Урок литературы «Идеал человека в понимании Н.А. Некрасова». 10-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (342 кБ)


Цели:

образовательная:

  • дать представление об идеале человека в понимании Н.А Некрасова.

воспитательная:

  • воспитывать уважительное отношение к жизненному подвигу передовых людей: В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского.

развивающая:

  • развивать устную и письменную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Урок сопровождается презентацией PowerPoint.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть. “Вызов”.

1 слайд: ИДЕАЛ. Ассоциативный ряд. Актуализация имеющихся знаний.

2 слайд:

Идеал – (фр. ideal от греч.idea – представление, идея).

Высшая степень совершенства, предел стремлений. (Современный толковый словарь русского языка)

3 слайд: Объявление темы урока: “Идеал человека в понимании Н.А. Некрасова”

4 слайд:

Работа с эпиграфами урока:

Наивная и страстная душа,
В ком помыслы прекрасные кипели,
Упорствуя, волнуясь и спеша,
Ты четко шел к одной высокой цели.

5 слайд:

Н.А. Некрасов

“В нашем отечестве роль писателя – есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных. Но чтобы быть вполне достойным такой “роли”, мало одних гуманистических позывов: нужно твердо знать, чему “учить” и от чего “защищать”. Н.А. Некрасов

- Дополняют ли эти слова Некрасова его положения о поэтическом творчестве?

6 слайд: В стихотворениях Некрасова проявляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине и способен отдать жизнь во имя ее.

В поэтических раздумьях поэта о его друзьях запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени, неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова, Белинского, Чернышевского, Писарева, Шевченко. Их памяти Некрасов посвятил стихотворения, пытаясь осмыслить истоки подвига патриотов.

II. Основная часть урока: “Осмысление”. Получение новой информации.

В ходе изучения новой темы составляется кластер на доске. Учащиеся делают записи в тетрадях.(Рисунок кластера прилагается).

7 слайд: Виссарион Григорьевич Белинский - знаменитый литературный критик

В середине 1842 года произошло знакомство Белинского и Некрасова. Некрасов сразу же понравился Белинскому. Знакомство вскоре перешло в дружбу. В кружке, который собирался вокруг критика, было немало талантливых людей, их связывали вполне дружеские отношения, но только в Некрасове Белинский увидел представителя новой разночинной интеллигенции, к которой принадлежал и сам.

Белинскому нетрудно было угадать подлинное призвание Некрасова. По словам И.И. Панаева, он полюбил его за “резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, который вынес он из своей труженической и страдальческой жизни и которому Белинский всегда мучительно завидовал”.

Белинский начал увлеченно работать над развитием Некрасова, над расширением его кругозора; он старался внушить ему те истины и то направление мысли, которые казались ему единственно справедливыми. 

О чем были их разговоры? Конечно, о литературе, о новых книгах, о журналах, но, прежде всего о том, что особенно волновало в это время критика: с увлечением он развивал перед друзьями идею социализма, мысль о необходимости свободы для большинства. Некрасов был благодарным и внимательным слушателем. Нередко, засидевшись у Белинского часов до двух ночи, он потом долго бродил по пустынным улицам в возбужденном настроении – столько было нового и непривычного в том, что он слышал. В позднейших стихах Некрасов указал те предметы, которых чаще всего касался Белинский:

Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе...
(“Медвежья охота” , 1867)

Лозунги Великой французской революции, названные здесь, показывают, что Белинский с полной откровенностью излагал в кружке свои самые заветные убеждения. Некрасов понимал и ценил это. По свидетельству Достоевского, он благоговел перед Белинским. Отныне все главные литературные замыслы Некрасова, его издательские начинания складывались под влиянием идей и вкусов Белинского.

Некрасов говорил, что для него встреча с Белинским была “спасением”. “Всем ему обязан”, - заявлял он. Действительно, в формировании мировоззрения, в восприятии революционных идеалов Некрасовым роль Белинского была исключительно велика.

8 слайд: Стихотворение “Памяти приятеля”.

  • Под таким названием публиковалось стихотворение, посвященное Белинскому. Из-за цензурных соображений имя критика не упоминалось.
  • Почему Белинский является идеалом для Некрасова?

Возможно, причиной этому служит то, что именно благодаря Белинскому Некрасов стал великим поэтом. Когда Белинский прочел стихотворение Некрасова “Железная дорога”, он со слезами на глазах подошел к нему и сказал: “Знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный!”. 

Известно так же, что Белинский так был увлечен стихотворением “Родина” , что выучил его наизусть, переписал и послал своим знакомым в Москву. 

Ученица читает стихотворение “Памяти приятеля”.

Могила Белинского на Волковом кладбище в Петербурге была, действительно, затеряна и разыскана только в 1856 году.

- Почему, по-вашему мнению, Белинский погиб – “несчастный и незнаем”?

- Какие изобразительные средства использует Некрасов для раскрытия образа Белинского?

Подтвердите примерами, что труд Белинского “живет и долго не умрет”.

9 слайд: Стихотворение “Памяти Добролюбова”. Идеал общественного деятеля в стихотворении “Памяти Добролюбова”.

Ученица читает наизусть стихотворение “Памяти Добролюбова”.

Сообщение ученицы:

Николай Алексеевич Некрасов был редактором и издателем лучших журналов своего времени – это журнал “Современник”, выпускаемые с 1847 по 1866 года и журнал “Отечественные записки”, который выпускался с 1868 года и до конца жизни

Некрасова. Когда работал в журнале “Современник”, судьба свела Некрасова с замечательным человеком – Николаем Александровичем Добролюбовым (1836-1861). Он был молод, полон энергии, выступал против монархии, крепостного права, дворянско-буржуазного либерализма. В журнале он выступал, как публицист, литературный критик и просто как революционер – демократ. Добролюбов пропагандировал идеи крестьянской революции, предсказывая появления нового человека – деятеля и борца в русской жизни и в литературе.

Н.А. Добролюбов написал несколько критических статей: “Что такое обломовщина?”, “Темное царство”, “Луч света в темном царстве” и “Когда же придет настоящий день?”. Нам почти неизвестно, а ведь еще писал сатирические стихи и пародии.

Работая в одном журнале, сошлись и полюбили друг друга два великих человека: один – народный певец, другой – народный борец за счастье и свободу человека.

Жизнь Добролюбова была недолгой, его не стало в 25 лет. Общественность тяжело переживала утрату. Некрасов написал, спустя три года, стихотворение “Памяти Добролюбова”. Н.А.Некрасов показал яркий образ революционера, отметив в друге, уменье подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию.

- Можно ли некоторые строки стихотворения назвать афористическими?

Работа в группах.

- Составьте по стихотворным цитатам характеристику Добролюбова.

Первые строки звучат, как гимн, человеку молодому, страстному, умеющему сплотить вокруг себя народ:

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Вера в высокие идеалы, духовная чистота Добролюбова раскрывается

Некрасовым в следующих строках:

Сознательно мирские наслаждения
Ты отвергал, ты чистоту хранил...
Как женщину ты родину любил...

Некрасов опечален потерей друга. Добролюбов был для поэта идеалом, рвущийся в жизненный полет, человек с большим сердцем и талантом организатора, сколько бы пользы принес для родины, но увы:

Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.

Некрасов видел в Добролюбове такие качества, которые могут быть только в человеке идеальном. Он видел в нем революционера, готового сгореть в пламени борьбы, он был морально чист, его подвиг – служение народу, сочетался с разумом и могучей мыслью революционного деятеля:

Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Прошли годы, время сгладило в человеческой памяти горе потери, а певец народного горя не мог смириться с утратой своего идеала, и эта печаль звучит в его строках, обращение к земле – матушке:

Плачь, русская земля! Но и гордись –
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:

Поэт обращается к людям, говоря им, как хорош был этот человек:

Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно...

Обращение поэта к матушке – природе и к народу российскому с заботой о будущем России.

Что же будет, если на земле перестанут рождаться такие замечательные люди, борцы и организаторы, чистые душой и пылкие сердцами?

Автор оставляет вопрос для раздумья потомкам, а сам прерывает, не закончив четверостишье:

Природа – мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...

Каждая группа знакомит класс с характеристикой, составленной на материале стихотворения “Памяти Добролюбова”.

10 слайд: Добролюбов прожил очень мало, всего 25 лет, но его звезда на небосводе зажглась и продолжает дарить нам свой свет с космических высот, а благодаря Некрасову человечество помнит его и чтит.

11 слайд: Стихотворение “Н.Г. Чернышевский”.

Николамй Гавримлович Чернышемвский   — русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Первоначально стихотворение имело авторское заглавие “Пророк”.

Разработка темы была осуществлена в традиционном стиле (как и стихотворениях Пушкина и Лермонтова). Поэтому универсальное решение дало возможность Некрасову вложить в это произведение актуальные идеи, и, следовательно, их выразителей. В первую очередь Чернышевского.

- Покажите, что это стихотворение развивает одну из главных тем Некрасова – уподобление революционера мученику за веру.

12 слайд:

  • 7 февраля 1864 года сенатом был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме и на каторге свыше двадцати лет.
  • 19 мая 1864 г. в Петербурге на Конной площади  состоялась  гражданская казнь революционера.
  • Был отправлен в Нерчинскую каторгу; в 1866 г. переведен в Александровский завод Нерчинского округа, в 1871 в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании.
  • Сегодня Вилюйский педагогический колледж носит имя Н.Г. Чернышевского.

13 слайд:

  • Образ сеятеля восходит к Евангелию от Марка – притче о сеятеле и семени:

“Иное упало на каменистое место, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло”.

“Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово.. Подобным образом посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его. Но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются”.

МОЗГОВАЯ АТАКА. Работа в группах.

  • Сопоставьте библейские образы и сеятеля из стихотворения Некрасова.
  • Кого автор называет “сеятелем знанья”?

  Все творчество Некрасова посвящено народу, и, тяжело больной, он не переставал о нем думать. Стихотворение “Сеятелям” является призывом продолжить общественную борьбу.

  • Сеятели – общественные деятели, народные заступники, которые должны внести в народ “семена правды”. 

15 слайд:

Добролюбов был похоронен на Волковском кладбище рядом с Виссарионом Белинским; именно с появления его могилы начали складываться Литераторские мостки. Личность Добролюбова (наряду с Белинским и другим рано умершим критиком-шестидесятником, Писаревым) стала знаменем революционного движения 1860-х и последующих годов (начиная с первой биографии Добролюбова, написанной Чернышевским), а позже была окружена официальным почитанием в СССР.

16 слайд: Поэма Некрасова “Русские женщины”.

Интересным в творчестве Некрасова является его обращение к образам самоотверженных бесстрашных жен декабристов: Трубецкой и Волконской.

Богатые и знатные, эти молодые женщины отказались от роскоши светской жизни и отправились в Сибирь, в Забайкалье, за мужьями, чтобы делить с ними изгнание. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.

Образы Трубецкой и Волконской воплощают черты героического характера русской женщины. Поэт хотел написать и о других женах декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь, но его замыслам не суждено было осуществиться.

17 слайд: “Да! Были личности!.. Не пропадет народ, обретший их во времена крутые...” Н.А. Некрасов.

III. Подведение итогов и обобщение. “Рефлексия”.

Обобщение учителя: Некрасов предъявлял к человеку очень высокие требования. Главные черты в человеке – подвижничество и самопожертвование. Примерами для Некрасова были люди, шедшие без оглядки на смерть и изгнание. Его внутреннюю нравственную установку можно сформулировать очень четко: за дело надо погибнуть. Собственные слабости казались особенно тяжелыми грехами на фоне жизненного подвига Белинского, Добролюбова, Чернышевского.

Запись вывода урока на доске:

  1. Человеческий идеал Некрасова.
  2. Идеал революционера – борца.
    Идеал общественного деятеля.
    Идеал поэта - пророка.

    18 слайд: Подвижник – Тот, кто идет на веру на муки и лишения. (перен.) Человек, проявляющий самоотверженность ради высокой цели.

    19 слайд: Пророк –

    1. В различных религиях: человек, являющийся истолкователем воли бога;

    2. Тот, кто предсказывает будущее.

  3. Случайно ли, что большая часть изученных на уроке стихотворений – надгробные элегии?
  4. Напишите синквейн, посвященный Н.А. Добролюбову, В.Г. Белинскому, Н.Г. Чернышевскому (по выбору).

20 слайд:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь недаром... Дело прочно,

Когда под ним струится кровь, – призывал поэтов Некрасов. Эти взгляды соответствовали позиции демократического крыла в русском общественном движении, которое с точки зрения целей и задач искусства были определены в работах соратников Некрасова Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова.

IV. Домашнее задание: 21 слайд.

Написать эссе на тему: “Русской земли человек замечательный”.

V. Выставление оценок.

Спасибо всем за урок.