Цели и задачи урока:
Образовательные:
- закрепить навыки анализа эпизода (рассмотреть роль эпизода в раскрытии идеи романа, в композиционном своеобразии произведения);
- показать на основе ключевых слов отражение авторского замысла в раскрытии образов.
Воспитательные
- помочь учащимся в ходе чтения глав романа осмыслить проблему взаимоотношения родителей и детей;
- подвести учеников к восприятию идеи автора об опасности отпадения от семьи, материнской любви; от традиции почитания родителей.
Методическое обеспечение:
Роман Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
Кинофильм (последние кадры) Н.С.Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова”…
Ход урока
Урок начинаем с просмотра заключительной сцены фильма “Несколько дней из жизни Обломова”…
После просмотра – обсуждение:
Помните ли Вы, по какому произведению снят этот фильм? Кто этот мальчик? Почему для режиссёра важна столь длительная пробежка ребёнка по раздольному лугу навстречу матери?
Почему мальчик так рад приезду маменьки?
Как часто Вы сами обращаетесь к мамам именно этим нежным словом?
Почему оно вызывает улыбку?
“Неповторимая пора детства” даёт повзрослевшему сыну опору, родители воспитывают в человеке личность. Так было веками. Но политические и экономические проблемы, с которыми столкнулся православный русский человек в 19 веке, неожиданно поставили семейные ценности под сомнение. Так возник конфликт поколений. Давайте с Вами вспомним героев изученных произведений.
Расскажите о Марфе Игнатьевне Кабановой.
Вспомните отца Аркадия Кирсанова. Похож ли Николай Петрович на Кабаниху в своих родительских проявлениях?
Вывод учителя: проблема “отцов и детей” нашла отклик в литературе второй половины 19 века. Своё видение взаимоотношений матери и сына отразил Ф.М.Достоевский в романе “Преступление и наказание”. Сюжет изучен, а вопрос остался: почему Раскольников сознался в содеянном преступлении? После самоубийства Свидригайлова улик против Родиона не было.
Ответ – в “загадочной славянской душе”. Чтобы разгадать загадку, вернёмся к началу романа - письму матери.
Письма “чужие” нельзя читать, но автор считает необходимым познакомить читателя с письмом. Читаем в тишине. Каждому 5 минут на внимательное прочтение письма.
Прочитали письмо – расскажите:
- Какой Вы увидели Пульхерию Александровну? Словесный портрет матери обычно сопровождается словами “добрая старушка”, а почему старушка – ей не более 45 лет?! “Пульхерия” означает “прекрасная”. Александровна-“заступница”. Прекрасная заступница детей.
- На основании чего вы решили, что героиня – тихая, скромная, добрая, любящая, верующая женщина?
- обратили ли вы внимание на язык письма – грамотная ли речь у матери Раскольникова? Какие слова чаще других встречаются в её письме?
- К какому типу родителей Вы бы определили героиню: “ханжа, самодур, как Кабаниха” или похожа на интеллигентного, но желчного Кирсанова?
- О чём беспокоится Пульхерия Александровна?
- Перечитайте заключительные строки письма - о чём спрашивает и что просит Пульхерия Александровна?
“Молишься ли ты Богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего?”
- Как бы Вы ответили на этот вопрос за Раскольникова?
Мама почувствовала сердцем беду: не в бедственном безденежье, а в “искривлении” души сына увидела она несчастье. Посмотрите, что испытывает Раскольников, читая это письмо.
“Почти всё время, как читал Раскольников, с самого начала письма, лицо его было мокро от слёз; но когда он кончил, оно было бледно, искривлено судорогой, и тяжёлая, желчная улыбка змеилась по его губам...”.
Сыну одиноко, кругом зло, он получает нежное письмо со словами уважения, любви к детям.
Как Вы думаете, какие чувства материнское письмо вызвало у сына?
Комментарий учителя: посмотрите на словесный ряд: змеящаяся улыбка – не просто эпитет “желчная”, не контекстный оксюморон “улыбка змеилась” - это история падения ангела - мальчик со слезами читает письмо матери – демон с его убийственной змеящейся улыбкой отвергает любое упоминание о молитве и Боге. Раскольникову душно (часть 1, глава 4) начинается со слов: “Письмо матери его измучило”. Первые строки - и всё хорошее, что было воспитано семьёй, вызывает очистительные слёзы. Рассказ о Свидригайлове и Лужине - двойниках Раскольникова - сметает нежные чувства. Резкая смена отношения сына к письму матери.
- Чем же оно так мучительно для сына?
Тем, что Раскольников узнал о бедственном положении матери?
Его расстроил рассказ о Свидригайлове и Лужине?
Находим ответ в тексте. Ф.М.Достоевский пишет в 4 главе: “Вопросы, все эти вопросы были не новые, не внезапные, а старые, наболевшие, давнишние… Теперь же письмо матери вдруг как громом в него ударило…”
Письмо помогает нам понять, во-первых, как давно начало складываться одиночество молодого человека, как глубоко поразило его, если материнским словам уже не успокоить сына; во- вторых, именно письмо становится толчком к воплощению страшной теории в жизнь. Грань вседозволенности пройдена.
Громом ударило – надо что-то делать! А что делает Разумихин:
- даёт уроки – Родион от них отказался;
- продолжает образование, знает три языка – Раскольников создает новую теорию;
- не впадает в отчаяние – испытывает болезненное ущемление гордости.
Вы, наверное, знаете, как часто молодой человек ссылается на подобные причины своего поведения, сетует прежде всего на условия жизни. Виновными во всём молодые люди часто признают собственных пап и мам, которые всё чаще вызывают раздражение. Но к чему
Ф.М.Достоевскому вводить эту вставную конструкцию в композицию детективной истории?
Письмо помогает связать основные моменты сюжета – появление Лужина и родных Раскольникова.
Письмо позволяет читателю увидеть начало “ духовной болезни” героя: безверие, отчуждение от матери, ото всего родного – это начало трагедии. Родной “Родя” отказывается от нравственных наказов матери – Раскол в душе Раскольникова. ( Как чутко ухо писателя к родному языку - уловили?)
Беседуя с Матерью Раскольникова и Дуней, Разумихин подтверждает худшие опасения матери (часть 3 глава 2):
“Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а, может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик”
Вспомните Письмо: “Боюсь я, в сердце своём, не посетило ли и тебя новейшее, модное безверие?”
Вспомните, какое в эпилоге романа Раскольников даёт определение “новейшему модному безверию”?- Моровая язва. Подберите корень к слову “моровая”- мор – уморить.
Каков же вывод автора:
Безверие, которое сердцем чувствует мать, отпадение от детских молитв – разрушение личности.
Вспоминаем теорию Раскольникова (ответ одного- двух учеников – закрепление ранее изученного).
К какой группе людей, по этой теории, Раскольников определил Пульхерию Александровну? “Тварь дрожащая”? Вот почему сын перестал слышать сердцем голос матери. Он всё знает, умеет, он молод, силён и красив – “право имеет”, а она просто мама, которая любит сына и старается всей душой понять и помочь. Сын же считает мать “слабой женщиной”, а со “слабыми” ему не по пути. Но разве её любовь слаба?
Без мужа, неработающая (но продающая вещи, которые вяжет сама, она помогает взрослому сыну получить университетское образование в столице!), стареющая женщина пытается сохранить семью: сестра поможет брату, а брат – сестре и матери. Все вместе – за тем и приезжает. Раскольников не понимает!
Порфирий Петрович даст определение: “…теоретически раздражённое сердце””
Сюжет движется к развязке. Сумеет ли преступник “вернуться к себе, найти свой путь”?
Читаем в классе - последняя встреча сына и матери (часть 4 глава 7):
Мать встретила Раскольникова словами”
“Ну, вот и ты! – запинаясь от радости.- Не сердись на меня, Родя, что я так глупо тебя встречаю, со слезами: это я смеюсь, а не плачу… Это у меня со смерти твоего отца, от всего плачу. Садись, голубчик, устал, должно быть, вижу. Ах, как ты испачкался”
Комментарий учителя:
Прочитали – постарайтесь “увидеть эту сцену”. Мать поняла (перечитала три раза статьи сына), как он умён: “…ты весьма скоро будешь одним из первых людей, если не самым первым в нашем учёном мире”. “Право имеет” обижаться. Но мать поняла, о чём позже признается Родион: сын ношу взвалил тяжёлую – “УСТАЛ”- заметит мать - “НАДОРВАЛСЯ” - признается сын. “Как ты испачкался”!
У Достоевского Пульхерия Александровна, разговаривая с сыном, продолжает плакать.
Как Вы думаете, почему столько слёз - ведь не сентиментальный роман перед нами?
Материнские слёзы – это предчувствие страшной судьбы сына, страдание за него и попытка очистить, омыть “испачкавшуюся “душу? Происходит ли перемена в сыне?
“Родя, милый мой, первенец ты мой, - говорила она, рыдая,- ты утешал нас одним уже тем, что был с нами…”
Вот ты теперь такой же, как был маленький, так же приходил ко мне, так же обнимал и целовал меня…
Пульхерия Александровна ошибалась - он не был с ней. “Довольно, маменька,- сказал Раскольников, глубоко раскаиваясь, что вздумал прийти”.
Сопоставим два эпизода:
- Какое место занимает в композиции каждый из них?
- Кто является героем каждого эпизода?
- Каков идейный замысел эпизода с Письмом и Прощанием?
- Каков тон этого повествования?
Давайте подведём итог:
Молитвы, материнские слёзы, вера матери – не спасают сына. Почему? Верит ли в Бога сын? Верит!!!
Со свечой и с топором верующий человек создаёт и проверяет “теорию сверхчеловека”- вот на чём строится “русский детектив”.
Ф.М.Достоевский предупреждал о страшном своеволии гордыни - “разрешить кровь по совести”. Его умный убийца, красивый молодой человек, ищет путь к себе через убийство и страдания, надеясь через новую веру обрести любовь и вернуться к людям. Преступление как проверка…
И “братки” из станицы Кущёвской ходят в Храм, и кресты золотые носят, и убивают, потому что “зародились где-то на западе … трихины”…
Бог не давал православному человеку права на убийство во спасение. Что же нужно противопоставить бесовщине – любовь, любовь, которая начинается с “маменьки”, с бережного сохранения своей семьи и уважительного отношения к слёзам матерей.
А какова судьба матери, Пульхерии Александровны?
Не выдержал ни ум матери, ни её сердце – заболела и умерла! Не вынесло мук сына и за сына.
В конце романа рядом с героем Соня. А как она относилась к отцу, который был по-настоящему слабым человеком? Как строились отношения у Сонечки с мачехой?
В большом произведении великого автора случайностей не бывает: Соня “тело испачкала”, а душу не осквернила. Могла бы героиня всех возненавидеть – а она прощает и любит. Только на неё надежда. А вот как сложится судьба героя - предстоит поразмышлять Вам, читатели.
Домашнее задание: сочинение-рассуждение: Как Вы поняли эпилог романа: будет ли спасён Раскольников?