Цель занятия: реконструкция внесценических эпизодов, иллюстрация, инсценирование 12-го, 13-го явлений 4-го действия; умение выделять элементы композиции (кульминация), работа с гоголевским словом, анализ 3-го действия комедии.
Оборудование: художественные тексты комедии, рабочие тетради, иллюстрации Кардовского, портрет Н.В. Гоголя.
Ход занятия
1. Опрос домашнего задания
Чтение и обсуждение 2–3-х сочинений учащихся об игре актеров во 2-м действии.
2. Сообщение цели урока
Работа с 3-м действием комедии по теме «Триумф Хлестакова».
Словарная работа: триумф – выдающийся, блестящий успех, победа, торжество (словарь В.И. Даля).
3. Беседа
– Как удалось Ивану Александровичу Хлестакову подняться по лестнице величия, достичь такого успеха в провинциальном городке, кто этому способствовал?
– Сегодня в центре событий – Хлестаков.
– Что увидел Хлестаков во время осмотра города и как его принимали? Драматургу важно сконцентрировать внимание на самых значительных для развития действия сценах, поэтому некоторые эпизоды приходится относить за сцену, зрителю о них известно из разговоров действующих лиц, но они не показаны. Это внесценическое действие. Прежде чем показывать Хлестакову городские учреждения, городничий повез его завтракать к Землянике, который, если судить по его фамилии и облику, был сластеной и знал толк во вкусной пище. Когда дрожки подъехали к больнице, Хлестаков несколько испугался: грязное неоштукатуренное здание напоминало тюрьму, а видневшиеся в окнах больные походили на арестантов: белые колпаки в сочетании с грязными халатами производили странное впечатление. «Уж не в больницу ли для сумасшедших меня везет?» – подумал Хлестаков. Но стоящий на пороге богоугодного заведения Земляника так усердно и любезно раскланивался, что Хлестаков решился войти. Правда, он едва сразу же не выскочил оттуда: такой плотный запах кислой капусты и крепкого табака ударил ему в нос. Но вот кончился темный гулкий коридор, и Хлестаков оказался в чисто прибранной комнате, главным украшением которой был стол, заставленный разными винами и закусками, сюда было принесено все, что в спешном порядке можно было собрать в городе, вытрясти из купцов. Хлестаков повеселел и ретиво принялся за еду. К концу завтрака он так отяжелел, что не захотел смотреть больницу! Но Земляника все-таки затащил его в одну палату (не зря же он велел больным надеть чистые колпаки и привесить к кроватям таблички).
Больные лежали в кроватях по стойке смирно, закрывшись одеялами почти до глаз, чтобы только колпаки и можно было увидеть. На вопросы посетителя им также не велено было отвечать. Так что кокетливому кудахтанью Хлестакова ответствовало только мычание лекаря. Увидев, что здесь не с кем приятно поговорить, Хлестаков захотел продолжить осмотр города.
– Как выглядит и как ведет себя Хлестаков в доме городничего?
(Совершенно освоился со своим положением, считает, что любезность чиновников, их почтительная услужливость объясняются его личными достоинствами. Он принимает знаки внимания благосклонно.)
В «Предуведомлении для господ актеров» читаем: «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя... он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь. Темы для разговоров ему кладут выведывающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор». Но вот Хлестаков усажен в кресло, в котором он чувствует себя более прочно.
– Доволен ли герой осмотром города? Почему? (Текст)
(Удовлетворено любопытство и тщеславие: «Мне нравится, что у вас показывают проезжающим всё в городе...»)
– Как нужно произнести следующую фразу (удивленно, обиженно или капризно): «В других городах мне ничего не показывали»?
(Хлестаков наконец перестал чувствовать голод: «Завтрак был очень хорош. Я совсем объелся».)
– За счет чего создается комический эффект?
(В диалоге соседствуют торжественно-казенная лексика и просторечия.)
За ней (репликой) следует: «...здесь нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства».
– А далее?
(«Я люблю поесть (прост.). Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия (книжн.)».)
– Вполне откровенно и совершенно искренне говорит Хлестаков. Литературная цветистость фразы еще более подчеркивает ничтожность «жизненной программы» Хлестакова.
– Впрочем, в понятие «срывать цветы удовольствия» Хлестаков вкладывает не только желание вкусно и обильно поесть, стать центром внимания общества, но и нечто другое. «Скажите, пожалуйста, нет ли у вас каких-нибудь развлечений, обществ, где бы можно было, например, поиграть в карты?»
– Отчего чиновники так настойчиво говорят о своем отвращении к картам?
– Здесь Гоголь выступает как мастер подтекста. «Эге, знаем, голубчик, в чей огород камешки бросают!» Реплики в сторону – средство создания комического.
– Развлечение, которого так недостает Хлестакову для полного блаженства, не замедляет явиться: входят дамы.
– Как ведет себя Хлестаков при знакомстве с Анной Андреевной и Марьей Антоновной? (Оживляется, присутствие дам придает ему сил (текст): «Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть».)
– Не чувствуете ли вы некоторую несовместимость слов в этой фразе? (Ирония!) Но Анна Андреевна поражена галантностью Хлестакова и не замечает его невольной иронии. Автор здесь смеется и над Хлестаковым, высказывающим в своей фразе обратное тому, что он хочет сказать, и над теми, кто не замечает иронии этой галантной фразы. Соревнование в любезностях продолжается. (Текст.)
– Какими жестами Хлестакова сопровождается этот диалог? (Здесь воспоминания И.Ильинского.)
– Далее следует сцена вранья. Чтение подготовленного ученика.
– В чем комизм сцены? (Использование гипербол: «...арбуз в 700 рублей», «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа».) Смешно не только то, что Хлестаков в число своих сочинений зачисляет и комедию Бомарше «Женитьба Фигаро», и оперу Беллини «Норма», и целый журнал «Московский телеграф». Все названное очень разнородно: острая, насмешливая комедия Бомарше полярно противоположна строгой, торжественной и сдержанно-страстной опере Беллини.
Он пытается сказать нечто чрезвычайное, сверхъестественное, но сказать ему совершенно нечего. Поэтому фраза часто обрывается на середине, он перескакивает с одного на другое. (Текст: «легкость необыкновенная в мыслях».)
– Как неопределенность мысли Хлестакова сказывается в самом построении монолога? (Приступая к рассказу о петербургской жизни, герой не знает, к чему придет в конце.) Сначала он коллежский асессор (согласно Табели о рангах, введенной Петром I в 1772 году, гражданский чин 8-го класса – дворянство), а в конце монолога он уже вельможа. Действие развивается со все нарастающей энергией. Ложь на наших глазах фантастически разрастается. (Здесь можно дать цитату Ю.Лотмана ст. «О Хлестакове».)
– Что же дает возможность Хлестакову беспрепятственно подниматься по лестнице величия? (Реакция его слушателей.) Чем больше трясутся чиновники от страха, тем больше распаляется Хлестаков.
Самое комичное в восприятии слушателями вранья Хлестакова в том, что его истинное лицо чиновники принимают за искусную маску, а вымышленный им вздор – за действительное, настоящее лицо.
– В чем многозначительность реплики героя о лестнице на 4-м этаж? (Как далеко он ушел от действительности.)
– Сцена вранья. Ее место в развитии конфликта пьесы? (Кульминация.) Гоголь не раз указывал, что самый ужас ожидания, «гроза идущего вдали закона» являются основной пружиной действия его комедии. Да, вот это триумф!
– Как вы думаете, кто в комедии, помимо чиновников, способствует триумфу Хлестакова? (Женщины.) Далее, если позволит время на уроке, инсценирование эпизода «объяснение в любви» дочери городничего.
Выводы: Гоголь высшим судом искусства убеждает нас в том, что происходящее на сцене – чистейшая правда. «Всякий хоть на минуту... делался или делается Хлестаковым...» (Н.В. Гоголь «О литературе»)
Домашнее задание
Творческая работа «Я везде, везде!»