Цели
Деятельностная:
- познакомить учащихся с лирикой Н.А.Некрасова и Р.Гамзатова, посвященной матери;
- сопоставить женские образы героинь;
- углубить представление о соотношении лирического героя и биографии автора в стихах.
Образовательная:
- формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской работы, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения;
- развивать творческое и ассоциативное мышление.
Воспитательная:
- способствовавть воспитанию тактичности и чувства коллективизма (в ходе групповой работы), уважительного отношения к женщине-матери;
- способствовать развивитию эстетического вкуса учащихся.
Развивающая: создать условия для речевой и мыслительной деятельности учащихся.
Схема урока
I. Организационно-мотивирующий этап
Прослушивание аудиозаписи стихотворений:
1) из поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей» «Воспеваю то, что вечно ново»;
2) Н.А.Некрасов «Великое чувство у каждых дверей».
II. Лирический герой и биография авторов
Работа в группах.
Составление эмоциональной характеристики авторов.
III. Сопоставительный анализ двух стихотворений
Работа в группах.
IV. «Рыцарь на час», анализ содержания стихотворения Н.А.Некрасова
История создания, образ лирического героя, жанр, образ матери, тема и основная мысль стихотворения.
V. Тропы и образы (письменная работа в группах)
Задание. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков слова из списка, употребив их в нужной форме.
VI. Подготовка к выполнению домашнего задания
Отклик на поэму Расула Гамзатова «Берегите матерей» Фазу Гамзатовны Алиевой.
VII. Домашнее задание
VIII. Рефлексия содержания учебного материала
- Какие формы работы были на уроке?
- Какие виды анализа были использованы, что они нам дали?
- Где мне было трудно?
- Как изменилось ваше эмоциональное состояние?
IX. Заключение