Тема урока: «Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме».
Цель урока:
- расширить представления учащихся об исторической эпохе в поэме;
- совершенствовать навыки устной речи, анализа поэтического текста;
- развивать творческое видение художественного произведения.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация-кинолента, рисунки детей.
Основной метод: рассказ учителя, выразительное чтение, реализация межпредметных связей с историей, работа с репродукциями, элементы анализа текста.
Основной приём: составление киносценария.
Предварительная работа: найти материалы об Иване Грозном, нарисовать рисунки по заданному эпизоду.Ход урока
1. Введение в тему:
Учитель:
Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую старину Руси XVI века во времена Ивана Грозного. Давайте мы вместе с вами восстановим в памяти картины жизни и быта этого времени (обращается к учащимся):
1) Что вы знаете об Иване Грозном? (ответы учеников).
Вспомним картину А.Васнецова – фигура вытянута, занимает значительную часть полотна. Зритель смотрит на Ивана Грозного как бы снизу. Все это создает впечатление величественности царя.
2) Таков ли он в истории?
Суровый, подозрительный решительный, непреклонный в достижении своих целей. Но вместе с тем перед нами человек большого ума, государственный деятель, полный силы и величия.
3) Кто может дополнить информацию об Иване Грозном? (ответы учащихся)
Иван Васильевич – первый русский царь, сын Василия III и Елены Глинской. Он старший сын и в трехлетнем возрасте оказался на престоле.
«Иван Грозный имел разум превосходный не чуждый образования и сведений, хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги, и преступления» (Н.М.Карамзин)
2. Характеристика эпохи Ивана Грозного.
Итак, главное историческое лицо – царь Иван Грозный.
1) А кто любимец царя в песне?
(Опричник Кирибеевич.)
2) Что вы знаете об опричнине? (ответы учащихся).
Учитель уточняет понятие «опричнина».
-Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, осуществляемых царем Иваном Грозным для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления централизованной власти. Она была введена в 1565 году, для этого было создано войско Стрелецкое.
3) А как относился царь к опричникам? Может они были любимчиками?
Историографы отмечали:
- «Да, сказать неучтивое слово кромешнику (т.е. опричнику) значило оскорбить самого царя»
- «что люди земские от дворянина до мещанина были безгласны, безответны против опричных»
- Даже упоминалось о похищении жен у многих знатных людей, которые совершали приближенные царя.
4) А кто может ответить, что такое «Домострой»? (Свод житейских правил XVI века).
- «Царя бойся, служи ему верою как богу, повинуйся. Зла на зло не воздавай, кто грешит, тех не осуждай».
Семья: «Угождать мужу, жить в согласии, покоряться, быть благочинной, со страхом принимать наказание».
3. Составление киноленты учащимися с использованием рисунков и рассказов.
Учитель: Вот мы с вами обрисовали исторические картины жизни и быта XVI века при Иване Грозном. Обратимся к произведению и попробуем составить киносценарий по «Песне про купца Калашникова». Текст вы прочитали и нарисовали картины жизни и события, описанные М.Ю.Лермонтовым. Где происходит действие?
I кадр. В Москве. «Старинный стольный град Москва»
Почему жанр этого произведения – «песня»? «Песня» - поэма об историческом прошлом России, писались стихами и воспевались героические деяния гуслярами.
II кадр. Гусляры.
III кадр. Пир у Ивана Грозного.
«Улыбаясь, царь повелел тогда
вина сладкого заморского
нацедить в свой золоченый ковш
и поднесть его опричникам.
Заметил царь, что пригорюнился его верный слуга Кирибеевич».
IV кадр. Опричник Кирибеевич.
О чем повествует он царю?
Почему автор говорит о нем, что он «лукавый раб» - утаил от царя, что полюбил замужнюю женщину.
V кадр. Алена Дмитриевна.
VI кадр. Купец Калашников за торговлей.
VII кадр. Закрывает лавку спешит домой.
VIII кадр. Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну. Признался в любви, ласкал целовал фату бухарскую.
IX кадр. Пришел купец домой, нет жены дома.
Вбегает Алена Дмитриевна, она исполнила долг и осталась «верною женою», а потому имеет право от мужа просить защитить её, не отдать «злым охульникам на поругание».
Возмутился купец Калашников и решил в кулачном бою на Москве – реке в присутствии царя наказать опричника.
X кадр. Кулачный бой.
XI. Победил Калашников. Честь жены отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство «верного слуги». С царской точки зрения, Иван Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова.
Учитель: Как понять поведение царя? Не узнав правды, а «наградил» победителя царской милостью не оставит жену и сиротинушек детей.
- Знатность опричника (из роду Скуратовых)
- Любимец царя.
- Калашников – простой человек, купец, но какие качества ставят его выше знатного опричника: брак для него - святыня (святые иконы), справедливость и право (за святую правду- матушку)
Честность, достоинство, твердый и сильный характер. Хранитель обычаев и христианских заповедей. Калашников – былинный герой русский богатырь, образ человека из народа.
XII кадр. Схоронили его за Москвой-рекой.
4. Итог урока.
1) Какие проблемы поднимаются в «песне про Калашникова»?
2) Что нового вы узнали сегодня на уроке.
3) Какой рисунок, по вашему мнению, наиболее точно отражает тему нашего урока?
5. Выставление оценок.
Домашнее задание: Ответить на вопросы в конце произведения. Отрывок наизусть.