Цели:
Обучающая: через анализ прозаического
текста подвести учащихся к пониманию
своеобразия пушкинской трактовки
художественного типа “благородный разбойник”;
Развивающая: развить у учащихся навыки
самостоятельного постижения и восприятия
текста;
Воспитывающая: на примере образа
Дубровского привести к пониманию таких понятий,
как благородство, справедливость, честность.
Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации (Приложение 1), компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями (Приложение 2).
Методические приемы: эвристическая беседа, диалог, слово учителя, проблемная ситуация.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости нашего урока! Меня зовут Наталья Михайловна. Тема нашего урока “Дубровский” - роман о “благородном разбойнике”. Запишите дату, тему урока и эпиграф (его мы записываем в правом углу тетради). Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова Оноре де Бальзака: “ К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”, к которому мы возвратимся в ходе урока. Так, сегодня мы обращаемся к одному из замечательных произведений А.С. Пушкина – роману “Дубровский”.
- Ребята, мы должны определить черты такого литературного типа, как “благородный разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать, совместимы ли эти понятия.
2. Итак, начнем с анализа образа главного героя.
Мы попытаемся определить основные качества заглавного героя. Характер героя проявляется в поступках и взаимоотношениях с другими людьми.
- При каких обстоятельствах мы знакомимся с главным героем? (Глава 3, 3-ий абзац: “Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости”).
- Как данный отрывок характеризует Владимира Дубровского? (Молодой повеса).
- Как развиваются дальше события в жизни молодого человека?
- Получив письмо из дома, Владимир вернулся домой в Кистеневку. Каким предстает герой в этом эпизоде? (Любящий сын).
- Вы сказали о том, что Владимир едет домой. В каком состоянии он застает отца? Какие мысли овладели Владимиром, когда он узнал о бедственном положении отца? (Стремящийся к мести).
- Осуществляет ли Дубровский это стремление? (Отчасти, потому что он собрал шайку, грабящую богатых путешественников).
- Как относятся к молодому хозяину дворовые крестьяне? Почему крепостные пошли за барином? (Добрый, справедливый).
- Зная, кто был главным врагом Дубровского, чему удивлялись окружающие и радовался сам Троекуров? Что заставило Дубровского отказаться от коварного плана – уничтожить Троекурова, заклятого врага? (Любящий).
- Даже став разбойником, Дубровский остается служителем правды и чести. Вспомните рассказ Анны Савишны Глобовой (глава 9). Какие качества характера проявились в этом эпизоде? Приведите еще примеры (Благородный).
3. Давайте подведем итог.
Положительными качествами характера Дубровского (запишите в тетрадях таким же образом) являются:
4. Возвратимся к эпиграфу “К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”. Доказывает ли содержание романа высказывание Оноре де Бальзака?
- Рассуждения учеников с приведением аргументов из текста.
5. Учитель. Пушкин следует литературной традиции, изображая образ “благородного разбойника”. Литературный тип “благородного разбойника” возник в романтической литературе. Это человек благородного происхождения (дворянин), который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником. Представитель высшего сословия превращается в изгоя, отверженного. Как правило, мотивами такого превращения являются оскорбление, унижение или обида. “Благородные разбойники” борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Это по-настоящему благородные люди, жертвующие своим общественным положением ради чести и торжества справедливости.
- Кого вы можете вспомнить из мировой литературы?
6. Посмотрим, какие определения дает С.Ожегов в своем толковом словаре.
Благородный –
- Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
- Исключительный по своим качествам, изяществу.
- Дворянского происхождения, относящийся к дворянам (устар.).
- Употр. в составе различных терминов для обозначения чем-н. выделяющихся разрядов, пород. Б. металлы, б. олень.
Разбойник –
- Человек, который занимается разбоем, грабитель. Перен.: отъявленный негодяй (разг.).
- Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении) (разг.).
7. И здесь, ребята у меня зародилось сомнение “Можно ли назвать разбойника благородным?”
- Рассуждения ребят.
- Мы знаем, что роман “Дубровский” не завершен. Он был напечатан после смерти автора. По мнению многих литературоведов, А.С. Пушкин не смог ответить на этот вопрос. Известно, что существуют варианты продолжения романа:
- Смерть князя Верейского;
- Жизнь Марьи Кириловны;
- Вдова;
- Англичанин;
- Свидание.
Как мы видим, Пушкин хотел продолжить только любовную линию. Главный герой, Дубровский, терпит поражение, потому что убийство солдат, офицера не укладывается в понятие чести и справедливости, которых он придерживался. Так Пушкин развенчивает миф “о благородном разбойнике”. Возможно, он хочет показать, что разбой может привести к убийству, что грех может породить еще больший грех.
- Итак, к какому выводу мы приходим?
- Пушкин показал благородного разбойника, но в то
же время подталкивает к мысли, что понятия
“благородный” и “разбойник” трудно
совместимы.
- Согласны ли вы с этим?
8. А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
В качестве примера предлагаю синквейн о Золушке из общеизвестной сказки.
- Золушка;
- Бедная, работящая;
- Страдает, мечтает, любит;
- Верит в счастье, и оно приходит;
- Счастливая.
Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.
- Дубровский;
- Храбрый, честный;
- Защищает, мстит, любит;
- Стремится быть справедливым;
- Благородство.
9. Ребята зачитывают свои работы.
10. Выводы. Итак, ребята, мы с вами на уроке попытались проанализировать роман А.С. Пушкина; определили основные черты заглавного героя; рассуждали о литературном типе “благородный разбойник” и пришли к мнению, что такой герой заслуживает уважения, потому что он борется за справедливость, честь и достоинство. Но вот дальнейшие действия однозначно оценить нельзя, так как оправдать убийства – значит оправдать зло. На нашем занятии каждый проявил творчество. Мы составили синквейн, который помог вам выразить свое отношение к герою. Работа показала, что вы умеете определять основные черты героев, выделять основные действия, отражать суть действия или понятия.
Выставление оценок.
11. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Благородный человек – это …”.