Урок литературы «Писать надо так, чтобы слова рвались, как патроны в костре». Творчество Василия Макаровича Шукшина

Разделы: Литература

Ключевые слова: В.М.Шукшин


Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-презентация.

Цели:

  • Познакомить с жизнью и творчеством В.М.Шукшина, писателя, драматурга.
  • Показать лучшие нравственные качества русского народа, которые видел Шукшин, сам впитал в детстве, показал в произведениях.
  • Развить творческие способности учащихся, учить выразительному чтению, умению инсценировать текст.
  • Воспитывать нравственные качества: доброту, трудолюбие, любовь к малой родине.

Оборудование: портреты Шукшина, фотовыставка с видами села Сростки, родных В.М.Шукшина, выставка книг.

Ход урока

Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножко добрее быть...

В.М. Шукшин

Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок-презентация творчества знаменитого писателя, своеобразного драматурга, удивительного артиста В.М.Шукшина.

Современную прозу невозможно представить без творчества Шукшина, которое стало подлинным открытием в искусстве слова. Творчества, с его нестандартным подходом к человеку, с его пониманием истоков русского характера, за которыми видится сам художник, яркий, самобытный, исполненный любви.

Словарная работа:

Сказ - 1) Род народно-поэтического сказания, повествования. 2) Литературное произведение, в котором сочетается реальное и сказочное, фантастическое, а повествование ведется от лица рассказчика.

Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Стыд - 1) Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка. 2) Позор, бесчестье.

«Биографы»

1.У реки Суры, притока Волги, есть свой маленький приток – речка Шукша. Отсюда, из Поволжья переселились в 19 веке на Алтай предки писателя – Шукшины.

Василий Макарович родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. И был еще совсем маленьким, когда арестовали отца по обвинению в пособничестве врагам Советской власти. В 1956 году Макар Шукшин был посмертно реабилитирован – как и многие, безвинно пострадавшие в то время. Вырастила Васю и его сестренку Наталью мама – Мария Сергеевна. На короткий срок у детей появился отчим, по воспоминаниям Шукшина,- добрый человек. Отчим погиб на войне. Нежнейшую любовь к матери Шукшин пронес через всю свою жизнь.

В 1943, военном году он закончил сельскую семилетку и поступил в Бийский авиатехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки, стал рядовым колхозником, на все руки мастером. Однако в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить сына в самостоятельную жизнь.

С 17 лет Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках в Подмосковье – рабочие тогда требовались повсюду. Он пробовал поступить в военное авиационное училище, в автомобильное – через военкоматы. Не получилось. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу – на флот. Он служил сначала на Балтике, потом – в Севастополе: старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку. О том, что книги выстраивают целые судьбы, Шукшин написал, уже став известным писателем.

После демобилизации он вернулся в Сростки – очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом: «Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал». В Сростках, очевидно, не хватало учителей – Шукшин недолгое время преподавал в тамошней вечерней школе русский язык и литературу и сохранил светлую память о том, как благодарно слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки.

«Литературоведы»

1. (Из статьи В.Шукшина «Монолог на лестнице»)

«Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье».

Учитель: Весной 1954 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну денег на дорогу в Москву, продала телочку. О том, как Шукшин поступил в институт кинематографии, существует немало легенд.

«Литературоведы»

(Из воспоминаний Шукшина)

Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии.

Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Ромом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А смотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе.»

Еще студентом Шукшин отснял курсовую по своему сценарию, сам играл и режиссировал. Студентом получил первую большую роль в кино – солдат Федор в фильме Марлена Цухиева «Два Федора» (1959 год). Последняя его роль – Лопахин в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1974 год). Первая режиссерская работа в кино – фильм «Живет такой парень» (1964 год). Последняя – «Калина красная» (1973 год). Первый появившийся рассказ – «Двое на телеге» (1958 год). Первая книга – сборник рассказов «Сельские жители» (1964 год).

Учитель: В.М.Шукшин оставил после себя много рассказов, повестей. Тематика их разнообразна.

Ребята, какие рассказы вы прочитали специально к сегодняшнему уроку?

Скажите, кто является героями рассказов Шукшина?

Героями рассказов обычно становились деревенские жители, так или иначе сталкивающиеся с городом, либо, наоборот, горожане, попавшие в село. Деревенский человек при этом чаще всего наивен, простодушен, доброжелателен, однако город встречает его отнюдь не ласково и быстро окорачивает все его благие порывы. Наиболее ярко такая ситуация представлена в рассказе “Чудик” (1967).

«Литературоведы»

Своеобразие шукшинских рассказов:

- Отражение жизни в движении.

- Деловитость, собранность.

- Начало простое, уверенное, динамичное.

- Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания.

- Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах.

- Постоянная сюжетная ситуация — встреча.

- Концовка рассказа открыта.

Учитель: Шукшин принес в литературу нового героя - сельского мужика. Сегодня мы поговорим об одном из них – Чудике.

Беседа по вопросам.

- Рассказ назван “Чудик” по прозвищу главного героя.

- Какое первое впечатление производит Чудик?

- Действительно, и смешно, и жалко. Ведь это вроде бы не человек, а сплошное недоразумение, “22 несчастья”. Чудик постоянно попадает в нелепые ситуации. Давайте вспомним, в какие именно?

1. Сцена в магазине

Чудик глянул, "...а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая "бумажка". Создается проблемная для героя ситуация: тайком присвоить "бумажку" или объявить всем о находке и отдать ее владельцу, ведь она, "этакая зеленая дурочка лежит себе, никто ее не видит". Обратите внимание на то, как Шукшин называет деньги - «бумажка».

Употребляя по отношению, к неодушевленному предмету слово "дурочка", Шукшин передает нюансы душевного состояния героя: радость от находки и от сознания того, что никто, кроме него, не видит "бумажку". При этом главный вопрос — как поступит Чудик — остается пока открытым. Чудик объявляет всем о своей находке. Хозяина потерянной пятидесятирублевки не оказалось, и ее решили положить на видное место на прилавке. Герой выходит из магазина в приятнейшем расположении духа. Он доволен собой, тем, как это у него легко, весело получилось. Но тут обнаруживается, что найденные деньги принадлежали... ему самому: "Моя была бумажка-то! — громко сказал Чудик.

— Да почему же я такой есть-то?" — вслух горько рассуждал Чудик. Совестливость, стеснительность героя не позволяют ему протянуть руку за проклятой бумажкой, хотя он понимает, что будет долго казнить себя за рассеянность, что дома ему предстоит объяснение с женой.

Показательно, что автор и в собственном повествовании, и в речи Чудика называет пятидесятирублевку не иначе как бумажка, тем самым подчеркивая пренебрежительное к ней отношение. В этом, на первый взгляд незначительном, эпизоде проявляется взгляд Шукшина на одну из важнейших проблем духовной жизни человека — мещанское накопительство.

Однако своего героя автор отнюдь не идеализирует. Идеализация противоречит самой сути творчества Шукшина, для которого высшей мерой художественности было стремление говорить обо всем просто и прямо. Чудик — человек рассеянный (потеря денег), может показаться невоспитанным (назойливое приставание с разговорами к незнакомым людям), достиг не самых больших высот грамотности и т.д. Но все перечисленные недостатки героя представляются незначительными по сравнению с его "светлой душой" (один из своих рассказов В.М.Шукшин так и назвал "Светлые души").

2. Чтение по ролям сцены “Чудик в аэропорту”

(группа подготовленных учащихся)

- В чем заключается странность этих людей? (Живут вне суеты)

- Встречались ли вы с подобными людьми? Чем они привлекли ваше внимание?

- Можно ли согласиться со словами М.Горького, что “чудаки украшают мир?”

- Дайте характеристику герою.

(Добрый, простой, с открытой для людей душой, большим сердцем, с любовью к людям, щедрый, делится этой щедростью)

- Как вы думаете, изменится ли когда-нибудь Чудик? Почему вы так решили?
Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? что есть добро и зло? кто в этой жизни "прав, кто умнее?" И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает его чудаком, "чудиком".

- Как Шукшин относится к своим “чудикам”? Что роднит его с его героями?

Шукшин писал: “Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут “чудиками”. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь”.

Вывод: Да, нередко герои Шукшина необычны. Он ценил людей ищущих, мечтательных, чем-то увлеченных, лишенных зависти и корысти. Его тянет к людям цельным, светлым, бескорыстным. “Вот они такие, - словно говорил он, обращаясь к читателям, - и давайте поймем их, разглядим их подлинную сущность”. Не пора ли понять, что Шукшин, художник социально чуткий, заметил в жизни и сделал достоянием литературы разнообразные типы людей, которые долгое время оставались незамеченными.

Рефлексия:

  • Понравились ли тебе его рассказы и герои?
  • Хотел бы ты прочитать все его рассказы, обсудить их?

Учитель: Шукшин преподал нам своим творчеством уроки правды и мужества. В его правде всегда – боль за человека, любовь к человеку. Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, он хотел растревожить нашу душу, разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.

«Писать надо так, чтобы слова рвались, как патроны в костре».

Есть прекрасное стихотворение Евгения Евтушенко «Памяти Шукшина».

В искусстве уютно
быть сдобною булкой французской,
Но так не накормишь
ни вдов, ни калек, ни сирот.
Шукшин был горбушкой
с калиною красной вприкуску,
Черняшкою той,
без которой немыслим народ…
Когда мы взошли, на тяжелой закваске мужицкой,
Нас тянет к природе,
К есенинским чистым стихам.
Нам с ложью не сжиться, В уюте ужей не ужиться,
И сердце как сокол,
Как связанный Разин Степан.

Домашнее задание: Прочитать рассказ В.М.Шукшина «Срезал» и написать мини-сочинение: «О чём меня заставили задуматься произведения Шукшина».