Урок литературы "Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с происхождением и природой загадок;
  • раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;

Развивающие:

  • развивать умение отгадывать и сочинять загадки;
  • развивать логическое мышление учащихся;

Воспитывающие:

  • приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
  • воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку;

Задачи урока:

  • создать на уроке хорошее настроение, способствующее эмоциональному восприятию материала;
  • обогатить речь учащихся с помощью загадок, пословиц, поговорок;
  • обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок;

Оборудование:

Класс оформлен как русская изба,экран, мультимедийная установка, презентация “Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки.”

Практическая значимость и актуальность:

Содержание урока связано с фольклорными традициями народа, работая с загадками, пословицами и поговорками, ребята развивают мышление, делают более образной, меткой, афористичной свою речь. Помнят историю народа. Сохраняют связи с нашей Родиной.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Основная часть (представление жанров).
  4. Итог. Выставление оценок.
  5. Домашнее задание.
  6. Рефлексия.

Ход урока

Звучит народная музыка.

Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение : плохое или хорошее?

Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. (Самооценка ребят). Слайд №1.

Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвящённых фольклору. В начальной школе вы уже обращались к этой теме.

-Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (Ответы учеников).

Запишите в тетрадях тему урока и понятие о фольклоре. Слайд №2.

Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Фольклор (во втором значении)- совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд№3.

Фольклор всегда мелодичен, часто сопровождается движениями или танцами.

Фольклор- живое, постоянно обновляющееся явление. В нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы.

Малые жанры фольклора (колыбельная, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки,дразнилки,заклички,считалки,скороговорки,сказки,пестушки.) Слайд №4.

(Ученик читает вслух).

-Какие из жанров вам уже знакомы? (Ответы учеников).

Сегодня мы будем говорить о загадках, пословицах, поговорках.

Загадка-выражение, которое нуждается в разгадке. Запишите в тетрадь. Слайд№5.

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.

Метафора (от греч. - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Слайд №6.

(Ученик читает вслух).

А сейчас рассмотрим, как строится загадка. Слайд №7.

Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег.

Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. Можно слово “снег” заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так? Слайд №8.

Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.

Ребята, предлагаю вам творческое задание.

1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. Слайд №9.

Молодцы!

Физкультпауза

“Что за золото пословицы русские!..”

А.С.Пушкин

Ребята, а сейчас мы поговорим о пословицах.

Пословица

  • Краткое мудрое суждение о жизни
  • Содержит поучительный смысл
  • Законченное суждение
  • Характеризует поступки человека, образ жизни
  • Украшает речь Слайд №10.(Читает ученик вслух).

В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую форму поведения.

- Ребята, какие пословицы знаете вы? (Ответы учеников).

Следующее задание “Объясни смысл пословицы”

Береги платье снову, а честь –смолоду.

Ученье- красота, неученье – простота.

Чему учился, тому и пригодился.

Ученье лучше богатства. Слайд №11.(Рассуждения ребят)

Ребята, попробуйте сопоставить темы пословиц и сами пословицы. Слайд №12.

А сейчас я предлагаю вам тексты, к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы.

Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету).

Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.

(Любишь кататься – люби и саночки возить). Слайд №13.

Молодцы!

“Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..”

А.С.Пушкин.

Ребята, а сейчас мы переходим к следующему жанру – поговорка.

Поговорка

  • Меткое суждение
  • Часть суждения, незаконченное предложение
  • Даёт оценку поступкам человека, но не поучает
  • Выражает чувства Слайд №14. ( Читает ученик вслух).

Ребята, попробуйте объяснить смысл поговорок

Язык до Киева доведёт. Семеро одного не ждут. Правда глаза колет.(Рассуждения ребят). Слайд №15.

Ребята, а сейчас попробуйте отличить пословицу от поговорки.

  • Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
  • Комар носа не подточит.
  • Больше дела – меньше слов.
  • Муравей не велик, а горы копает.
  • Всему своё время
  • Не боги горшки обжигают. Слайд №16. (Учащиеся выполняют задание письменно.)

Ребята, скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни? Слайд №17.(Ответы учащихся).

Итоговое задание. Определи, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Слайд №18.

  • Висит сито не руками свито.
  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  • Красна птица перьем, а человек ученьем.
  • Седьмая вода на киселе.

Итог урока. Оценки за работу.

Домашнее задание на выбор:

  • Сочинить загадки.
  • Написать сочинение о родном крае, закончив пословицей.
  • Создать книжку-малышку “Малые жанры фольклора”. Слайд №19.

Звучит народная музыка.

Ребята, вспомните начало урока и поднимите знак, который укажет теперь на ваше настроение. Слайд №20.

Спасибо за урок.

См. приложение 1.