Тема литературного краеведения, на мой взгляд, достаточно актуальна: развивается интерес к художественной литературе прошлого и наших дней, к истории родного края, формируются навыки анализа и критической оценки литературных произведений.
Уроку предшествует следующая подготовительная работа: чтение и обсуждение в классе сказа П. Бажова "Хозяйка Медной горы" (в соответствии с программой), домашнее чтение сказа В. Галкина "Седой медведь", объяснение понятия "сказ", сбор биографических материалов о жизни и творчестве П. Бажова и В. Галкина, знакомство с творчеством художника - земляка В.И.Сурикова, с его картинами: "Сибирский пейзаж", "Тайга", "Енисей", "Синий камень на Енисее".
Цель урока: обучить навыкам анализа литературных произведений; раскрыть своеобразие сибирских сказов; продолжить знакомство с лучшими полотнами русской живописи.
Методические приёмы: беседа, сообщения учащихся, анализ поэтики художественного произведения.
Словарная работа: постоянные эпитеты, диалектные слова.
Ход урока
I Учитель
Все дети очень любят сказки. Им их читают с детства в большом количестве. И дети знают, что сказки разных народов, хотя и имеют похожие, близкие сюжеты, но в то же время имеют множество отличий. Даже русские сказки разных областей отличаются. А сказы? Можно ли сказать, что, созданные в разных уголках нашей огромной страны, они повторяют друг друга или имеют свою специфику? Чтобы ответить на этот вопрос, для сравнительного анализа мы воспользуемся уральскими сказами П.Бажова и сибирскими сказами В.Галкина.
II Сообщения подготовленных учеников о биографиях П.Бажова и В.Галкина (оформлены стенды, представляющие обзор литературного творчества писателей).
III Учитель
О мастерах-сказителях, или как их называли, старинщиках, бахарях, хочется рассказать особо. Не каждый мог называться сказителем, а только знаток слова, выдающийся исполнитель, ценимый и уважаемый людьми. Часто этот талант помогал в жизни. Старинщику, например, не поручали особенно трудной работы, они обычно делали то, что исполняли подростки, при разделе чего-либо старинщику доставалась лучшая часть. Его уважали, ценили, готовы были слушать и слушать. До нас дошли немногие их имена. Следует выделить В.А.Хмелинина, который говорил: "Про старинное житье да про земельные дела помню и вам поведаю".
IV Задание
Для сравнительного анализа мы выбрали сказ П.П.Бажова "Хозяйка Медной горы" и сказ В. Галкина "Седой медведь" (тексты сказов к уроку прочитаны).
Сравнительный анализ сказов проведем по следующим параметрам:
- особенности лексики произведений;
- соотношение реальности и вымысла;
- описание героев.
1. Наблюдая за лексикой сказов, находим постоянные эпитеты, встречающиеся и в том и в другом произведении: "мать сыра земля", "красота неписаная" (у Бажова), "ночка темная", "подружки задушевные" (у Галкина). Встречаются фразеологические обороты: "и ухом не повел", т.е. не обратил внимания (у Бажова), "поперек слова не молвит", т.е. не будет спорить, "им и горюшка мало", т.е. им все равно (у Галкина). В качестве лексического отличия можно назвать употребление авторами диалектных слов и выражений, характерных только для жителей Урала или Сибири. В ходе работы над лексикой сказов выяснилось, что речь произведений богата присказками, прибаутками, шутками да небылицами. Веселое лукавство ума, насмешливость, живописный способ выражаться присущи героям и Бажова, и Галкина.
2. По вопросу о соотношении реальности и вымысла в уральских и сибирских сказов выявилось следующее. В сказах Бажова и Галкина, в отличие от сказок, люди верили в то, о чем шла речь. Они верили, что на самом деле Хозяйка Медной горы существует и награждает своими богатствами достойного, что Седой медведь не даст в обиду слабого, что им будет наказан виновный. В этих сказах тоже есть чудеса (превращение ящерки в женщину - превращение человека в медведя), но они служат объяснением непонятного: явлений природы, свойств полезных ископаемых, способов их добычи, совершению правосудия.
3. Добрый молодец и красная девица в сказках должны быть обязательно красивы, а красота их описывается в соответствии с представлениями народа. Сходные описания находим и в сказах: "глаза звездой, брови дугой, губы - малина, русая коса через плечо перекинута, а в косе лента синяя (Бажов); "щеки румяные, глаза ясные, брови соболиные" (Галкин). Находим сравнения, характеризующие героев: "чисто лиса, так и метет, так и метет хвостом" - о хитром человеке; "клюнул, как язь на колобок" - о завистливом.
V Учитель
Итак, проанализировав произведения, относящиеся к разным географическим территориям, сопоставив их сюжеты, главных героев, их речь, быт и нравы людей того и другого края, можно сказать, что, несмотря на некоторые различия сказов, оба автора переняли у народных образцов лучшее, что в них было: гуманность (человеколюбие) и веру в победу добра и справедливости.