Слайд 1 Открытый урок по литературе в 10 классе учитель Андреева Евгения Викторовна,МКОУ СОШ № 26 с.Мельничное Красноармейский район Приморский край
Слайд 2 Тема “Религиозное осмысление романа М.Е.Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”
Слайд 3
Цели:
Обучающая:
- Продолжить формирование навыков сопоставительного и художественного анализа текста;
- Закрепить знания и умения учебно-познавательного характера: анализ эпиграфа, работа с текстами разных жанров и типов, выборочное чтение, выразительное чтение.
Развивающая:
- Развитие речи учащихся, закрепление навыков монологического высказывания;
- Развитие аналитических способностей (сопоставление произведений, относящихся к различным видам искусства – литературы и изобразительного искусства)
Воспитательная:
- Формирование системы нравственных приоритетов: любовь к людям, утверждение семейных и религиозных ценностей, неприятие лжи и лицемерия;
- Воспитание активной жизненной позиции через осмысление религиозных текстов и соприкосновения с величайшим Творением – Библией.
Слайд 4: Эпиграф:
“Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда –
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго добро –
От злого зло родится.”
Фаррухи
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
– Долгое время советское литературоведение игнорировало религиозный аспект русской классической литературы. А между тем истинное понимание классики невозможно без обращения к религии, и в первую очередь к христианской религии, а именно православию. Можно с уверенностью говорить, что большинство русских писателей утверждали своим творчеством незыблемость истинных ценностей, заложенных в христианстве. И лишь немногие из них (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский) пытались их оспорить.
? – А к какому лагерю принадлежал Салтыков-Щедрин: тех, кто утверждал или отрицал эти ценности ?(Непродолжительная дискуссия, в результате которой учащиеся должны прийти к выводу, что писатель утверждал христианские ценности.В случае затруднения учитель задает наводящий вопрос)
? – На чем может быть основан вывод? (Ответ содержится в имени-прозвище главного героя – Иудушка, - что предполагает религиозное осмысление произведения.)
УЧИТЕЛЬ: Но внешне “Господа Головлевы” есть роман социально-психологический, точнее – семейная хроника.
? – Что является предметом изображения в этом произведении (Судьба дворянского рода, его оскудение и вырождение)
УЧИТЕЛЬ: Но несомненно более важной, чем судьба дворянства, является проблема оскудения и разрушения семейного начала как одной из основ человеческого существования. В этом для писателя выразился кризис веры в недрах российской жизни. Я предлагаю проследить процесс этого разрушения.
?- Кто и как начал этот процесс? (мать, Арина Петровна, положившая свою жизнь на стяжательство, т.е накопление богатств)
? – Расскажите об отношениях, царивших в семье Головлевых.(рассказ об отношениях между членами семьи, матери к детям, выборочное чтение эпизодов из гл. “Семейный суд”)
УЧИТЕЛЬ: Предлагаю вам прослушать отрывок из проповеди архимандрита Иоанна Крестьянкина, жившего на рубеже ХХ – XIX веков, о родительской любви.
(выразительно читает подготовленный ученик)
Слайд 5:“Отцу и матери нужен ли подвиг, чтобы любить своё дитя? Младенцу надо ли учиться любить отца и мать? Если же в сей любви всё делается без подвига и почти без ведома человека: где тут достоинства добродетели? Это просто естественное чувство, которое и в бессловесных примечаем. Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок; но любовь к родителям или детям не есть еще высокая добродетель, кроме особенных случаев, когда ее возвышает соединенное с нею самоотвержение или самопожертвование.”
? – О ком вспоминает священнослужитель, говоря о высокой, жертвенной, любви к детям? (О Богоматери и Младенце Иисусе).
Слайд 6. Икона Владимирской Богоматери
? – Как в православной иконописи отражены отношения матери и сына? Что в первую очередь бросается в глаза? (Любовь и страдания о судьбе Сына, нежность ребенка, прильнувшего к матери)
? – Чем Арина Петровна отличается от Пресвятой Богородицы, ведь у нее были любимые дети? (любовь Арины Петровны заключается в том, чтобы дать кусок послаще, выслушать ябеды)
УЧИТЕЛЬ: Т.е. воспитание ее и забота о детях заканчивается с “выбрасыванием кусков”. Иначе говоря, головлевский мир изначально вывернутый, и, несмотря на то что слова “Бог” и “семья” не сходят с языка Арины Петровны, в действительности нет любви ни к Богу, ни к семье.
? – В какой сцене это особенно ярко выражено? (в сцене возвращения Степки-балбеса, в которой намеренно повторяется коллизия притчи о блудном сыне.)
Пересказ притчи подготовленным учеником близко к тексту либо чтение из Библии
Слайд 7: картина Рембрандта “Возвращение блудного сына”
? – Что сближает героев романа и притчи? (характеры сыновей: их жадность, праздность, паразитизм как образ жизни)
? – А чем отличаются сюжеты? (дети зачитывают цитаты : размышления Степки, возвращающегося под родительский кров, его рассказ о жизни в городе; приводят и примеры “родительской заботы” Арины Петровны, отмечается особая роль Иудушки в решении судьбы брата)(Слайд 8Арина Петровна и Иудушка)
УЧИТЕЛЬ: Притча о блудном сыне заканчивается словами Христа: “Есть ли среди вас такой человек, который, когда сын у него попросит хлеба, подал бы ему камень?”
Но Арина Петровна, по наущению Иудушки, подает именно камень. И это становится законом головлевского мира. Ничего, кроме жалкого скопидомства, не осталось в этой семье. Причиной такой вывернутости становится собирание сокровищ на земле, о чем говорится в Евангелии от Матфея.
Чтение подготовленного ученика: “И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет”.
? – Как вы поняли эту притчу? (нельзя думать о земных благах, но нужно думать о богатстве души, соблюдая Заповеди и Законы Божии)
УЧИТЕЛЬ: (Слайд 9:Десять Заповедей) (объяснение детьми Заповедей, их понимание и восприятие Божьих Законов)
Слайды10, 11: Как Иудушка соблюдает Заповеди?
? – Расскажите, как соблюдаются Заповеди в перевернутом головлевском мире.
(примеры из текста: в семействе Головлевых один бог и один идол – золото; имя Господа произносится даже в минуты гнева и проклятий (т.е. всуе); отношение к матери и своим детям, ложь и лицемерие всю жизнь, зависть и предательство - причем это не только в Арине Петровне и Иудушке замечаем, а во всех членах семьи Головлевых)
(Отдельно скажем о соблюдении 4-й Заповеди – о посвящении седьмого дня Богу)
– Кажется, Иудушка не только 7-ой день недели, а все время посвящает Богу. Почему же мы можем говорить, что и эта Заповедь им нарушается? (Все его благочестие – мертвая форма без содержания. “Он знал множество молитв и особенно заучил технику стояния. То есть знал, когда нужно шевелить губами
И закатывать глаза, когда следует складывать руки ладонями внутрь и когда держать их воздетыми, когда надлежит умиляться и когда стоять чинно, творя умеренные крестные знамения. И глаза и нос его краснели и увлажнялись в определенные минуты, на которые указывала ему молитвенная практика. Но молитва не обновляла его, не просветляла его чувства...”. Т.е. поведение Иудушки – это пародия на святость. Не случайно даже Улитушке, далеко не праведнице, он привиделся сатаной.)
УЧИТЕЛЬ: И все-таки именно Иудушке выпало счастье осознать всю пустоту и никчемность своей жизни. К нему, совершенно неожиданно для читателя, приходит раскаяние.
? – Когда это происходит? (в Страстную Пятницу, время духовного очищения)
? – А какая мысль неотступно преследовала его все последние недели? (мысль о самоубийстве, величайшем и неумолимом грехе)
? – Почему его начинают одолевать эти мысли? (понял никчемность и бессмысленность всей его жизни).
? – В какой момент Иудушка останавливается в полушаге от пропасти? (стоя перед иконой Спасителя и всматриваясь в Его лик, он осознает, что ничтожество человека может быть преодолено Божией поддержкой).
Символично поведение Порфирия Владимировича перед иконой Спасителя. Чем оно отличается от прежнего? (впервые он осмысленно вглядывается в лик, пытаясь осознать и разделить Его страдания на кресте).
? – Почему Салтыков-Щедрин, планировавший всего 3 главы, написал 7, а не удовлетворился кульминационной – “Семейные итоги”(Автору надо было показать всю степень падения и последующего воскрешения Иудушки).
- Обратите внимание, как автор именует главного героя на последних страницах романа, когда герой понял бессмысленность своего существования и осознал всю степень своей вины в гибели семейства Головлевых и своей души. (Порфирий Владимирович, а не Иудушка, что означает “Человек”, (т.е. там, где Иуда гибнет безвозвратно, Иудушка возвращается к жизни вечной)).
- Символична и завершающая картина романа: Порфирий Владимирович идет на могилу матери “проститься”, совершая свой крестный ход.
Слайд 12: Порфирий Владимирович идет к могиле матери
? – Какую роль играет пейзаж? (зачитать пейзажную зарисовку)
Когда-то Иудушка в пароксизме лицемерия произнес такую фразу “За пять верст нужно по делу идти – за пять верст пойду; за десять верст нужно – и за десять верст пойду! И морозец на дворе, и метелица, а я все иду да иду! Потому знаю: дело есть – нельзя не идти!” Можем ли мы верить в искренность этих слов?.. Но теперь событие переходит на иной уровень и совершается в вечности.
- Однако роман не заканчивается смертью Порфирия Головлева. О чем говорит последняя фраза романа? (Все возвращается на круги своя, а именно к суетному стяжанию и греху).
Анализ эпиграфа (слайд 14)
УЧИТЕЛЬ: По определению Андрея Платонова, “вещество существования” человека на последней степени надругательства над ним само поднялось на свою защиту. И постояло за себя, возродив в человеке человеческое и Божественное. И создатель “Господ Головлевых” сумел это обнаружить и утвердить путем вхождения в такие сферы бытия, которые сам однажды, говоря о Достоевском, назвал областью “предведений и предчувствий”.
СПАСИБО ЗА УРОК!