Урок литературы (7-й класс) "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Разделы: Литература

Класс: 7


Тема урока: «Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме».

Цель урока:

  • расширить представления учащихся об исторической эпохе в поэме;
  • совершенствовать навыки устной речи, анализа поэтического текста;
  • развивать творческое видение художественного произведения.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация-кинолента, рисунки детей.

Основной метод: рассказ учителя, выразительное чтение, реализация межпредметных связей с историей, работа с репродукциями, элементы анализа текста.

Основной приём: составление киносценария.

Предварительная работа: найти материалы об Иване Грозном, нарисовать рисунки по заданному эпизоду.

Ход урока

1. Введение в тему:

Учитель:

Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую старину Руси XVI века во времена Ивана Грозного. Давайте мы вместе с вами восстановим в памяти картины жизни и быта этого времени (обращается к учащимся):

1) Что вы знаете об Иване Грозном? (ответы учеников).

Вспомним картину А.Васнецова – фигура вытянута, занимает значительную часть полотна. Зритель смотрит на Ивана Грозного как бы снизу. Все это создает впечатление величественности царя.

2) Таков ли он в истории?

Суровый, подозрительный решительный, непреклонный в достижении своих целей. Но вместе с тем перед нами человек большого ума, государственный деятель, полный силы и величия.

3) Кто может дополнить информацию об Иване Грозном? (ответы учащихся)

Иван Васильевич – первый русский царь, сын Василия III и Елены Глинской. Он старший сын и в трехлетнем возрасте оказался на престоле.

«Иван Грозный имел разум превосходный не чуждый образования и сведений, хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги, и преступления» (Н.М.Карамзин)

2. Характеристика эпохи Ивана Грозного.

Итак, главное историческое лицо – царь Иван Грозный.

1) А кто любимец царя в песне?

(Опричник Кирибеевич.)

2) Что вы знаете об опричнине? (ответы учащихся).

Учитель уточняет понятие «опричнина».

-Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, осуществляемых царем Иваном Грозным для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления централизованной власти. Она была введена в 1565 году, для этого было создано войско Стрелецкое.

3) А как относился царь к опричникам? Может они были любимчиками?

Историографы отмечали:

- «Да, сказать неучтивое слово кромешнику (т.е. опричнику) значило оскорбить самого царя»

- «что люди земские от дворянина до мещанина были безгласны, безответны против опричных»

- Даже упоминалось о похищении жен у многих знатных людей, которые совершали приближенные царя.

4) А кто может ответить, что такое «Домострой»? (Свод житейских правил XVI века).

- «Царя бойся, служи ему верою как богу, повинуйся. Зла на зло не воздавай, кто грешит, тех не осуждай».

Семья: «Угождать мужу, жить в согласии, покоряться, быть благочинной, со страхом принимать наказание».

3. Составление киноленты учащимися с использованием рисунков и рассказов.

Учитель: Вот мы с вами обрисовали исторические картины жизни и быта XVI века при Иване Грозном. Обратимся к произведению и попробуем составить киносценарий по «Песне про купца Калашникова». Текст вы прочитали и нарисовали картины жизни и события, описанные М.Ю.Лермонтовым. Где происходит действие?

I кадр. В Москве. «Старинный стольный град Москва»

Почему жанр этого произведения – «песня»? «Песня» - поэма об историческом прошлом России, писались стихами и воспевались героические деяния гуслярами.

II кадр. Гусляры.

III кадр. Пир у Ивана Грозного.

«Улыбаясь, царь повелел тогда
вина сладкого заморского
нацедить в свой золоченый ковш
и поднесть его опричникам.
Заметил царь, что пригорюнился его верный слуга Кирибеевич».

IV кадр. Опричник Кирибеевич.

О чем повествует он царю?

Почему автор говорит о нем, что он «лукавый раб» - утаил от царя, что полюбил замужнюю женщину.

V кадр. Алена Дмитриевна.

VI кадр. Купец Калашников за торговлей.

VII кадр. Закрывает лавку спешит домой.

VIII кадр. Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну. Признался в любви, ласкал целовал фату бухарскую.

IX кадр. Пришел купец домой, нет жены дома.

Вбегает Алена Дмитриевна, она исполнила долг и осталась «верною женою», а потому имеет право от мужа просить защитить её, не отдать «злым охульникам на поругание».

Возмутился купец Калашников и решил в кулачном бою на Москве – реке в присутствии царя наказать опричника.

X кадр. Кулачный бой.

XI. Победил Калашников. Честь жены отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство «верного слуги». С царской точки зрения, Иван Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова.

Учитель: Как понять поведение царя? Не узнав правды, а «наградил» победителя царской милостью не оставит жену и сиротинушек детей.

  1. Знатность опричника (из роду Скуратовых)
  2. Любимец царя.
  3. Калашников – простой человек, купец, но какие качества ставят его выше знатного опричника: брак для него - святыня (святые иконы), справедливость и право (за святую правду- матушку)

Честность, достоинство, твердый и сильный характер. Хранитель обычаев и христианских заповедей. Калашников – былинный герой русский богатырь, образ человека из народа.

XII кадр. Схоронили его за Москвой-рекой.

4. Итог урока.

1) Какие проблемы поднимаются в «песне про Калашникова»?

2) Что нового вы узнали сегодня на уроке.

3) Какой рисунок, по вашему мнению, наиболее точно отражает тему нашего урока?

5. Выставление оценок.

Домашнее задание: Ответить на вопросы в конце произведения. Отрывок наизусть.

Презентация.