Тип урока: изучение нового материала методом самостоятельной практической работы по 5, 6, 13, 28 главам.
Цель: проанализировать, как через главы о литературных собратьях утверждается основная идея романа – вечные истины всегда остаются вечными.
Предварительные задания:
1) составить план раскрытия темы будущего урока
по указанным главам;
2) подготовить рассказ по составленному плану;
3) выразительно прочитать отрывки из 5 главы:
описание дома Массолита и его кабинетов;
разговор на гастрономическую тему («Эх-хо-хо… Да,
было, было! Помнят московские старожилы
знаменитого Грибоедова…»), описание пляски
литераторов в ресторане и его директора
Арчибальда Арчибальдовича; из 28 главы фрагмент
разговора Бегемота и Коровьева перед домом
Массолита («Обрати внимание, мой друг, на этот
дом…»).
Эпиграф урока: «Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели нужно спрашивать у него удостоверение? …вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет» (Коровьев – герой романа «Мастер и Маргарита»).
Перед началом урока два ученика записывают на доске свои варианты плана раскрытия темы урока. По ходу его учитель с учениками, сравнивая эти записи, составляют окончательный план, в который учителем дополнительно включаются первый и последний пункты, отражающие вступительное слово педагога и вывод, помогающий сформулировать идейный замысел Булгакова в раскрытии образов «товарищей по литературному цеху».
В результате в конце урока окончательный план становится следующим:
1. «Герои» Булгакова – благоденствующие
писатели.
2. Дом Массолита – «Дом Грибоедова». Вид снаружи и
изнутри.
3. Членский билет Массолита – своеобразный
пропуск в «рай».
4. Берлиоз, глава Массолита, и его правление.
5. Ресторан – источник зависти всей Москвы.
6. «И было в полночь видение в аду».
7. Поэт Рюхин – «кулачок», «тщательно
маскирующийся под пролетария».
8. Ударим по пилатчине (и богомазу, который
вздумал протащить её в печать).
9. Конец Грибоедова – наказание за ?
(Отступление от вечных истин).
10. Есть ли надежда на возрождение настоящей
литературы?
ХОД УРОКА.
Поисковая беседа, цель которой в нахождении ответа на вопрос: «Соответствуют ли изображённые в романе литераторы высокому званию писателя – мастера?»
Учитель. На сегодняшнем уроке мы продолжаем работы над темой «Сатира в романе», которая тесно связана с темой «Дьяволиада в романе». Докажите это.
(Благодаря Воланду и его свите, в смешные, трагикомические ситуации, описанные в романе, попадали такие герои (антигерои), как Лиходеев, Босой, Поплавский, председатель и руководители зрелищной комиссии, Римский и Варенуха, Иван Бездомный.)
– А описывая нравы «собратьев по перу» в 5-ой, 6-ой главах, Булгаков не привлекает «нечистую силу». Почему?
(И без прямых разоблачений «нечистой силы» после правдивого и реалистичного описания нравов московских литераторов нам становится понятной низменность, приземлённость жизненных интересов людей, которые должны быть «властителями человеческих душ» и в своих творениях утверждать общечеловеческие истины.)
– Каких же литераторов показывает Булгаков? Как к ним относится? Вспомним положение в литературе в конце 20-х – начале 30-х годов?
(Ребята вспоминают, что, когда Булгаков начинал работу над романом, благоденствующими литераторами были члены РАППа – гегемона от литературы; прочих писателей они пренебрежительно называли «попутчиками». С 1934 года все вроде бы стали равноправными членами ССП. Но атмосфера в Союзе писателей не отличалась от той, которую нагнетал РАПП, и всё меньше способствовала свободному творчеству. О литераторах, чувствующих себя как рыба в воде в подобной обстановке, и пишет Булгаков.)
Учитель: О своих «собратьях по перу»
автор пишет от первого лица, на них мы смотрим
глазами Булгакова («Но довольно, ты отвлекаешься,
читатель! За мной!...»), а не Воланда. Причём только
на благоденствующих в сложившихся условиях. Об
истинно талантливых писателях, которые в
обстановке единоличной диктатуры вынуждены были
или приспосабливаться и сочинять угодное
сталинской команде, или писали «в стол», рискуя
показать свои творения лишь самым близким
друзьям, Булгаков не упоминает. Но с
удовольствием он проходит сатирой по «тылам
литературного фронта».
А сейчас докажем это, анализируя содержание 5, 6, 13
глав. Отправной точкой в нашем исследовании
может стать эпиграф, записанный на доске.
(Прочитать его.) Так чем же определяется
настоящий писатель? И какой смысл Булгаков
вкладывает в местоимение ЧТО («что он
пишет»)?
Далее ученики раскрывают по тексту пункты плана, формулировка каждого из них предварительно оговаривается. Выразительно зачитываемые ребятами отрывки текста либо являются составной частью их рассказа, либо дополняют, расширяют его, но в любом случае через «живой» текст чётко звучит отношение самого Булгакова к рассматриваемому материалу. Во время ответов своих одноклассников ребята в тетрадях записывают основные моменты их рассказа и выводы, которые следуют из него. Затем учитель периодически корректирует эти записи после заслушивания их по каждому вопросу у 1-2-х учеников.
– Так, к примеру, по 2, 3, 6, 7 пунктам плана могут
быть сделаны следующие краткие комментарии.
– Дом Массолита, Дом Грибоедова (в реальной жизни
это Дом Герцена, который занимало правление
РАППа), набит чем угодно, только не тем, что имеет
отношение к литературному творчеству.
– Член Массолита, имеющий его билет, –
привилегированный писатель, он допущен в
своеобразный материальный рай.
– Касаясь квартирно-дачно-командировочных
страстей, Булгаков охотнее всего говорит о
ресторане. Полуночная пляска литераторов в
духоте ресторана показана как видение в аду. Даже
бал сатаны проходит пристойнее и жизнерадостней.
Завершается эта пляска вскриком автора, полном
комического и некомического ужаса: «О боги, боги
мои, яду мне, яду!»
– Поэт Рюхин ради спокойствия и всяческих благ
писал только стихи с призывами: «Взвейтесь! да
развейтесь!» Он маскировался под пролетария,
хотя был «кулачок по своей психологии». Он не
верил в то, о чём писал. Он похоронил свой талант,
если он у него и был. А сейчас озлоблен на
настоящих творцов, которые жили и писали, не
предавая себя ни в чём (мысли Рюхина о Пушкине).
Работая над 4-м пунктом плана, останавливаемся только на содержании 5-ой главы. А о председателе Массолита Берлиозе только вспоминаем, так как более подробно говорили о нём на уроке «Сатирическое разоблачение мира пошлости и стяжательства», отвечая на вопрос, за что Воландом был так жестоко наказан этот человек без фантазии.
Восьмой пункт плана органически вытекает из предыдущих, но на данном уроке 13 глава не анализируется, так как этому будет посвящён отдельный урок («Творчество и судьба художника. Мастер»). Мы только отмечаем, то истинные подвижники, такие как Мастер, вызывают у массолитовцев озлобление и стремление нравственно, а то и физически уничтожить их. Именно критик Латунский и литератор Лаврович начали в печати гонение на Мастера и его роман, который одобрил сам его герой – Иешуа Га-Ноцри. Показательна реакция Ивана Бездомного на их имена: он «как-то сконфуженно покряхтел, но ничего не сказал» (гл.13).
Девятый пункт плана сначала записывается не
полностью: «Конец Грибоедова – наказание за…».
Учитель предлагает закончить формулировку.
Сначала ученики рассказывают по 28 главе о конце
Дома Грибоедова, а затем, анализируя диалог
Коровьева и Бегемота, с помощью учителя
заканчивают формулировку 9-го пункта плана.
Наводя на нужное слово, учитель просит назвать
идею романа, и ученики в своих рассуждениях
переходят к нравственным категориям: Любви,
Дружбе, Добру, Правде, Свободе.
Учитель: Вечные истины всегда остаются вечными: в прошлом, в настоящем и в будущем. Отступление от них должно караться. Это и побудило Булгакова так сурово расправиться руками Коровьева и Бегемота с приютом «подвижников». Но самого Дома Грибоедова автору становится жаль, и Воланд выражает надежду, что будет выстроено новое здание, которое окажется лучше прежнего. «Так и будет, мессир», – уверяет его Коровьев. А уж он-то знает, что говорит.
Учитель: Есть ли надежда на возрождение настоящей литературы? Кто из героев романа является частью этого лучшего будущего?
(Поэт Иван Бездомный, любимый ученик Мастера, в эпилоге ставший профессором Иваном Понырёвым. Именно Ивану Николаевичу, в котором продолжается то, что осталось от Мастера на земле, отданы заключительные строки роман.)
Учитель: Сформулируйте общий вывод по теме урока.
(«Собратья по перу» сатирически рисуются Булгаковым, так как их интересует только своё сиюминутное благополучие, которое зависит от их умения приспосабливаться к окружающей среде. Они забыли о порядочности, чести, свободе, правде; всё это они отдали за дачу, «творческую командировку» в Крым, «яйца-кокотт с шампиньоновым пюре». И за это достойно наказаны, правда, пока не в реальной жизни, а в романе «нечистой силой».)
Учитель: Снова обратимся к эпиграфу урока. Да, писатель определяется тем, ЧТО он пишет. И это ЧТО должно, с точки зрения Булгакова, нести «разумное, доброе, вечное». Только такая литература слов: «Рукописи не горят». (Воланд, гл.24.)