Тип урока: урок-исследование.
Цель урока: воспитание любви к искусству, к творчеству А.С.Пушкина, показать роль театра в личности, индивидуальности поэта, в жизни каждого русского человека.
Задачи:
- развитие литературно-творческих способностей учащихся;
- развитие духовного мира учащихся;
- воспитание любви и уважения к литературе, к поэзии А.С.Пушкина, к поэтическому слову, к книге;
- способствовать проявлению и развитию творческих способностей сплочению детей при подготовке к коллективному исследовательскому делу;
- воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;
- воспитание интереса к отечественной истории и культуре.
Ход урока
I. Оргмомент
Вступительное слово учителя
(слайд 1)
Когда мы произносим фразу «Пушкин и театр», перед нашим мысленным взором возникает множество событий и фактов творческой биографии поэта. Это и описание театра в романе «Евгений Онегин», и тесное общение Пушкина с театральными деятелями, знаменитыми артистами той поры, и статьи о театре и драматургии, и, наконец, драматические произведения самого Пушкина.
Раздумывать о театре поэт начал еще в лицейские годы. По выходе из лицея он потянулся к его волшебному миру кулис, к тайнам сценического искусства.
Пушкин был страстным театралом, чутким зрителем, которого еще в его юности ценили лучшие русские актеры. Любовь поэта к театру была любовью деятельной: вместе с группой молодых любителей сценического искусства он постоянно участвовал в обсуждениях спектаклей, писал глубокие статьи.
Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене.
Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии.
Наш сегодняшний урок посвящен театру, его роли в жизни Пушкина… (слайд 2)
Проблемный вопрос урока:
- Почему люди ходили в театр?
- Какое место занимал театр в жизни людей XIX века?
- Каков дух театра XIX века?
Каждая группа заранее получила определенное задание, связанное с темой нашего урока.
Предоставим слово группе наших исследователей.
II. Выступление 1 группы театралов – «Театр времен Пушкина»
(слайд 3)
В России театр в том смысле, как мы его понимаем, появился довольно поздно. Особенной любительницей спектаклей была дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна. Она не только завела придворный театр и пригласила, например, итальянскую труппу, но требовала, чтобы все придворные и вообще служащие посещали театр: должностные лица обязывались подпискою быть на всех представлениях.
В екатерининское время публика уже охотно посещала спектакли. Театр – страсть молодёжи пушкинского времени. Театр посещали ежедневно. Молодых людей манил волшебный мир кулис, прелесть балета с его пируэтами и антраша, величественная красота трагедии. (слайд 4)
Во времена Пушкина театр любили страстно. Он стал своеобразным клубом, спектакли посещали ежедневно. Молодежь жила театром. Молодая компания, к которой принадлежал Пушкин, особенно литературное общество «Зеленая лампа», была страстными театралами. Вокруг молодых актрис и театральных школ развертывалась особая праздничная жизнь. Поединки, похищения, подкуп прислуги, переодевания, рискованные свидания - здесь, по словам исследователя Ю.М. Лотмана, творили из жизни авантюрный роман.
«Театральная школа находилась через дом от нас, на Екатерининском канале, - вспоминала Авдотья Яковлевна Панаева, дочь актера Брянского. - Влюбленные в воспитанниц каждый день прохаживались бессчетное число раз по набережной канала мимо окон школы... »
Воспитанницы постоянно смотрели в окно и вели счет, сколько раз пройдет обожатель, и мера влюбленности считалась числом прогулок мимо окон. Пушкин тоже был влюблен в одну из воспитанниц - танцорок и также прохаживался мимо окон школы и всегда проходил по маленькому переулку, куда выходила часть нашей квартиры, и тоже поглядывал на наши окна, где всегда сидели тетки за шитьем. Они были молоденькие, недурны собой, Я подметила, что тетки всегда волновались, завидя Пушкина, и краснели, когда он смотрел на них. Я старалась заранее встать к окну, чтобы посмотреть на Пушкина. Тогда была мода носить испанские плащи, и Пушкин ходил в таком плаще, закинув одну полу на плечо».
Свой восторг мастерством актёра, прекрасно сыгравшего свою роль, публика выражала иначе, нежели сейчас. Та же А.Я.Панаева вспоминала: «В моём детстве артистам не подносили ни букетов, ни венков, ни подарков. На другой день бенефиса от государя присылался подарок на дом: первым артисткам – бриллиантовый перстень, артисткам – серьги. Моду подносить букеты и подарки ввели иностранные танцовщицы, появившиеся на петербургской сцене».
Творчество А.С.Пушкина во времени – это первая треть ХIХ века. Его современники – актеры Мочалов, Каратыгин, трагические актеры Е.Семенова, А.Яковлев, Брянский, Колосова, балерина Истомина. Драматурги Загоскин, Хмельницкий, Шаховской – современники Пушкина.
Как и теперь, в театральном зале были партер, ложи и балкон, который называли галерея, или раек. Однако партер выглядел иначе. В нем было два отделения: кресла, или паркет, и собственно партер, пустое пространство за креслами, где можно было стоять. Кресла обычно покупали на спектакль или даже абонировали на весь сезон. В первых рядах появлялись люди сановные, отцы города, за ними располагались щеголи, согласные платить за кресла достаточно дорого.
В театре каждый занимал место в соответствии со своим статусом. Самый верхний ярус, раёк, заполняли писцы, приказчики модных магазинов, камердинеры, конторские служащие. Они громко выражали своё отношение к тому, что происходило на сцене, искренне переживали:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партери кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Словарная работа (слайд 5)
- Кресла - несколько рядов кресел перед сценой. Здесь сидела вельможная публика.
- Партер - пространство за креслами. Здесь смотрели спектакль стоя. Билеты стоили дёшево.
- Раёк - верхняя галерея, местопребывание демократической публики, которая аплодисментами требует начать спектакль.
Во времена Пушкина спектакли начинались рано, обыкновенно в 6 часов, и заканчивались уже в 9, так что «почётный гражданин кулис» успевал как раз к разгару бала или маскарада.
Многоярусная театральная храмина мягко озарялась оплывающими свечами массивной люстры и легких трехсвечных жирандолей. Люстру «заправляли», поднимая ее в специальную горницу под потолком. Для чего устроена была печатная машина. Затем люстру осторожно опускали на прежнее место. (слайд 6, 7)
Мягко поблескивала позолота и бархат лож, в свете колеблющихся свечей особенно красиво выглядели обнаженные женские плечи, вспыхивали бриллианты подвесок и диадем, золотое и серебряное шитье на мундирах офицеров, стоящих за спиной дам. Молодые щеголи наводили лорнеты на ложи незнакомых дам. Дамы знали, что их рассматривают: гордая и непринужденная осанка, изящно причесанные головки раскачиваются на стебельках тонких шеек, легкая улыбка блуждает по губам.
Этикет не позволял ни громкого смеха, ни резких движений; веер или в руках у дамы, или на коленях - этикет не позволяет положить его на бордюр ложи! У пожилых на цепочке висят лорнеты, которые они то и дело подносят к глазам - играют.... Во время представления свет не гасили. И когда стали погружать зрительный зал в темноту, многим это не понравилось.
Театр создавали балетмейстер, музыка и актеры. Замечательные декорации придавали особую прелесть спектаклю.
Чтобы вы могли представить себе этот волшебный мир, я предлагаю вам обратиться к картинам известного русского художника К.Сомова, который тоже был заядлым театралом. (слайд 8, 9)
Работа над картиной К.Сомова «Русский балет», «Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды» (слайд 10)
К.Сомов – известный художник рубежа 19-20 веков. В его семье, в которой царили добрые старинные обычаи, почитали живопись и театр.
Особое место в жизни и творчестве Константина Андреевича Сомова занимал балет. Страстный поклонник сценического искусства, художник с интересом и удовольствием посещал спектакли Мариинского и Большого театров, Театра Елисейских полей, Метрополитен-опера и Карнеги-Холла
Работа над описанием картины.
Вывод: Театр и литература влияли и на быт человека, формируя нравы и манеру жизни. Это важно иметь в виду, изучая дворянскую культуру первой трети ХIХ в. Ю.М.Лотман писал: «Есть эпохи - как правило, они связаны с «молодость» тех или иных культур, - когда искусство не противостоит жизни, а как бы становится ее частью» (слайд 11).
Выступление 2 группы театралов - Какой театр посещали А.С.Пушкин и Евгений Онегин?
Цель: провести расследование и узнать, какие театры посещали А.С.Пушкин и Евгений Онегин (слайд 12).
Большой театр (Мариинский театр) (слайд 13)
Мариинский театр оперы и балета на Театральной площади в Санкт-Петербурге является гордостью города на Неве. В деревянном театре, выстроенным в 1765 г., устраивали карнавалы и выступали любительские труппы. Через 17 лет А.Ринальди на месте деревянного воздвиг каменный театр, он именовался Большим и был тогда самым крупным театральным зданием в Европе. На его сцене ставили оперы, балеты, драмы. Здание не раз перестраивалось, горело и снова строилось. В конце XIX в. его в очередной раз перестроили – под консерваторию, первое в России высшее музыкальное учебное заведение. Среди его выпускников – П.И.Чайковский, Д.Д.Шостакович и др.
Александринский театр (слайд 14-15)
Название «Александринский» театр получил 13 августа 1832 года, когда император Николай I издал указ именовать здание театра в честь императрицы Александры Федоровны. Но александринская труппа начала свое существование ещё в 1756 году.10 августа 1756 г. Елизавета Петровна подписала указ об учреждении «Российского театра для представления в нем комедий и трагедий». 6 января 1759 г. театр назвали более лаконично – Российский театр. Первыми директорами Российского театра были А.Сумароков и Ф.Волков.
Вывод: В первой половине XIX века в Санкт-Петербурге было четыре театра- Александринский, Большой, Малый и Новый. Поэтому Евгений Онегин мог побывать в любом из них (слайд 16).
Выступление 3 группы театралов - Репертуар театра первой половины XIX века. Исследовать репертуар театра первой половины XIX века (слайд 17).
…там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой…
(ГЛ.1, XVIII) - (слайд 18)
Показ слайдов 19-22:
- Г.Р.Державин «Пожарский, или Освобождение Москвы» (1806)
- В.А.Озеров «Дмитрий Донской»
- А.А.Шаховской “Крестьяне, или Встреча незваных” (1815 г.)
- В.М.Крюковский «Пожарский» (1897 г.) Б.М.Федоров «Русские витязи при князе Владимире» (1814 г.) С.И.Давыдов «Торжество победы»
- Ш.-Л.Дидло – «верховный жрец хореографии» «У нас был первый в мире хореограф, у нас был Дидло, не имевший в своем ремесле ни предшественников, ни последователей. Дидло единственный, неподражаемый, истинный поэт, Байрон балета…» (из воспоминаний старого театрала).
Вывод: Репертуар русского театра первой половины XIX века отличался прежде всего своим национальным и патриотическим звучанием. Русские исторические пьесы будили патриотические чувства, заряжали историческим оптимизмом и определяли направление поисков национального репертуара для русского театра (слайд 23).
Выступление 4 группы театралов - Известные актеры русского театра первой половины XIX века. Цель: узнать имена известных актеров, блиставших на сцене русского театра.
Проблема: Какова роль известных театральных имен в жизни А.С.Пушкина? (слайд 24)
А.И.Истомина, балерина (слайд 25)
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина;
Она одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
(ГЛ.1, XX)
Е.С.Семенова, актриса (слайд 26)
…Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил…(гл.1, XVIII).
Другие актеры (слайд 27)
Кроме Истоминой и Семеновой в истории русского театра оставили яркую память Каратыгин, Брянский, Сосницкий, Вальберхова, Колосова и многие другие актеры.
Вывод: Театр формировал зрителя. Трагическая актриса Екатерина Семенова создавала величественные образы героинь, а Истомина своим упоительным танцем заставляла учащенно биться юные сердца (слайд 28).
Учитель: «Волшебным краем» называл Пушкин театр. Каждый вечер он в театральных креслах. Он признанный ценитель актерских дарований, пламенный поклонник актрис Е.С.Семеновой, Е.И.Истоминой, А.М.Колосовой. Он знаком со всеми сценическими знаменитостями, он свой человек за кулисами. Первая его критическая работа, написанная в 1820 году, - «Мои замечания об русском театре». Несколько лет спустя, находясь в ссылке и вспоминая в первой главе «Евгения Онегина» далекий оставленный Петербург, Пушкин с тоской и любовью вздохнет о милом его сердцу столичном театре.
А теперь мы с вами вместе проведем небольшое исследование и попытаемся выяснить: одинаково или различно отношение к театру А.С.Пушкина и Евгения Онегина?
Мы попытаемся найти в тексте романа и доказательства отношения к театру автора и его героя (слайд 29).
Внимательно изучим строфы, повествующие об отношении Онегина к театру, выделяя элементы рассказа. Открываем первую главу строфы XVII–XXII.
1) Онегин едет в театр из ресторана Talon, где с известным повесой Кавериным выпил не один бокал «вина кометы» (шампанского урожая 1811 г., года кометы), плотно закусив мясом, трюфелями, гусиной печенкой, сыром и ананасами; к балету в театре его призывают громко бьющие часы (намек на отсутствие истинного стремления), а так как брегет останется с Онегиным, он, очевидно, будет звонить и в театре, мешая спектаклю.
(Словарная работа – брегет) (слайд 30)
2) Онегин для театра — «злой законодатель».
3) Его отличительная черта — он «непостоянный обожатель // очаровательных актрис».
4) Его титул — «почетный гражданин кулис».
5) Привлекательный для него театр — место, «Где каждый, вольностью дыша, // Готов охлопать entrechat, // Обшикать Федру, Клеопатру, // Моину вызвать (для того, // Чтоб только слышали его)».
6) Онегин входит в зал, когда «всё хлопает» после выступления Истоминой, он опоздал к началу и «идет меж кресел по ногам», на сцену не смотрит, а рассматривает только то, ради чего пришел в театр: «Двойной лорнет (Словарная работа (слайд 30)) скосясь наводит // На ложи незнакомых дам». Подчеркнуто, что он все осмотрел, но, судя по фразе «Лицами, убором // Ужасно недоволен он», его интересовал не спектакль; поприветствовал мужчин.
7) Наконец, посмотрел в сторону сцены:
«Потом на сцену // В большом рассеянье взглянул, // Отворотился — и зевнул».
8) Здесь-то и сказался «театра злой законодатель» — звучит приговор Онегина: «Балеты долго я терпел, // Но и Дидло мне надоел».
9) Спектакль еще идет, но Онегин из театра «вышел вон; // Домой одеться едет он» и отправляется на бал в «великолепном доме», здесь он может найти «ножки милых дам» и получить истинное (не как в театре) удовольствие.
В театре Онегина — «театре кулис» — совершенно отсутствует искусство (упоминается только в отрицательном смысле), это место сомнительного развлечения, проигрывающее и ресторану Talon, и великосветскому балу.
Таким образом, театр для Онегина и многих других молодых людей служил не местом культурного отдыха, а местом пустого времяпрепровождения, где можно было показать себя и посмотреть на других (слайд 31).
Теперь проведем аналогичную процедуру с теми строками первой главы романа, в которых излагается взгляд Пушкина на театр.
1) Для Пушкина театр — «волшебный край», с этого определения начинается текст романа, раскрывающий театральную концепцию Пушкина, какой она сложилась к 1823 г.
2) Для поэта театр не ограничивается сегодняшним представлением, у него есть славная история («стары годы»).
3) Существенно, что сначала Пушкин вспоминает драматургов («Фонвизин, друг свободы», «переимчивый Княжнин», Озеров, Катенин, воскресивший «Корнеля гений величавый», «колкий Шаховской»). В этом ряду — только одно имя актрисы («Там Озеров невольны дани // Народных слез, рукоплесканий // С младой Семеновой делил») и одно имя постановщика балетов Дидло. Примечательно, что именно драматурги характеризуются словами «блистал», «гений величавый», актеры лишь могут делить народные слезы и рукоплескания с авторами пьес. Таким образом, театр — это мир писателей в первую очередь.
4) Вспоминая юность (время театра как мира кулис и актрис), Пушкин отмечает сменяемость исполнителей в театре (о своих «богинях»: «Все те же ль вы? Другие девы, // Сменив, не заменили ль вас?»), актрисы уходят, драматурги — а с ними и сам театр — остаются.
5) Когда-то молодой поэт, подобно Онегину, видел в общении с актрисами развлечение, теперь же, говоря о памятных для него персонажах, он задается совсем другими вопросами: «Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?»,
т. е. говорит о художественных впечатлениях (и только о них), оставленных в его памяти исполнительницами.
6) При этом оказывается, что для поэта знакомые впечатления от театра важнее новых впечатлений, он ищет «знакомых лиц», боится, что «взор унылый не найдет // Знакомых лиц на сцене скучной», и тогда останется путь Онегина: «И, устремив на чуждый свет //Разочарованный лорнет, // Веселья зритель равнодушный, // Безмолвно буду я зевать».
Но есть и отличие, обнаруживающееся в окончании пассажа: «И о былом воспоминать?».
Значит, «волшебный край» не исчезнет — он сохранится в воспоминаниях.
7) Для Пушкина театральные воспоминания окрашены ностальгической грустью, но происходящее на его глазах в зрительном зале превращается в захватывающий праздник при условии, что театр полон зрителей, «ложи блещут», «партер и кресла, всё кипит», «в райке нетерпеливо плещут» — все это прелюдия необычайного, потрясающего представления, от которого зрителей отделяет только занавес, шум взвивающегося занавеса завершает прелюдию, наполненную блеском, движением, голосами зрителей, звуками аплодисментов.
8) На сцене «блистательна, полувоздушна, // Смычку волшебному послушна, // Толпою нимф окружена, // Стоит Истомина». Здесь два важных акцента: балерина стоит, поэтому никак не может быть ни блистательной, ни полувоздушной. Откуда же такой образ? Дело в том, что стоит не какая-то балерина, а Истомина. Она еще не начала танцевать, но воспоминание о танце Истоминой, уже ставшем легендой, позволяет говорить и о блистательности, и о других ее качествах, сразу же подтверждающихся, когда танец начинается, и «вдруг прыжок, и вдруг летит, // Летит, как пух от уст Эола» — так подтверждается и ее полувоздушность.
9) «Всё хлопает» — завершающая фраза всего описания удивительного представления.
Аплодисменты оказываются его важной составляющей частью. В театре все продумано для того, чтобы получить высокое наслаждение, — и расположение мест публики, и занавес, скрывающий тайны сцены, и ее оформление, и музыка, и актерское перевоплощение в персонажей, то реальных, то фантастических («еще амуры, черти, змеи // на сцене скачут и шумят»), и аплодисменты.
10) Следующая фраза — «Онегин входит».
Он все пропустил, дальше следует уже рассмотренный выше текст о его впечатлениях от публики и от балета. Ю.М.Лотман совершенно справедливо указывал на то, что опаздывать на спектакль для «почетных граждан кулис» было обычно и даже положено, как и ходить по ногам, здороваться со знакомыми, осматривать дам (хотя это и считалось неприличным), в этом смысле можно утверждать, что Онегин — типичный молодой дворянин того времени, это пример реалистической типизации в романе. Но для темы театра существенно несколько другое: если Онегин наступает на ноги зрителей в креслах, значит, зрители уже сидят, театр еще до поднятия занавеса полон, великолепное исполнение Истоминой своего танца в балете вызывает бурные аплодисменты, несмотря на отсутствие Онегина, чье мнение оказывается ничего не значащим для театра.
Анализ строф первой главы «Евгения Онегина», посвященных театру, позволяет прийти к некоторым выводам.
Вывод (подводит учитель): Эти строфы следует считать первым по времени и одним из значимых по содержанию художественным изложением пушкинской эстетики театра. В тексте представлены две контрастные концепции театра — Онегина как «гражданина кулис» и Пушкина как «гражданина зрительного зала» (говоря словами самого Пущкина, «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной… » (слайд 32) Их контраст, с одной стороны, позволяет поэту отделить себя от своего героя, с другой стороны, сосредоточиться на авторской концепции театра. В этой концепции можно усмотреть значимое для поэта разграничение собственно театра и сцены.
Театр — трибуна драматургов, он имеет славную историю, призван через трагедию, комедию, сатиру утверждать высшие ценности культуры.
Сцена — поле деятельности актеров, постановщиков и зрителей. Пушкин не употребляет понятия «сценичность», но дает определенные ключи для рассмотрения проблемы сценичности. Спектакль будет, безусловно, успешен:
1) если зал будет полон, будет настроен на праздник, готов аплодировать;
2) если среди исполнителей ролей будут знакомые лица, уже известные по другим ролям, и это будут талантливые люди;
3) если все средства, имеющиеся у театра (декорации, костюмы, музыка и т. д.), будут умело использованы;
4) если между всеми составными частями спектакля (текст, постановка, актерская игра, художественное и музыкальное оформление вплоть до «смычка волшебного») установится единство и гармония;
5) если «почетные граждане кулис» не будут использовать свои возможности сорвать спектакль, обшикать актеров, испортить атмосферу театрального таинства.
И теория театра, и теория сцены, заложенные А.С.Пушкиным в первой главе «Евгения Онегина», отразились в «Борисе Годунове», «Маленьких трагедиях» и других драматических произведениях великого русского поэта.
Сообщение ученицы о постановке киноспектакля «Пушкин» (слайд 33)
Интерес к жизни и творчеству не угасает со временем, а, напротив, все более усиливается.
Театр С.Безрукова представляет свой взгляд на жизнь и судьбу Александра Сергеевича Пушкина. Одну из ролей в спектакле, Веры Нащекиной, исполняет Хасанова Лилия (уроженка нашего города). Действие спектакля охватывает большой период жизни поэта, со ссылки в Михайловское и приезда туда Пущина в 1825 году до трагической дуэли в 1837-м.
Слишком много лет отделяет нас от эпохи, когда жил поэт, и для многих он давно превратился в бронзовый памятник, в «классика русской литературы» из школьной программы. И потому для Сергея Безрукова было важно показать живого человека, со своими страстями, жизненными коллизиями – ведь именно они были тем материалом, из которого выросла его поэзия. Пушкин в спектакле – озорной, ранимый, страстно любящий друзей и ненавидящий врагов, острый на язык и скорый на дерзкий поступок, окруженный шпионами третьего отделения, невыездной. Не желающий сносить унижения и готовый биться насмерть, чтобы отстоять свою честь…
Сергей Безруков: «Хочется, чтобы зритель на нашем спектакле еще раз пережил смерть Пушкина, ощутил утрату. Когда переживаешь утрату человека со слезами на глазах, приближаешь его к себе. И Пушкин становится не запыленным томиком стихов, не «двойкой» по школьному сочинению, не памятником, а живым и близким человеком, за которого переживаешь».
Просмотр фрагмента из спектакля (1 мин. 35 сек.) (слайд 34)
Одновременно составление синквейна с ключевым словом ТЕАТР. Заслушивание синквейнов.
Учитель:
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!
Вывод: Наш урок-исследование, посвященный Пушкину и его любви к театру, подошел к концу. Мне хочется, чтобы в наш современный мир компьютерных технологий волшебный край театра продолжал увлекать и вас, как когда-то он волновал и увлекал нашего величайшего поэта.
(Дом.задание на следующий урок)