Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия добра и его составляющих.
Задачи урока:
- Обеспечить в ходе урока усвоение и закрепление понятие добра и его составляющих путём формирования умений по анализу художественного текста;
- Содействовать нравственному воспитанию, самосовершенствованию, развитию духовно богатой личности;
- Развивать способность эмоционально откликаться, размышлять над увиденным или прочитанным, выделять главное, синтезировать и обобщать, приходить к умозаключениям, делать выводы, проводить самооценку.
УУД, направленные на достижение личностных результатов: участвовать в творческом созидательном процессе, чувствовать личную ответственность за будущий результат, осознавать себя как индивидуальность в то же время как часть общества, культивировать стремление к красоте и самооценке своих действий и поступков, самосовершенствованию.
УУД, направленные на достижение метапредметных результатов: уметь искать и выделять нужную информацию из текста, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к литературе.
УУД, направленные на достижение предметных результатов: создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера.
Оборудование урока:
- тексты (главы из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»),
- отрывок из видеофильма «Братья Карамазовы»,
- мультимедийная проекция, карта урока.
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1 |
Мотивационно-ориентировочный |
Организует просмотр отрывка-притчи, рассказанной Иваном Карамазовым, о генерале и растерзанном псами ребёнке, из видеофильма, снятого по одноимённому роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». |
Осуществляют просмотр отрывка и формулируют тему и проблему урока. Тема: «Страдание ребёнка и зло в мире». |
Л: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния. |
Предлагает обратиться к истории, рассказывающей о страданиях и смерти другого мальчика, Илюшечки (по материалам прошлого урока) |
Рассказывают предысторию Илюшечки: за что пострадал ребёнок? (За обиду, нанесённую его отцу Дмитрием Карамазовым, за честь, оскорблённое человеческое достоинство, правду). |
Л: различать основные нравственно-этические понятия; |
||
Работая в группах, начинают оформлять карту урока: намечают пути решения проблемы через рассмотрение притчи о генерале и мальчике и анализ речи Алёши Карамазова у могилы Илюши. |
Л: участвовать в творческом, созидательном процессе; |
|||
2 |
Мотивационно-ориентировочный |
|
Обучающиеся в группах, работая с текстами (притча Ивана и речь Алёши), через синонимичные ряды формируют представления о мире Ивана и Алёши. В итоге получаются два кластера. В ходе анализа притчи заключают, что рассказчик, Иван Карамазов, обращается к человечеству с призывом к бунту против существующего миропорядка, отмщению за страдания невинных, детей. |
Л: способствовать навыкам формирования исследовательской деятельности; |
В ходе анализа речи Алёши Карамазова у могилы Илюшечки усматривают идею всепрощения. Отсюда - отмщение и непрощение - лики зла, а примирение и любовь - это лики добра. |
Л: способствовать формированию устойчивой мотивации к самосовершенствованию; |
|||
3 |
Рефлексивно-оценочный |
Появляется изображение: весы, на чашах которых уравновешивается добро и зло. |
Формулируют вывод: добро настолько же реально и осязаемо, насколько реально и осязаемо зло. |
Л: способствовать устойчивой мотивации к самосовершенствованию; |
Предлагается каждому сформулировать и записать в карте урока любой интересующий вопрос. |
|
Л: способствовать устойчивой мотивации к самосовершенствованию; |
Литература для учителя и обучающихся
- Достоевский Ф.М. Сочинения [Текст]: в 30т/ Фёдор Достоевский: [подгот. текста В.Е.Ветловская, Е.И.Кийко]. - Ленинградское отделение издательства «Наука», 1976. - 14 т.
- Достоевский Ф.М. Сочинения [Текст]: в 30т/ Фёдор Достоевский: [подгот. текста и коммент. А.И.Батюто, В.Е.Ветловская, А.А.Долинин, Е.И.Кийко, Г.В.Степанова, Г.М.Фридлендер]. - Ленинградское отделение издательства «Наука», 1976. - 15 т.