Литература
-
Урок литературы "Смысл названия романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2010
Представлен урок литературы, на котором систематизируется изученный материал по образу М.И. Мироновой, раскрывается смысл названия романа «Капитанская дочка». На уроке формируется представление об особенностях художественного метода А.С.Пушкина и системе его духовных ценностей, развивается умение анализировать нравственно-этический выбор героев романа.
-
Урок литературы "Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века" 2008
Урок литературы "Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века" проводится в форме самостоятельной групповой работы, т.е. относится к нестандартным урокам. Урок является обобщением пройденного материала по теме "Серебряный век русской поэзии".
-
Урок литературы "Страдания ребёнка и мировое зло" 2018
Данный урок является вторым из шести запланированных. Его небезосновательно можно считать основным в цепочке уроков по роману «Братья Карамазовы», так как именно на этом уроке в ходе анализа глав «Надрыв в избе», «У Илюшиной постельки», «Бунт», «Похороны Илюшечки. Речь у камня» формируются основные положения, заложенные Ф.М.Достоевским в самом романе.
-
Урок литературы "Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны" (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк") с использованием техник коопераций 2007
Данный урок имеет место в системе уроков преподавания литературы в 7-м классе по программе В.Я. Коровиной. Своеобразностью этого урока является использование в его структуре технологий техник коопераций "1–2–все", "Трёхшаговое интервью", направленных на развитие коммуникативных способностей: умения рассуждать, иметь свою точку зрения на поставленную проблему, аргументированно отстаивать своё суждение в группе, считаться с мнением других.
-
Урок литературы "Тарас Бульба - народный герой" 2008
Основной целью заключительного урока по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" является развитие умения находить в художественном тексте материал, выделять художественные средства, необходимые для характеристики персонажа, и через них показывать отношение автора к своему герою. Для наглядности используются иллюстрации художника Е.Кибрика и репродукция картины И.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
-
Урок литературы "Тема родины в поэзии Сергея Есенина". 11-й класс 2013
Цель урока: познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России, проследить эволюцию чувства к родине в лирике поэта, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики; исследовать творчество С.Есенина; отметить особенности изображения родной природы в стихотворениях; выяснить, какое место тема родины занимает в лирике поэта.
-
Урок литературы "Три типа художника в повести Н.В. Гоголя "Портрет" 2012
Цель урока: познакомить учащихся с повестью Н.В. Гоголя "Портрет", учить внимательно читать произведение, подмечая важные детали, выявить уровень читательского восприятия, дать почувствовать своеобразие гоголевской прозы, представить героев, проникнуться к ним сочувствием; выяснить гоголевские приёмы создания образов; показать, какую роль отводил Н.В. Гоголь искусству в жизни общества, каким должен быть истинный художник.
-
Урок литературы "Триумф Хлестакова" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"). 7-й класс 2010
Данный урок литературы является четвертым в системе занятий по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в 7-м классе. Основное его назначение – реконструкция внесценических эпизодов комедии, то есть анализ того текстового материала, который остается за кадром, но который так необходим для более полного и глубокого понимания идеи произведения. В центре урока 3-е действие комедии, сцена вранья. Ученики отвечают на основной вопрос: как удалось Ивану Александровичу Хлестакову подняться по лестнице величия, достичь такого успеха в провинциальном городке?
-
Урок литературы "У войны не женское лицо" 2008
Представлена разработка урока литературы. Перед уроком заранее ученикам даётся задание прочитать все вышеназванные произведения. Затем класс делится на четыре группы. Каждая группа должна подготовить материалы по определённому произведению, подготовиться к презентации. Большое место на уроке отводится музыкальному оформлению. Если позволяют технические средства, его можно сразу включить в презентацию.
-
Урок литературы "Уж не пародия ли?" Прием пародии в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. 10-й класс 2013
Урок-исследование входит в цикл, посвященный изучению творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Знакомит учащихся с главой из романа «История одного города», развивает аналитические способности школьников. Материал первой главы романа «История одного города» позволяет школьникам на примерах увидеть, как интертекстуальность становится приемом пародии.
-
Урок литературы "Уроки дедушки Крылова". 5-й класс 2011
Использование инсценированного чтения и чтения в лицах – необходимый атрибут подобных уроков. Формируются артистические навыки школьников среднего звена, ребята учатся в игре передавать характерные черты героев. Работа на уроке ориентирована на формирование у школьников общекультурных и литературоведческих компетентностей.
-
Урок литературы "Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки". 5-й класс 2012
Урок связан с фольклорными традициями народа. Работая с загадками, пословицами и поговорками, ребята развивают мышление, делают свою речь более образной, меткой, афористичной.
-
Урок литературы "Футуризм как литературное направление" 2010
При обзорном знакомстве с литературными направлениями Серебряного века учащиеся получили первоначальные сведения о футуризме и с удовольствием откликнулись на предложение о более глубоком изучении этого направления в искусстве и литературе. Для создания полной картины дети подбирали материал о живописи, музыке, поэзии той эпохи, готовили инсценированное выступление.
-
Урок литературы "Футуризм. Игорь Северянин. Велимир Хлебников. Авангардная живопись начала ХХ века". 11-й класс 2018
Урок литературы разработан для учащихся 11-го класса при изучении темы «Литература ХХ века. Художественный мир русской поэзии XX века». Тип урока –интегрированный урок. На уроке используются мультимедийные компьютерные презентации, звучит музыка, созданная в то время, представлены образцы авангардной живописи того времени, что делает урок ярким и увлекательным, и насыщенным информационно и эмоционально.
-
Урок литературы "Человек в огне Гражданской войны". 11-й класс 2012
Цель урока: дать обзор девяти рассказов романа из цикла «Конармия» И.Эм. Бабеля с учётом языка, художественных приемов и средств; показать человека в нечеловеческих условиях Гражданской войны, т. е. раскрыть главную тему бабелевских новелл, что высшей ценностью для художника остается человек «с большой буквы».
-
Урок литературы "Человек за все в ответе (по повести К.Булычева "Смерть этажом ниже")" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с личностью Кира Булычева, с содержанием его повести «Смерть этажом ниже», играют в ролевую игру «Суд над литературными героями». Урок призван помочь школьникам осознать важность экологической проблемы, выявить связь между экологической и нравственной проблемами, поднятыми автором повести.
-
Урок литературы "Человек создан для счастья…". Нравственный урок по повести А.Лиханова "Солнечное затмение". 10-й класс 2016
Урок литературы в 10-м классе по повести А.Лиханова «Солнечное затмение», на котором созданы условия для осмысления учащимися нравственного содержания повести средствами технологии проблемного обучения. Цель урока: развивать у учащихся умение формулировать и высказывать собственное мнение по волнующим проблемам, аргументировать его, сравнивать с мнением одноклассников, принимать или отвергать чужую позицию.
-
Урок литературы "Человек трудом славится" (по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"). 6-й класс 2015
Цель урока: исследовать связь образа Вакулы с темой труда в повести; показать, как в повести отразилась мечта Гоголя о сильной, гармоничной натуре, созданной для свободного, творческого труда; развивать умение следить за сюжетом, характеризовать литературного героя на основе его поступков, отношения к окружающему; отбирать нужные для анализа эпизоды; побудить к творчеству; воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда, творческое отношение к труду, эстетическое чувство.
-
Урок литературы "Чистота и святость пути человека, в чьем сердце – мама…" (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2012
Цель урока: закрепить навыки анализа эпизода (рассмотреть роль эпизода в раскрытии идеи романа, в композиционном своеобразии произведения); показать на основе ключевых слов отражение авторского замысла в раскрытии образов; помочь учащимся осмыслить проблему взаимоотношения родителей и детей; подвести учеников к восприятию идеи автора об опасности отпадения от семьи, материнской любви, от традиции почитания родителей.
-
Урок литературы "Ю.С. Рытхэу и его рассказ "Хранитель огня". 6-й класс 2013
Особенность урока состоит во включении в содержание урока вопросов и заданий, направленных на создание мотивации у обучающихся, предоставляющих возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, формулировать свою позицию и доказывать её. Тщательно осуществлён выбор содержания урока: факты биографии, творчества и характеристика личности Ю.С. Рытхэу; характеристика героев его произведений, жителей Чукотки; рассказ «Хранитель огня» как иллюстрация жизненных устоев людей северных народов.
-
Урок литературы "Я лиру посвятил народу своему…" (по творчеству Н.А. Некрасова) 2010
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта Н.А. Некрасова? Воспитание на примере Н.А. Некрасова и его поэзии высоких гражданских качеств.
-
Урок литературы (7-й класс) "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2009
Урок посвящен изучению творчества М.Ю. Лермонтова, его одному из ярчайших произведений. Учитель использует предварительную работу с целью изучения эпохи ХVI века, образа Ивана Грозного. Дается ученикам задание: нарисовать рисунки по заданному эпизоду. В ходе урока учащиеся составляют киноленту-презентацию из своих рисунков, сопровождая каждый кадр комментариями.
-
Урок литературы (Внеклассное чтение) "Души прекрасные порывы" 2021
Цель урока: побуждать учеников к разностороннему проявлению лучших душевных качеств, формировать качества духовно-нравственной личности, компетентности в сфере эстетической, творческой, познавательной деятельности, способствовать развитию навыков работы в группе.
-
Урок литературы (внеклассное чтение) в 7-м классе по теме "Волга в изображении русских поэтов" 2010
Урок построен на основе местного саратовского материала. Авторы попытались соединить лирику Н.А. Некрасова с творчеством саратовских поэтов на основе сравнения образа Волги. Материал урока позволяет продолжить обучение сопоставительному анализу лирических стихотворений, дает возможность обучающимся более широко познакомиться с творчеством саратовских поэтов.
-
Урок литературы (КСО) по былинам: "Тайна трех богатырей" 2008
Урок показывает историческую достоверность основных былинных героев, их силу и нравственную красоту, также расширяются знания учащихся о богатырях земли русской, и раскрывается историческая достоверность основных героев былинного эпоса.
-
Урок литературы (литературное краеведение) по теме "Сравнительный анализ уральских сказов П.Бажова и сибирских сказов В.Галкина" 2009
Тема литературного краеведения достаточно актуальна: развивается интерес к художественной литературе прошлого и наших дней, к истории родного края, формируются навыки анализа и критической оценки литературных произведений. Представленный материал может быть использован для проведения урока либо внеурочного мероприятия по литературе.
-
Урок литературы + МХК по теме: "Душа русской природы" 2005
На уроках литературы мы часто обращаемся к проблеме взаимоотношений человека и природы. Подчеркиваем, что человек - часть природы, часть этого огромного живого мира. Хотелось бы, чтобы дети не только понимали, но и прочувствовали эту привычную для всех фразу, бережнее относились к природе, увидев в ней живое существо. Урок строится на музыкальном фоне. С отдельными учащимися мы готовили выступления, подбирая для каждого отдельную мелодию.
-
Урок литературы «"Дубровский" — роман о благородном разбойнике» 2010
На данном уроке через анализ прозаического текста учащихся подводят к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа "благородный разбойник"; в течение урока ученики знакомятся с понятием "синквейн", составление которого помогает выразить свое отношение к герою.
-
Урок литературы «Братья в литературе» («Собратья по перу» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита») 2015
В основе урока литературы в 11-м классе – поисковая беседа по 5, 6, 13, 28-м главам. Цель: найти ответ на вопрос: «Соответствуют ли изображенные в романе литераторы высокому званию писателя-мастера?» Вывод по теме – вечные истины всегда остаются вечными. Конечный продукт – совместно составленный план по теме.
-
Урок литературы «В лермонтовских Тарханах». 9-й класс 2015
Цель заочного путешествия: познакомить учащихся с фактами биографии поэта; ввести в особый эмоциональный мир, оживить воспоминания, создать своеобразный «эффект присутствия»; развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы; воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма в групповой работе.