Литература
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Грустные мысли о человеческом счастье" (по рассказу А.П. Чехова "На пути") 2006
Урок литературы в 10-м классе. На примере рассказа А.П. Чехова "На пути" учащиеся выясняют особенности чеховского творческого метода, а также знакомятся с проблематикой и художественным своеобразием рассказа как литературного жанра.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Две бездны"(философская лирика Ф.И. Тютчева) 2005
Обращение к творчеству Федора Ивановича Тютчева помогает решить задачу глубокого проникновения в душу человеческую, задачу обращения к вечным вопросам. Величайшие страницы творчества этого поэта воспитывают истинный художественный вкус. При изучении его творчества внимание обращается не только на особенности содержания его стихов, но и на смыслообразующие элементы их художественной формы.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Замечательная вещь" (роман И.С. Тургенева "Рудин") 2003
Урок показывает возможности риторизации литературы, когда чтение и изучение произведений русской классики сопровождается у учащихся исполнением собственных риторических текстов различных жанров. Материалом для создания данных текстов является художественное произведение, прочитанное учащимися. Вместе с десятиклассниками разрабатывается путь изучения романа.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Имя, образ, судьба" (женские образы в пьесах А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") 2009
В ходе урока учащиеся раскрывают жизненные позиции героев, оказавшихся в ситуации нравственного выбора, анализируют истоки происхождения имени, проводят аналогию с повестью В.Астафьева «Людочка». Эмоциональная, нравственная сторона урока позволяет каждому обучаемому высказать свою точку зрения, не оставляет равнодушным к вопросам об истинных и ложных ценностях.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Как жить — чувством или разумом?" (по роману И.А. Гончарова "Обыкновенная история") 2006
Сегодня мы обратимся к произведению И.А. Гончарова "Обыкновенная история", написанному в 1847 году. Мы не только познакомимся и попытаемся проанализировать данное произведение, но и попробуем, каждый для себя, ответить на вопрос, который так мучил главного героя романа: Как жить – чувством или разумом?
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Кто такой Печорин: добрый малый или мерзавец?" 2008
Через исследование текста романа, работу с дополнительной критической литературой, «вхождение в роль героя» и дискуссию на уроке учащиеся приходят к выводу, что противоречивость – главная черта характера Печорина, личности незаурядной, мыслящей и энергичной, но «заболевшей» безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. «А не болен ли я такой болезнью?» - с таким вопросом учащиеся должны уйти с урока.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Нужны ли нам сегодня стихи А.А. Фета?" 2006
Урок построен как заседание редакционного совета в издательстве - решение вопроса о публикации произведений А.А. Фета. Участие в обсуждении принимают сотрудники литературно-критического, музыкально-критического, биографического, художественного отделов; пригласили мы и социологов. Учащиеся заранее получили групповые задания: подобрать материал по заданной теме, провести выборочный опрос учащихся школы. В начале урока каждая группа получила карточки с вопросами, которые сформулированы так, что учащиеся должны высказать противоположные мнения; таким образом, в ходе урока получается дискуссия. В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что поэзия не умирает, принимают решение о публикации.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Особенности лирики А.А. Фета" 2006
Урок, посвященный особенностям поэтического таланта Фета. В нем используется анализ изобразительных приемов, формируются литературоведческие понятия. Учащиеся сравнивают варианты стихотворений Фета, стихи Фета и пародии на них. Рассматривается влияние Фета на поэтов Серебряного века. Предложен большой набор карточек для индивидуальной работы, работы с таблицей, а также домашнее задание творческого характера.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла" 2004
На уроке в 10-м классе, анализируя первую часть романа Ф.М. Достоевского, определяем события, которые подводят героя к преступлению.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова) 2006
В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе "Обломов" 2006
Урок литературы по теме "Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе "Обломов"" проводится в форме самостоятельного исследования учащихся в группах. Организация групповой работы способствует детальному рассмотрению определенного художественного приема и расширению возможностей для анализа текста.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: Драма А.Н. Островского "Гроза" в русской критике 2006
Двухчасовое занятие по данной теме является логическим завершением изучения пьесы "Гроза": учащиеся погружаются в атмосферу сложной и противоречивой борьбы развернувшейся вокруг драмы А.Н. Островского, учатся сопоставлять противоположные мнения, для чего глубже осмысливают отдельные положения статей Н.А. Добролюбова "Луч света в тёмном царстве" и Д.И. Писарева "Мотивы русской драмы", а также некоторых современных критиков. Уроки способствуют формированию критического мышления старшеклассников.
-
Урок литературы в 10-м классе с использованием ЦОР по теме "Воздух эпохи в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2009
На уроке развиваются навыки аналитического чтения, используются новые экспериментальные методики проверки знаний учащихся.
-
Урок литературы в 10-м классе. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе 2020
Цели урока: познакомить учащихся с новым жанром; выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни; проанализировать несколько стихотворений в прозе, определить их темы, их роль в нравственном воспитании.
-
Урок литературы в 10-м классе. М.Е. Салтыков-Щедрин 2010
На занятии учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством русского писателя-сатирика.
-
Урок литературы в 10-м классе. По страницам "Фрегата "Паллады" И.А. Гончарова 2010
Воспроизведенный в начале урока диалог позволил ученикам узнать о том, как в петербургском свете восприняли новость о кругосветном путешествии Гончарова. На уроке ребята получили представление об истории экспедиции 1852–854 гг. на фрегате "Паллада", об участии Гончарова в плавании и о том, как полученные знания и впечатления писателя позже отразились в его путевых очерках "Фрегат "Паллада".
-
Урок литературы в 10-м классе. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова 2009
Содержание материала урока имеет большое познавательное и воспитательное значение. Аналитическая работа с таблицей по лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова способствуют развитию логического мышления, умению обобщать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема "Стиль писателя" 2010
Стиль писателя есть средство реализации творческого замысла. Стиль отличает одного писателя от других. Характерные особенности художественного стиля речи: широкое использование лексики других стилей, употребление изобразительно-выразительных средств языка, проявление творческой индивидуальности.
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Драма любви Катерины Измайловой" (по повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2009
Цели урока: рассмотреть сюжет повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", образ главной героини; обратить внимание учащихся на то, как трактовался этот образ в различных произведениях искусства; развить умение анализировать образ героини, умение видеть в тексте изобразительно-выразительные средства.
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова" 2012
План урока русской литературы в 10-м классе на тему «Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова» построен на основе выполнения учебных заданий, разработанных в соответствии с таксономией Блума. Учащиеся во время урока формируют базовую компетенцию «уметь учиться» с помощью техник учения «Конспектирование и структура конспекта», «Синквейн», «Определение».
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Наташа Ростова — любимая героиня Л.Н.Толстого" 2009
Основные цели урока: раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Толстого. Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности. Формировать умение ценить прекрасное. Развивать творческие способности учеников, умение выделять главное из второстепенного. Развивать умение оценивать прочитанное, излагать свои мысли, делать выводы и обобщения. Развивать интерес к театральному искусству.
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Нравственные проблемы в романе П.В. Лебеденко "Льды уходят в океан"" 2012
В романе автор рассказывает нам о молодых сварщиках, докерах одного из крупных портов Крайнего Севера. Стоит отметить, что это произведение, в отличие от имевших место в нашей литературе «производственных романов», обращено скорее к морально-этической, нравственной стороне затрагиваемых проблем.
-
Урок литературы в 10-м классе. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание". Вступительный урок. Символика романа. Знакомство с главным героем 2008
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" представляет известную сложность для учащихся. Важно с первого урока заинтересовать ребят, создать условия для внимательного чтения, а не просто слежения за сюжетом. Этому в немалой степени способствует знакомство со значимыми художественными деталями. Такими являются цветовая, числовая, топографическая символика, а также символика имен. Предварительные задания по наблюдению за использованием определенных деталей, а также подробный анализ 1 главы послужат примером вдумчивого чтения.
-
Урок литературы в 10-м классе.Тема: "Оставить по себе хоть крохотную сказку…" (по рассказу Ф.А. Абрамова "В Питер за сарафаном") 2009
Представлена разработка урока литературы в 8-м классе по изучению рассказа Ф.А. Абрамова "В Питер за сарафаном" с использованием кластера, синквэйна и тройного дневника. Урок сопровождается презентацией.
-
Урок литературы в 10-м классе: «Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"» 2010
Урок-исследование построен в соответствии с основными критериями уроков данного типа. Урок основан на индивидуальном и совместном творческом поиске учащихся для решения поставленных задач. Сочетание самых разных приёмов работы с учащимися, чередование эмоциональных моментов и моментов мышления активизирует учащихся, формирует умение анализировать эпическое произведение. Урок воспитывает чувство ответственности за выбранную «дорогу», стремление к активной жизненной позиции и высокой требовательности к себе.
-
Урок литературы в 10–11-м классе "Бессонные сновидения, или современный "футуризм" как лучшее средство от скуки" 2010
Автор знакомит учащихся с одним из интереснейших разделов современной поэзии – авангардной поэзией, с направлениями модернизма. Углубляет знания о футуризме, способствует развитию творческих способностей старшеклассников.
-
Урок литературы в 11 классе по теме: "Кто он, Павел Мечик?"(по роману А.А. Фадеева "Разгром") 2005
Данный урок требует от учащихся внимательного прочтения художественного произведения, выявляет уровень критического мышления ученика, способность формировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения, а также креативно решать поставленную проблему. Используемый метод - эвристическая беседа с элементом диспута - прививает интерес не только к литературе и истории, но и помогает формированию гуманистической и гражданской позиции старшеклассника.
-
Урок литературы в 11-м класе. Авторская песня 2009
Поэтический «бум» времен «оттепели», всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой авторской песни. Авторская песня стала общественным движением 50–60-х годов XX века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы.
-
Урок литературы в 11-м классе "Вечные ценности в рассказе Л.Улицкой "Дочь Бухары" 2008
Данный урок является одним из уроков по изучению литературы 80–90-х годов в 11-м классе. Используется частично-поисковый и исследовательский методы обучения, способствующие формированию навыков самостоятельной исследовательской деятельности, аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения. Задачей урока является выявление нравственной проблематики и идейно-художественного своеобразия рассказа, воспитание социально значимой, духовно-нравственной личности, умеющей сострадать.
-
Урок литературы в 11-м классе "Взгляд на "польский вопрос" в романе В.Аксенова "Московская сага" 2010
Роман В.Аксенова "Московская сага" принадлежит к тем произведениям, которые по-новому осмысляют военную тему, в частности отношения Советского Союза и Польши в 1945 году. Человечность и подлость, мужество и трусость, мудрость и увлечение ложными идеями - его основные темы. Сдвоенному уроку предшествует достаточно длительная подготовка. Обучающиеся читают отрывки из второго тома романа В.Аксенова "Московская сага" (глава 17 и 18).