Литература
-
Урок литературы «Смоленская робинзонада Михаила Пришвина». 9-й класс 2015
Есть в русской литературе писатели, открыть которых для себя можно в любом возрасте – в детстве, юности, будучи зрелым человеком. Один из таких художников – М.М. Пришвин. Много прекрасных мгновений запечатлено в слове на страницах его книг. Среди них особое место занимает произведение «Школьная робинзонада». Часть биографии писателя связана со Смоленским краем.
-
Урок литературы «Сонет Серебряного века». 11-й класс 2015
Цель урока: дополнение знаний о поэзии Серебряного века, знакомство с сонетами В. Брюсова, К. Бальмонта, О. Мандельштама, И. Северянина и И. Бунина.
-
Урок литературы «Судьба народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Размышления у парадного подъезда"». 7-й класс 2015
Урок знакомит с творчеством Н.А. Некрасова; обозначается главная тема некрасовской поэзии; учащиеся находят в стихах поэта авторское отношение к проблеме.
-
Урок литературы «Устное народное творчество. Обрядовый фольклор». 6-й класс 2015
Цель урока: знакомство с устным народным творчеством, формирование устойчивых знаний о истории русского фольклора.
-
Урок литературы «Христианские мотивы в романе Достоевского "Преступление и наказание" и в рассказе Солженицына "Матрёнин двор"» 2018
Что такое духовность, нравственность? Как учитель может воспитать духовно-нравственную личность? Конечно, своей личностью и средствами предмета, особенно если этот предмет – литература. Материал представленной разработки объемный, но рассчитан на один урок. Поэтому подготовка к нему ведется на протяжении нескольких уроков, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования Евангельских текстов, подбора цитатного материала.
-
Урок литературы «Что значит быть счастливым?» (по сказке Г.Х.Андерсена «Чайник») для 6-го класса с использованием методического приема «Чтение с остановками» 2022
Цель урока: привлечение внимания детей к осмысленному чтению с использованием технологии развития критического мышления.
-
Урок литературы (7-й класс) "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2009
Урок посвящен изучению творчества М.Ю. Лермонтова, его одному из ярчайших произведений. Учитель использует предварительную работу с целью изучения эпохи ХVI века, образа Ивана Грозного. Дается ученикам задание: нарисовать рисунки по заданному эпизоду. В ходе урока учащиеся составляют киноленту-презентацию из своих рисунков, сопровождая каждый кадр комментариями.
-
Урок литературы (Внеклассное чтение) "Души прекрасные порывы" 2021
Цель урока: побуждать учеников к разностороннему проявлению лучших душевных качеств, формировать качества духовно-нравственной личности, компетентности в сфере эстетической, творческой, познавательной деятельности, способствовать развитию навыков работы в группе.
-
Урок литературы (внеклассное чтение) в 7-м классе по теме "Волга в изображении русских поэтов" 2010
Урок построен на основе местного саратовского материала. Авторы попытались соединить лирику Н.А. Некрасова с творчеством саратовских поэтов на основе сравнения образа Волги. Материал урока позволяет продолжить обучение сопоставительному анализу лирических стихотворений, дает возможность обучающимся более широко познакомиться с творчеством саратовских поэтов.
-
Урок литературы (КСО) по былинам: "Тайна трех богатырей" 2008
Урок показывает историческую достоверность основных былинных героев, их силу и нравственную красоту, также расширяются знания учащихся о богатырях земли русской, и раскрывается историческая достоверность основных героев былинного эпоса.
-
Урок литературы (литературное краеведение) по теме "Сравнительный анализ уральских сказов П.Бажова и сибирских сказов В.Галкина" 2009
Тема литературного краеведения достаточно актуальна: развивается интерес к художественной литературе прошлого и наших дней, к истории родного края, формируются навыки анализа и критической оценки литературных произведений. Представленный материал может быть использован для проведения урока либо внеурочного мероприятия по литературе.
-
Урок литературы + МХК по теме: "Душа русской природы" 2005
На уроках литературы мы часто обращаемся к проблеме взаимоотношений человека и природы. Подчеркиваем, что человек - часть природы, часть этого огромного живого мира. Хотелось бы, чтобы дети не только понимали, но и прочувствовали эту привычную для всех фразу, бережнее относились к природе, увидев в ней живое существо. Урок строится на музыкальном фоне. С отдельными учащимися мы готовили выступления, подбирая для каждого отдельную мелодию.
-
Урок литературы в 1-м1 классе "Мужество и боль Чернобыля" (по роману Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва") 2008
Данную разработку можно использовать не только при изучении творчества С.Алексиевич, но и для проведения вечера памяти, посвященного трагедии в Чернобыле, необходимо только дополнить фрагментами из романа.
-
Урок литературы в 10 классе. Тема: Разнообразие функций пейзажа в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" 2005
Данный урок не только помогает закрепить изученный ранее материал, но и углубляет понятие о пейзаже в литературном произведении, развивает эстетический вкус учащихся. Кроме того, он является одним из составляющих в системе многолетней работы учителя над методической темой "Эстетическое воспитание учащихся на уроке русского языка и литературы".
-
Урок литературы в 10-м классе 2010
Урок, построенный в форме культурно-лингвистического анализа текста, предполагает работу с произведениями малого жанра и содействует формированию у учащихся навыка работы в группе, навыка публичного выступления. Он дает хорошую возможность подробного и глубокого анализа литературного произведения, способствует формированию умения делать самостоятельные выводы, строить доказательные умозаключения, задуматься над такими нравственными проблемами, как милосердие, сострадание.
-
Урок литературы в 10-м классе "В каком уставе есть закон иль право на ненависть и месть?" 2010
Урок литературы в 10-м классе построен в соответствии с учебной программой под редакцией А.Г. Кутузова с применением новой технологии – технологии французских мастерских. В ходе урока идет формирование нравственных понятий: толерантности, прощения, отрицательного отношения к мести как к непродуктивному действию.
-
Урок литературы в 10-м классе "В сомнениях, человек, воздержись?!" (по рассказу А.П. Чехова "О любви") 2009
На уроке частично используется технология формирования правильного типа читательской деятельности: работа с текстом после чтения. Цель - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Результатом беседы на уроке становится понимание авторского смысла.
-
Урок литературы в 10-м классе "Вечные вопросы". Рассказ В.Крупина "Мария Сергеевна" 2008
Автор данного произведения пытается вновь ответить на такие извечные вопросы, как: Кому на Руси жить хорошо? Кто виноват? Что делать? Быть или не быть? Своим произведением он утверждает: чем больше будет в мире людей, похожих на героиню рассказа, тем очевиднее будет победа добра над злом. Главное – оставаться всегда человеком!
-
Урок литературы в 10-м классе "Все теперь не так…" по мотивам рассказа В.Распутина "Женский разговор" 2009
Урок-исследование. Основные цели и задачи урока – формирование у школьников ключевых компетенций в познавательной деятельности, умение применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературного произведения; совершенствовать приемы работы по анализу произведения с опорой на сюжетно-композиционные особенности рассказа; формировать навыки "контекстного" рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей (умение сопоставлять литературные факты; продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.
-
Урок литературы в 10-м классе "Дорога чести" князя Андрея Болконского" 2011
Главная цель и задача урока: обучение анализу художественного текста. В ходе урока учащиеся, отвечая на вопросы учителя, работая с текстом романа «Война и мир», просматривая иллюстрации к произведению и отрывки из одноименного художественного фильма, отвечают на проблемный вопрос и делают выводы и умозаключения.
-
Урок литературы в 10-м классе "Иван Флягин – грешник или праведник?" 2008
Тема праведничества является сквозной в русской литературе XIX–XX веков. Урок-диспут позволяет выявить основные черты характера человека-праведника, каковым является Иван Флягин.
-
Урок литературы в 10-м классе "Имя Россия" 2009
Предлагаемый вариант урока рассматривает взаимоотношения (личные и творческие) И.С. Тургенева и его современников (А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, В.Г. Белинского).
-
Урок литературы в 10-м классе "Интеллигентнейший человек России" (очерк жизни и творчества А.П. Чехова) 2007
Задачи урока: вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П. Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произведениях писателя; развивать мышление учащихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие; воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни писателя.
-
Урок литературы в 10-м классе "Кто виноват в случившемся" (по повести В.Распутина "Живи и помни") 2010
В ходе проведения урока показаны причины нравственной неустойчивости и падения Андрея Гуськова и деревенской женщины Настены, которой трудно жить без опоры, без ясного понимания и оправдания своего поведения и поведения мужа Андрея.
-
Урок литературы в 10-м классе "О! Кто ты?" (М.Ю. Лермонтов. Поэма "Демон", 2 часа) 2008
Урок литературы в 10-м классе – один из возможных вариантов изучения поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», вошедшей в стандарт по литературе для старшей школы на профильном уровне. Двухчасовое занятие с домашним творческим заданием расширяет знания о творчестве М.Ю. Лермонтова, а также помогает понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве (при изучении поэмы используются иллюстрации картин М.А. Врубеля, аудиозапись оперы Р.Вагнера).
-
Урок литературы в 10-м классе "Особенности русского национального характера в рассказе И.С .Тургенева «Певцы» 2009
Именно циклом рассказов «Записки охотника» И.С. Тургенева предопределяются на многие десятилетия традиции русской литературы, русского романа: эпос Л.Н. Толстого, психологизм Ф.М. Достоевского, лиризм Н.А. Некрасова, продолжение темы народа в творчестве Н.С. Лескова.
-
Урок литературы в 10-м классе "Прощание с Катериной" (по драме А.Н. Островского "Гроза") 2007
Данный урок был задуман как заключительный после изучения пьесы А.Н. Островского «Гроза». По основной дидактической цели урок построен по типу семинара с уточнением ранее полученных знаний. Включение ситуативного элемента (инсценирование ) создаст эмоциональное переживание.
-
Урок литературы в 10-м классе "Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?" 2010
Урок литературы в 10-м классе - это решение проблемного вопроса, позволяющее не только проверить знания текста драмы А.Островского старшеклассниками, но и решить массу вопросов, связанных со становлением юного читателя, выбором жизненного пути, его взрослением. Вопросы, которые поднимает драматург, касаются "вечных" тем в литературе.
-
Урок литературы в 10-м классе "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…" (Обличение самодурства и произвола властей в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Медведь на воеводстве") 2008
"Власть и государство" в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Формирование у учащихся умения критически оценивать современную действительность на примере произведений классика.
-
Урок литературы в 10-м классе "Случайность или закономерность" (по повести В. Токаревой "Я есть, ты есть, он есть") 2007
Урок литературы в 10-м классе на материале повести В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть" в который раз ставит перед старшеклассником вечные проблемы взаимоотношений, заставляет задуматься о себе, родителях, о жизни вообще. Урок имеет воспитательную направленность.