывание И.Крылова? (порок - недостаток, отрицательное качество)

Основной вопрос урока:

Какие уроки даёт нам в своих баснях И.А.Крылов?

А сейчас давайте вспомним то, о чем мы говорили на прошлом уроке. Ещё раз вглядимся в портрет И.А.Крылова, выполненный художником К.Брюлловым, и скажем:

- Что вы знаете о великом баснописце? Почему ему одному из первых среди писателей был установлен памятник в Летнем саду Петербурга? (СЛАЙД 3) Почему "дедушка Крылов"?

(В 13 лет работал, трудная, полная лишений жизнь, труженик, разносторонний человек, видел несправедливость, грамотный, умный, долго (29 лет) работал в библиотеке.)

Обобщение учителя:

Крылов прожил долгую, интересную жизнь - 75 лет. Написал около 200 басен. Но не все знают, что Крылов увлеченно создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы и даже либретто для оперы "Илья Муромец". Один из знакомых писал: "В этом человеке были заложены зародыши всех видов искусств". ПРИРОДА СКАЗАЛА ЕМУ: "ВЫБИРАЙ ЛЮБОЕ!".

Крылов мог стать замечательным актером, выдающимся художником и музыкантом, он прекрасно играл на скрипке, любил театр. Мог стать математиком, был учителем.

Сегодня на уроке вы попробуете себя в роли литературных критиков, в роли грамотных читателей, в роли актеров, мастеров художественного чтения. Уже хорошо проявили себя в роли иллюстраторов (учитель обращает внимание на выставку рисунков)

Попробуем приблизиться к творческому гению И.А.Крылова. Мы снова в гостях у дедушки Крылова.

II. Работа с терминами. Запись словаря урока. СЛАЙДЫ4-6

  • БАСНЯ
  • АЛЛЕГОРИЯ
  • МОРАЛЬ
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Самым любимым жанром в литературе для Крылова была басня. На прошлом уроке мы говорили о басне.

- Что такое басня? (короткий иносказательный рассказ, с нравоучением.)

Аллегория - иносказание-изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы.

Олицетворение - наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.

III. Инсценирование басни "Свинья под Дубом". СЛАЙД 7

Задание: Какие черты характера присущи героям?

Удалось ли передать их нашим "актёрам"?

Какой урок дает нам дедушка Крылов?

Чему учит его басня?

IV. Беседа.

1. Прочитайте слова - описание Свиньи

"Свинья под дубом вековым:"

2. Какие чувства вызывает этот персонаж басни? Что вы о нем можете сказать?

(Свинья - прожорливая, противная, глупая, никаких добрых чувств не вызывает; неблагодарная, самоуверенная и злая, эгоистичная, думает только о собственном удовольствии)

3. С помощью каких слов автор высказывает свое отвращение?

(грубые, просторечные слова - наелась до отвала, продравши, рыло).

4. А что означают выражении "поступать по-свински", "подложить свинью"? (совершить подлость, на добро ответить злом)

4. Что можно сказать о положительных героях герои (дуб, ворон)? В каких строчках мы читаем об истинном просвещении? (слова ворона)

Почему автор взял ворона? (символ мудрости)

5. Прочитайте строчки, в которых заключена мораль басни.

Словарная работа СЛАЙД 8

Как понимаете слова "бранит, вкушает плоды", "невежда"?

Невежда- неуч, малообразованный, малознающий человек, к тому же часто самоуверенный.

Невежа- грубый, невоспитанный человек.

Можно ли Свинью назвать и невежей, и невеждой? Почему?

Запомните эти слова и употребляйте их в своей речи, не путайте. К сожалению и в наше время встречаются такие люди: невежи, невежды. Хотелось бы, чтобы их было меньше. Я желаю, чтобы вам с такими людьми сталкиваться не приходилось.

6. Какова мораль басни? В каких жизненных случаях можно использовать эти строки?

7. Приведите пословицу, иллюстрирующую мораль басни. (Не руби сук, на котором сидишь).

8. Какой урок даёт дедушка Крылов в этой басне?

(Стыдно, плохо, отвратительно быть невежей и невеждой, неблагодарным человеком, малознающим, наглым и самоуверенным).

V. Чтение в лицах басни "Ворона и лисица". (СЛАЙД 9-10) Беседа.

  1. Охарактеризуйте героев басни.
  2. Как вы понимаете слово "лесть"? В чём заключается лесть лисицы?
  3. Какими словами автор описывает состояние вороны, которая слышит льстивые слова?
  4. Кого высмеивает автор: Ворону или Лисицу? Как он передаёт своё отношение?
  5. Какие качества осуждает автор? (жадность, хитрость, глупость, наивность)
  6. Как изображены персонажи на иллюстрации Е.Рачёва? Какой намёк содержит такое изображение? (чинопочитание, падок на лесть подчинённых)
  7. Какой урок снова даёт нам мудрый дедушка Крылов?

(Плохо лицемерить и обманывать, смешно быть наивным и верить любому льстецу, обладая высоким самомнением)

VI. Анализ художественных особенностей басен. СЛАЙД 11

Мы уже сказали, что основной особенностью басен является аллегория (иносказание). В каком жанре УНТ используется этот же прием? (в сказках)

- С какими сказками можно сравнить басни? (сказки о животных, бытовые)

Мы знаем, что язык сказок богат и разнообразен, в них есть эпитеты, олицетворения, сравнения, пословицы и поговорки.

Также богат и вместе с тем прост язык басен И.А.Крылова. Многие талантливые писатели высоко оценили мастерство И.Крылова.

В.Г.Белинский: "Кто хочет изучать русский язык вполне, тот должен познакомиться с Крыловым".

Н.В.Гоголь: "Всё так сказано метко, так найдено верно:"

- Как вы понимаете эти слова? О каких достоинствах языка басен говорит Н.В.Гоголь? (меткие фразы, короткие, но ёмкие).

Крыловские строки, взятые писателем у народа, снова ушли в народ, превратившись в пословицы и поговорки. Создавая свои басни, Крылов опирался на язык, мудрость народа, и в свою очередь его слова стали пословицами и поговорками. Многие употребляя пословицы; не всегда знают, что многие - из басен Крылова.

Работа с учебником. С.56

Прочитайте отрывки из басен Крылова, ставшие афоризмами, и объясните их смысл.

VII. Мини-викторина "Крылатая мудрость". СЛАЙДЫ 12 -13

Прочитать афоризм, объяснить смысл, назвать басню.

VIII. Викторина "Что это за басня?" СЛАЙДЫ 14-18

IX. Выводы.

- Какие уроки преподал нам сегодня дедушка Крылов? Чему ещё много-много лет будут учиться у него дети и взрослые?

Учит жить среди людей, уважительно к ним относится, быть умным, добрым и справедливым. Учит любить и уважительно бережно относиться к нашему русскому языку, прекрасному, богатому, красивому.

Крылов смеется над глупостью, невежеством, самодовольством, местью и угодничеством, жестокостью. В баснях встает на защиту умных и порядочных людей, у которых есть чувство справедливости, трудолюбие, талант. Нужно быть к себе самокритичным. Стараться учиться, чтоб не быть Свиньёй под Дубом.

Х. Домашнее задание.

Выучить наизусть одну из басен в учебнике

Дополнительные задания.

1. Викторина: СЛАЙД 19

Из какой басни, объясни смысл?

Когда так говорят:

1. Чем кумушек считать, :.

2. А вы, друзья :

3. А воз и ныне:

4. Хоть видит око:

5. Избави бог нас:

6. Ай, моська:

7. У сильного:

2. Укажи басню, в которой высмеиваются такие пороки: СЛАЙД 20

Плутовство

Невежество

Наглость

Жестокость

Легкомыслие

3. Обзор иллюстраций

Обратите внимание на рисунки ребят к басням Крылова.

Рисунки какого художника перед вами? Книга басен Е.Рачева

Что вы можете о его рисунках сказать?

(Рачев рассказывает, что раз басня, как ясное зеркало, отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения, то в рисунках не просто обычные животные. Художник наделяет героев человеческими позами, мимикой, одеждой того времени.)