Тип урока: исследование
Цель:
- Исследовать связь образа Вакулы с темой труда в повести; показать, как в повести отразилась мечта Гоголя о сильной, гармоничной натуре, созданной для свободного, творческого труда.
- Развивать умение следить за сюжетом, характеризовать литературного героя на основе его поступков, отношения к окружающему; отбирать нужные для анализа эпизоды; побудить к творчеству.
- Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда, творческое отношение к труду, эстетическое чувство.
Оборудование:
- Портрет Н.В.Гоголя.
- Иллюстрации к повести “Ночь перед Рождеством”.
- Учебник-хрестоматия в 2-х частях. Литература 6класс. Автор-составитель Полухина В.П.
- Выставка поделок, сделанных руками детей и их близких.
- Портреты Ники Турбиной, Нади Рушевой (в презентации).
- Рисунки Нади Рушевой (в презентации).
- Интерактивная доска.
Опережающие индивидуальные и групповые задания:
- Инсценировать эпизод “Вакула у Оксаны”.
- Выучить наизусть стихотворения Ники Турбиной.
- Подготовить рисунки-иллюстрации к повести “Ночь перед Рождеством”.
- Подготовить вместе с родителями поделки для выставки.
Используемые технологии: индивидуального и дифференцированного обучения; группового обучения.
Методические приемы:
- aнализ эпизодов;
- беседа;
- отбор эпизодов из текста для анализа;
- инсценировка эпизода;
- чтение стихотворений наизусть;
- защита иллюстраций.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Ребята! У вас есть мечта? Конечно, есть, я в этом не сомневаюсь. Человеку свойственно мечтать в любом возрасте, и мечты эти самые разные. Гоголь также мечтал. На последнем курсе гимназии, готовясь к самостоятельной жизни, он мечтал о службе в юстиции, “пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства”, поэтому, уезжая, он сказал одной из своих знакомых: “Вы, конечно, или ничего обо мне не услышите, или услышите что-нибудь хорошее”. А еще Гоголь мечтал о сильной, здоровой, гармоничной натуре, созданной для свободного, творческого труда. Эту мечту Гоголь отобразил в повести “Ночь перед Рождеством”. Наша задача на уроке – увидеть эту мечту, как она показана в повести. А для этого мы станем исследователями.
Для начала нам надо выяснить, с каким героем повести связана эта мечта Гоголя? (Вакулы)
Верно. Характер Вакулы раскрывается не в битве, а в будничной жизни, в труде.
Итак, нам необходимо отобрать эпизоды в той последовательности, в какой они показаны в повести, в которых о Вакуле говорится как о человеке труда, говорится о его отношении к труду.
II. Исследовательская работа над образом Вакулы. Работа учащихся в группах.
Задания:
- 1 группа: Уже с первых строк мы узнаем о герое. Как Гоголь знакомит читателя с героем? (Выразительно прочитать)
(Кузнец, силач и парень хоть куда; как лучший живописец в околодке; сам сотник вызывал его в Полтаву выкрасить забор, а местные диканьские казаки ели борщ из мисок, размалёванных Вакулой).
- 2 группа: Инсценировать сцену “Вакула в доме у Оксаны”, “Сцена с сундуком-подарком Оксане” и ответить на вопросы:
– Почему Вакула так детально описывает, каким будет его подарок?
(Потому что он вложил в подарок весь жар своей души, он уверен, что сердце Оксаны можно покорить трудолюбием, мастерством, надежностью рук).
- 3 группа: Итак, рассердился Вакула на Оксану и пошёл домой. Что же он начал делать? Как характеризует эта сцена Вакулу?
(Вакула начал таскать мешки. Это говорит о том, что он никогда не сидит без дела. Его руки ищут работу какую-нибудь. Он готов даже черта оседлать, чтобы достать черевички для Оксаны).
- 4 группа: И вот Вакула в Петербурге. Найдите эпизоды, характеризующие Вакулу как мастера, уважающего труд, творческий труд!
(Факт, что запорожцы узнали Вакулу, говорит, что слава о нем как о хорошем мастере своего дела известна далеко за пределами Диканьки. Ведь для Вакулы главное в жизни – труд.)
- 5 группа: Эпизод “Во дворце”. На что он обратил внимание прежде всего? О чём это говорит?
(Он восхищается работой мастеров - художников, архитекторов. Это говорит о том, что Вакула, сам любящий труд, оценивает предметы, вещи по вложенному в них труду. Это чувство прекрасного у него - от природы.)
- 6 группа: Выразительно прочитайте финал повести: описание хаты Вакулы. Сделайте вывод из прочитанного.
III. Итоги исследовательской работы:
1. Выступления учащихся из каждой группы.
2. Обобщающая беседа:
- Какая же черта в образе Вакулы главная? (Трудолюбие.)
- О каком именно труде идет речь в повести? (Творческом.)
- Сделайте вывод по теме урока.
Вывод: Главная черта в образе Вакулы – трудолюбие, любовь к свободному, творческому труду, который дает не только основу в жизни, но и дарит радость себе и окружающим. Так Гоголь в этом образе выразил мечту о простом, сильном человеке, который создан для свободного, творческого труда. Это и есть чудо, потому что создано трудом человека и будет жить вечно. А чудеса чертей, духов рассыпаются в прах и отступают перед умом и трудолюбием человека. Вот это и есть настоящее чудо!
IV. Работа с экспонатами выставки, подготовленными детьми: ребята демонстрируют свои работы и работы взрослых, сделанные руками (вязание, кружевоплетение, бисероплетение, вышивание крестиком, гладью, поделки из соленого теста, куклы и т.д.)
V. Знакомство с творчеством юных талантов с целью побуждения к творчеству.
1. Подготовленные ученики читают стихи Ники Турбиной (автор детям не известен)
Кто я?
Глазами чьими я смотрю на мир?
Друзей, родных, зверей, деревьев, птиц?
Губами чьими я ловлю росу
С листа, опавшего на мостовую?Руками чьими обнимаю мир,
Который так беспомощен, непрочен?
Свой голос я теряю в голосах
Лесов, полей, дождей, метелей, ночи.Но кто же я?
В чём мне искать себя?
Ответить как
Всем голосам природы?
***
День утонул в ночи.
Улицы спят в дожде.
Дом превратился в тень.
Еле заметен столб.
Комната без углов.
Стулья во сне скрипят.
Им неуютно в дождь
Возле стола стоять.
Милый, любимый пес,
Ты почему не спишь?
Я подойду к тебе,
Ночь отведу от глаз.
Вспомним с тобою день.
Солнца размах лучей.
Звонкую звень ручья.
Вот и проснулась я.
***
Вы умеете пальцами слушать дождь?
Это просто!
Дотроньтесь рукой до коры дерева,
И она задрожит под вашими пальцами,
Как мокрый конь.
Дотроньтесь рукой
До оконного стекла ночью.
Вы слышите?
Оно боится дождя,
Но оно должно охранять меня
От мокрых капель,
Я поглажу капли пальцами
Через стекло.
Дождь!
Дверь!
Послушай, дверь,
Отпусти меня!
Улица полна звона ручьев.
Я хочу пальцами услышать дождь,
Чтобы потом написать музыку.
2. Беседа:
- Как вы думаете, кто может быть автором этих прекрасных стихотворений (пол, возраст)?
- А ведь эти стихи написала восьмилетняя девочка, зовут её Ника Турбина. Талантливые стихи, не правда ли? Чем поразили вас её стихи?
- А теперь посмотрите на эти рисунки. Это работы также юной девочки, поразительно даровитой, которая, к сожалению, умерла в 17 лет. Но оставила после себя десять тысяч рисунков. И каких рисунков!
- Как вы думаете, какое отношение имеют эти два имени – юной поэтессы и художницы – к теме нашего урока?
(Прекрасно и вечно то, что создано руками и душой человека. Это и произведения искусства, способные доставить нам истинное наслаждение).
VI. Заключительное слово учителя.
С чего начинается творец? Возможно, с первого беспомощного рисунка, слабенькой рифмы, неумелого прикосновения к музыкальному инструменту. Ученые утверждают, что каждый ребенок рождается талантливым и неповторимым. От кого же зависит, суждено ли развиться этому таланту? Вот почему я и хочу помочь вам попробовать свои силы в творчестве.
VII. Домашнее задание.
- Сочинить стихотворение (по желанию).
- Написать сочинение-размышление по мотивам стихотворений Ники Турбиной. (Тексты раздаются каждому)
- Создать рисунок по мотивам стихов Ники Турбиной или повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”.