Литература
-
Методическая разработка по повести В.Г. Распутина "Прощание с Матерой" "Судьба малой родины…" 2012
В статье раскрываются нравственные проблемы литературы 80-х годов XX века. Учащиеся знакомятся с творчеством В.Распутина. Раскрывается идея о своевременности и современности, любви к своей малой родине в произведении «Прощание с Матёрой».
-
Методическая разработка по современной литературе в 11-м классе "Из времен Чингисхана" 2008
Методическая разработка урока по литературе для учащихся 11-го класса "Из времён Чингисхана" - продолжение урока "Чингиз Айтматов - духовная опора народа", опубликованного в материалах Фестиваля 2006/2007 года. Повесть к роману "Белое облако Чингисхана" Чингиза Айтматова содержит богатейший духовно-нравственный, воспитательный материал, необходимый современному молодому человеку – выпускнику. Предлагаемая форма урока - компенсация отсутствия текстов в школьной библиотеке.
-
Методическая разработка проекта для учащихся 6-го класса "Старинные меры в паремиологии" 2009
Проект был реализован авторами с учащимися 6-го класса. Работа может служить примером применения проектной технологии. Коллективом учащихся создана электронная выставка «Старинные русские меры в жемчужинах речевого творчества». Всего найдено и объяснено 42 пословицы и поговорки. Данная работа актуальна уже потому, что заставляет учащихся не только обратиться к истории языка и освоить простейшие навыки экспериментальной работы, но и использовать полученные знания при изучении других предметов. В результате работы дети пришли к выводу, что пословицы потому и живут столетиями в народной речи, что в разных меняющихся жизненных условиях всякий раз обретают новый смысл, применяются по сходству ко всё новым и новым людям, событиям, делам.
-
Методическая разработка системы уроков литературы в 6-м классе по программе В.Я. Коровиной. М.Пришвин. "Кладовая солнца" 2008
В работе представлена система уроков по темам, соответствующим требованиям программы под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2005 6-е издание) и ориентированным на учебник-хрестоматию 6 кл. под редакцией В.Я.Коровиной, (М.: Просвещение, 2006 г.) Обобщен и систематизирован материал уже существующих поурочных разработок по данной теме, показаны различные виды деятельности обучающихся на уроке. В работе содержится методика изучения теоретических литературоведческих понятий при целостном изучении художественного текста.
-
Методическая разработка сценария "Литературная гостиная" (сценарий по творчеству Б.Пастернака, поэта и переводчика) 2010
Урок формирует у подрастающего поколения нравственные качества и гражданские ориентиры, популяризирует поэзию. Формирует чувства ответственности за сохранение литературного наследия России.
-
Методическая разработка тематического вечера "Грустит романс тревожно и светло!" 2010
Романс – жанр музыкально-поэтического творчества, являющийся частью русской художественной культуры. Задача вечера – помочь музыке и словам выйти из глубины души и глубины вещей и объединить в прекрасную, волнующую и благотворно воспитывающую и детей и взрослых гармонию, полную подлинной, свежей и прозрачной жизни.
-
Методическая разработка урока "Испытание любовью" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". 10-й класс 2021
Цели урока: раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”; понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.
-
Методическая разработка урока "Отношение человека к животным" 2022
Представлена методическая разработка урока "Отношение человека к животным" на осетинском языке.
-
Методическая разработка урока "Роль цвета в поэтическом мире А.А. Блока" 2013
Тема «Роль цвета в поэтическом мире А.А. Блока» входит в раздел «Литература начала ХХ века» перспективно-тематического плана для групп 1-го курса НПО. Содержание урока и задания ориентированы для проведения в группе по профессии «Художник росписи по дереву».
-
Методическая разработка урока "Скороговорка в музыке и литературе" 2016
Интегрированный урок по музыке и литературе позволяет углубить представления обучающихся 2-го класса о культуре русского народа, его традициях и обычаях. Во время урока обучающиеся знакомятся с такими понятиями как: скороговорка, музыкальная скороговорка, фольклор.
-
Методическая разработка урока "Традиции западноевропейской литературы в русской поэзии. Сонет" 2009
Урок посвящен рассмотрению вопроса о традициях и новаторстве в развитии жанра сонета в русской поэзии XX века. Это второе занятие, которое проводится после урока, посвящённого знакомству с жанром "сонет" на материале произведений Петрарки и Шекспира.
-
Методическая разработка урока “А.Грин «Алые паруса». Роль мечты в жизни человека” 2024
Цели урока: определить, какую роль играет мечта в жизни героев произведения; познакомить учащихся с краткой биографией А.Грина, его произведением "Алые паруса"; знать литературные термины (феерия, повесть, биография, средства художественной выразительности); вызвать интерес к творчеству писателя.
-
Методическая разработка урока (план-конспект) с презентацией к уроку-прологу по творчеству Достоевского Ф.М. в 10-м классе 2010
Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает участие в подготовке урока, организуя КТУД (коллективное творческое учебное дело). Используются различные формы и методы из педтехнологий. Это и словарная работа, работа со справочной научной литературой, подготовка презентации, анализ творчества, подготовка литературного чтения, организация работы в группах.
-
Методическая разработка урока в 11-м классе "Мотив трагического одиночества героини рассказа В.П. Астафьева "Людочка" 2010
Почему люди страдают от одиночества? Каковы причины? Почему героиня не нашла другого выхода? На эти вопросы пытаемся найти ответы, анализируя рассказ В.П. Астафьева "Людочка".
-
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11-м классе "Путь как поиск… (по рассказам Б.Екимова)" 2019
Цель урока: раскрыть понятие «путь» через произведения Бориса Екимова. Учащиеся формулируют ключевые вопросы урока, ставят перед собой учебные задачи, а затем в процессе анализа рассказов составляют кластер, раскрывая значения слова «путь», постигая нравственный смысл произведений Екимова.
-
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5-м классе по произведению Саши Чёрного "Дневник фокса Микки" 2007
Задачей урока является высветить личность и судьбу А.М. Гликберга - интересного человека, замечательного писателя, так ярко и драматично прожившего свою жизнь; пробудить интерес к чтению как к увлекательному процессу. Форма проведения урока - групповая работа с карточками, самостоятельные сообщения учащихся, викторины.
-
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6-м классе по феерии А. Грина "Алые паруса" 2011
Представленный урок разработан в соответствии с программой по литературе для 6-го класса под редакцией В.Я. Коровиной. Программный материал предусматривает подробный анализ 1-й главы феерии, полностью дети читают произведение дома и обсуждают на уроке внеклассного чтения. Представленный урок является уроком обобщения и систематизации знаний.
-
Методическая разработка урока внеклассного чтения для 9-х классов "Жизнь бессмертна и труд бессмертен!" (по повести Ч.Айтматова "Материнское поле") 2009
Побывав на этом уроке, приняв в нём активное участие, ребята по-иному начинают смотреть на мир, т.к. под влиянием мастерства автора открывают для себя такие фундаментальные для любой личности понятия, как Родина, Отчизна, боль утраты близкого человека, труд во имя всех людей, ответственность за свою жизнь, за жизнь окружающих людей.
-
Методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 2018
Цели урока: учить детей анализировать литературное произведение; формировать читательский навык; воспитывать нравственные качества.
-
Методическая разработка урока литературного чтения для 4-х классов 2009
Данный урок - это исследовательская работа учащихся, в процессе которой школьники узнают о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Они знакомятся с поэтом как с личностью, наделённой особыми чертами характера, страстями, взглядами на жизнь, на дружбу и многое другое.
-
Методическая разработка урока литературы "Загадки А.С. Грибоедова" 2012
Урок проводится в форме брифинга. Обучающиеся распределяются на три группы (первая группа – официальные лица, самые сильные ученики класса; вторая группа – представители средств массовой информации, самые слабые ученики класса; третья – сотрудники информационных служб). Урок является интерактивным, т.к. основными участниками брифинга являются дети.
-
Методическая разработка урока литературы "Люблю отчизну я…". Идейно-художественное своебразие стихотворения Лермонтова "Родина" 2009
Урок посвящён анализу стихотворения «Родина»: рассматриваются особенности лексики, композиции, идейное содержание. Особое внимание уделяется понятиям «гражданственность», «патриотизм», «официальный патриотизм», разделению понятий «родина» и «государство»; подчёркивается значимость стихотворения для дальнейшего развития темы родины в русской поэзии.
-
Методическая разработка урока литературы "Предостережене Е.Замятина". По роману "Мы" 2008
Представлена методическая разработка урока литературы "Предостережение Е.Замятина. Роман "Мы". Урок целесообразно проводить в режиме максимально самостоятельного диалога читателя с текстом художественного произведения. Учебный материал разбит по тематическим блокам, что облегчает его понимание и истолкование. Предлагаемый урок предназначен для учащихся 10–11-х классов (в зависимости от программы) и рассчитан на два учебных часа.
-
Методическая разработка урока литературы "Приключение на Блудовом болоте". Игра-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца" 2008
Урок носит интегрированный характер, что дает возможность учащимся проверить свои знания не только в области литературы, но и географии, биологии, ОБЖ. Отвечая на вопросы каждого этапа, ученики демонстрируют знание текста произведения, его стилистических особенностей; умение проводить языковой анализ, создавать свои тексты на основе исходного.
-
Методическая разработка урока литературы (7-й класс) "Мы в ответе за тех, кого приручили". Повесть Р.Ругина "Ланги" 2008
Урок проводится в рамках реализации национально-регионального компонента и ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию. Его можно провести в 7-м классе после изучения рассказа Л.Андреева "Кусака". Произведения объединяет общий гуманистический пафос; делается акцент на формировании чувства сострадания к "братьям нашим меньшим".
-
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе "Апология Плюшкина" 2009
Задачи урока: проанализировать главу о Плюшкине из поэмы Н.Гоголя "Мёртвые души"; соотнести авторскую и читательскую позиции по отношению к Плюшкину.
-
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Тайна поэтического текста" 2011
Урок направлен на то, чтобы приблизить учащихся к пониманию всей сложности и увлекательности процесса наслаждения поэтическим словом. Учащиеся узнают об отличиях поэзии и прозы, учатся проводить анализ стихотворения, размышляют о роли поэзии в жизни человека.
-
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок" 2009
Методической целью урока является использование в практике работы системы Е.Н. Ильина (преподавание литературы как предмета, формирующего Человека). Проблемные вопросы этического и нравственного характера, межпредметные связи с музыкой и живописью способствуют осмыслению злободневных проблем современной действительности, нравственных начал человеческого бытия.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе "Категория времени в стихотворении Б.Л. Пастернака "Сон" 2010
Цель урока: через специфику образной системы понять концепцию мира в стихотворении Б.Л. Пастернака "Сон"; создать условия для усвоения алгоритма анализа лирического произведения; способствовать формированию речевой компетенции.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе "Послереволюционное творчеству В.В.Маяковского. Стихотворение "Левый марш"" 2013
Цель урока: знакомство учащихся с эстетикой и поэтикой послереволюционного творчества В.Маяковского; подготовить учащихся к осмыслению трагедийного характера мироощущения пота в послереволюционный период творчества.