Урок литературы "Человек в огне Гражданской войны". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель урока:

  • дать обзор девяти рассказов романа (они на доске) из цикла “Конармия” И.Эм.Бабеля, с учётом языка, художественных приёмов и средств
    • Краткое содержание рассказа с зачитыванием отдельных мест текста
    • Идейное содержание.
    • Язык, художественные приёмы и средства
  • показать человека в нечеловеческих условиях гражданской войны – т.е. раскрыть центральную тему бабелевских новелл, что высшей ценностью для художника… остаётся Человек “с большой буквы”

Оборудование: оформленная доска, компьютер, диапроектор, видеофильм “Россия. Забытые годы”. (История гражданской войны. Часть II)

Наглядные пособия: на каждой парте – рассказы Э Бабеля

На доске: И.Эм.Бабель “Конармия”. (Кирилл Васильевич Лютов – под этим именем воевал в 1-ой Конной И.Эм.Бабель, но литературного героя нельзя отождествлять с самим Бабелем, хотя между ними много общего).

Обзор избранных рассказов:

  • “Переход через Збруч”
  • “Письмо”
  • “Соль”
  • “Смерть Долгушова”
  • “Гедали”
  • “Берестечко”
  • “Костёл в Новограде”
  • “Мой первый гусь”
  • “После боя”

На доске: Основные художественные приёмы, которые использует И.Эм.Бабель в своих рассказах:

  • Рефлексия
  • Антитеза
  • Диалоги
  • Гипербола
  • Ретроспекции
  • Патетика
  • Риторические вопросы
  • Ирония
  • Комизм
  • Экзотика
  • Пародия
  • Монологи

и т.д.

На доске: Слова из анализируемых глав.

“Переход через Збруч”

  • Новоград – Волынск
  • Шоссе от Бреста до Варшавы
  • Волынь (река)
  • Река Збруч (м.р.) “Почерневший Збруч шумит и закручивает пенистые узлы своих порогов.

“Костёл в Новограде”

  • Ксендз – польский священник
  • Костёл – польская церковь
  • Сутна – одежда, облачение священника
  • Алтарь – святая святых, там, где находится Дух Святый, в алтарь допускаются только священники

“Письмо”

“Гедали”

  • Талмуд (Еврейское Священное писание)
  • Тора
  • Талмудист – человек, читающий Талмуд

“Мой первый гусь”

  • Квартирьер – человек, устраивающий солдата или офицера на квартиру
  • “Киндербальзам” – учёный, грамотный человек (в современном языке “ботаник”)

“Смерть Долгушова” – нет слов

“Соль” – винт (винтовка)

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Ребята! На трёх предыдущих уроках мы обзорно кратко познакомились с творческой биографией И.Эм.Бабеля. Я вам зачитывала “Автобиографию” Исаака Эммануиловича, в которой он с теплотой сердца говорит, что своему таланту, своему творчеству он обязан А.М.Горькому, который сыграл ведущую роль в жизни и творчестве писателя.

Я говорила вам о том, что творчество И.Эм.Бабеля в молодом советском государстве было воспринято читателями по-разному: одни – восхищались и хвалили, как, например, А.М.Горький и И.Эренбург, другие – ругали, проклинали и возмущались.

Я вам зачитывала письмо С.Будённого – полководца 1-ой Конной, её главного командира, который с негодованием называет автора “Конармии” “незадачливым автором”, “мелкотравчатым” и “идеологически чуждым”.

В своём письме, напечатанном в журнале “Красная Новь” 3 октября 1924 года, Будённый пишет, что “гражданин Бабель рассказывает нам про Конную Армию бабьи сплетни, роется в бабьем барахле – белье, с ужасом по-бабьи рассказывает о том… (о чём, вы знаете из рассказа самого Бабеля)… выдумывает небылицы, обливает грязью лучших командиров-коммунистов, фантазирует и просто лжёт”, – и далее: “…дегенерат от литературы Бабель оплёвывает слюной классовой ненависти”.

Мы с вами говорили о художественном своеобразии бабелевской прозы, конспектировали художественные приёмы и средства, язык произведений (рассказов) Бабеля.

Слово предоставляю Фроловой Светлане, которая обзорно напомнит нам об особенностях бабелевской прозы.

II. Фролова Света (сообщение)…

В своей критической статье Евгений Шкловский пишет: “И.Эм.Бабель пользуется двумя противоречиями, которые у него заменяют роль сюжета:

  • стиль и быт;
  • быт и автор.”

И.Эм.Бабель пользуется следующими художественными приёмами:

  • антитеза – противопоставление. У него всё строится на противопоставлении.
  • рефлексия – размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.
  • гипербола – преувеличение
  • диалог – разговор 2, 3, 4 и более лиц (Бабель мастер диалога).

В рассказах Бабеля диалоги – это скорее, монологи, направленные в никуда, риторика, как средства самоутверждение персонажа. Они говорят не только друг с другом, сколько с миром, ёмкой спрессованной фразой заявляя о себе.

Любая фраза – это их выход на сцене бытия, как в античной трагедии. И в этом плане бабелевские рассказы – удивительный сплав эпоса, трагедии и лирики.

И.Эм.Бабель во многих рассказах предоставляет слово самому персонажу, стилизует произведение под документ, будь то докладная, письмо, объяснительная или сказ.

Главное, что в этих формах ярко выражается сознание тех людей, которые были захвачены ветром революции и гражданской войны, принеся в неё свои представления, часто смутные и фантастические.

Язык – стиль речи, сложный противоречивый сплав, который выражает не только их происхождение, но и образ мышления. Г.Горбачёв, писатель, писал: “В передаче Бабеля на фоне утрированного часто до пародии литературного приподнято-романтического языка великолепно ощущаются: язык крестьянско-солдатский с внедрёнными в него элементами традиционно-торжественного (“поклон от бела лица до сырой земли”) или сказочного (“я там был, самогон-пиво пил”) народного стиля и вульгаризированного газетно-митингового жаргона, в рассказах (“Письмо”; “Соль”; “Тимошенко и Мельников”), одесский полублатной жаргон налётчиков-евреев; речь талмудистов западного края, переработанная мещанским бытом города, крестьянская речь с искажёнными отражениями церковной поэзии, бульварно-трактирного говора и обыденного интеллигентного жаргона…”

И.Эм.Бабель запоминается в рассказах, а рассказы запоминаются не сюжетами или событиями, а уникальной интонацией и цветовой гаммой, контрастами и сочетаниями слов, афористичностью и своеобразием речи персонажей.

И.Эм.Бабель сливает воедино разнонаправленные стилевые элементы текста, которые часто противоречат друг другу:

  • патетика и ирония;
  • заурядная обыденность и экзотика;
  • физиологизм и лирика;
  • возвышенное и низменное;
  • весёлое и печальное.

В своих рассказах И.Эм.Бабель использует:

  • Рефлексия
  • Антитеза
  • Диалоги
  • Гипербола
  • Ретроспекции
  • Патетика
  •  
  • Риторические вопросы
  • Ирония
  • Комизм
  • Экзотика
  • Пародия
  • Монологи и т.д.

Но всё же основными художественными приёмами в его рассказах являются:

  • рефлексия;
  • антитеза;
  • диалоги.

III. Вопросы (после выступления Фроловой Светы):

1. Так каковы же художественные особенности бабелевских рассказов? Какие чаще всего методы и приёмы использует И.Эм.Бабель в своих произведениях?

Ответ:

  • гипербола;
  • антитеза;
  • рефлексия;
  • ретроспекции;
  • патетика;
  • ирония;
  • риторические вопросы;
  • комизм;
  • экзотика;
  • пародия;
  • монологи;
  • диалоги и т.д.

2. Под какие формы офоциально-делового стиля стилизует И.Эм.Бабель свои произведения?

Ответ:

  • документ;
  • докладная;
  • письмо;
  • объяснительная или сказ;
  • рапорт;
  • заявление.

3. Для чего и зачем?

Ответ:

Чтобы раскрыть через официоз (официальность) написанного отсутствие сострадания.

Наличие: черствости, бездуховности, жестокости, зверства.

4. Каков язык его рассказов?

Ответ:

Язык – сплав, который выражает не только происхождение героев, но и образ мышления, часто смутное и фантастическое. Герои Бабеля воюют за прекрасное будущее, зачастую не понимая, а с чем едят это будущее. За прекрасное будущее всего человечества, безжалостно уничтожая индивиды этого самого человечества, т.е. людей, которые не принимают участие в военных действиях. Принося неоправданные жертвы на жертвенник революции и гражданской войны!

Язык героев: утрированный, романтический, крестьянский, солдатский, даже сказочный, вульгарный, газетный, митинговый, одесский, полублатной.

Формы стилизации рассказов и их язык как бы образуют одно целое, сгусток несостоятельности того, что происходит в жизни, в действительности!

IV. Учитель:

– В сборнике “Конармия” – 36 рассказов. Мы с вами выбрали – девять, названия их на доске (перечисляю!)

К каждой главе, т.е. к каждому рассказу здесь же на доске даны слова, которые для вас могут быть малопонятными.

Итак, в центре нашего внимания – 9 новелл.

А что такое новелла?

Новелла – небольшой по объёму жанр повествовательной литературы, приближающейся к повести или рассказу. Жанровые границы между этими формами не всегда могут быть проведены и определены.

А что такое рассказ вообще?

Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя (стр.137 Словарь терминов).

Каждый из данных рассказов представляет собой маленькое законченное художественное произведение! Самостоятельное и композиционно-оформленное! “Конармию” Бабеля можно читать с любого рассказа! Каждый рассказ закончен и уникален, все вместе они связаны образом главного героя Кирилла Васильевича Лютова. Помимо образа главного героя, все главы романа (рассказы или новеллы) И.Э. Бабеля составляют один общий роман. “Конармия” связывает традиционный в русской литературе образ дороги – СИМВОЛ ДВИЖЕНИЯ, ПУТИ, ВЫБОРА, ПОИСКОВ.

Илья Эренбург писал: “Бабель, будучи непосредственным участником боёв 1-ой Конной на Польском фронте, вёл систематический дневник. В тетрадке Бабель описывал всё как было. Это опись событий: наступление, отступление, разорённые, перепуганные жители городов и сёл, переходящих из рук в руки, расстрелы, вытоптанные поля, жестокость войны. Бабель в дневнике спрашивал себя: “Почему у меня непроходящая тоска?” И отвечал: “Разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде”.

А книга не такова: в ней, несмотря на ужасы войны, на свирепый климат тех лет, – вера в революцию и вера в человека. Правда, некоторые говорили, что И.Э.Бабель оклеветал красных кавалеристов. Горький заступился за “Конармию” и написал, что Бабель “украсил” казаков Первой Конной.

Бабель, однако, не “украсил” героев “Конармии”. Он раскрыл их внутренний мир. Он оставил в стороне не только будни армии, но и многие поступки, доводившие его в своё время до отчаяния; он как бы осветил прожектором один час, одну минуту, когда человек раскрывается. Именно поэтому я всегда считал Исаака Эммануиловича поэтом”.

V. Учитель:

– А сейчас мы посмотрим кадры хроники гражданской войны.

Просмотр кадров из видеофильма

“Россия. Забытые годы. (История гражданской войны)” Часть II.

VI. Учитель:

– А что такое гражданская война?

Ответ ученика:

вооружённая классовая борьба внутри государства.

VII. Учитель:

– Революция. Гражданская война – тяжелейшие годы для России, Советской России. Брат – на брата. Отец – на сына. Сын – на отца. Всё было поделено на красных и белых, белых и красных. М. Цветаева писала:

…белым был, красным стал

– кровь обагрила.

Красным был, белым стал

– смерть побелила…

Вы видели кадры хроники. 1-я Конная под командованием Семёна Будённого одерживала победу за победой на фронтах, И.Бабель показывает 1-ую Конную изнутри. Только ли победы несла Конная Армия народу, по судьбе которого она проходила? Бабель пытался предостеречь, что царство свободы и справедливости, не наступит на выжженной огнём почве и человеческих костях.

VIII. Пересказываем рассказ “Переход через Збруч”, зачитываем отдельные эпизоды

IX. Учитель:

Мы говорили, что каждый рассказ композиционно закончен и уникален, все вместе они связаны образом главного героя – Кирилла Васильевича Лютова, который является лирическим рассказчиком в “Конармии”. Это от его лица ведётся повествование всех рассказов. Но его не надо путать с самим автором, хотя они во многом и близки.

Название рассказа “Переход через Збруч” символизирует некий “переход” лирического героя из одного состояния в иное, грань “жизнь – смерть”. Рассказ, будучи законченным художественным произведением, выступает экспозицией по отношению к тексту всего сборника.

X. Вопросы:

  • На каком художественном приёме строится рассказ? (на антитезе)
  • Что противопоставляется чему? (жизнь – смерть, человек – вещь, человек – хуже вещи, я – вы, нищета материальная – нищете духовной, горечь утраты – упрёк в насилии. Антитеза “жизнь - смерть” поддерживается образами “отец – дочь”, “беременная женщина – мёртвый старик” )
  • В каком стиле написан рассказ? (Это сказ, повествование)
  • Какие ещё художественные приёмы можно здесь отметить? (Ретроспекция – обращение к прошлому. Это упоминание о Николае I, человеке виновном во многих человеческих жертвах. Автор как бы раздвигает временные рамки и соотносит эпоху прошлого с эпохой настоящего. Как бы задерживает нас на грани: настоящее – прошлое, есть – нет, жизнь – смерть. Это тоже антитеза.)
  • Отношение Лютова к происходящему? (Он всё происходящее воспринимает как безумие и кошмар.)

XI. Учитель:

В рассказе звучит постоянно мотив смерти, антитезой, т.е. противопоставлением ему является жизнь! На войне от смерти невозможно уйти.

XII. Пересказываем рассказ “Берестечко”, зачитываем отдельные эпизоды (стр.56-57 текста)

XIII. Вопросы:

  1. А понимают ли жители Берестечка, чего от них хочет военкомдив Виноградов, страстно призывая их к выборам Ревкома? (Нет, они даже не понимают этого слова.)
  2. Только что у них на глазах зарезан тихо без брызг старый еврей. Произошло убийство. Убийство это совершил солдат революции Кудря. Зачем им нужен Ревком? “Нет панов! – говорит военкомдив, – вы власть…”
  3. Какая разница между белополяками и ревкомовцами?! (Никакой! И те и другие несут насилие, смерть, произвол!)
  4. В каком стили написан рассказ? (Сказ, повествование)
  5. Роль Лютова в рассказе? (Сострадание к несчастным, сопереживание)

XIV.  Пересказываем рассказ “Соль”, зачитываем отдельные эпизоды (стр.59 текста) Вопросы:

  1. Почему рассказ написан в форме докладной? (Чтобы подчеркнуть бездушие происходящего, отсутствие сострадания. Докладная - официальный документ. Официальность документа подчёркивает холодную нелепость происходящего)
  2. Каков язык рассказа? (Язык митингов, воззваний, плакатов, “Мы, бойцы второго взвода клянёмся перед вами, дорогой товарищ редактор, и перед вами, дорогие товарищи из редакции, беспощадно поступать со всеми изменниками, которые тащат нас в яму и хотят повернуть речку обратно и выстелить Росею трупами и мёртвой травой. За всех бойцов второго взвода – Никита Балмашев, солдат революции”. Фамилия – Балмашев, значит взбалмошный )
  3. Отношение главного героя к происходящему? (Смех сквозь слёзы! Смеётся над нелепостью поступка Балмашева, а “слёзы” – убита женщина-мать из-за нескольких фунтов соли. Ну, кому из солдат помешала эта мешочница?! Но Никита Балмашев видит в ней своего кровного врага. И ему всё равно, что она женщина! Для него она – враг!)

Как мы уже сказали, рассказ строится в форме отчёта или докладной, с присутствием монолога. Этот монолог выдержан выдержан в стилистике плаката. И это не риторика, но формы сознания, в которых боец осознаёт реальность. Герой не просто видит мешочницу, но “несказанную Росею вокруг неё, и крестьянские поля без колоса, и товарищи, которые много ездют на фронт, но мало возвращаются…” Плакаты, лозунги, газетные штампы, большевистской пропаганды впитаны этим сознанием и слиты в гремучую и весьма действенную смесь. Сознание это, подобно первобытному, наделено почти художественным воображением, оно творит миф из осколков плохо переваренных идеологий, слухов и прочее, на человек живёт в этом мифе, и этот миф заслоняет от него не только подлинную реальность, но и универсальные, непреходящие нравственные ценности.

Бабель хочет официальностью документа подчеркнуть бездушие происходящего

XV. Пересказываем рассказ “Костёл в Новограде”, зачитываем отдельные эпизоды

В первые минуты и часы Советской власти вождь пролетариата Владимир Ильич Ленин провозгласил: “Религия – опиум для народа!” Этот революционный лозунг развязал руки “красной совдепии” часовни, церкви, соборы, монастыри и любые святые обители варварски уничтожать, церковную утварь грабить, а священнослужителей арестовывать, сажать в тюрьмы, оправлять в ссылки, расстреливать, казнить, убивать. Церковь была отделена от государства. В годы советской власти священников, которым чудом удалось сохранить свои приходы, заставляли доносить в КГБ тайну исповеди (покаяния). В данном рассказе Бабель раскрывает тему осквернения святая святых – польского костёла. Казаки, поправшие свою собственную христианскую веру, топчут католическую, изгаляясь над ней! Конармейская вольница – настоящее бедствие для селений и городков Западной Украины и Галиции, разрушающее небогатый, но налаженный быт и многовековую католическую культуру, как и культуру еврейских местечек.

XVI. Вопросы: Каково было отношение к религии, к церкви у молодого правительства Страны Советов? У бойцов революции? (Абсолютно отрицательное! Уничтожали, грабили, жгли, казнили и т.д.) Какой мотив большинства рассказов Бабеля? (Мотив осквернения)

XVII. Пересказываем рассказ “Гедали”, зачитываем отдельные эпизоды

XVIII. Вопросы:

  1. В каком стиле написан рассказ? (В разговорном, в форме диалога)
  2. О чём мечтает мудрый Гедали? (О сладком Интернационале)
  3. А как он понимает сладкий Интернационал? (“…чтобы каждую душу взяли на учёт и дали бы ей паёк по первой категории. Вот, душа, кушай, пожалуйста, имей от жизни своё удовольствие” стр.30)
  4. Какова философия мудрого Гедали? (“Интернационал, пане товарищ, это вы не знаете, с чем его кушают… Все говорят, что они воюют за правду, и все грабят”)
  5. Язык рассказа (Умный, интеллигентный, это речь талмудиста)
  6. Роль главного героя в рассказе? (Он нравственно на стороне Гедали, они как бы единомышленники).
  7. А что между ними общего? (Они образованные и культурные люди)

Бабель изобразил еврейское провинциальное местечко, захваченное революцией и страдающее как от белых, так и от красных. Бабель никогда не принадлежал к ортодоксальному иудейству, хотя в детстве, как и большинство иудейских детей изучал Талмуд и Тору. Но эта среда была хорошо знакома ему и далеко не безразлична. С большой теплотой нарисован им мудрый старик Гедали, который мечтает о “сладкой революции” и “Интернационале добрых людей” и ужасается стихии, которая, как и контрреволюция, хочет стрелять, и не может не стрелять. Он ужасается революции, которую, как самоуверенно отвечает старику рассказчик, “кушают с порохом и приправляют лучшей кровью...”

Мечта о “сладкой революции” была свойственна многим, тогда как в реальности та пахла “сырой кровью” и человеческим прахом. Бабель видел это своими глазами и нисколько её не идеализировал. Об этом красноречиво свидетельствует его дневник тех лет, который он вёл в походе Конармии, делая записи впечатлений прямо по горячим следам событий.

Революция приходила вместе с насилием, которое развязывала самые низменные инстинкты в человеке, а главное – обесценивало человеческую жизнь.

Бабель запечатлел неповторимое своеобразие еврейского мира с его хасидской привязанностью к земным радостям, его оригинальной жизнеутверждающей философией и поэзией, впитавшей в себя многовековую историю еврейского народа. Писатель сострадает ему в бедствиях: страницы, посвящённые ему, полны грусти. Но вместе с тем этот мир уже далёк от него, он кажется ему косным и обречённым перед наступающем новым миром.

XIX. Пересказываем рассказ “Письмо”, зачитываем отдельные эпизоды

XX. Вопросы:

  1. Форма письма? (Монолог-размышление, с включением диалога)
  2. Язык письма? (Разговор просторечный, язык крестьянского юноши, солдатский с элементами торжественности и газетно-митингового жаргона)
  3. Роль главного героя в рассказе (Он не приемлет происходящее!)

Жестокость и кровь, насилие и смерть. Мальчик Курдюков пишет матери о том, как сначала папаша, деникинский “стражник при старом режиме”, убивает брата мальчика, а спустя некоторое время другой брат, мстя за него, “кончает” самого папашу.

Автор показывает реальную кровожадность – равнодушную (отец убивает своего сына!) и агрессивную (брат мстит отцу за брата!) Эта кровожадность проявлялась так страшно в самой жизни. Кровожадность выражается не только в том, чтобы убить человека, но перед смертью причинить этому человеку боль и муку. Зачитываем стр.18 текста: “И по случаю той измены всех нас побрали в плен, и брат Фёдор Тимофеевич попались папаше на глаза. И папаша Фёдю резать, говор – шкура, красная собака, сукин сын и разно, и резали до темноты, пока брат, Фёдор Тимофеевич, не скончался”. Лейтмотив рассказа – мотив безумия. Человек теряет ощущение подлинной реальности, теряет сознание, теряет человеческое “я”, звереет. Это страшно!

“Письмо” написано в стиле монолога с элементами диалогической речи и самого диалога.

Характерно описание лиц героев: изверга-отца “со сверкающим взглядом бесцветных и бессмысленных глаз” и сыновей “чудовищно огромные, тупые, широколицые, луноглазые, застывшие – Фёдор и Семён”. Холодная фотографичность лиц невольно напоминает стихи А.Блока: “Ко всему готовы, ничего не жаль…”

XXI. Пересказываем рассказ “Смерть Долгушова”, зачитываем отдельные эпизоды

XXII. Вопросы:

  1. Как раскрывается Лютов в этой новелле? (Лютов остаётся ЧЕЛОВЕКОМ! Смертельно раненного Долгушова убивает не Лютов, а боец Афонька Бида. Лютов говорит: “Афоня, а я вот не смог.” Это авторская позиция. Сам Бабель не признавал насилия, в какой бы форме оно не проявлялось. Мы уже говорили о том, что многие поступки красноармейцев доводили Бабеля до отчаяния).

Здесь события приобретают более драматический характер. Раненный насмерть телефонист просит Лютова “стратить” на него патрон, поскольку ему всё равно не жить, смерть была бы только избавлением от лишних мук, к тому же “наскочит шляхта – насмешку сделает”. Но Лютов не готов к этому – вот так запросто лишить жизни человека.

Жалость и жестокость в силу обстоятельств меняются здесь местами, жалость становится жестокостью, и это настраивает рассказчика на переоценку ценностей, заставляет усомниться в них, теряющих свою актуальность, а главное – абсолютность в конкретных жизненных ситуациях, которые выворачивает на изнанку война.

Бабель прекрасно понимал, что происходившие события имеют мировой масштаб, что революционная ломка старого мира неизбежно сопряжена с насилием и кровью, что приход масс в революцию влечёт за собой и общее раскультуривание. Даже сочувствуя человеку, который стремится к справедливости, даже стараясь принять действительность такой, какая она есть, он всё равно оставался приверженным к старой культуре, всё равно не мог отделаться от предчувствий гибельности избранного страной пути.

XXIII. Пересказываем рассказ “Мой первый гусь”, зачитываем отдельные эпизоды

XXIV. Вопросы:

  1. Что мы узнаём о Лютове в этом рассказе? (Он человек образованный – “кандидат прав Петербургского университета”. Мировосприятие героя сложное, отношение к жизни противоречивое. Лютову тяжело среди красноармейцев).
  2. А почему? (Мешают образование и воспитание. Он не переносит насилие! Среди красноармейцев он чужой и поэтому одинок! Ему хочется стать “своим” среди бойцов.)
  3. Легко ли ему это даётся? (зачитываем на стр. 33-34 текста)
  4. В финале рассказа: “Я видел сны и женщин во сне, и только сердце моё, обагрённое убийством, скрипело и текло”
  5. А почему? (Для Лютова – это драма. Сцена воспринимается им, как гибель собственной души (“сердце моё, обагрённое убийством”)).

Новелла, казалась бы об обычном вырастает в глазах Лютова до размышления о жестокости, насилии и совести человечества.

XXV. Пересказываем рассказ “После боя”, зачитываем отдельные эпизоды

XXVI. Вопросы:

  1. Почему Лютов уходит в бой с незаряженным оружием? (Оказывается, Лютов не может убить человека, как Афоня. Лютов – человек с гуманным отношением к жизни. “Не убий!” – одна из заповедей Христа. Лютов в армии Будённого два года.)
  2. Почему он не меняется? (Он – ЧЕЛОВЕК, в любых условиях он остаётся самим собой).

Мы сделали девяти рассказов из романа Бабеля “Конармия”. Вы смогли конкретно убедиться, что казаки-красноармейцы 1-ой Конной Будённого мало чем отличались и от белополяков, и от атамана Шкуро, и от генерала Деникина, и от батьки Махно, и от прочей нечисти, которая несла боль и страдания народу. Евгений Шкловский писал: “В самом деле, что уж такого замечательного можно усмотреть в изображённых казаках-красноармейцах, в этой жестокой, малокультурной, тёмной массе, слепо рвущейся к обещанному светлому будущему? Да так ли рвущейся? Будничные интересы персонажей сосредоточены в основном вокруг лошадей, еды, женщин, награбленных вещей. Здесь больше, чем самоотверженности, - исступления и усталости от долгих дней затянувшейся войны, здесь – развязанные инстинкты, желание грабить, мучить и разрушать, прикрываемые всё той же идеей мировой революцией. Писатель видит их “правду” - правду живых людей, возмечтавших о неведомом лучшем будущем, почти насильно втянутых в войну, подхваченных стихией вседозволенности и бесконтрольности. Однако эта правда не только не утешает, но, напротив, внушает тревогу и растерянность, сомнение в правоте революционного дела…”

После выхода в свет “Конармия” над головой Бабеля сгустились грозовые тучи. Его обвинили в антисоветизме, в измене к Родине, как чуждого идеолога. Особенно старался С.М.Будённый, прославленный командарм 1-ой Конной.

А.М.Горький, будучи главным руководителем I съезда писателей, защищал Бабеля. Между Будённым и Горьким завязалась открытая через печать переписка. Будённый С.М. “Открытое письмо Максиму Горькому” стр. 111-112. Г.Меркин “Русская литература XX века” I часть г.Смоленск

А.М.Горький отвечал Будённому… (стр. 112-114. Г.Меркин “Русская литература XX века” I часть г.Смоленск)

Итак, мы в течение двух уроков говорили о новеллах И.Э.Бабеля, раскрывая их идейное содержание и, по возможности, особенности языка, художественных средств и методов.

XXVII. Вопросы:

  1. На основании всего услышанного, что можно сказать о рассказах Бабеля?
  2. Какова центральная тема бабелевских новелл? (Человек в нечеловеческих условиях гражданской войны)
  3. Что является высшей ценностью для Бабеля как для художника? (Человек “с большей буквы”)

Комментарий

  1. И.Э. Бабель был арестован 16 мая 1939 года и приговорён к расстрелу. Приговор в отношении Бабеля приведён в исполнение 27 января 1940 года.
  2. Посмертно реабилитирован в 1954 году.

  3. “Бабель рассказывает нам про Конную армию бабьи сплетни…” (Из письма С.Будённого М.Горькому, 1928 год) …Когда в сентябре 1920 года 1-ую Конную перебросили на Врангелевский фронт, целую дивизию Конармии за бандитизм осудил трибунал! Зачинщиков расстреляли. Дивизию условно расформировали, красноармейцам предложили смыть вину кровью.

В докладе В.И.Ленину командующий фронтом М.В.Фрунзе сообщал : “Обращаю внимание на необходимость серьезных мер по приведению в порядок в политическом отношении 1-й Конной Армии. Полагаю, что в лице её мы имеем большую угрозу для нашего спокойствия в ближайшем будущем”. (Геллер Юрий. Сталинский нарком//Огонёк, 1989, № 13. – стр.31)

Как могло случиться, что 1-я Конная из боевой, победоносной и легендарной превратилась в толпу бандитов?!

Попустительство, неоправданные жертвы “война спишет”, произвол, вседозволенность, бесконтрольность со стороны командного состава!!!

Люди “хмелели” от крови и превращались в зверей.

Литература

  1. Г.С. Меркин. Русская литература XX века. Часть I. Смоленск, 1990 г. стр.104-114
  2. “Литература – Первое сентября” № 24 - 1996 г. (Е.Шкловский “Исаак Бабель – страсть и боль художника”, стр.2-3)