Цели урока:
- познакомить учащихся со стихотворениями М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», с синтаксическим средством выразительности речи – гипербола;
- воспитывать интерес учащихся к стихотворениям и личности поэта, приобщить к духовным ценностям;
- развивать речь, память, ассоциативное мышление, творческие способности учащихся, культуру восприятия и чтение стихотворений.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова; аудиозаписи стихотворений М.Ю. Лермонтова; иллюстративный материал: портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», таблица ассоциативной цепочки к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива».
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
– Мы с вами уже достаточно хорошо знаем Михаила Юрьевича как человека и поэта и убедились в том, что поэтический мир Лермонтова – это великая тайна, которую очень сложно понять и увидеть. Тема сегодняшнего урока «Пейзаж и «святая прелесть» молитвенного слова в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва».
Цель урока: расширение своего представления о поэтическом мире поэта и своеобразии его пейзажных картин.
Кроме этого мы будем решать следующие задачи: на основе изученных стихотворений «Парус», «Утёс», «Туча», «Три пальмы», «Листок» конкретизируем мотив этих стихотворений с целью постижения отношения лирического героя к окружающему миру и духовным ценностям.
Для этого нам необходимы на уроке следующие лексические художественные изобразительные средства: эпитет, метафора; синтаксические художественные средства: инверсия и новое определение – градация.
III. Актуализация опорных знаний.
Итак, ребята, вспомним уже известные вам стихотворения М. Ю. Лермонтова, а прежде напомните, в чём особенность лирических произведений?
Лирика – один из трёх родов литературы, который изображает чувства, эмоции, переживания, размышления.
Лирический герой – образ, высказывающий в лирическом произведении свои чувства, переживания, мысли.
Значит, главное для поэта – это целый мир переживаний, чувств, мыслей.
1. Прослушаем и просмотрим уже известные вам четверостишия и определим названия стихотворений.
Подготовленная ученица читает стихотворение «Парус»
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
– В стихотворении показана сложная человеческая судьба. Каков мотив стихотворения? (Одиночество)
2 .«Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
– Показаны человеческие взаимоотношения. (Мотив одиночества. Утёс – одинок).
3. «Туча»
Тучки небесные, вечные странники
Степью лазурною,
Мчитесь вы так же как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.
– Лирический герой сравнивает себя с тучками.
– Каков мотив стихотворения? (Одиночество)
4. Посмотрите на экран и определите по иллюстрации название произведения:
«Три пальмы» – баллада.
(Пальмы томятся в одиночестве, мечтают приносить благо, но цветущий оазис превратился в пустыню. Человек пришёл и погубил их. Поэт показывает мятежный, полный жизни, богатый, но одинокий мир).
– Назовите мотив данного стихотворения? (Одиночества)
5. – А сейчас сюрприз. Ребята вашего класса приготовили инсценировку одного из стихотворений поэта. Определите название данного стихотворения. («Листок»)
– Образ оторванного листка для Лермонтова был символом политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Герой одинок в условиях политических: самодержавие, гнет, свобода личности. Чувства лирического героя помогают понять нам картины природы.
– Чем объединяются все эти стихотворения? (Мотивом одиночества, лирические герои одиноки, одинок и сам поэт).
– Мы продолжаем разговор о пейзаже, соприкосновение с которым, возможно, приводит лирического героя к обретению счастья, а пока он одинок…
IV. Работа над темой урока.
1. Понятийный словарь на доске.
2. Итак, слушаем… (Звучит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» в исполнении актёра О. Ефремовой).
– Вы прослушали стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» в исполнении актёра театра О. Ефремовой. Какие предметы автор описывает в стихотворении?
(Нива, лес, слива, ландыш, ключ).
Запишем эти слова в тетрадь и затем выстроим лексические цепочки с указанием изобразительных средств. (Составление алгоритма анализа стихотворения, основываясь на ответах учащихся: появляются записи первой таблицы).
Нива | Лес | Слива | Ландыш | Ключ |
Желтеющая (эпитет), волнуется (олицетворение, инверсия) | Свежий (эпитет), шумит (олицетворение) | Малиновая (эпитет), прячется (олицетворение), под тенью сладостной зелёного листка (эпитет) | Серебристый (метафора), обрызганный росой качает головой, качает приветливо (эпитет, инверсия) | Студёный (эпитет), играет (олицетворение), погружая мысль (метафора), лепечет сагу таинственную (инверсия), мирный край (эпитет) |
– Какие ассоциации у вас вызывают нива, лес, слива, ландыш, ключ? (Продолжаем заполнение таблицы).
Ассоциации | ||||
осень | тайна | сладость | красота | отгадка |
богатство | тревога | тепло | величие | успокоение |
дары | волнует | аромат | настораживает | покой |
беспокойство | пугает | беспокойство | доброжелательность | волнение |
настораживает | мир |
– Могут ли в природе существовать одновременно нива, слива, ландыш?
– Какое состояние души навевает пейзаж? (Волнение, душа поэта волнуется, сердце мятётся, он находится в заточении)
– Только посвящённый в таинство природы человек может увидеть желтеющую ниву, свежий лес, малиновую сливу – это символы России и они подают надежду. И что же происходит с лирическим героем, когда он видит пейзажи России? (Тревога – смиряется, морщины – расходятся, «И в небесах я вижу Бога»)
– Если не на земле постичь счастье – то где же тогда? Стихотворение заканчивается многоточием, как будто на последнем дыхании: ещё так много надо сказать, но «в небесах я вижу Бога», а это уже откровение... В конце нашей работы таблица выглядит следующим образом:
Нива | Лес | Слива | Ландыш | Ключ |
Желтеющая (эпитет),волнуется (олицетворение, инверсия) | Свежий (эпитет), шумит (олицетворение) | Малиновая (эпитет),прячется (олицетворение), под тенью сладостной зелёного листка (эпитет) | Серебристый (метафора), обрызганный росой качает головой, качает приветливо (эпитет, инверсия) | Студёный (эпитет), играет (олицетворение), погружая мысль (метафора),лепечет сагу таинственную (инверсия), мирный край (эпитет) |
Ассоциации | ||||
осень | тайна | сладость | красота | отгадка |
богатство | тревога | тепло | величие | успокоение |
дары | волнует | аромат | настораживает | покой |
беспокойство | пугает | беспокойство | доброжелательность | волнение |
настораживает | мир |
(Ассоциации: покой, умиротворение, воодушевление. Тревога – счастье – антитеза)
– Почему стало возможным «постигнуть счастье на земле и в небесной выси увидеть Творца»? (Лирический герой обратился к молитве).
– Предлагаю познакомиться со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва».
3. – Стихотворение называется «Молитва». Когда мы обращаемся к молитве? (Тяжело, что-то беспокоит, тревожит, волнует, душевная боль)
Молитва – та минута, когда человек, не находя себе опоры в жизни, обращается к Творцу.
– О чём говорит лирический герой стихотворения? (В трудную минуту обращается к молитве)
– Как он называет молитву? («Чудная», – творит чудеса)
– Почему молитва творит чудеса? Для русского верующего человека благодать – божественная сила, с помощью которой совершается спасение души человека.
– Какое действие оказывает молитва на душу лирического героя?
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
– Лирический герой счастлив от общения с Творцом.
4. У Лермонтова есть ещё одно стихотворение с таким же названием «Молитва»
(Чтение учителем стихотворения).
– Почему именно к Матери Божьей обращается поэт со своими просьбами? (Рано ушедшая из жизни мать).
Матерь Божия –
Помощница обидимых,
Убогих заступница,
Печальных утешение,
Грешных спасение.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
– На прошлом уроке мы записали эпиграф:
Живое всё всегда вдвоём,
Лишь я на свете одинок.
– Можем ли мы теперь сказать, что лирический герой одинок? (Нет!)
– Почему он не одинок? (Потому что в небесах увидел Бога, обратился к молитве, к Божьей Матери).
Зачем тогда дорога в жизни человека,
Если она не ведёт к храму…
– Сегодня мы ещё раз погрузились в поэтический мир М.Ю. Лермонтова, приобщились к поэтическому слову поэта, которое доказало нам то, что поэт всё-таки был не одинок.
– Урок личного осмысления и осознания духовности. Возможно, это осознание продлится всю жизнь. Я говорю: «отлично»…, «хорошо»…
VI. Домашнее задание.
- Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.
- Создать образ–ассоциацию к одному из стихотворений.