Цель: познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России, проследить эволюцию чувства к Родине в лирике поэта,как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики.
Задачи: исследовать творчество С.Есенин; отметить особенности изображения родной природы в стихотворениях;выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина
Вступительное слово учителя:
Сергея Есенина невозможно понять, если не говорить о теме родины в его лирике. В жизни каждого человека бывают светлые и мрачные периоды. Поэт острее воспринимает всё то , что его окружает. Посмотрим, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики. С этой целью выделим пять периодов в жизни Есенина.
-1914 -1916 гг. Любовь-поклонение. Есенин переезжает в Москву, затем в Петербург. Оставленные и родные рязанские просторы снятся по ночам, рождая светлую тоску по тому, что покинуто, но даёт силы жить и творить. В эти годы поэт создаёт самые светлые свои стихи.
1-й блок стихотворений. (Слайды 1-9)
-1917-1919 гг. Любовь-мираж . “О пашни, пашни, пашни...”, “О верю, верю, счастье есть...”, “Душа грустит о небесах”.
2-й блок стихотворений (Слайды 10-13)
-1920 – 1921 гг.Кризис. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко. Трагическое мироощущение рождает уродливые образы, “тёмные” метафоры определяют характер поэзии.
3-й блок стихотворений: “Сорокоуст”, “Не жалею, не зову, не плачу...”.(Слайды 14-19)
-1922-1924 гг. Вдали от Родины.
4-й блок стихотворений: “Москва кабацкая”, “Страна негодяев”. (Слайды 20-23)
-1924- 1925 гг.Возвращение на родину. Последние годы жизни. Поэт не ждёт от неё подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком “прям”, слишком обаятельный, слишком шумный – во всём слишком.
5-й блок стихотворений. (Слайды 28-32)
Итак, первый период – “светлый”, второй – тёмный, третий - ...? Вот на этот вопрос и предстоит вам ответить на сегодняшнем уроке. Каково было мироощущение поэта в последние годы жизни? Каким предстаёт лирический герой Есенина 1924 – 1925 годов?
Работа в группах.
Класс разделён на 5 групп. Каждая получила задание проанализировать стихотворения С.Есенина определённого периода и выявить особенности образного мышления поэта в этот период времени. В конце урока учащиеся каждой группы должны оформить свои наблюдения в виде таблицы:
Задание первой группе:
Прочитайте стихотворения, написанные С.Есениным в первый период творчества (см. слайды). Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в это время (1914-1916 гг.). Оформите их в качестве эпиграфа над таблицей. Найдите в приведённых поэтических текстах интересующие нас образы и оформите в виде таблицы.
Каков образ родины и каково отношение к ней поэта? Ответ на этот вопрос оформите в виде небольшого текста или нескольких предложений, в которых используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.
Задание для второй группы:
Прочтите стихотворения, написанные поэтом в 1917-1919 годах. В таких стихотворениях, как “Я по первому снегу бреду...”,“О пашни, пашни, пашни...”, “О верю, верю, счастье есть...”, “Вот оно, глупое счастье... ,“О муза, друг мой гибкий...”, “Теперь любовь моя не та...”), “Зеленая прическа...” , “Вот такой, какой есть...”,“Закружилась листва золотая...” и в ряде других, на первый взгляд, мало приметвремени. Но чем больше мы вслушиваемся в их звучание, тем отчетливее улавливаем в них новый душевный настрой поэта:
О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
....................................
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
(1917)
Подберите эпиграф к таблице и запишите в неё наиболее характерные образы, отражающие мироощущение Есенина в этот период творчества.
Как воспринимает поэт окружающую его действительность?
Задания для третьей группы:
Анализ стихотворения “Сорокоуст”
В начале 20-х гг. Есенин переживал глубокий духовный кризис,вызванный непониманием революционной действительности, и это накладываетотпечаток на его поэзию: в ней появляются мотивы одиночества, душевнойусталости и трагической безысходности.
В 1920 году он пишет “Сорокоуст” (Сорокоуст — молитвы об умершем в течение сорока дней после смерти православной церкви), в которомзаявляет о своем неприятии машины и города. Стихотворение открываетсяпредчувствием надвигающейся на деревню катастрофы, которая “тянет к глоткамравнин пятерню”. Природа очень тонко чувствует приближениекатастрофы: это и мельница, и бык. Образ врага в первой части стихотворенияне конкретизируется, но Есенин указывает на главные его признаки. Этожелезное существо, а значит, холодное, бездушное, искусственное, чуждоеприроде.
Во второй части стихотворения образ врага разрастается. Это уженекто, кто всё крушит и ломит, несёт в деревню погибельную болезнь подназванием “стальная лихорадка”. Поэт резко противопоставляет “железным”качествам врага незащищённость старой деревни, дорогой и милой сердцуЕсенина.
В третьей части стихотворения этот конфликт представлен какпоединок жеребёнка и чугунного поезда, догнать которого пытается бедноеживотное. Поэтические строки пронизаны горькой болью лирического героя,который понимает бессмысленность поступка животного. Поэт передаёт резкоменяющуюся на его глазах картину мира, смещение ценностей, когда за убитыхживотных покупают железного монстра:
И за тысячи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
(1920)
Возникающий в этих строках мотив насилия над природой получаетсвоё развитие в четвёртой части стихотворения через мотив смерти:
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
(1920)
Гибель русской деревни передаётся через мелодии русской гармоники.Сначала гармоника жалостно плачет, затем “тужиль” предстаёт уже какнеотрывное качество русской гармоники. Лирический герой этого стихотворениянесёт в себе всю грандиозную боль и горечь, переживая гибель старой деревнии народной культуры.
Задания для четвертой группы.
Как появляется тема родного дома?
Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном
из писем он отзывался о загранице, как об “ужаснейшем царстве мещанства...”, где “в страшной моде Господин доллар, а не искусство ...самое высшее — мюзик-холл”. Взгляды С. Есенина меняются. “Там, из Москвы, нам казалось, что Европа — это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может”
Начинается период его возрождения, очень трудный, но плодотворный.Поэт с ужасом увидел, что “очутился в узком промежутке”, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что оностался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему“чужим”. Есенин стремится преодолеть это отъединение, включиться в трудовойритм новой жизни.
Задания для пятой группы.
Прочитайте стихотворения, написанные в последнее годы жизни поэта. Выпишите в таблицу наиболее характерные образы, подберите эпиграф из стихотворений данного периода (1924 – 1925годы).
Составьте 6-8 словосочетаний или предложений, которые характеризовали бы мироощущение лирического героя Есенина в 1924-1925 годы.
Перечень стихотворений для анализа:
“Низкий дом с голубыми ставнями...”
“Мы теперь уходим понемногу...”
“Неуютная жидкая лунность...”
“Несказанное, синее, нежное...”
“Спит ковыль. Равнина дорогая...”
“Синий май. Заревая теплынь”.
Возможные эпиграфы:
Первая группа:
- “Всё встречаю, всё приемлю,/ Рад и счастлив душу вынуть...”
- “Если крикнет рать святая: / “Кинь ты Русь, живи в раю!”/ Я скажу: “Не надо рая, / Дайте родину мою”.
Вторая группа:
- “ Скоро, скоро часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час!”
- “Здравствуй ты, моя чёрная гибель, /Я навстречу к тебе выхожу!”
- “Мир таинственный, мир мой древний, /Ты, как ветер, затих и присел. /Вот сдавили за шею деревню/ Каменные руки шоссе”
Пятая группа:
- “И на этой на земле угрюмой/ Счастлив тем, что я дышал и жил”
- “Радуясь, свирепствуя и мучась, /Хорошо живётся на Руси”
- “И в этот вечер вся жизнь мне мила, /Как приятная память о друге”
Заключение.
Есенин — единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано, пронизано “чувством родины”. Это не тютчевская “вера”, не лермонтовская “странная любовь”, и даже не страсть-ненависть Блока. Это именно “чувство родины”. В определенном смысле Есенин — художественная идея России.
Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства — все это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произведениях сказать свое правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи.
Уйдя из жизни в 30 лет, С.А. Есенин оставил нам чудесное и богатое поэтическое наследие. И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.
Домашнее задание.
- Написать сочинение на тему “Эволюция темы родины в лирике С.А.Есенина”
Список литературы.
- Занковская Л.В. Новый Есенин: Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. М., 1997.
- Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха.М., 1979.
- Обучающие практические работы по литературе. Под ред. Т.Н.Андреевой. М., Дрофа, 2005.