Пояснительная записка
Стихотворение А.Твардовского «Я убит подо Ржевом» входит в программу 9 класса УМК В.Я.Коровиной, следовательно представленная методическая разработка может быть использована в работе с учащимися 9 класса или как урок внеклассного чтения для учащихся 8 класса или 9, занимающихся по другой программе. Тема урока определяет его неразрывную связь с историей Отечества.
Актуальность методической разработки заключается в том, что учащиеся постигают на уроке духовно-нравственную категорию память через анализ произведений о Великой Отечественной войне. Кроме того, учатся осмысливать события современной истории, видеть актуальность и анализировать проблематику произведений классики.
Имя урока: «По праву памяти».
Цель занятия: постижение духовно-нравственной категории памяти через анализ произведений о Великой Отечественной войне.
Задачи урока.
- Задачи обучения: научить анализировать стихотворные произведения на примере стихотворений Евтушенко и Твардовского, определять их тему, идею; научить определять роль выразительных средств в поэтической речи; научить сопоставлять научное и художественно освещение исторических фактов.
- Задачи воспитания: содействовать формированию патриотизма, сформировать понятие о важном значении памяти как связующего звена поколений.
- Задачи развития: развивать умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать; развивать познавательный интерес учеников.
Ход урока
Организационный этап
Учитель делит случайным выбором класс на группы для обсуждения вопросов по анализу текста в чате. В обсуждении участвуют все ребята, выступая в роли литературоведов.
Кроме этого в классе две группы работают с подготовленным дома материалом. Это историки две группы, которые рассказывают нам об исторической основе стихотворения «Я убит подо Ржевом» и блокаде Ленинграда. И группа литературоведов, которые подготовили историю создания стихотворения «Хотят ли русские войны» и выразительное чтение двух произведений.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. Так много времени прошло с тех пор, с ликующей весны 45-го… Но каждый год мы радостно встречаем новую весну Победы, с надеждой на то, что над нашей головой всегда будет счастливое мирное небо, что наша Родина будет процветать. Мы сделаем все для этого, но политическая ситуация сегодня угрожающе сложная.
Никогда бы не подумала, что сегодня по-иному, животрепещуще прозвучат строки стихотворения Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны?»
В чем актуальность стихотворения Евтушенко, как оно перекликается со стихотворением «Я убит подо Ржевом»? На эти вопросы нам предстоит ответить на сегодняшнем уроке.
2020 год указом президента объявлен «Годом Памяти и славы». Как вы думаете почему? В 2020 году мы будем отмечать 75-летие со Дня Великой Победы.
Почему именно память имеет большое значение для народа и для каждого человека? Память – это то, что не позволит нам стать манкуртами.
- Память – это наше нравственное наследие.
- Память – это жизненный фундамент.
- Память священна.
- Память – это наша «крепость».
Память бывает разной (категории учитель записывает на интерактивной доске)
- память-суд;
- память-совесть;
- память-долг.
Что должно быть сохранено в народной памяти?
- истоки нации;
- «жизнь замечательных людей».
- Славные и трагические страницы истории.
1-я исследовательская группа – анализирует стихотворение Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны?» и отвечает на вопрос: Что подлежит суду Памяти?
2-я исследовательская группа анализирует стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом» и отвечает на вопрос: О чем кричит память-совесть?
Вопросы для анализа текста стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом»?
1. Почему стихотворение написано от лица умершего солдата? Автор предельно заостряет наше внимание на трагедии неизвестного солдата, на гибели миллионов таких, как он. Прошло почти 75 лет со Дня Победы 45-го, но до сих пор работают поисковые группы, волонтеры, люди ищут могилы погибших и пропавших без вести близких.
2. Какими чувствами проникнуто стихотворение? Докажите свою мысль текстом. Лирический герой чувствует боль утраты, боль невозможности радоваться освобождению.
3. Как в тексте противопоставлены мирная жизнь и война?
Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облаком пыли
Ходит рожь на холме.Я - где крик петушиный
На заре по росе;
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе.Где - травинку к травинке –
Речка травы прядет,…
4. В чем трагедия героя Твардовского? Его трагедия в том, что он не дожил до Победы, в том, что пропал бесследно. Но это его подвиг во имя Родины.
Итак, Память совесть кричит о неизвестных героях:
- Неизвестном солдате
- Рядовом труженике тыла
- Мученике блокады
3 группа – историки, сообщают исторические сведения о Ржевской битве.
Это одно из самых длительных и самых кровопролитных сражений за историю ВОВ.
В народной памяти бои подо Ржевом остались самыми страшными. В деревнях многих районов вокруг Ржева бытует выражение «погнали подо Ржев». Также и немецкие ветераны с ужасом вспоминают бои в «большом пространстве Ржева». (сведения можно дополнить на усмотрении учителя).
4 группа – историки, сообщают исторические сведения о блокаде Ленинграда. (учитель ориентирует учащихся, о каких событиях лучше всего рассказать). Можно посмотреть документальную хронику дней блокады.
5 группа – литературоведы – рассказывают историю создания стихотворения «Хотят ли русские войны»? Готовят выразительное чтение текста; готовят выразительное чтение стихотворения «Я убит подо Ржевом» (полностью или фрагмент). Стихотворение Евтушенко – это ответ тем, кто считает Россию агрессором. Ответ на вопрос, который был действительно задан поэту во время его заграничной поездки, и задан не однажды.
Вопросы для анализа текста стихотворения Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны»:
1. Какое главное выразительное средство использует поэт и почему? Ри торический вопрос. Это связано с историей создания произведения.
2. Как в тексте противопоставлены мирная жизнь и война? «Спросите вы у тишины/ над ширью пашен и полей,/ и у берез, и тополей»
3. В чем смысл слов «Да, мы умеем воевать»? Поэт говорит о несгибаемой воле русского воина, мощном патриотизме, воинской славе, о готовности всегда встать на защиту Родины.
4. В чем, по вашему мнению, заключается современное звучание стихотворения Евтушенко? Животрепещуще звучат строки стихотворения Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны?» потому, что мир снова на грани холодной войны с Европой и США, а во времена поэта была «холодная» война с США. Кроме того, последнее время мы наблюдаем несправедливое перекраивание истории в корыстных политических целях. В странах бывшего Советского союза пытаются умалить заслуги советской армии в освобождении мира от фашизма. Снова возрождается фашизм.
Итак, суду памяти подлежат:
- Фашизм
- Насилие
- Террор
Перекраивание истории в корыстных целях
Обобщение знаний. Группы литературоведов и историков устно представляют свою работу. Выводы записываются в тетрадь.
Рефлексия
Учитель открывает режим «Белая доска» программы Classroom management, поочередно назначает лидерами отдельных учащихся, дает задание написать на «белой доске» духовно-нравственные скрепы человеческого бытия, которые помогают сохранить память и извлечь из нее важные уроки.
Учащиеся записывают такие духовно-нравственные ценности, как: человеколюбие, созидание, труд, радость, мир.
Подведение итогов урока
Оценивание знаний. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Мы никому не позволим перекраивать историю и выдвигать несправедливые обвинения в наш адрес! Наша армия освободила мир от фашизма! Наши солдаты «пол-Европы прошагали, полземли»! Победа в 1945 – это наша слава и гордость.
День Победы – это не просто «праздник со слезами на глазах». Это боль. Больно за павших, замученных, голодавших людей, всех, кто пострадал от фашизма. Значит, наша задача сегодня – сохранить память о войне и о Великой Победе, передать ее своим потомкам.
Список использованной литературы
- Была война…: Стихотворения/ Сост. И авт. Послесл. В.Асаткин, Л. Таганов. – М.: Дет. лит., 1984.
- Крылова Л. А. Культурологический аспект преподавания литературы в школе. – Петропавловск: Северо-Казахстанский университет, 1990.
- https://rupoem.ru/tvardovskij/ya-ubit-podo.aspx
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0