Литература
-
Урок литературы "Первый сон Р.Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление наказание», его значение". 10-й класс 2020
Цель урока: выявить значение сна Р.Раскольникова, то, как он раскрывает душу героя.
-
Урок литературы "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"). 5-й класс 2008
Урок литературы "По Васюткиным тропкам" - начало знакомства с творчеством В.П. Астафьева. Цели урока: учить работать с текстом и дополнительной литературой, развивать речь и творческих способности учеников, воспитывать бережное отношение к природе. Урок предполагает наличие материалов для оформления.
-
Урок литературы "Повесть о житии и храбрости благородного великого князя Александра Невского". 8-й класс 2015
Урок знакомит с древнерусским жанром литературы – житием; сравнивается облик героя как исторического деятеля и как святого; развивается умение анализировать факты из истории страны; формируются навыки работы с текстом.
-
Урок литературы "Повторение пройденного", 9-й класс 2008
Данный урок литературы помогает повторить пройденный материал 8-го класса. Поставлены цели: вспомнить литературные роды, систему жанров; познакомиться со стихотворением в прозе И.С. Тургенева; сопоставить стихи устного народного творчества со стихами писателей.
-
Урок литературы "Поиск ключей к произведению как один из путей «открытия» русской классики" 2009
Одна из важных сторон литературного образования связана с механизмами передачи и обретения знаний. «Готовая» информация не может служить базой ни для ее запоминания, ни для понимания объекта изучения. Знание приходит только через осознание, потому первостепенное место на данных уроках принадлежит диалогу учащихся с художественным текстом, в котором необходимо в первую очередь понять действительный смысл составляющих его слов.
-
Урок литературы "Пока не стало поздно" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма", проведенный по технологии встречных усилий 2006
Урок по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" был представлен на районном конкурсе "Учитель года". Цели урока: знакомство учащихся с произведением К.Г. Паустовского, развитие читательского мастерства, воспитание бережного и благодарного отношения к своим родителям.
-
Урок литературы "Пословица не даром молвится". 5-й класс 2010
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5-х классов при изучении раздела литературы "Устное народное творчество". Занятие входит в систему уроков по теме "Пословицы и поговорки". Это первый урок, который знакомит учащихся с особенностями малых жанров устного народного творчества, вводит в мир, связанный с фольклорными традициями народа. Работая с пословицами и поговорками, ребята развивают речь, делают ее образной, меткой и афористичной.
-
Урок литературы "Поэтический мир Иннокентия Анненского". 11-й класс 2012
Урок, посвященный поэзии И.Анненского, исследует своеобразие лирики поэта, основанное на мастерстве совершенства ассоциаций. Неслучайно сходство поэзии Анненского с живописью импрессионистов. Именно Анненский сыграл роль посредника между поколениями символистов и акмеистов.
-
Урок литературы "Правда войны" (По рассказу В.П. Астафьева "Сибиряк") 2010
Урок посвящен творчеству известного сибирского писателя В.П. Астафьева. Для анализа взят его первый рассказ о войне «Сибиряк». Различные виды работы на уроке позволяют глубже понять гражданскую позицию писателя, увидеть правду войны, выявить нравственные качества ее главного героя - простого русского солдата.
-
Урок литературы "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 2009
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына, а к концу урока сознательно совершают выбор духовных ценностей. Задача учителя сводится к попытке пробудить в учениках желание нравственного самосовершенствования.
-
Урок литературы "Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке В.Г. Короленко "Парадокс" 2009
Цель урока - познакомить учащихся с творчеством В.Г. Короленко, помочь увидеть нравственное взросление героев, показать, что личность человека формируется в результате отношений между людьми, воспитывать гуманное отношение к окружающим, помочь увидеть смысл жизни. Данный урок способствует развитию исследовательской работы с таблицами.
-
Урок литературы "Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма". Анализ эпизода "Пожар в Кистеневке" 2012
Интегрированный урок в 6-м классе (литература, ИЗО, русский язык) призван показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть, объяснить зависимость поведения человека от социальной среды («в условиях несвободы и торжества самовластия»), учить правильно оценить поведение героев.
-
Урок литературы "Психологический портрет Печорина". «Кто я? Для какой цели я родился?» 2019
Цель урока: создать психологический портрет Печорина, обобщить знания учащихся о главном герое.
-
Урок литературы "Путешествие в мир писателя П.П.Бажова". 5-й класс 2014
Урок знакомит ребят с некоторыми фактами биографии П.П. Бажова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта; проводится виртуальная экскурсия в дом-музей писателя; в лексикон детей вводится новый жанр для них – сказ, обращение к сказу «Каменный цветок».
-
Урок литературы "Путешествие в Страну восходящего солнца" (японские трехстишия) 2011
Прежде чем говорить о японской поэзии на уроках литературы в 7-м классе, необходимо хотя бы на элементарном уровне познакомить учащихся с ее историей, культурой, традициями и т.д. После этого читаются и анализируются японские трехстишия (хокку), рассматриваются их особенности. Игра "Карута" помогает потренироваться в составлении хокку. Заканчивается урок созданием собственных трехстиший.
-
Урок литературы "Путешествие в Ясную Поляну" 2009
Урок-заочная экскурсия стал заключительным этапом в изучении биографии Л.Н. Толстого в 10-м классе. Подготовительная работа проводилась в два этапа: сбор и обработка материала; составление сценария заочной экскурсии. В ходе поисковой работы школьники обменивались источниками. Работа проводилась под наблюдением учителя. Завершив поиск и сбор материала преступили ко второму этапу подготовки - составлению сценария заочной экскурсии. Самостоятельно десятиклассники выбирали ведущего-экскурсовода, который должен был проводить свою часть экскурсии по Ясной Поляне.
-
Урок литературы "Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского" 2010
Учащиеся прослеживают, как формируется характер любимого героя Толстого, определяют авторское отношение к герою и определяют свой взгляд на него и его поступки, заглядывают в сложный мир душевных переживаний.
-
Урок литературы "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"" 2010
На уроке велась следующая работа с текстом: выразительное чтение (пейзаж); выборочное чтение; фронтальная беседа. Перед проверкой каждого вида работы, заданием звучал вопрос целевой установки. К уроку необходимо было подготовить задания по темам: найти образные средства языка в пейзажных зарисовках; проанализировать действенность природы.
-
Урок литературы "Роль пейзажа в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" 2022
Цель урока: выявить роль пейзажа для раскрытия внутреннего мира Печорина.
-
Урок литературы "Россию, родину, родной край боготворит поэт в стихах". 7-й класс 2012
В последнее время перед школой и обществом остро стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Урок поможет учащимся больше узнать о своем родном крае, в том числе и малой родине – Зимовниковском районе. На уроке используются стихи поэтов разных поколений (стихи учащихся школы), посвященные родине, России.
-
Урок литературы "Русский национальный характер героя в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк"". 6-й класс 2013
Урок формирования и совершенствования знаний расширяет знания учащихся о личности и взглядах И.С. Тургенева. В ходе анализа текста развивается коммуникативная компетенция учащихся: умение анализировать литературное произведение, отдельный эпизод, определять позицию автора, формулировать собственную точку зрения, аргументировать ее; совершенствование навыка характеристики героя, навыки выразительного чтения.
-
Урок литературы "Русский футуризм". 11-й класс 2009
Учащиеся узнают об исторических условиях зарождения футуризма, выявляют основные черты этого литературного течения.
-
Урок литературы "С чего начинается Родина?" в 5-м классе 2010
Первый урок из цикла «С чего начинается Родина?» помогает понять истоки любви к Отечеству; формирует понимание понятия «малая родина», осознанное отношение к нравственным ценностям; учит вдумываться, вслушиваться в мудрое слово писателя.
-
Урок литературы "С.Т.Аксаков "Очерк зимнего дня" (анализ авторского текста). Авторская позиция в тексте очерка". 6-й класс 2016
Важнейшей задачей современного образования является подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, развитие аналитического мышления, а также воспитание ребенка как творческой личности, тонко чувствующей красоту окружающего мира, в том числе красоту слова. Задачи урока: проанализировать «Очерк зимнего дня» с точки зрения содержания и формы; освоить понятия опорные слова и ключевые слова в тексте; формировать умение вчитываться в текст, рисовать в воображении словесные картины.
-
Урок литературы "Самые уязвимые… Как защитить?" (по фрагменту книги В.Конецкого "Кто смотрит на облака"). 7-й класс 2016
Урок литературы в 7-м классе разработан на основе пособия «Вокруг тебя – Мир…», подготовленного Международным Комитетом Красного Креста. Это пособие дополняет учебники основного курса литературы и помогает решать задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Урок по фрагменту книги В.Конецкого «Кто смотрит на облака» дает возможность помочь обучающимся осознать проблему страданий мирного населения во время вооруженного конфликта.
-
Урок литературы "Сахам саллаатын айхаллаан ыллыбын". 8-й класс 2012
Урок якутской литературы посвящен жизни и творчеству поэта-фронтовика И.Д. Винокурова-Ча5ыл5ана.
-
Урок литературы "Сергий Радонежский – игумен земли Русской". 8-й класс 2016
Человек, находящийся в непрестанной борьбе со своими пороками и, наконец, побеждающий их – это и есть святой человек. К иконам Сергия Радонежского не случайно приносят свечи, молятся ученики и студенты. Из-за удивительного случая в его жизни он навсегда стал особым покровителем для тех, кто учится. Сергий Радонежский был настоящим духовным предводителем, который смог вдохновить русских воинов на победу в Куликовской битве и примирить русских князей.
-
Урок литературы "Сказка и басня" в 5-м классе 2008
Урок литературы в 5-м классе проводится после изучения темы «Русские народные сказки». На уроке предполагается систематизировать материал о жанровых особенностях сказки и сопоставить её с басней. Изучение нового материала носит последовательный характер: прочитав басню Эзопа без морали, они выдвигают гипотезы о жанре произведения и придумывают собственные варианты морали.
-
Урок литературы "Служение доброте" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского") 2010
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа; показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика; показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты; учить анализировать произведение, отвечая на вопросы, доказывая примерами из текста правильность своих ответов.
-
Урок литературы "Смысл названия романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2010
Представлен урок литературы, на котором систематизируется изученный материал по образу М.И. Мироновой, раскрывается смысл названия романа «Капитанская дочка». На уроке формируется представление об особенностях художественного метода А.С.Пушкина и системе его духовных ценностей, развивается умение анализировать нравственно-этический выбор героев романа.