Литература
-
Урок литературы в 10-м классе "В сомнениях, человек, воздержись?!" (по рассказу А.П. Чехова "О любви") 2009
На уроке частично используется технология формирования правильного типа читательской деятельности: работа с текстом после чтения. Цель - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Результатом беседы на уроке становится понимание авторского смысла.
-
Урок литературы в 10-м классе "Вечные вопросы". Рассказ В.Крупина "Мария Сергеевна" 2008
Автор данного произведения пытается вновь ответить на такие извечные вопросы, как: Кому на Руси жить хорошо? Кто виноват? Что делать? Быть или не быть? Своим произведением он утверждает: чем больше будет в мире людей, похожих на героиню рассказа, тем очевиднее будет победа добра над злом. Главное – оставаться всегда человеком!
-
Урок литературы в 10-м классе "Все теперь не так…" по мотивам рассказа В.Распутина "Женский разговор" 2009
Урок-исследование. Основные цели и задачи урока – формирование у школьников ключевых компетенций в познавательной деятельности, умение применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературного произведения; совершенствовать приемы работы по анализу произведения с опорой на сюжетно-композиционные особенности рассказа; формировать навыки "контекстного" рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей (умение сопоставлять литературные факты; продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.
-
Урок литературы в 10-м классе "Дорога чести" князя Андрея Болконского" 2011
Главная цель и задача урока: обучение анализу художественного текста. В ходе урока учащиеся, отвечая на вопросы учителя, работая с текстом романа «Война и мир», просматривая иллюстрации к произведению и отрывки из одноименного художественного фильма, отвечают на проблемный вопрос и делают выводы и умозаключения.
-
Урок литературы в 10-м классе "Иван Флягин – грешник или праведник?" 2008
Тема праведничества является сквозной в русской литературе XIX–XX веков. Урок-диспут позволяет выявить основные черты характера человека-праведника, каковым является Иван Флягин.
-
Урок литературы в 10-м классе "Имя Россия" 2009
Предлагаемый вариант урока рассматривает взаимоотношения (личные и творческие) И.С. Тургенева и его современников (А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, В.Г. Белинского).
-
Урок литературы в 10-м классе "Интеллигентнейший человек России" (очерк жизни и творчества А.П. Чехова) 2007
Задачи урока: вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П. Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произведениях писателя; развивать мышление учащихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие; воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни писателя.
-
Урок литературы в 10-м классе "Кто виноват в случившемся" (по повести В.Распутина "Живи и помни") 2010
В ходе проведения урока показаны причины нравственной неустойчивости и падения Андрея Гуськова и деревенской женщины Настены, которой трудно жить без опоры, без ясного понимания и оправдания своего поведения и поведения мужа Андрея.
-
Урок литературы в 10-м классе "О! Кто ты?" (М.Ю. Лермонтов. Поэма "Демон", 2 часа) 2008
Урок литературы в 10-м классе – один из возможных вариантов изучения поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», вошедшей в стандарт по литературе для старшей школы на профильном уровне. Двухчасовое занятие с домашним творческим заданием расширяет знания о творчестве М.Ю. Лермонтова, а также помогает понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве (при изучении поэмы используются иллюстрации картин М.А. Врубеля, аудиозапись оперы Р.Вагнера).
-
Урок литературы в 10-м классе "Особенности русского национального характера в рассказе И.С .Тургенева «Певцы» 2009
Именно циклом рассказов «Записки охотника» И.С. Тургенева предопределяются на многие десятилетия традиции русской литературы, русского романа: эпос Л.Н. Толстого, психологизм Ф.М. Достоевского, лиризм Н.А. Некрасова, продолжение темы народа в творчестве Н.С. Лескова.
-
Урок литературы в 10-м классе "Прощание с Катериной" (по драме А.Н. Островского "Гроза") 2007
Данный урок был задуман как заключительный после изучения пьесы А.Н. Островского «Гроза». По основной дидактической цели урок построен по типу семинара с уточнением ранее полученных знаний. Включение ситуативного элемента (инсценирование ) создаст эмоциональное переживание.
-
Урок литературы в 10-м классе "Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?" 2010
Урок литературы в 10-м классе - это решение проблемного вопроса, позволяющее не только проверить знания текста драмы А.Островского старшеклассниками, но и решить массу вопросов, связанных со становлением юного читателя, выбором жизненного пути, его взрослением. Вопросы, которые поднимает драматург, касаются "вечных" тем в литературе.
-
Урок литературы в 10-м классе "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…" (Обличение самодурства и произвола властей в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Медведь на воеводстве") 2008
"Власть и государство" в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Формирование у учащихся умения критически оценивать современную действительность на примере произведений классика.
-
Урок литературы в 10-м классе "Случайность или закономерность" (по повести В. Токаревой "Я есть, ты есть, он есть") 2007
Урок литературы в 10-м классе на материале повести В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть" в который раз ставит перед старшеклассником вечные проблемы взаимоотношений, заставляет задуматься о себе, родителях, о жизни вообще. Урок имеет воспитательную направленность.
-
Урок литературы в 10-м классе "Цветы любимому писателю" 2010
На уроке юноши и девушки попытались рассказать о своих любимых поэтах и писателях: о Пушкине, Есенине, Тушновой, Гоголе, Шукшине, вступили в спор с Максимом Т., выпускником одной из московских школ, который считает, что книги не могут изменить жизнь к лучшему.
-
Урок литературы в 10-м классе "Я между плачущих Шеншин, и Фет я средь поющих" 2010
Урок предполагает усвоение большого объема информации за ограниченное время. Это обстоятельство, а также парадоксальность личности и творчества поэта, желание организовать активную учебную деятельность учащихся определили выбор стратегии урока - продвинутая лекция.
-
Урок литературы в 10-м классе (внеклассное чтение) 2010
Для рассмотрения на уроке представлены 2 произведения: повесть Ю.Казакова "Голубое и зелёное" и рассказ В.Распутина "Женский разговор", что позволит сделать сопоставительный анализ произведений. Анализ названных произведений позволяет проследить связь традиций классической русской литературы и литературы ХХ–ХХI вв. в раскрытии "вечных" тем.
-
Урок литературы в 10-м классе в форме заочной экскурсии "Петербург Достоевского" 2010
Цели занятия: раскрыть образ Петербурга в творчестве русских классиков; подготовить учащихся к восприятию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение учащихся использовать интернет-ресурсы при подготовке творческого проекта по предмету (заочная экскурсия).
-
Урок литературы в 10-м классе в форме литературной игры-путешествия "Тема дороги в русской литературе ХIX века" 2008
Урок знакомит с русской классической литературой XIX века. В увлекательной игровой форме учащиеся 8–9-х классов вспоминают художественные произведения. Тема дороги, путешествия, странствия – сквозная тема русской литературы.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "И в небесах я вижу Бога…" (Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова) 2009
Урок входит в систему занятий по изучению поэзии М.Ю. Лермонтова. Предлагаемый материал поможет учителю обобщить знания десятиклассников по лирике поэта, увидеть жанровое многообразие его творчества, провести вектор от трагической судьбы поэта к его молитвенной лирике, стремлению к внутренней гармонии.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова" (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2008
Способствовать правильному пониманию учащимися идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» опасности индивидуализма.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Один день в городе Калинове" (по драме А.Н. Островского "Гроза") 2008
Урок литературы в 10-м классе на тему «Один день в городе Калинове (по драме А.П.Островского «Гроза»)» проходит в форме необычной экскурсии в XIX век. На протяжении всего урока главными гидами являются – литература, живопись, музыка, театр. С помощью этих необычных средств десятиклассники узнают много любопытного о городе Калинове и его обитателях. В ходе урока ученики знакомятся с миром купечества, учатся раскрывать различные стороны конфликта, участвуют в театрализации жизни героев изучаемого произведения. Изучение темы урока в необычной форме способствует развитию творческих способностей и возможностей обучающихся, воспитывает художественно-эстетический вкус старшеклассников и их читательскую культуру.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Последние песни" Ивана Сергеевича Тургенева 2009
На уроке используются разнообразные виды работ: проверка домашнего задания проводится с помощью компьютерного опроса, что позволяет индивидуализировать работу с учащимися, необычная форма творческой работы позволяет активизировать способности учащихся, презентация к уроку не просто иллюстрирует содержание, а "работает", музыка подобрана таким образом, что помогает учащимся освоить материал.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Приемы анализа лирического произведения" 2009
Уроки литературы способствуют формированию умения мыслить образно. Уметь образно мыслить – это значит иметь понятия, суждения, умозаключения об окружающем мире, это способ освоения действительности. Рассмотрим несколько приемов, способствующих проявлению творческого, порой нестандартного подхода к толкованию (интерпретации) художественного текста: иллюстрирование, словесное рисование, соавторство, цветопись.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "…здесь духа мощного господства, Здесь утонченной жизни цвет…" (обобщающий урок-исследование по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета) 2010
Обобщающий урок-исследование по лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева в 10-м классе. Проблемное обучение способствует развитию личности ученика, его мировоззрения, нравственного мира, эстетических переживаний. Используя фотографии, портреты, рисунки, музыку, учащиеся находят точки соприкосновения различных видов искусств.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему:"Две дороги – два пути". Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2009
Толстой – философ и патриот своей страны, показывая путь нравственных исканий своих любимых героев, размышляет и о возможных путях развития России во второй половине XIX века. Организованная на уроке дискуссия позволяет учащимся раскрыть для себя взгляды писателя, а также поразмышлять о судьбе нашей страны сегодня, о своей роли в ее развитии.
-
Урок литературы в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Раскольников и Соня Мармеладова" 2009
Романы Ф.М. Достоевского – это размышления о пути человеческом, о выборе, который делает человек: путь совести, сострадания – нелегкий путь. В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царствие добра, любви, милосердия, справедливости. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.
-
Урок литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" 2009
Урок-обзор идейно-тематического содержания и художественного своеобразия пьесы. Урок создан по методу проектов. Три группы учащихся в процессе работы над своими вопросами продумывали и презентацию ответов.
-
Урок литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" 2007
Урок литературы в 10-м классе по драме А.Н. Островского "Бесприданница" решает проблемный вопрос: смерть Ларисы Огудаловой случайность или неизбежность?
-
Урок литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" (урок-исследование) 2007
Урок - очередной этап в изучении творчества А.Н. Островского. Специфика урока – в том, чтобы заставить учащихся задуматься над социальными и духовными причинами трагедии творческой личности. Тип урока определён как урок-исследование причин трагедии судьбы Ларисы Огудаловой. Уроки такого типа дают возможность направить учащихся на мыслительный, аналитический процесс; способствуют актуализации восприятия произведения.