Литература
-
Урок литературы в 10-м классе "Цветы любимому писателю" 2010
На уроке юноши и девушки попытались рассказать о своих любимых поэтах и писателях: о Пушкине, Есенине, Тушновой, Гоголе, Шукшине, вступили в спор с Максимом Т., выпускником одной из московских школ, который считает, что книги не могут изменить жизнь к лучшему.
-
Урок литературы в 10-м классе "Я между плачущих Шеншин, и Фет я средь поющих" 2010
Урок предполагает усвоение большого объема информации за ограниченное время. Это обстоятельство, а также парадоксальность личности и творчества поэта, желание организовать активную учебную деятельность учащихся определили выбор стратегии урока - продвинутая лекция.
-
Урок литературы в 10-м классе (внеклассное чтение) 2010
Для рассмотрения на уроке представлены 2 произведения: повесть Ю.Казакова "Голубое и зелёное" и рассказ В.Распутина "Женский разговор", что позволит сделать сопоставительный анализ произведений. Анализ названных произведений позволяет проследить связь традиций классической русской литературы и литературы ХХ–ХХI вв. в раскрытии "вечных" тем.
-
Урок литературы в 10-м классе в форме заочной экскурсии "Петербург Достоевского" 2010
Цели занятия: раскрыть образ Петербурга в творчестве русских классиков; подготовить учащихся к восприятию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение учащихся использовать интернет-ресурсы при подготовке творческого проекта по предмету (заочная экскурсия).
-
Урок литературы в 10-м классе в форме литературной игры-путешествия "Тема дороги в русской литературе ХIX века" 2008
Урок знакомит с русской классической литературой XIX века. В увлекательной игровой форме учащиеся 8–9-х классов вспоминают художественные произведения. Тема дороги, путешествия, странствия – сквозная тема русской литературы.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "…здесь духа мощного господства, Здесь утонченной жизни цвет…" (обобщающий урок-исследование по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета) 2010
Обобщающий урок-исследование по лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева в 10-м классе. Проблемное обучение способствует развитию личности ученика, его мировоззрения, нравственного мира, эстетических переживаний. Используя фотографии, портреты, рисунки, музыку, учащиеся находят точки соприкосновения различных видов искусств.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "И в небесах я вижу Бога…" (Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова) 2009
Урок входит в систему занятий по изучению поэзии М.Ю. Лермонтова. Предлагаемый материал поможет учителю обобщить знания десятиклассников по лирике поэта, увидеть жанровое многообразие его творчества, провести вектор от трагической судьбы поэта к его молитвенной лирике, стремлению к внутренней гармонии.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова" (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2008
Способствовать правильному пониманию учащимися идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» опасности индивидуализма.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Один день в городе Калинове" (по драме А.Н. Островского "Гроза") 2008
Урок литературы в 10-м классе на тему «Один день в городе Калинове (по драме А.П.Островского «Гроза»)» проходит в форме необычной экскурсии в XIX век. На протяжении всего урока главными гидами являются – литература, живопись, музыка, театр. С помощью этих необычных средств десятиклассники узнают много любопытного о городе Калинове и его обитателях. В ходе урока ученики знакомятся с миром купечества, учатся раскрывать различные стороны конфликта, участвуют в театрализации жизни героев изучаемого произведения. Изучение темы урока в необычной форме способствует развитию творческих способностей и возможностей обучающихся, воспитывает художественно-эстетический вкус старшеклассников и их читательскую культуру.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Последние песни" Ивана Сергеевича Тургенева 2009
На уроке используются разнообразные виды работ: проверка домашнего задания проводится с помощью компьютерного опроса, что позволяет индивидуализировать работу с учащимися, необычная форма творческой работы позволяет активизировать способности учащихся, презентация к уроку не просто иллюстрирует содержание, а "работает", музыка подобрана таким образом, что помогает учащимся освоить материал.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Приемы анализа лирического произведения" 2009
Уроки литературы способствуют формированию умения мыслить образно. Уметь образно мыслить – это значит иметь понятия, суждения, умозаключения об окружающем мире, это способ освоения действительности. Рассмотрим несколько приемов, способствующих проявлению творческого, порой нестандартного подхода к толкованию (интерпретации) художественного текста: иллюстрирование, словесное рисование, соавторство, цветопись.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему:"Две дороги – два пути". Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2009
Толстой – философ и патриот своей страны, показывая путь нравственных исканий своих любимых героев, размышляет и о возможных путях развития России во второй половине XIX века. Организованная на уроке дискуссия позволяет учащимся раскрыть для себя взгляды писателя, а также поразмышлять о судьбе нашей страны сегодня, о своей роли в ее развитии.
-
Урок литературы в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Раскольников и Соня Мармеладова" 2009
Романы Ф.М. Достоевского – это размышления о пути человеческом, о выборе, который делает человек: путь совести, сострадания – нелегкий путь. В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царствие добра, любви, милосердия, справедливости. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.
-
Урок литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" 2009
Урок-обзор идейно-тематического содержания и художественного своеобразия пьесы. Урок создан по методу проектов. Три группы учащихся в процессе работы над своими вопросами продумывали и презентацию ответов.
-
Урок литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" 2007
Урок литературы в 10-м классе по драме А.Н. Островского "Бесприданница" решает проблемный вопрос: смерть Ларисы Огудаловой случайность или неизбежность?
-
Урок литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" (урок-исследование) 2007
Урок - очередной этап в изучении творчества А.Н. Островского. Специфика урока – в том, чтобы заставить учащихся задуматься над социальными и духовными причинами трагедии творческой личности. Тип урока определён как урок-исследование причин трагедии судьбы Ларисы Огудаловой. Уроки такого типа дают возможность направить учащихся на мыслительный, аналитический процесс; способствуют актуализации восприятия произведения.
-
Урок литературы в 10-м классе по рассказам "Маленькой трилогии" А.П. Чехова на тему "Что же мешает человеку быть человеком?" 2010
Данная работа рекомендуется для учащихся общеобразовательных и гуманитарных классов, рассчитана на 2 академических часа. Имеет целью приобщение учащихся к творчеству Чехова.
-
Урок литературы в 10-м классе по рассказу А.П.Чехова "Черный монах". Тема: "А вдруг прогневаются боги?" 2009
Представлен конспект урока одного из сложнейших в философском плане произведений А.П. Чехова. Цели урока: помочь учащимся постичь философский смысл произведения, создать свою версию прочитанного; дать учащимся знание евангельских сюжетов в литературе и искусстве и обогатить их духовный мир приобщением к осмыслению вечных истин. Выбрана следующая модель урока: работа с текстом – рассуждения учащихся – презентация. Презентация позволяет познакомить учащихся со своеобразием стиля.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2009
Представленный урок предназначен для 10-го класса общеобразовательной школы. Это 3–4 уроки по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов».
-
Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2012
В ходе работы учащиеся используют разнообразные источники, например статью Д.И. Писарева "Базаров", опираются на знание текста романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". В ходе урока ребята составляют опорный конспект, работают в группах, проводят анализ ключевых сцен, отвечают на вопросы, делают выводы, заполняют таблицы. В заключение, анализируя разговор Базарова с Аркадием, подводят итог: перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема: "Базаров и его родители" 2005
В старших классах особенно актуальна на уроках литературы проблема семьи, проблема отношений в семье. Семья - основа нравственного благополучия во все времена. Проблема взаимоотношений в семье имеет множество аспектов. Одним из направлений в решении вопросов семейных взаимоотношений является литература. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" явился ответом на решение данной проблемы. Базаров - человек дела, между ним и его родителями нет духовного родства, но их объединяет наличие душевных качеств: любовь, искреннее дружелюбие, уважение. Горе родителей, потерявших своего сына, беспредельно. Дети ответственны за душевный покой своих родных людей. Их долгая жизнь - в руках сыновей и дочерей.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" на тему "В Петербурге и в Москве" 2010
В основе урока лежит интерактивная технология и технология эвристической образовательной ситуации, что позволяет выявить личностные качества, эмоционально-ценностное отношение к миру каждого ученика.
-
Урок литературы в 10-м классе по стихотворению А.А.Блока "Шаги Командора" 2018
Урок по стихотворению А.Блока проводится после изучения трагедии А.С.Пушкина «Каменный гость». При изучении трагедии Пушкина заходит разговор о вечных темах и образах в литературе. Учащиеся узнают о том, что каждый писатель, обращаясь к образу Дон Жуана, создает особый характер, показывает свое видение и понимание героя, акцентирует внимание на тех проблемах, которые интересны ему, актуальны в его эпоху. Еще одна важная цель – установление связей между двумя веками русской литературы.
-
Урок литературы в 10-м классе по творчеству русского поэта Ф.И. Тютчева "Кто отроку, мне дал парение орла!.." 2011
Цели урока: формирование опыта творческого общения; развить творческие способности учащихся; познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "…Безумная душа поэта ещё любить обречена …" (Любовная лирика Ф.И. Тютчева)" 2010
Урок посвящен обучению анализу лирического произведения — стихотворению Ф.И. Тютчева "Накануне годовщины 4 августа 1864 г.". Эмоциональное начало, индивидуальные задания, небольшой поэтический концерт из произведений поэта — все это способствует созданию условий для активной деятельности обучающихся.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Был ли иной путь у Катерины?" 2007
Урок развивает общие умений коммуникации, воспитывает культуру толерантности и уважения к человеческому достоинству.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Жизнь сердца" героев романа "Война и мир"" 2012
Тема входит в цикл уроков, посвященных жизни и творчеству Л.Н. Толстого. Цель урока – раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "И.С. Тургенев. Обзор творчества" 2010
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с целью расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; познакомить с историей создания романа «Отцы и дети», начать сбор материала для создания проекта учащимися, составить конспект в течение урока по биографии писателя.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Споры вокруг романа" 2009
Урок проводится с целью организации исследовательской деятельности учащихся 10-го класса по восприятию, осмыслению и первичному усвоению знаний о творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», а также знаний о спорах вокруг романа. Использование информационных технологий на уроке призвано формировать исследовательскую компетенцию учащихся.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "И.С. Тургенев. Слово о писателе" 2009
Урок призван ввести учащихся в атмосферу внутренней жизни и творчества писателя; развивать познавательную активность, творческие способности учащихся, умение анализировать художественное произведение; вызвать интерес к личности писателя и к его творчеству.