Цели:
- познакомить с основными принципами футуризма;
- дать первоначальное представление о раннем творчестве футуристов;
- совершенствовать умения анализа лирического произведения;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать уважительное отношение к «негромким» именам литературы.
Предварительная подготовка к уроку:
1. инсценировка выступления группы футуристов;
2. индивидуальное сообщение о направлении в искусстве и литературе – кубофутуризме;
3. индивидуальное сообщение о направлениях живописи – фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, авангардизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, метафизическая живопись;
4. выучить отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.
Домашнее задание
- выучить наизусть одно из стихотворений В.Маяковского,
- сформулировать «плюсы» и «минусы» направления футуризм.
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя
Переломное время конца 19 – начала 20 столетия в нашей стране характеризовалось глубоким кризисом существующей власти. Требовались перемены. Но кризис коснулся не только политической жизни, но и жизни литературы и искусства.
Поиск новых форм привёл к возникновению модернизма. (Слайд 1, Приложение 1).
- С какими направлениями модернизма вы знакомы?
2. Цели урока (Слайд 2).
Сегодня более подробно мы поговорим об основных принципах футуризма и его представителях; через анализ лирических произведений выявим особенности ранней лирики футуристов.
3. Запись темы урока, эпиграфов - слайд 3.
Мы с вами находимся на литературном вечере в кафе, где звучит фортепианная музыка Скрябина, Чайковского, Рахманинова, где в мягком свете приглушённых ламп расположилась благопристойная, интеллигентная публика. Все внимательно внимают степенным писателям, поэтам, провожая со сцены кого бурными, кого вежливыми аплодисментами.
И вдруг конферансье вечера с запинкой объявляет: «А теперь, господа, молодые поэты, назвавшие себя группой кубофутуристов, желают познакомить нас со своей литературной программой».
Но прежде чем молодые поэты предстанут перед благопристойной публикой, давайте послушаем искусствоведа, который познакомит нас с особенностями направления искусства кубофутуризм.
Выступление учащегося - слайды 4,5,6.
Итак, кубофутуризм – направление в искусстве, соединяющее принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры ) и футуризма (лат. – «будущее», т.е. искусства будущего).
Едва ли в истории искусства можно найти моменты, когда поэзия и живопись настолько тесно соприкасались между собой, как это было в период возникновения так называемого кубофутуризма в России. Единый круг кубофутуристов объединил художников и поэтов-будетлян ( «будетляне» - придуманная одним из основоположников направления В.Хлебниковым версия слова «футуристы» - здесь соединились понятия «будущее» и «земляне».)
Их совместные манифесты, выставки, диспуты, поездки по стране служили одной цели – провозглашению нового искусства. Они вместе эпатировали публику, сотрудничали и соперничали, а главное – учились друг у друга.
- Ну что ж, господа кубофутуристы, просим! (Слайды 7, 8)
Выходят кубофутуристы: В.Хлебников, А.Кручёных, В.Маяковский в жёлтой кофте с бантом, Давид Бурлюк . Громко читают отрывки из манифеста «Пощёчина общественному вкусу»:
- Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Чёрным, Кузминым, Буниным и прочим нужна лишь дача на реке!
- С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!
- Только мы – лицо нашего времени!
- Прошлое тесно! Бросить Пушкина, Достоевского,Толстого с Парохода Современности!
- Мы презираем славу!
- Мы выдвинули новые принципы творчества!
- Мы отрицаем правописание, нами уничтожены знаки препинания.
-Мы расшатали синтаксис.
- Гласные мы понимаем как время и пространство, согласные – краска, звук, запах.
- Нами сокрушены ритмы.
- Мы, будетляне, любим пользоваться разрубленными словами, полусловами, их хитрыми сочетаниями.
- Мы новые люди новой жизни!
Возгласы из зала:
- Довольно!
- Кто их допустил сюда!
- Это же не поэты, это табор дикарей!
- Шайка хулиганов!
Учитель: Благопристойная публика ревела, свистела. Известные мастера слова возмущались. Но кубофутуристы решили стоять до конца – они ведь тоже поэты…
Чтение стихотворения А.Кручёных «Русь»
Возгласы из зала:
- Безобразие!
- Бессмыслица!
- Нелепость!
Учитель: Ну что ж вы так грубо, господа, а ведь между прочим авторы, подписавшие с Алексеем Кручёных манифест «Пощёчина общественному вкусу», отрывки из которого вы прослушали, утверждают обратное: «…в этом стихотворении больше русского, национального, чем во всей поэзии Пушкина».
Возглас из зала:
- Пушкина?!
Чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина
Возглас Д.Бурлюка:
- Вот это и есть безобразие, бессмыслица и нелепость!
Слайд 9.
- Как вы думаете, каково название этого стихотворения? Что вы можете сказать о звучании, смысловой наполненности этого шедевра?
Чтение стихотворения В.Хлебникова «Заклятие смехом»
Возгласы из зала:
- Безвкусно и бездарно!
Учитель: Но всё-таки попробуйте оценить словотворчество юного поэта (слайд 10).
Высказывания уч-ся.
Учитель: Он пытался «найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращения всех славянских слов из одного в другое – свободно плавить слова».
Чтение стихотворения В.Маяковского «Нате!»
Возгласы из зала:
- Долой грубиянов и неучей!
Работа с текстом стихотворения (слайд 11)
- Почему у стихотворения такое странное название? Чего добивается этим автор?
- Кому брошен вызов?
- Как поэт называет себя?
- О ком эти слова?
- В каких строках противопоставлены два мира?
- Какова тема этого стихотворения?
Учитель: Конечно же, после такого дебюта молодых поэтов попросили со сцены, закончить выступление им не удалось.
- Попросим господ кубофутуристов?!
Кубофутуристы уходят.
- Что же шокировало публику в таких выступлениях?
Предположения ребят.
Вернёмся к слайду 7: почему футуристы отвергают великих писателей прошлого и настоящего? (ищут новое в искусстве)
- Можете ли вы объяснить дерзость высказываний этих молодых людей? (это был намеренный эпатаж)
- Для чего? (вызвать интерес к себе – слайд 11).
Действительно, творчество футуристов было необычайно по содержанию и совершенно непривычным по форме. Равнодушными они не оставляли никого: одних они раздражали, других смущали, третьи восторгались ими. Но непременно любое их выступление сопровождалось атмосферой скандала.
Рассказы футуристов о случаях из своей жизни
В.Каменский: «Перед выходом нашим на эстраду сторож принёс поднос с двадцатью стаканами чая. А когда вышли мы (Маяковский в жёлтом распашоне, в цилиндре на затылке, Бурлюк – в сюртуке и жёлтом жилете, с расписным лицом, я – с жёлтыми нашивками на пиджаке и с нарисованным аэропланом на лбу), когда прежде всего сели пить чай, аудитория гремела, шумела, орала, свистала, вставала, садилась, хлопала в ладоши, веселилась».
«Аудитория решила нас бить. Маяковский прошёл сквозь толпу, как раскалённый утюг сквозь снег. Кручёных шёл, взвизгивая и отбиваясь галошами… я шёл, упираясь прямо в головы руками налево и направо, был сильным - прошёл». (В.Шкловский)
Учитель: Одной из главных задач футуристы считали «увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (словоновшество)».
Слайд 12 – это фрагмент из рукописи В.Хлебникова.
В своём стихотворении «Любхо» он образует до – скольки бы вы думали словоновшеств от глагола «любить»?
Звучат предположения гостей кафе.
«Люблея в любисвах и любви любвеющих… любрами олюбрясь нелюбрями залюбить… приполюбливать в люблениях любёж» и т. д.
- Таких словоновшеств в стихотворении было до 400!
И всё же, несмотря на скандальное поведение, столь странный взгляд на мир, отрицание всего и вся, - слайд 13.
Звучит музыка (возможно, С.Рахманинова)
Учитель: С направлениями модернизма в живописи вас познакомит искусствовед…..
Слайды 14 – 43.
4. Подведём итоги
- Против чего бунтовали футуристы?
- Уходили ли они, как, например, акмеисты, от насущных проблем жизни?
- Какие темы волновали поэтов-футуристов?
- Какие принципы творчества они выдвигали?
- Можно ли считать, что они обогатили литературу и искусство?
Вывод:
- эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на стремительно меняющийся, теряющий опоры мир;
- творчество футуристов раздвинуло границы поэзии, поставило вопрос о новых функциях искусства, сделало искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя.
Поэтому всех представителей модернизма мы можем смело назвать «Колумбами новых поэтических материков». Сказать так, как сказал В.Хлебников, умерший в 37 лет на подъёме творческих сил, может только настоящий талант: слайд 44.
Литература
1. Л.В.Спесивцева. Велимир Хлебников.
2. Т.Г.Соловей. «Я мечтою ловил уходящие тени…». (журнал «Литература в школе» 2006 год, №12)
3. Н.П.Локтионова. «…Слово смело пошло за живописью». (ж-л «Литература в школе» 2007 год, №7)
4. Е.Гаричева. Обзорный урок по поэзии Серебряного века. (ж-л «Литература в школе» 2002 год, №3)
5. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. 20 век. М.: Аванта+, 2001год.
6. Серия «Эрудит». Изобразительное искусство. М.: ООО «Издательство Мир книги», 2006 год.