Литература
-
Методическая разработка урока литературы "Приключение на Блудовом болоте". Игра-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца" 2008
Урок носит интегрированный характер, что дает возможность учащимся проверить свои знания не только в области литературы, но и географии, биологии, ОБЖ. Отвечая на вопросы каждого этапа, ученики демонстрируют знание текста произведения, его стилистических особенностей; умение проводить языковой анализ, создавать свои тексты на основе исходного.
-
Методическая разработка урока литературы (7-й класс) "Мы в ответе за тех, кого приручили". Повесть Р.Ругина "Ланги" 2008
Урок проводится в рамках реализации национально-регионального компонента и ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию. Его можно провести в 7-м классе после изучения рассказа Л.Андреева "Кусака". Произведения объединяет общий гуманистический пафос; делается акцент на формировании чувства сострадания к "братьям нашим меньшим".
-
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе "Апология Плюшкина" 2009
Задачи урока: проанализировать главу о Плюшкине из поэмы Н.Гоголя "Мёртвые души"; соотнести авторскую и читательскую позиции по отношению к Плюшкину.
-
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Тайна поэтического текста" 2011
Урок направлен на то, чтобы приблизить учащихся к пониманию всей сложности и увлекательности процесса наслаждения поэтическим словом. Учащиеся узнают об отличиях поэзии и прозы, учатся проводить анализ стихотворения, размышляют о роли поэзии в жизни человека.
-
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок" 2009
Методической целью урока является использование в практике работы системы Е.Н. Ильина (преподавание литературы как предмета, формирующего Человека). Проблемные вопросы этического и нравственного характера, межпредметные связи с музыкой и живописью способствуют осмыслению злободневных проблем современной действительности, нравственных начал человеческого бытия.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе "Категория времени в стихотворении Б.Л. Пастернака "Сон" 2010
Цель урока: через специфику образной системы понять концепцию мира в стихотворении Б.Л. Пастернака "Сон"; создать условия для усвоения алгоритма анализа лирического произведения; способствовать формированию речевой компетенции.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе "Послереволюционное творчеству В.В.Маяковского. Стихотворение "Левый марш"" 2013
Цель урока: знакомство учащихся с эстетикой и поэтикой послереволюционного творчества В.Маяковского; подготовить учащихся к осмыслению трагедийного характера мироощущения пота в послереволюционный период творчества.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва" 2009
Цель урока: пробудить живой интерес к личности и творчеству Н.С. Гумилёва; продолжить работу над развитием навыков в написании сочинений-эссе (монолог от лица поэта, заметка литературоведа, интервью с поэтом).
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе по теме "Ах, любовь! Она ведь всем знакома…" Особенности любовной лирики Сергея Есенина" 2010
Организация самостоятельной исследовательской деятельности групп на основе анализа архивных и литературных источников (письма поэта, документы и воспоминания современников), проблемные вопросы и творческие задания способствуют осмыслению особенностей художественного мира Сергея Есенина.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе по теме "Особенности поэтики А.Блока ("Стихи о Прекрасной Даме") 2008
Урок показывает влияние философии В.С. Соловьева на А.Блока на поэтов-символистов, сопоставляет поэтику символизма и поэтику Блока, анализируя стихотворения, вошедшие в книгу "Стихи о Прекрасной Даме".
-
Методическая разработка урока литературы в 6-м классе И.С.Тургенев. Характеристика героев и пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг» 2019
Цели: научить учащихся отбору материала для характеристики героев произведения; выработать умение работать над средствами художественной выразительности; развивать логическое и образное мышление.
-
Методическая разработка урока литературы в 6-м классе по теме "Месть. Что это?" (анализ фрагмента повести В.Закруткина "Матерь человеческая") 2009
Урок помогает подвести к осознанию того, что у поверженного (а значит, более неопасного) врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить.
-
Методическая разработка урока литературы в 6-м классе по теме "Русский национальный характер в "Сказке о тульском косом левше и о стальной блохе" Н.С. Лескова" 2010
Данный урок литературы нацелен на формирование гражданской позиции учащихся среднего звена, а также на воспитание чувства патриотизма школьников, чувства гордости за русского талантливого человека, на развитие навыков критического осмысления поступков героев через чтение и анализ художественного текста.
-
Методическая разработка урока литературы в 7-м классе «Является ли Андрий предателем?» (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба») 2023
Цели урока: на основе внимательного и вдумчивого прочтения художественного текста, сформировать представление об особенностях характера литературного героя, раскрыть значение понятия «предательство», подготовить учащихся к созданию письменной творческой работы; показывая своеобразие характера литературного героя, совершенствовать навыки анализа текста, навыки монологической и письменной речи; развитие у школьников чувства доброты, любви к Родине, к общечеловеческим, культурным ценностям.
-
Методическая разработка урока литературы в 7-м классе. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. "Памятник Ю.П. Вревской" 2009
Пробуждая дар души, школьники учатся размышлять о собственной судьбе, о своём мире и предназначении. Только на основе вечных этических ценностей, выработанных культурой и временем, возможны социальный прогресс и нравственное развитие общества и человека.
-
Методическая разработка урока литературы в 7-м классе. Ф.Абрамов. "О чем плачут лошади" 2008
Одна из главных задач, стоящих перед учителем литературы, - подтолкнуть учащихся к правильному выбору жизненных ценностей. Нужно постараться сформировать у школьников нравственные оценки, научить определять свою позицию и соотносить её с авторской. При этом главным источником познания являются художественные произведения.
-
Методическая разработка урока литературы в 8-м классе "Быть взрослым — это не только права, но и обязанности". Нравственные проблемы в повести А.Алексина "А тем временем где-то…" 2008
Вопросы этического и нравственного характера, создаваемые проблемные ситуации, опережающие индивидуальные и групповые творческие задания направлены на развитие навыков самостоятельного анализа художественного произведения, воображения и эмпатийной культуры учащихся. Материалы урока помогают восьмиклассникам разобраться в содержании прочитанной повести, осознать смысл понятия "взрослость".
-
Методическая разработка урока литературы в 8-м классе "Гуманизм в рассказе Л.Н. Толстого "После бала" 2010
В настоящее время материальные ценности преобладают над духовными. Исчезают такие понятия, как милосердие, доброта. Рассмотрение темы гуманизма в рассказе Л.Н. Толстого является своевременной. Она способствует изменению взглядов детей на поступки окружающих и свои поступки.
-
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе "Учиться понимать человека" (по рассказу В.Шукшина "Ванька Тепляшин") 2009
Художественная литература определяет нравственный мир человека. И от нас, преподавателей, зависит, каким вырастет будущее поколение. Поэтому, разрабатывая данный урок, я хотела привлечь внимание учащихся к тем проблемам, которые поднимает автор в рассказе, и выяснить, актуальны ли они в наши дни.
-
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или …?" 2008
Урок носит проблемный характер. В ходе занятия используются различные методы: инсценирование, работа со словарями, работа с таблицами и т.д. Что сближает Чичикова с помещиками? Чем Чичиков отличается от них? Какие качества делового человека способствовали его карьерному росту? Почему всё-таки автор называет его "подлецом"? Решение этих проблемных вопросов позволяет постичь загадку сложного характера Чичикова, углубляет понимание идейно-художественного своеобразия поэмы. В ходе сопоставления различных мнений о герое учащиеся также определяют свою собственную позицию и отвечают на вопросы: "Почему этот образ вечен? Страшны ли Чичиковы?"
-
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу" 2010
Практическое занятие позволяет обобщить, систематизировать знания. Нестандартные, творческие уроки, несомненно, повышают эффективность урока и учебно-воспитательного процесса. Подобные уроки предполагают более глубокое знание материала, формируют интерес к чтению. Подобранные формы работы помогают реализовать цели урока.
-
Методическая разработка урока литературы для 11-го класса "Правда и ложь, истина и сострадание в пьесе М.Горького «На дне»" 2010
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе по пьесе М. Горького «На дне», построенного в форме дискуссии с целью углубления и расширения знаний особенностей драмы как рода литературы, знакомства с особенностями пьесы.
-
Методическая разработка урока литературы для 9-го класса по произведению А.П. Чехова "Смерть чиновника" 2011
Краткость – важнейшая черта рассказов А.П. Чехова. Чем короче рассказ, тем больше мастерства требуется от автора – в малом сказать о большом. Увеличиваются требования к композиции, которая должна сделать рассказ более выразительным. Деталь – один из приёмов Чехова, помогающий представить изображаемую картину. Эволюционная ступенька образа "маленького человека" в литературе ХIХ века, составление формулы поведения такого человека в рассказе "Смерть чиновника".
-
Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса СПО направления 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» по теме "Я тоже была..." (о личности и судьбе Марины Цветаевой) 2024
Цели урока: определить основные этапы жизни и творчества поэта, выяснить, что привело к трагическому концу; систематизировать лекционный материал, развивать литературоведческий навык художественного чтения поэтического произведения, умение сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал; воспитывать интерес учащихся к личности и творчеству М.И.Цветаевой, формировать эстетический вкус обучающихся, реализовав межпредметные связи – литературу и музыку.
-
Методическая разработка урока литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина "Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…" (М.Ю.Лермонтов) 2017
Формой проведения урока выбрана игра, позволяющая организовать работу в малых учебных группах, активизировать внимание, интерес к материалу, сформировать сплоченность, проявить целеустремленность и другие качества, необходимые для учебы и профессиональной деятельности. Методическая разработка может оказать помощь в работе как опытным, так и начинающим педагогам и использоваться на уроках в группах других специальностей.
-
Методическая разработка урока литературы по теме: "Рассказ И.С. Тургенева "Живые мощи". Акцентный анализ". 9-й класс 2007
Предлагаемый урок предназначен для учащихся 8–9-х классов (в зависимости от программы). В учебном материале задействованы и уже известные детям литературоведческие термины и понятия, и новые "оксюморон" и "ретроспекция", а также ряд понятий культурологического характера. Урок целесообразно проводить в режиме диалога читателя с текстом художественного произведения.
-
Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"» 2007
Цели урока: показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого; изучить жизненные источники рассказа "После бала", особенности композиции рассказа; провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.
-
Методическая разработка урока литературы с использованием ИКТ в 9-м классе по трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" 2010
Применение информационно-коммуникационных технологий, использование разнообразного иллюстративного материала, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, помогает учителю при подготовке и проведении занятий.
-
Методическая разработка урока литературы. Анализ комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" 2008
Урок предназначен для учащихся 9-10-х классов (в зависимости от программы) и рассчитан на 2 учебных часа. Урок знакомит учащихся с жанром комедии; выявляет конфликт, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассматривает комедию с позиций канонов классицизма и отступления от них.
-
Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус", 6-й класс 2008
Урок – первоначальное знакомство с выдающимся шедевром русской лирики ставит целью нравственное и эстетическое воспитание учащихся; расширяет представление о композиции литературного произведения; учит видеть картины, нарисованные автором; обогащает словарный запас; развивает интерес к поэзии; даёт представление о жизни стихотворения в живописи и музыке.